Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Беременность и гигиена беременности



2015-11-06 5880 Обсуждений (0)
Беременность и гигиена беременности 5.00 из 5.00 9 оценок




Беременность — состояние организма женщины, когда в ее репродуктивных органах находится развивающий­ся эмбрион или плод.

Беременность возникает в результате слияния женской и мужской половых клеток. Как правило, беременность здоро­вой женщины протекает легко, без осложнений, благоприят­но влияет на организм, не приводит к нарушению обычного распорядка жизни и даже может способствовать излечению некоторых хронических заболеваний.

Одним из достоверных признаков беременности является отсутствие менструаций. При нормальном регулярном ци­кле о беременности можно думать в случае трех-четырехдневной задержки. Наступление беременности можно определить с помощью специальных тестов, а также по таким физиче­ским признакам, как ощущение несильной тяжести в груди и покалывание, тошнота, повышенная чувствительность к запахам, учащение мочеиспускания, ощущение сильной уста­лости, особенно в вечерние часы.

Беременность длится 280 дней. Исходя из этого, опреде­ляется срок родов: считаем с первого дня последней нормаль­ной менструации, отнимаем три месяца и прибавляем 7—10 дней следующего года. Если, например, последняя менструация была 5 — 9 мая 2010 г., то роды приходятся при­мерно на 15 февраля 2011 г. (365 - 92 + 7 = 280 дней). В прак­тике колебания в две недели от предполагаемых на основе расчетов сроков считаются нормальными, но если жен­щина переходит 14 дней, то беременность считается пере­ношенной (рис. 48).

Существует и другая мето­дика определения срока ро­дов — по шевелению плода. Первородящие чувствуют пер­вые движения плода пример­но на 20 неделе беременности (140 дней). Для определения срока родов к этому числу прибавляют 20 недель. Ро­жавшие чувствуют шевеление плода на 2 недели раньше (на 18 неделе беременности).

Предполагая беременность, необходимо сразу обратиться к своему врачу, который про­ведет еще один тест, подтверж­дающий наличие беременно­сти, измерит кровяное давление, назначит медицинское обсле­дование и поможет решить вопрос о выборе места и вида па­тронажа и родов (рис. 49).

(от франц.patronage— покровительство, по­печение) — проведение медицинскими работниками на дому профилактических, оздоровительных и санитарно- просветительных мероприятий.

В настоящее время у женщин имеется широкий выбор ви­дов патронажа, хотя обычно он зависит от места жительства будущей мамы. Но независимо от вида патронажа методы об­следования, предлагаемые различными врачами, обычно оди­наковы и включают: измерение кровяного давления, анализ крови, анализ мочи, обследование живота, ультразвуковое обследование и другие методы диагностического обследова­ния.

Рис. 48. Будущая мать

На базе родильного отделения или женской консультации создаются курсы подготовки к родам, на которых слушатели могут узнать о том, какие изменения происходят в организ­ме женщины во время беременности, как подготовиться к


 

Рис. 49. В женской консультации

родам, получить советы по уходу за новорожденным. Кроме того, можно познакомиться с другими молодыми родителя­ми и обменяться с ними опытом.

Беременность — это не болезнь, а естественное состояние женского организма, приспособленного к вынашиванию и рождению детей. Однако беременность — это еще огромная нагрузка на женский организм, и в этот период необходимы особая забота и контроль за состоянием здоровья будущей матери. Всем органам приходится трудиться с повышенной нагрузкой, чтобы удовлетворить потребности растущего пло­да, поэтому будущей маме необходимо заботиться о своем пи­тании, гигиене и физической форме.

