Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

В. 16. Олигополистическое ценообразование по принципу издержки плюс





Ценообразование по схеме «издержки плюс».Фирмы отрасли ориентируются на примерно одинаковый, «нормативный», процент прибыли по отношению к издержкам. За долгие годы противоборства на рынке олигополист успевает хорошо узнать уровень издержек конкурентов, ему становится легко предсказывать и их цены. Появляется четкий критерий оценки степени агрессивности ценообразования. Как только % прибыли какой-то компании резко снижается по сравнению с принятым в отрасли, фирмы-конкуренты воспринимают это как «объявление войны» и начинают ответные действия. Оставаясь же в рамках общепринятого уровня прибыльности, фирма сводит возможность неожиданной реакции конкурентов до минимума.

В.18. Спрос на экономические ресурсы. Определение оптимального объема спроса на ресурс.
Спрос на экономические ресурсы носит производный характер по отношению к спросу на конечную продукцию.

Приступая к любому виду хозяйственной деятельности, фирма должна иметь четкое представление о количестве необходимых ей факторов производства. Это количество, выраженное в денежной форме, и есть объем спроса на ресурсы. Объем спроса на экономические ресурсы определяется фирмой исходя из цели максимизации прибыли. Максимум прибыли достигается тогда, когда предельный доход сравнивается с предельными издержками (правило МК = МС). Надо выяснить вопрос в каких объемах следует закупать дополнительные ресурсы.

Конкретнее, объем спроса на ресурс зависит от трех составляющих:

1) производительности (отдачи) данного ресурса, т.е. того, сколько готовой продукции можно получить, используя одну единицу ресурса;

2) цены товаров, произведенных с его помощью;

3) цены самого ресурса и соответственно от издержек, которые понесет предприятие на его приобретение.

Для начала ограничимся несколькими исходными графиками, позволяющими выяснить общую динамику спроса на трудовой фактор. В соответствии с законом убывающей отдачи при неизменном объеме других используемых фирмой факторов производства величина предельного продукта труда будет уменьшаться по мере увеличения количества применяемого труда



Ч тобы выяснить, как снижение предельного продукта труда отражается на доходах фирмы, необходимо перейти от натуральных показателей к стоимостным.
Падение предельного денежного продукта труда обусловлено снижением предельного продукта труда. Ведь чем меньше дополнительных единиц продукции удается произвести, подключая все новые и новые трудовые ресурсы, тем меньше будет и выручка от их продажи.

Что касается быстроты снижения доходности трудового фактора, то в условиях совершенной конкуренции она будет меньше, чем при несовершенной. Отсюда и наклон графика во втором варианте выглядит более крутым, чем в первом.

Причины различия в поведении графиков проста. Падение МRР1 связано только с сокращением предельного продукта труда (МР), цены на готовую продукцию фирмы (Р) в условиях свершенной конкуренции не меняются с ростом объема продаж. Падение же МRР2, кроме этого фактора, п одстегивается и снижением цен, типичным для несовершенной конкуренции при росте размеров продаж.

Перейдем теперь к рассмотрению предельных издержек на трудовой ресурс.

На рисунке видно, что при совершенной конкуренции предельные издержки фирмы на трудовой ресурс не меняются, поскольку слишком мала ее рыночная доля.

При несовершенной конкуренции предельные издержки приобретают тенденцию к росту по мере увеличения общей численности работающих.

Теперь решим проблему определения оптимального объема спроса фирмы на трудовые ресурсы.

Покупая трудовой фактор, предприятие должно сравнивать предельный денежный продукт труда с предельными издержками на трудовой ресурс. При этом максимальная прибыль теоретически достижима в случае полного равенства этих .

В точке В, где пересекаются прямые предельный денежный продукт труда и предельные издержки на трудовой ресурс, наблюдается полное равенство предельного денежного продукта и предельных издержек, т.е. здесь дополнительные издержки равны дополнительному доходу. В этом случае в силу выполнения правила MRP=MRC максимизируется прибыль.

В.19. Рынок труда в условиях монопсонии
Монопсония на рынке труда означает наличие на нем единствен­ного покупателя трудовых ресурсов. Единственный работодатель про­тивостоит здесь многочисленным независимым наемным работни­кам.
^ Основные признаки монопсонии:


  1. сосредоточение основной части (или даже всех) занятых от­расли на одной фирме;

  2. полное (или почти полное) отсутствие мобильности работ­ников, не имеющих реальной возможности сменить работодателя при продаже своего труда;

  3. отсутствие профсоюзов или иных форм объединения занятых.


Результатом существования таких условий становится

установление монопсонистом (единственным ра­ботодателем) контроля за ценой труда в интересах максимизации прибыли.

Главное, что отличает ситуацию при монопсонии от ситуации на рынке совершенной конкуренции,— это рост ставок заработной платы при найме увеличивающегося числа работников. Другими словами, если для фирмы — совершенного конкурента предложение труда абсолютноэластично и она может нанять любое нужное ей числе работников по одной и той же ставке заработной платы, то при монопсонии график предложения поднимается вверх с ростом цен. И это понятно: монопсонист — фактически фирма-отрасль. Увеличение его спроса на труд автоматически означает ирост общеотраслевого спроса. Чтобы привлечь дополнительныхрабочих, их приходится переманивать из других отраслей. Соотношение спроса и предложения в экономике меняется, и це­ны на труд растут.

Монопсония на рынке труда выражается также в том, что для фирмы-монопсониста предельные издержки, связанные с оплатой трудовых ресурсов, растут быстрее ставки заработной платы.
^ Последствия монопсонии.Последствия этой ситуации хорошо видны на графике.


Предложение труда и спрос на него в условиях монопсонии.
Кривая предельных издержек на труд (MRC,) расположена выше кривой ставок зарплаты, по которым предлагается труд (SL). При этом кривая спроса на труд (DL), совпадающая для фирмы с кривой де­нежного предельного продукта труда (MRP{), будет пересекаться с кривой прекращается на этом уровне и принимает форму ломаной кри­вой линии (ABLM), выделенной на графике с помощью утолщения. А поскольку в соответствии с кривой предложения SL такое число работников можно нанять с оплатой их труда по ставке WM, то имен­но столько и будет платить им монопсонист.

Обратим внимание на то, что точка М не совпадает с точкой пересечения графиков спроса и предложения О, т.е. равновесие устанавливается здесь в иной точке, чем при совершенной конку­ренции. По сравнению с фирмой, функционирующей на свободном конкурентном рынке, монопсонист приобретает меньшее количе­ство труда (LM < L0), одновременно выплачивая занятым более низ­кую заработную плату (WM < W0). Иными словами, устранение кон­куренции среди работодателей путем установления диктата фирмы-монопсониста закономерно ведет к общему уменьшению занятости (а значит, и производства) и снижению жизненного уров­ня населения.
Активно содействовать ограничению монопсонии обязано государство. Обязано по той причине, что стихийные силы рынка с этой проблемой справиться не в состоянии. Ведь они действуют лишьв условиях конкуренции, которой при монопсонии по сути нет. В этом случае государственное вмешательство — вовсе не антирыночная мера. И все-таки не только государству необходимо вмешиваться в формирование конкурентного рынка труда. Особую роль здесь играют профсоюзы.

В.20. Цели профсоюзов на рынки труда и их противоречие.
Профсоюзы представляют собой объединения (ассоциации) наемных работников, создаваемые для защиты их экономических интересов и улучшения условий труда. По составу объединяемых трудящихся они могут иметь узкопрофессиональный, отраслевой, региональный, национальный и даже международный характер.

На рынке трудовых ресурсов наемные работники занимают не равноправную, соответствующую справедливым экономическим отношениям, позицию по отношению к работодателям. Ведь на стороне работодателя имеются такие преимущества, как богатство, организационные возможности предприятия и политическое влияние. В связи с этим у наемных работников появляется естественная потребность противопоставить покупателям труда объединенную силу его продавцов. Профсоюзы как раз и должны выполнять роль такой силы. Их задача заключается в защите наемных работников от возможной эксплуатации со стороны предприятий, предъявляющих спрос на труд и оплачивающих его по низкой цене. Поэтому профсоюзы организуют коллективные формы продажи труда взамен индивидуальных. Они пытаются обеспечить повышение заработной платы, рост численности занятых, улучшение условий труда для работающих и социальные гарантии безработным. Наряду с выполнением чисто экономических задач профсоюзы часто вмешиваются в политическую жизнь своих стран. Это характерно для европейских профсоюзов.

Российские профсоюзы делают лишь первые шаги к установлению принципиально новых взаимоотношений с государством и с предприятием. Крупнейшее объединение профсоюзов – Федерация независимых профсоюзов России - является «наследником» советских профсоюзов и объединяет занятых на гос. и приватизированных предприятиях, поэтому в них велики элементы формализма и бюрократии, способность реально отстаивать интересы работающих ограничена. На новых частных фирмах профсоюзы отсутствуют. На современных российских предприятиях профсоюзы организуют забастовки и массовые акции протеста, проявляя первые признаки самостоятельной роли профсоюзного движения в экономике.

Существуют три основные модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов:


  • модель стимулирования спроса на труд,

  • модель сокращения предложения труда,

  • модель прямого воздействия на зарплату.


Основное противоречие деятельности профсоюзов на рынке труда – это противоречивость результатов борьбы профсоюзов за увеличение

оплаты труда, т.к. это увеличение сопряжено с уменьшением численности работающих. Т.о. безудержный рост заработной платы может порождать безработицу.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (848)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)