Экономические агенты, ресурсы и цели общества
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ СЕВЕРСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ Федерального государственного бюджетного образовательного Учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»
УТВЕРЖДАЮ Зав.кафедрой экономики доцент ______ Недоспасова О.П. «_____»________ 2011 г.
С.Н. Михеенко МИКРОЭКОНОМИКА Сборник задач Практическое руководство
Северск 2011
Михеенко С.Н. Микроэкономика. Сборник задач: практическое руководство / С.Н. Михеенко – Северск: Изд – во СТИ НИЯУ МИФИ, 2011. – 104с.
Практическое руководство ориентировано на исследование основных проблем микроэкономики, таких как: потребности и ресурсы общества, конкуренция и монополия, издержки, объем производства и прибыль предприятия, рынки факторов производства и доходы на них. Задача практического руководства ознакомить студентов с микроэкономическими особенностями современной экономики. Дать представления о содержании, целях и инструментах экономической теории, научить применять принципы экономического анализа для решения задач не только экономического, но и социального и политического плана. Практическое руководство предназначено для проведения практических занятий и самостоятельной работы студентов инженерных специальностей вуза по курсу «Экономика» раздел «Микроэкономика». В практическое руководство включены вопросы для обсуждения, тестовые задания и задачи по темам курса для подкрепления теоретических знаний. Практическое руководство одобрено на заседании методического семинара кафедры Экономики (протокол № 3 от «07» декабря 2010г.) Печатается в соответствии с планом выпуска учебно-методической литературы на 2011г., утвержденном Советом СТИ НИЯУ МИФИ. Рег. № 1/11 от «10» января 2011 г.
Рецензент: И.В. Вотякова д-р. экон. наук, профессор кафедры СМиБУ Редактор: Р.В. Фирсова
Подписано к печати_________Формат 60х84/32 Гарнитура Times New Roman. Бумага писчая №2 Плоская печать. Усл. печ. л. 0,96 Уч. изд. л. 1,7 Тираж 50 экз. Заказ_____
Отпечатано в ИИО СТИ НИЯУ МИФИ 636036. Томская обл., г.Северск, пр. Коммунистический. 65 Содержание
Введение В практическом руководстве изложены основные положения раздела «Микроэкономика» курса «Экономика», включая такие вопросы, как: предмет и метод экономической теории; экономические агенты, собственность и цели общества; потребности, ресурсы и производственная структура общества, поведение потребителя и потребительский выбор, рыночный механизм; спрос, предложение и равновесие на рынке, излишки производителя и потребителя; эластичность спроса и предложения; рынки совершенной и несовершенной конкуренции; поведение монополиста; издержки, объем производства и прибыль фирмы; рынки факторов производства и доходы на них; рынок труда, земли и капитала; история экономических учений. Полученные студентами на лекциях знания закрепляются на практических и семинарских занятиях при решении задач и тестовых заданий. Производя расчеты и оценку представленных вариантов экономических задач, студенты дополняют полученные теоретические знания. Студенты инженерных специальностей имеют возможность посмотреть на разрабатываемые ими технические проекты глазами экономиста, увидеть реальные последствия принятых решений и сделать окончательный выбор их целесообразности. Решение задач и тестов по разделам курса «Микроэкономика» поможет студентам неэкономических специальностей вуза получить представление об основах и методах экономической теории, научиться применять принципы экономического анализа для решения задач практического характера. Изучение практического руководства будет способствовать созданию целостного представления об экономической жизни общества, формированию экономического образа мышления, необходимого для понимания сути разнообразных экономических процессов и явлений, происходящих в современной жизни. Предмет и метод экономической теории Вопросы для обсуждения Основные этапы становления и развития экономической науки. Предмет экономики. Структура и задачи курса. Связь экономики с политикой. Основные функции экономической науки. Характерные черты экономической теории как науки. Методы исследования экономических явлений. Формальная логика как основной метод экономической науки. Диалектический метод в экономике. Экономическое моделирование. Научная абстракция. Анализ и синтез, индукция и дедукция. Экспериментирование. Связь теории с практикой. Практические задания 1.2.1 К предмету изучения микроэкономики относятся: а) занятость населения в народном хозяйстве; б) спрос и предложение на рынке молока; в) производство в масштабе всей экономики; г) производство сахара и динамика его цены. 1.2.2 К предмету изучения макроэкономики относятся: а) спрос и предложение на рынке обуви; б) производство и динамика цены мяса; в) производство в масштабе всей экономики; г) экспорт и импорт товаров и услуг. 