Во время беременности в организме женщины наблюдает­ся целый ряд изменений. Масса тела у беременной увеличи­вается в среднем на 8— 10 кг, из которых большая часть при­ходится на вес плода, матку и околоплодную жидкость. Мас­са тела увеличивается неравномерно, как правило, в первые три месяца — на 2 — 3 кг, а в оставшиеся шесть месяцев — на 5 — 8 кг. Во время беременности организму требуется го­раздо больше энергии, чем обычно, поэтому норма дневного рациона питания должна составлять 2000 — 3000 ккал. в день. Рациональное и сбалансированное питание беременной весьма существенно для здоровья будущего ребенка, причем об этом нужно помнить с первых недель беременности. Слож­ные углеводы (напр. картофель, фасоль, макароны) необхо­димы для пополнения запасов энергии. Белки (напр. рыба, курица, молочные продукты) необходимы для роста плода. Железо содержится в красном мясе, рыбе, яичном желтке, абрикосах и крупах. Витамин С — в свежих фруктах и ово­щах, витамины группы В — в цельно зерновом хлебе, орехах, яйцах, мясе. Необходимо сократить потребление животных жиров, заменив их растительными.

Беременность — не время для соблюдения диеты, но и мне­ние о том, что женщина должна «есть за двоих» тоже давно признано мифом. Беременной женщине необходимо есть, что­бы утолить голод, и не более того. На позднем сроке беремен­ности рекомендуется есть часто и понемногу. Например, в сумочке будущей мамы всегда должны быть сушеные фрук­ты и сухарики, а дома в холодильнике — обезжиренный тво­рог, йогурт, сырые овощи, свежие фрукты и неподслащенный фруктовый сок.

Во время беременности нельзя курить, употре­блять алкогольные напитки. Без консультации с вра­чом не следует пользоваться лекарственными пре­паратами.

Особое внимание беременная женщина должна уделять ги­гиене своего тела. Лучше всего принимать душ, мыться в про­точной воде. Во время беременности женщине нужно посто­янно наблюдаться у зубного врача. Беременная может вести сексуальную жизнь по разрешению врача, но за шесть недель до срока родов ее нужно прекратить.

Беременная женщина должна избегать контактов с боль­ными гриппом и другими вирусными заболеваниями, чтобы не заразиться. Вирусные инфекции могут привести к различ­ного рода осложнениям, что опасно как для матери, так и для будущего ребенка. Для нормального протекания беременности большое зна­чение имеет психическое состояние матери. В это время у женщины наблюдаются изменения эмоционального характе­ра, проявляется психическая неуравновешенность, усилива­ется чувство страха за свою жизнь и жизнь будущего ребен­ка. В период беременности женщине нужно создать атмосфе­ру покоя, уверенности, она должна чувствовать тепло со сто­роны близких и заинтересованность ее состоянием; беремен­ная должна получать положительные эмоции эстетического характера.

Немаловажную роль играет отец ребенка. Забота о само­чувствии будущей мамы благоприятно влияет на здоровье женщины, на ее психику. Мужчине рекомендуется делать женщине комплименты, давать возможность отдохнуть, осво­бодить ее от подъема тяжестей, вместе с ней придерживаться основных принципов рационального питания, чаще прово­дить время вместе. Нужно помнить, что период беременности является важным этапом в укреплении супружеских отно­шений.


Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение понятию беременность.

2. Какова продолжительность периода беременности женщины?

3. Какова методика подсчета времени родов?

4. Какие изменения в организме женщины происходят с насту­плением беременности?

5. Какие лабораторные исследования следует пройти беременной женщине?

6. Что включает понятие «рациональное питание беременной жен­щины»?

В чем должна проявляться забота мужчины о женщине в пери­од ее беременности?

 

 

Уход за младенцем

Здоровье ребенка зависит, прежде всего, от внимательного и правильного ухода за ним в семье. Наиболее трудная и от­ветственная задача родителей — обеспечить правильный уход за ребенком, сохранить его здоровье на первом году жизни, особенно в первые дни и недели после рождения. Чтобы обе­спечить правильный уход, вскармливание и воспитание но­ворожденного и грудного ребенка, будущая мать должна знать, как работает организм ребенка, как он развивается.

При рождении ребенок обычно имеет рост 48 — 54 см и вес 2500 — 4500 г. На первом году жизни ребенок растет и раз­вивается особенно быстро. Например, вес новорожденного ребенка к 5 — 6 месяцам удваивается, к концу первого года жизни увеличивается в 2,5— 3 раза, а рост — в 1,5 раза. В возрасте одного года ребенок уже весит 9 —10 кг и рост его равен 72 — 75 см (рис. 50).

