Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Рентгеноконтрастные препараты



2015-11-06 1213 Обсуждений (0)
Рентгеноконтрастные препараты 0.00 из 5.00 0 оценок




Рентгеноконтрастные препараты подразделяются на две группы: низкоатомные и высокоатомные. К первой группе относят кислород, закись азота, углекислый газ и воздух. Они уменьшают степень поглощения рентгеновских лучей и вводят их обычно в полые органы, полостные пространства организма и просто в мягкие ткани. Примеры методик: диагностический пневмомедиастинум, диагностический пневмоперитонеум, двойное одномоментное контрастирование (ДОКография) желудка и кишечника, пневмомиография.

Высокоатомные препараты подразделяются на две подгруппы: соли тяжелых металлов и органические соединения йода. К первой подгруппе относится сульфат бария и барий-ВИПС, используемые для исследования органов пищеварительного тракта Ко второй подгруппе относятся йодистые соединения, которые могут быть на твердой основе – билимин, холевид, (используются для пероральной холецистографии); на масляной основе – йодолипол, липиодол (используются для фистулографии, бронхографии); и на водной основе – триомбраст, урографин, омнипак ультравист, телебрикс (используются для ангиографии, кардиоангиографии, урографии).

Масляные и водные контрастные препараты перед введением подогреваются до температуры тела. Водные контрастные препараты вводятся при внутривенном использовании в два этапа: вначале 1 мл и через 2 – 3 минуты, при отсутствии признаков непереносимости препарата, все остальное количество.

"Большие" рентгенодиагностические процедуры женщинам от 16 до 45 лет проводятся только в первую неделю после окончания менструального цикла. При наличии беременности все "большие" рентгенодиагностические процедуры женщинам от 16 до 45 лет проводятся только по жизненным показаниям: травмы и подозрения на злокачественные образования.

 

Схема описания (интерпретации) рентгенограммы.

Все рентгенограммы описываются в определенной последовательности, иначе возможен пропуск симптоматики или получение ложной информации. Можно выделить следующие этапы интерпретации рентгеновского снимка:

Общий осмотр.

Детальное описание.

Сопоставление с данными предыдущего рентгенологического или другого лучевого исследования.

Сопоставление с клиническими данными и определение патоморфологической и патофизиологической сущности выявленной симптоматики.

Заключение.

Все этапы, кроме второго, абсолютно идентичны, в не зависимости от того, снимок какого органа описывается. Второй этап имеет стогую специфичность, так как здесь приходится учитывать анатомические особенности исследуемого органа, его топографические взаимоотношения с другими органами, особенности рентгеновской симптоматики.

Прежде чем разместить снимок на негатоскопе, необходимо ознакомиться с его маркировкой – ФИО, возраст больного, дата исследования, название лечебного учреждения. Снимок размещается на негатоскопе таким образом, чтобы маркировка была обращена к интерпретатору.

Затем начинается описание снимка. Описание первого этапа включает в себя следующие разделы: а)качество снимка,б)определение вида рентгенологического исследования, в)установление объекта съёмки (орган, часть тела), г)определение проекции исследования, д) разграничение нормы и патологии.

1а. Оценка качества снимка включает в себя исключение артефактов, определение "жесткости" и контрастности снимка, оценка его резкости. Артефакты – это различные дефекты эмульсионного слоя вследствие производственного брака или неправильного обращения с пленкой – царапины и срывы эмульсионного слоя, светлые пятна от склеивания при проявлении, темные пятна от засветки, цветные пятна вследствие погрешностей при фотохимической обработке.

1б. В названии вида рентгенологического исследования обычно указывают рентгенологическую методику и тот орган, который был подвергнут исследованию. Примеры обозначения снимков: рентгенограмма правого плеча, прицельная рентгенограмма желудка, томограмма корня правого легкого, париетограмма толстой кишки, флебограмма левой голени, холецистограмма, экскреторная урограмма и т.д.

1в. Учитывая анатомическое и топографическое строение органа или части тела, изображенных на снимке, определяют объект рентгенографии. Например: снимок таза, грудной клетки, правого плеча и т.д. Если имеется изображение нескольких органов, и один из них контрастирован, объектом исследования считается именно этот орган. Например: если на рентгенограмме изображена правая половина живота с контрастированным желчным пузырем, снимок будет называться холецистограмма.

1г. Проекция исследования определяется по соотношению трубка – больной – кассета с пленкой (экран). Если рентгеновская трубка находится позади больного, а кассета спереди, то это прямая передняя проекция. При обратном соотношении трубки и кассеты будет иметь место прямая задняя проекция. Аналогично имеется две боковые проекции – правая и левая. Это основные проекции исследования в рентгенологи, выбор которых определяется топографией органа или локализацией патологического процесса, и они могут естественно, применяться при любой позиции больного – орто-, трохо- и латеропозиции. Кроме этих применяют дополнительные проекции: косые (больной повернут под каким-то углом к фронтальной плоскости), аксиальные, которые используют при определенных показаниях,тангенциальные.

1д. Разграничением "нормы" и "патологии" начинается диагностический процесс. Оценив рентгеновское изображение органа и зная его анатомическое строение (форма, размер, контуры, структура), мы выделяем зону интереса, то есть предполагаемой патологии, и даем ее подробное описание. Но это уже является вторым этапом интерпретации рентгенограммы, который подробно рассматривается при изучении частной рентгенодиагностики.

Третий этап – проводится в том случае, если есть данные предыдущего рентгенологического или другого лучевого метода исследования. В этом случае необходимо оценить динамику рентгенологической картины или сопоставить полученные данные с данными другого лучевого метода.

Четвертый этап. Выявив и описав рентгенологические признаки заболевания, необходимо дать им патоморфологическую и патофизиологическую сущность и сопоставить с клиническими данными больного, подтверждая или отвергая предполагаемое заболевание. Этот этап обычно не находит своего отражения в протоколе, то есть проводится мысленно.

Пятый этап – формулировка рентгеновского заключения. Оно может быть в виде двух вариантов: определенное и предположительное. В первом случае в заключении указывается конкретный клинический диагноз, например: правосторонняя крупозная пневмония в стадии опеченения, язва антрального отдела желудка, остеобластическая саркома правого бедра и т.д. Во втором случае определяется только сущность патологического процесса или даже просто его наличие, иногда с перечислением наиболее вероятных заболеваний, могущих дать такую рентгенологическую картину, например: опухоль средостения, врожденный порок сердца (дефект межпредсердной перегородки?, дефект межжелудочковой перегородки?), доброкачественная опухоль левой плечевой кости (киста?, хондрома?) и т. д.

 

 

Литература.

1. Л. Д. Линденбратен, И. П. Королюк. Медицинская радиология и рентгенология. М. 1993 г.

2. Л. Д. Линденбратен, Л. Б. Наумов. Медицинская рентгенология. М. 1984 г.

3. РЕНТГЕНОЛОГИЯ. Под ред. В. И. Милько. Киев. 1983 г.

4. Л. Д. Линденбратен. Методика изучения рентгеновских снимков. М. 1971 г.

5. В. В. Яковец. Руководство для рентгенлаборантов. СПб. 1993 г.

6. Б. Н. Сапранов, В. П. Терехов. Радиационная безопасность пациентов при рентгенодиагностических исследованиях. Ижевск 1995 г.



2015-11-06 1213 Обсуждений (0)
Рентгеноконтрастные препараты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Рентгеноконтрастные препараты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1213)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)