1.2.3 К макроэкономическим категориям относятся: а) связанные «пол» и «потолок» цены; б) гиперинфляция, экономический рост; в) валовой национальный доход, личный располагаемый доход; г) валовые постоянные издержки, валовая экономическая прибыль. 1.2.4 К микроэкономическим категориям относятся: а) валовой национальный доход, личный располагаемый доход; б) связанные «пол» и «потолок» цены; в) валовые издержки, валовая экономическая прибыль; г) гиперинфляция, экономический рост. 1.2.5 К экономическим законам относятся: а) закон о регулировании естественных монополий; б) закон спроса; в) налоговый кодекс; г) закон убывающей предельной полезности. 1.2.6 _____ - это устойчивые связи и взаимосвязи экономических явлений в процессе производства, обмена и потребления, материальных благ и услуг. а) экономические законы; в) экономические категории; б) закон природы; г) экономическая модель. 1.2.7 Наиболее полным и корректным определением предмета науки экономики является следующее: а) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т .д .); б) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал; в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения своих безграничных потребностей; г) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами. 1.2.8 «Позитивная наука, — писал Дж. М. Кейнс, — может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся к …»: а) тому, что есть; б) оценочным суждениям; в) тому, что должно быть; г) положительным тенденциям в экономическом развитии. 1.2.9 Экономические законы, действующие в рамках нескольких социально-экономических систем, называются: а) региональными; в) структурными; б) общими; г)частными. 1.2.10 Выработка мероприятий экономической политики составляет ___________ функцию экономической теории. а) практическую; в) познавательную; б) методологическую; г) идеологическую. 1.2.11 Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики. 1 формулировка экономического вывода на основе отдельных фактов. 2 формулировка экономического вывода на основе общих положений. 3 экономические явления исследуются так, как они существуют на самом деле. 4 перенос одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное явление. а) метод индукции; в) позитивный анализ; б) метод дедукции; г) метод аналогии. 1.2.12 Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики. 1 отвлечение в экономическом анализе от несущественного, неглавного. 2 рассмотрение экономического явления в ретроспективе. 3 в ходе экономического анализа даются рекомендации о желательном развитии. 4 в ходе анализа показаны сходства и различия в экономическом явлении. а) метод научной абстракции; в) нормативный метод; б) исторический метод; г) метод сравнения. 1.2.13 Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики. 1 построение экономического умозаключения на основе последовательного и обоснованного рассуждения. 2 соединение отдельных частей в процессе экономического познания в единое целое. 3 формализованное описание экономического явления с помощью математического аппарата. 4 познание, предполагающее умозаключение от общего к частному. а) метод экономико-математического моделирования; б) метод дедукции; в) логический метод; г) метод синтеза. 1.2.14 Установите соответствие между отдельными приемами и методами исследования экономики. 1 познание экономического явления на основе умозаключения от частного к общему. 2 познание экономического процесса на основе разделения его на отдельные составные части и изучение каждой из частей. 3 познание, предполагающее перенос свойств с известного экономического явления на неизвестное. 4 построение экономического умозаключения на основе последовательного и обоснованного рассуждения. а) метод индукции; в) метод анализа; б) метод аналогии; г) логический метод. 1.2.15 Установите соответствие между отдельными методами и приемами исследования экономики. 1. метод индукции 2. метод дедукции 3. допущения «при прочих равных условиях» 4. гипотеза а) метод, согласно которому другие факты, за исключением используемых в анализе, рассматриваются как постоянные; б) метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами; в) метод умозаключений, основанный на обобщении фактов; г) научное предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, требующее и проверки на опыте и теоретического обоснования. 1.2.16 Экономическая теория изучает: а) экономическое поведение людей; б) ограниченные ресурсы; в) производство благ и услуг; г) способы удовлетворения потребностей. 1.2.17 К функциям экономической теории не относится __________ функция. а) практическая; в) распределительная; б) познавательная; г) методологическая. 