С момента рождения и до конца первого месяца жизни^ ре­бенок считается новорожденным и нуждается в особом вни­мании и уходе.

До рождения, в утробе матери, ребенок, окруженный Око­лоплодными водами, находился в тепле при температуре 3°СВсе необходимые для развития вещества и кислород ребенок получал из крови матери через детское место и пуповину. Во время родов эти условия резко меняются. Все тело ребенка подвергается сильному давлению, особенно головка. При Про­хождении через узкие родовые пути головка часто меняет форму — суживается с боков и выпячивается вверх или: на­зад. Иногда на головке появляется так называемая родовая опухоль. Эти явления проходят сами собой. Ни в коем случая нельзя выправлять форму головки, так как при этом легко повредить еще мягкие кости черепа и мозг ребенка. Ножки новорожденный прижимает к животу. Голени у него слегка искривлены. Нельзя вытягивать ножки и туго пеленять их, чтобы выправить кривизну. Этим ребенку наносят только вред. Ножки постепенно сами выпрямляются, если за ре­бенком правильно ухаживать. После рождения новорожденный делает первый вдох, лег­кие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начи­нает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень ча­сто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо ре­гулярно проветривать помещение, где находится новорож­денный.

После рождения новорожденный делает первый вдох, лег­кие расправляются и он издает первый крик. Ребенок начи­нает дышать, но дыхание его поверхностно, поэтому, чтобы получить нужное количество кислорода, он дышит очень ча­сто. Мать должна так пеленать или одевать ребенка, чтобы ничем не стеснять его дыхание. Кроме того, необходимо ре­гулярно проветривать помещение, где находится новорож­денный.

 

Рис. 50. Новорожденный

.

После рождения ребенок сразу попадает в обстановку, где температура окружающего его воздуха почти в два раза ниже той температуры, при которой он развивался в утробе мате­ри. Организм новорожденного еще не способен удерживать постоянно нормальную температуру тела в 36,5 — 37° С. При охлаждении температура новорожденного падает ниже нор­мы, что может вызвать заболевание и даже привести к смер­ти ребенка. В условиях высокой температуры (например, на ярком солнце, при чрезмерном укутывании) ребенок перегре­вается, у него повышается температура, он беспокоен, на теле появляется сыпь (потница), расстраивается пищеваритель­ный тракт. Поэтому мать должна уметь ухаживать за ново­рожденным так, чтобы он всегда был согрет должным обра­зом, но не перегревался.

Кожа новорожденного обычно ярко-розового цвета, очень нежная и тонкая. Иногда плечи и спинка новорожденного бы­вают покрыты пушком, который через несколько дней исчеза­ет. В течение первой недели кожа новорожденного может ше­лушиться. Иногда на 2— 3-й день жизни кожа становится жел­той. При этом ребенок остается здоровым, моча и испражнения его нормального цвета. Через неделю эта желтизна проходит сама собой, и кожа вновь приобретает розовый цвет. Если же при появлении желтой окраски кожи ребенок делается бес­покойным и моча темнеет, становится коричневой, значит он болен и необходимо немедленно показать его врачу.

После рождения у ребенка на животике имеется остаток пуповины. Через 6 — 8 дней после рождения он подсыхает и отпадает. До отпадения остатка пуповины это место должно быть закрыто повязкой. Повязку должна менять только акушерка. Мать может менять только наружный бинт, под­держивающий повязку, если ребенок его обмочит. Купать ребенка нельзя, пока не отпадет пуповина и не подсохнет пупочная ранка. Эти меры необходимы для того, чтобы че­рез пупочную ранку в организм ребенка не попали микробы, которые могут вызвать у него заражение крови. Пока ребен­ка нельзя купать, все его тело нужно ежедневно обтирать специальными детскими салфетками. Можно использовать также натуральные средства, например прокипяченное под­солнечное масло.

Иногда у новорожденных — мальчиков и девочек — на 3 — 4-й день после рождения набухают грудные железы. При надавливании из них выделяется 1 — 2 капли жидкости, по­хожей на молозиво. При этом дети остаются совершенно здоровыми. Это набухание желез проходит само собой через 1 — 2 недели. Ни в коем случае нельзя растирать, мять или стягивать бинтами припухшие грудные железы. Этим мож­но вызвать их воспаление и нагноение.

У девочек иногда в первые дни из половых органов выде­ляется слизь, а на 4 — 5-й день даже появляются кровянистые выделения. Через 2 — 3 дня эти явления прекращаются, ни­какого лечения при этом не требуется. Нужно только обмы­вать половые органы девочек теплым раствором марганцово­кислого калия. Все это происходит потому, что в организму ребенка после родов остается большое количество материнских женских гормонов.

Если в утробе матери ребенок получал все необходимые питательные вещества из крови матери через пуповину, то после рождения условия питания его резко меняются. Он должен сосать грудь матери, переваривать и усваивать грудное молоко, выводить из своего организма неусвоенные остатки пищи в виде мочи и кала.

После рождения у ребенка выделяется первородный ка^ темно-зеленого цвета, а также моча, поэтому в течение первых 3 — 4 дней жизни новорожденный обычно теряет в вес около 200 г. Начиная с 4-го дня вес ребенка увеличивается и к 10 — 14-му дню восстанавливается первоначальный вес, В последующем ребенок прибавляет в весе по 150 — 200 г.р. неделю. Сразу же после рождения мозг ребенка начинает воспри­нимать множество различных раздражителей, идущих ид внешней среды. Ребенок видит, и зрачки его глаз суживают­ся при ярком свете. Он слышит и вздрагивает при резких звуках. Но он еще не осознает и не понимает увиденное услышанное. Большую часть суток новорожденный спит, про­сыпаясь только для еды, или если его что-то беспокоит. Он производит массу движений руками и ногами. Движения эти беспорядочны, неосознанны, однако они необходимы для раз­вития организма: движения руками помогают дыханию; дви­жения ногами облегчают выведение газов из кишечника. По­этому нельзя туго пеленать ножки ребенка, ручки должны оставаться свободными. Если новорожденного взять на руки, головка у него беспомощно свисает, спинка сгибается, так как мышцы его еще слабы. Поэтому ребенка нельзя са­жать, нужно держать его так, чтобы, головка и спинка всегда опирались на руку матери.

Однако у ребенка есть так называемые врожденные уме­ния: умение сосать, глотать, дышать, кричать, мигать. Как только ребенок почувствует сосок матери у своих губ, он за­хватывает его ртом и начинает сосать, а когда во рту появля­ется молоко, он его глотает. Если ребенок голоден, или его беспокоит боль, или ему неудобно лежать, он начинает пла­кать. Мать должна уметь разобраться, отчего плачет ребенок. Если настало время кормления, нужно дать ребенку грудь или бутылочку с молочной смесью. Нужно вовремя подмы­вать ребенка, обрабатывать присыпкой или специальным кре­мом, менять подгузники. Если ребенок долго лежит на спи­не, нужно повернуть его на бок, освободить руки. Рассмотрим основные правила ухода за ребенком на пер­вом году жизни. Мероприятия ухода за новорожденным мож­но условно разделить на ежедневные и еженедельные. Очень важно выполнять эти процедуры своевременно, чтобы ново­рожденный ребенок чувствовал себя комфортно (рис. 51).

 

 


Ежедневный уход за новорожденным

1. Умывайте ребенка теплой кипяченой водой. Лицо мож­но протирать, используя специальные ватные шарики, затем протрите ушные раковины.

2. Глаза протирайте ватными дисками, смоченными в ки­пяченой воде. Если вы заметили, что глаз стал загряз­нятся больше обычного, можно использовать раствор фурацилина (1:5000 аптечной заготовки). Существует мнение, что глазки можно протирать крепким чаем. Если вы решили промывать чаем, то обязательно про­следите, чтобы на ватном диске не было чаинок, они могут привести к раздражению глаз. Промывание про­водится от наружного угла глаза к внутреннему. Для каждого глаза используйте отдельный ватный диск.

3. Кожные складки смазывайте стерильным вазелиновым или растительным маслом, детским кремом.

Рис. 51. Мать и дитя

 

4. Обработка пупочной ранки осуществляется по рекомен­дации врача. Следите за тем, чтобы пупочная ранка была чистой и сухой.

