Заполнение паспорта дошкольного учреждения
Беседа с заведующей ДОУ
Оформление записей в дневнике
познакомиться с базой прохождения практики, задачами, функциями базового дошкольного образовательного учреждения.
Провести беседу с заведующей ДОУ
Запись режима дня группы и списка детей
Хронометраж и анализ участие воспитателя и помощника воспитателя в организации и проведении режимных моментов, занятия, самостоятельной деятельности детей по предложенной схеме.
Налаживание контакта с детьми группы
Оформление записей в дневнике
Хронометраж за деятельностью воспитателя:
Первая половина дня: (утро – прием детей, игры, гимнастика, занятия, прогулка, игры).
Вторая половина дня: (подъем детей, игры, совместная деятельность воспитателя с детьми, прогулка, вечер – самостоятельная деятельность детей, работа с родителями).
При анализе ответьте на следующие вопросы:
- Что входит в содержание деятельности воспитателя в первую и вторую половины дня?
- Какой вид деятельности преобладает у детей в первую половину дня? Во вторую половину дня ? Чем занимаются дети вечером?
- Как и в чем проявляется сотрудничество между воспитателем и его помощником?
- Какой внешний вид имеют воспитатели ?помощник воспитателя ?
Налаживание контакта с детьми:
С первого дня пребывания студента-практиканта в группе детского сада рекомендуется расположить к себе детей, попытаться сделать общение с ними личностно-ориентированным.
Придумайте, что можно провести с детьми, чтобы заинтересовать их своей личностью:
- выучить потешки, загадки и т.д.;
- заранее подготовить пособия для проведения игр;
заранее посмотрите сборники игр и выберите из них самые занимательные;
подберите веселые забавы, которые можно провести с детьми на прогулке;
посмотрите альбом с поделками и выберите те, какие вы сделаете с детьми;
подберите интересные книги, которые вы могли бы почитать детям;
запомните имя ребенка и обращайтесь к нему только по имени;
подключайтесь к деятельности детей в каждый удобный момент.
2. В процессе общения с детьми изучайте их поведение, особенности взаимоотношений.
Выберите одного ребенка для изучения его проявлений в различных видах деятельности и составления характеристики. Проведите наблюдения за ним на протяжении всей практики.
3. Обратите внимание, как воспитатель взаимодействует с детьми в разных видах деятельности:
организован ли каждый режимный момент;
не создается ли напряженная эмоциональная обстановка в группе при организации жизни детей и соблюдении распорядка дня;
помогает ли воспитатель детям в выполнении сложных бытовых процедур, трудных поручений;
обратите внимание на особенности организации педагогом игровой, трудовой и учебной деятельностей.
В беседе с педагогом выясните, как налаживает воспитатель отношения с детьми, что особенного в организации различных режимных моментов и видов деятельности.
Развивающая среда дошкольного учреждения
Оформление записей в дневнике
Познакомиться с функциональными помещениями детского сада, которыми могут пользоваться дети (физкультурные, музыкальные, театральные, творческие мастерские и т.д.), а также с их оборудованием. В дневнике сделать схему расположения помещений и размещения оборудования и мебели.
Подробно познакомиться с помещением группы. На схеме показать расположение мебели, размещение оборудования. В пояснении к схеме-плану сделать перечень игрушек, пособий, объектов живой природы.
Провести наблюдение за отношениями между педагогом и детьми (в течение 1-1,5 часов).
Данные наблюдений проанализировать по схеме:
1. Как часто возникают ситуации общения воспитателя с ребенком?
2. Каково содержание общения?
3. Насколько ребенок эмоционально вовлечен в процесс общения с воспитателем?
4. Насколько разнообразны средства, используемые воспитателем в общении с ребенком
5. Оцените эмоциональное отношение воспитателя к детям по следующим критериям:
Положительное эмоциональное отношение ярко выражено. Оно проявляется в постоянной заботе, внимании к детям, в тактичной помощи при затруднениях. Воспитатель с помощью вербальных и невербальных средств общения дает ребенку понять, что он для него небезразличен.
Воспитатель положительно относится к детям. Доброжелательно реагирует на их вопросы, просьбу о помощи, Однако он не проявляет в этом отношении инициативы. Воспитателю не хватает чуткости по отношению к детям, педагогического такта.
При общей положительной окраске отношения воспитателя к детям характерна нестабильность, ситуативность его поведения.
Отсутствует положительная эмоциональная окраска отношения воспитателя к детям. Характерна сухость в обращении с ними.
Воспитатель проявляет заботу лишь при необходимости. Не чувствителен к настроению, переживаниям, эмоциональному неблагополучию детей.
6. Какие вопросы воспитателя к детям преобладают? (по содержанию: деловые или личностные; по характеру: констатирующие, проблемные, организационно-дисциплинирующие).
7. Какие оценки детей преобладают:
По содержанию (дисциплинарные: не мешал, сидел тихо, дидактические: научился, постарался, справился; воспитательные: помог, поделился).
По модальности (положительные, отрицательные).
По форме (похвала, одобрение, согласие, угроза, возмущение, упрек, порицание, недоумение).
По характеру (общие, дифференцированные).
8. Какие требования предъявлял воспитатель к ребенку?
По содержанию (дисциплинирующие, дидактические, воспитательные).
По форме (категоричные, нетерпеливые, агрессивные, доброжелательные, аргументированные).
По модальности (положительные, отрицательные).
По виду (приказ, указание, распоряжение, совет, предложение, просьба, намек, требование).
9. Оцените культуру речи воспитателя.
Провести индивидуальную беседу с наблюдаемым ребенком по вопросам:
1. Любишь ли ты ходить в детский сад?
2. Если бы детский сад закрылся на ремонт, с кем бы ты хотел перейти в другой детский сад?
3. Кого бы ты из воспитателей взял с собой и почему?
4. Воспитатель с вами о чем-то разговаривает?
5. Любишь ли ты разговаривать с воспитателем?
6. Чем вы занимаетесь с воспитателем?
7. Играет ли с вами воспитатель?
8. Во что вы играете?
9. Хотел бы ты быть воспитателем? Почему?
10. На кого из воспитателей ты хотел бы быть похожим? Почему?
Вопросы и ответы зафиксировать в дневнике и на основании полученных данных определить мотивы отношения ребенка к воспитателю. Схему анализа смотри ниже.
1. Мотивы не осознаются. Дети не могут объяснить свое отношение, либо ограничиваются ответами типа: «Потому!» Характерно для детей младшего и среднего дошкольного возраста.
2. Общая недифференцированная оценка. Дети пытаются обосновать, мотивировать свое отношение к воспитателю: «Она хорошая!», «Потому что люблю, она хорошая!»
3. Оценка внешнего вида воспитателя. «Она красивая, «потому что она нарядная всегда, красивая», «у нее прическа красивая», «люблю за то, что она светлая», и т.п. Чаще такие оценки встречаются у детей средней и старшей группы.
4. Оценка по признаку личного отношения воспитателя к ребенку. Такая мотивация характерна для дошкольников старшей группы («потому что она меня целует», «она мне значок дала», «потому что она меня не наказывает» и т.п.).
5. Оценка информированности воспитателя его знаний, умений: «она много сказок знает», она все умеет делать», «она такие шапочки нам красивые сделала!», «я когда что-нибудь не понимаю, она мне все говорит и другим тоже» и т.п. Эта группа мотивировок характерна для детей старшего дошкольного возраста.
6. Оценка деятельности, организованной воспитателем: «потому что играет с нами на прогулке», «мы с ней лук сажали», «она нам телевизор показывает», «она учит нас рисовать» и т.п. Такие мотивировки встречаются у детей всех возрастных групп.
7. Оценка внимания воспитателя ко всем детям с позиции утилитарного(практическая выгода) проявления: «она нас кормит», «она заботиться о нас» и т.п. Характерно для старшего возраста.
8. Оценка нравственных качеств личности воспитателя: «она добрая, ласковая», «она шутит и смеется», «зля, сердитая, строгая». Мотивировки типичны для старших дошкольников.
9. Оценка доверия воспитателя к детям, воспитание их самостоятельности: «дает дежурить в уголках природы», «дает задание постирать белье кукле» и т.п. Мотивировки характерны для старших дошкольников.
Формирование здорового образа жизни
детей в дошкольном учреждении
Оформление записей в дневнике
1. Оценить эколого-гигиеническое состояние помещений группы (температурный режим в групповой комнате и спальне, регулярность сквозного проветривания, соблюдение светового режима, подбор растений по экологическому признаку, наличие индивидуальных шкафчиков для одежды, предметов гигиены личного пользования и их размещение.
Изучить и зафиксировать в дневнике режим 2-ой половины дня и выделить его особенности.
В результате наблюдения и беседы с воспитателем сделать вывод о наличии системы закаливающих мероприятий в работе с детьми.
В дневнике отразить:
1. Место закаливающих процедур в режиме дня.
2. Использование всего разнообразия видов и форм закаливания.
3. Соблюдение принципов закаливания.
4. Учет индивидуальных особенностей.
5. Приемы организации и руководства закаливающими процедурами.
6. Отношение детей к закаливающим процедурам.
Просмотр физкультурного занятия.
Ответьте на вопрос: Почему занятие рассматривается как одна из основных форм организации двигательной активности ребенка?
Проанализировать полученные данные по схеме:
1. Каково общее время двигательной активности ребенка в течение 2 – половины дня?
Как оно соотносится с общим временем бодрствования (указать в процентном отношении).
2. Какой из режимных моментов наиболее насыщен движениями?
3. Как удовлетворяется потребность ребенка в двигательной активности? Насколько разнообразны формы организации активности?
4. Насколько разнообразны по содержанию двигательная активность ребенка?
5. Каково соотношение организуемой воспитателем и самостоятельной активности ребенка? Какие формы, методы и приемы, используемые воспитателем наиболее эффективны с точки зрения поддержания активности ребенка?
6. За счет чего обеспечивается (или не обеспечивается) необходимый уровень двигательной активности всем детям в группе?
7. Каковы условия, обеспечивающие формирование здорового образа жизни детей в дошкольном учреждении?
Зачет по практике.
Заключительное совещание по практике
Оформление записей в дневнике
Заполнение отчета
Составление характеристики и аттестационного листа
Текущей документацией является график прохождения практики
Дневникс анализом проделанной работы.
График прохождения практикисоставляется студентом - практикантом в первый день педагогической практики. Согласно графику посещения дошкольных образовательных учреждений студент на основе содержания программы практики планирует конкретно дату и содержание деятельности с последующим ее анализом. В графе «Отметка о выполненной работе» делаются соответствующие замечания по выполненной работе студента и ставится подпись методиста.
По итогам практики студент представляет следующую отчетную (итоговую) документацию:
1Дневник практики.
2.Конспекты режимных процессов, занятий по развитию речи, театрализованной игры, математическому развитию, экологическому образованию.
3.Отчет о проделанной работе.
4.Аттестационный лист, заверенный руководителем дошкольного учреждения.
Отчетная документация служит одной из форм учета результатов деятельности студента во время учебно-педагогической практики
Предложенные темы заданий следует рассматривать как рекомендательные. В ходе планирования учебных задач обязательным моментом является четкое определение целей задания. Педагог в словесной форме объясняет студентам, как достичь данной цели.
Преподавателю рекомендуется как можно чаще проводить «мастер- классы» для студентов. Для успешного изучения нового учебного материала желательно в конце занятий проводить обсуждение успехов и неудач в группе.