1.2.18 Индукция – это метод познания, основанный: а) на выделении сущностных характерных черт экономического явления; б) на умозаключениях от общего к частному; в) на разделении экономического явления на отдельные части; г) на умозаключениях от частного к общему. 1.2.19 Перенос свойств с известного процесса или явления на неизвестные применяется в таком методе познания, как: а) дедукция; в) аналогия; б) анализ; г) индукция. 1.2.20 Способ проверки гипотезы на истинность называется: а) аналогия; в) абстракция; б) верификация; г) фальсификация. 1.2.21 Вознаграждение, которое получают экономисты за выдающийся вклад в развитие науки, называется: а) премия Сороса; в) Нобелевская премия; б) премия Сахарова; г) нет правильного ответа. 1.2.22 Понятие метода включает в себя: а) набор фактических данных; в) способы познавательных средств; б) нет правильного ответа; г) структуру предмета. 1.2.23 Моделью является: а) концепция потребителей; в) торговля на фондовой бирже; б) поведение человека; г) нет правильного ответа. 1.2.24 Экономическая модель является: а) идеальным типом экономики; б) инструментом для прогнозированием; в) комплексом принципов; г) все перечисленное выше. 1.2.25 Качество экономической модели определяется: а) точностью прогноза; б) количеством использованных фактов; в) масштабностью; г) сроком прогноза; д) нет правильного ответа. 1.2.26 Экономическая теория изучает: а) что производить; б) как производить; в) для кого производить; г) проблемы рационального использования ограниченных ресурсов. 1.2.27 Позитивная экономическая наука предполагает изучение: а) экономической реальности; б) экономической политики; в) макроэкономических показателей; г) экономики с точки зрения оценочных суждений. 1.2.28 Индукция – это метод познания, основанный: а) на разделении экономического явления на отдельные части; б) на умозаключениях от общего к частному; в) на выделении сущностных характерных черт экономического явления; г) на умозаключениях от частного к общему. 1.2.29 Перенос свойств с известного процесса или явления на неизвестные применяется в таком методе познания, как: а) индукция; в) аналогия; б) анализ; г) дедукция. 1.2.30 Способ проверки гипотезы на истинность называется: а) абстракция; в) верификация; б) аналогия; г) фальсификация. Экономические агенты, ресурсы и цели общества Вопросы для обсуждения Потребности и блага для удовлетворения потребностей. Классификация потребностей. Пирамида потребностей А. Маслоу. Взаимозаменяемость и дополняемость благ. Человеческие потребности и экономические цели общества. Экономические агенты. Экономический выбор. Общественные системы как форма реализации целей и мобилизации ресурсов. Собственность: понятие, субъекты, объекты, типы. Право собственности и форма собственности. Формы собственности и типы общественных систем: традиционная, рыночная, командно-административная, смешенная, их преимущества и недостатки. Смешенная экономика, ее формы, организация и использование ресурсов. Приватизация: цели и основные методы. Виды денежной и бесплатной приватизации в России и за рубежом. Практические задания 2.2.1 Экономический агент – это: а) трудоспособный гражданин; б) любой потребитель; в) человек, имеющий экономическое образование; г) лицо, осуществляющее хозяйственную деятельность. 2.2.2 В окружение предприятия не входят: а) потребители продукции предприятия; б) поставщики ресурсов; в) люди, работающие на предприятии; г) конкуренты. 2.2.3 К основным, базисным организационно-правовым формам предприятий не относится: а) акционерное общество; б) коммандитное товарищество; в) общество с ограниченной ответственностью; г) концерн. 2.2.4 Второй этап приватизации государственных предприятий в России проводился посредством: а) аренды; б) денежного выкупа ; в) бесплатной раздачи трудовому коллективу; г) ваучеров. 2.2.5 Неопределенность отличается от риска тем, что: а) рынок является стационарным; б) нет статистической оценки предшествующего опыта; в) применяются количественные методы оценки; г) события повторяются достаточно редко. 2.2.6 К общественной относятся __________ и __________ формы собственности. а) государственная; в) партнерская; б) коллективная; г) корпоративная. 2.2.7 Существование государственной собственности обусловлено: а) необходимостью решения общенациональных и социальных задач; б) наличием капиталоемких нерентабельных отраслей; в) необходимостью сокращения государственных расходов; г) необходимостью увеличения государственных расходов. 2.2.8 К процессу приватизации относятся: а) продажа государственного жилья квартиросъемщикам; б) передача земель в собственность государства; в) передача заводов в собственность государства; г) продажа акций государственных предприятий частным лицам. 