5. Подмывайте ребенка после каждого мочеиспускания и дефекации. Подмывать нужно проточной водой, а ни в коем случае не в тазике или в ванночке, так как это уве­личивает риск загрязнения и инфицирования мочепо­ловых путей. Правила подмывания сводятся к следую­щему:

- девочек подмывают спереди назад;

- подмывание проводят рукой, на которую направля­ется струя теплой воды (37 — 38° С);

- прежде чем начать подмывание ребенка, обязательно проверьте температуру воды (сначала подставляйте свою руку, а только потом ребенка).

После подмывания чистой пеленкой промокательными движениями осушите кожу малыша. Затем складки кожи смажьте детским кремом или стерильным расти­тельным маслом.

6. Меняйте подгузники каждые 2—3 часа, а после опорож­нения кишечника — немедленно.

Еженедельный уход за новорожденным

1. Носовые ходы очищайте ватными жгутиками, смочен­ными в стерильном вазелиновом или растительном мас­ле. Жгутик вводят в носовой ход на глубину не более чем 1—1,5 см и вращательными движениями очищают изнутри наружу. Правый и левый носовые ходы очища­ют отдельными жгутиками. Не следует слишком долго и часто проводить эту процедуру. Не используйте для этого плотные предметы, в том числе спички и ватные палочки. Это может привести к травматизации слизи­стой оболочки.

2. Наружные слуховые проходы очищайте вращательны­ми движениями с помощью сухих ватных жгутиков или ватных палочек с ограничителями.

3. Слизистые оболочки полости рта протирать не следует, так как они очень легко травмируются.

4. Для обрезания ногтей удобнее пользоваться ножницами с закругленными концами или щипчиками для ногтей, чтобы избежать травмирования малыша.

У новорожденного легко воспитать полезные для здоровья привычки. Например, приучить есть только в определенные часы дня с шестичасовым перерывом ночью, что дает возмож­ность и ребенку, и матери хорошо отдохнуть за ночь. Ребенок может также привыкнуть засыпать в своей постели без укачи­вания и ношения на руках, спать свободно спеленатым. Эти привычки, приобретенные с первых дней жизни, в дальнейшем облегчат матери воспитание грудного ребенка и уход за ним.

Очень важно, чтобы в семье царила атмосфера любви, до­брожелательности, взаимоуважения, чтобы контроль со сто­роны родителей не был избыточным и не мешал развитию самостоятельности и ответственности ребенка. Ребенок счаст­лив только тогда, когда у него здоровая семья (рис. 52). Здо­ровая семья — это небосвод, на котором всегда светит ласко­вое солнце, взаимопонимание, уважение, забота, любовь, дружба, совместные дела. Какова семья, таковы будут дети, таково будет и будущее России.

Здоровье семьи тесно связано с духовностью. Какой бы успешной ни была ваша карьера, какой бы важной ни была бы ваша будущая работа, каких бы достижений вы не доби­лись в производственной или общественной деятельности, воспитание счастливого и здорового ребенка не сравнимо ни с чем. То, что вы отдадите ребенку, ваша любовь, понимание и опыт будут вознаграждены по мере его роста и развития. Каждый ребенок — генетическое слагаемое своих родителей, но в то же время уникальная личность, олицетворяющая тре­тье тысячелетие.


Рис. 52. Счастливая семья

 

Вопросы для самоконтроля

1. В каком возрасте ребенок считается новорожденным?

2. Как изменяется рост и вес ребенка в течение первого года жизни?

3. Какие изменения происходят с новорожденным ребенком после рождения?

4. Можно ли купать новорожденного ребенка, если у него не от­пала пуповина?

5. Какие врожденные умения свойственны новорожденному ре­бенку?

6. Какие процедуры включает ежедневный уход за новорожден­ным?

7. Назовите процедуры, включенные в еженедельный уход за но­ворожденным .

8. Охарактеризуйте общую атмосферу семьи нового тысячеле­тия.

 

Задания для практических занятий и методические рекомендации по их выполнению



2015-11-06 5880 Обсуждений (0)
Беременность и гигиена беременности 5.00 из 5.00 9 оценок









Обсуждение в статье: Беременность и гигиена беременности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5880)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)