2.2.9 Частная форма собственности в условиях рыночной экономики характерна для предприятий: а) по электроснабжению населения; б) по производству строительных материалов; в) по производству обуви и одежды; г) по обеспечению теплоснабжения. 2.2.10 К процессу национализации относится: а) продажа государственного жилья квартиросъемщикам; б) передача заводов в собственность государства; в) продажа акций государственных предприятий; г) передача земель в собственность государства. 2.2.11 Экономические отношения собственности характеризуются: а) использованием правовых норм; б) взаимосвязями между средствами и предметами труда; в) отношениями людей к вещам и благам; г) отношениями людей по поводу вещей и благ. 2.2.12 Примером государственной формы собственности может служить: а) акция акционерного общества; б) здание атомной электростанции; в) имущество церкви; г) собственность фермера на землю. 2.2.13 Собственность как экономическая категория представляет собой: а) право использовать материальные или духовные блага; б) наличие у человека материальных или духовных благ; в) комплекс прав владельца благ; г) отношения между людьми по поводу присвоения материальных и духовных благ. 2.2.14 К недостаткам государственной собственности не относится: а) тенденция к бюрократизму; б) концентрация ресурсов и централизованное управление после войны; в) монополизм в экономике; г) невозможность разделить экономику и политику. 2.2.15 Преобразование государственных предприятий в предприятия негосударственных форм собственности называется: а) демонополизацией; в) демонетизацией; б) национализацией; г) приватизацией. 2.2.16 К предприятиям, классифицируемым по размеру, не относится: а) среднее предприятие; в) товарищество; б) крупное предприятие; г) малое предприятие. 2.2.17 Основные черты той или иной формы собственности формирует: а) присвоение; в) обмен; б) производство; г) потребление. в) распределение; 2.2.18 В открытой форме осуществляется такой метод приватизации, как: а) коммерческий конкурс; б) инвестиционный конкурс; в) аукцион; г) продажа акций в капитале акционерного общества. 2.2.19 Наибольшую свободу действий предоставляет такая организационно-правовая форма предприятия, как: а) общество с ограниченной ответственностью; б) полное товарищество; в) товарищество на вере; г) индивидуальное предприятие. 2.2.20 Ответственность за производство общественных благ несет: а) государство; б) сектор домашних хозяйств; в) иностранный сектор; г) предпринимательский сектор. 2.2.21 В институциональной теории фирма рассматривается как: а) производственный комплекс; б) многоотраслевой комплекс промышленных, торговых и финансовых предприятий; в) структура деятельности направленная на достижение результатов в условиях неопределенности; г) комплекс из вещественных и личных факторов производства. 2.2.22 Проникновение предприятия в отрасли, не связанные с его основной деятельностью, называется: а) дифференциацией; в) вертикальной интеграцией; б) диверсификацией; г) горизонтальной интеграцией. 2.2.23 Процесс перехода от плановой экономики к рыночной невозможен без: а) национализации; б) демократизации общества; в) приватизации; г) референдума (общенародного голосования). 2.2.24 Акционерные общества могут функционировать в виде: а) корпораций; б) полных товариществ; в) обществ с ограниченной ответственностью; г) унитарных предприятий. 2.2.25 Организационно-правовая форма предприятия: а) определяется инвесторами; б) выбирается учредителями; в) определяется государственными органами; г) выбирается на общем собрании трудового коллектива путем голосования. 2.2.26 Присвоение дохода фермером, если он арендует участок земли у государства, происходит на основании отношений: а) распоряжения; в) распоряжения и пользования; б) пользования; г) владения. 2.2.27 Наиболее обобщающее определение экономических отношений собственности выглядит следующим образом: «Собственность – это: а) отношения обмена; б) вся совокупность производственных отношений в обществе; в) способ соединения работника со средствами производства ; г) участие работников в управлении производством. 2.2.28 Примером частной формы собственности может служить: а) имущество церкви; б) здание атомной электростанции; в) акция акционерного общества; г) собственность фермера на землю. 2.2.29 Преимущества ваучерной приватизации состоят: а) в наличии эффективных собственников; б) в сохранении принципа равенства; в) в неравенстве, способствующем повышению эффективности производства; г) в поступлении больших денежных средств в бюджет. 2.2.30 Методом реализации платной формы приватизации не является: а) аукцион; в) целевая продажа; б) тендер; г) ваучерная приватизация.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1095)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |