В курсовой работе можно использовать упрощенную схему расчета прибыли АТП без учета налога на добавленную стоимость, других отчислений и видов деятельности. Балансовая прибыль предприятия, в этом случае, представляет собой разность между выручкой от реализации (валовым доходом) и полными затратами в ходе хозяйственной деятельности
(15.1)
где ВД - выручка от реализации автотранспортных услуг;
SП - общие текущие затраты предприятия.
15.2 Доходная ставка определяется делением валового дохода по каждому виду перевозок на объем выполненной работы. Для грузовых автомобилей, работа которых измеряется в тоннах и тонно-километрах, доходная ставка определяется на один тонно-километр; для грузовых автомобилей, работающих из почасового расчета - на один час работы; для автобусов, работающих на городских, пригородных и междугородных маршрутах на один пассажиро-километр; для автобусов, работающих по разовым заказам - на один час работы; для автомобилей-такси - на 10 платных километров пробега.
15.3 Рентабельность определяется как отношение балансовой прибыли к затратам, потребовавшимся для получения этой прибыли. В курсовой работе рассчитываются следующие виды рентабельности:
а) рентабельность предприятия
(15.2)
где СОСН - стоимость основных производственных фондов АТП, руб.;
СОБ - стоимость потребных оборотных фондов АТП, руб.;
б) рентабельность производства
(15.3)
15.4 При расчете годовой производительности труда водителей и по предприятию в целом воспользуйтесь стоимостным методом
ПТ= ВД / РСП (15.4)
где РСП - среднесписочная численность водителей или всех работников АТП,
чел.
15.5 Производительность труда ремонтных рабочих определяется делением общего пробега автомобилей на количество ремонтно-обслуживающих рабочих
ПТРЕМ = LОБЩ / РСП.РЕМ (15.5)
где РСП.РЕМ - среднесписочная численность ремонтно-обслуживающих рабочих, чел.
15.6 Для оценки использования основных производственных фондов рассчитывается:
а) Фондоотдача определяется как отношение произведенной продукции (Вд) к среднегодовой стоимости ОПФ (Сосн):
Фо = Вд / Сосн (15.6)
Она показывает сколько продукции производится на один рубль основных фондов.
б) Фондоемкость - величина обратная фондоотдачи и характеризует стоимость ОФ , приходящихся на один рубль валового дохода:
Фе = Сосн / Вд;
в) Фондовооруженность характеризует уровень оснащенности производства основными фондами, приходящимися на одного работника. Определяется как отношение стоимости основных фондов к среднегодовой численности работающих (Рсп),занятых в основной деятельности:
Фв = Сосн / Рсп .
г) Рентабельность основных фондов показывает сколько прибыли приходится на один рубль вложенных основных фондов. Определяется как отношение балансовой прибыли (Пб) к среднегодовой стоимости основных фондов:
Rосн = Пб / Сосн ;
По результатам проведенных в работе расчетов заполняется таблица 15.1.
Таблица 15.1 - Технико-экономические показатели
Наименование показателей
Единица измерения
Значение
1) Среднесписочное количество автомобилей
шт.
2) Средняя грузоподъемность автомобиля
т
3) Объем перевозок
т
4) Среднее расстояние перевозки
км
5) Коэффициент использования парка
6) Коэффициент технической готовности
7) Годовая выработка на одну среднесписочную автотонну:
- в тоннах
- в тонно-километрах
т/т
ткм/т
8) Годовая производительность:
- на одного водителя
- на одного работающего
- на одного ремонтного рабочего
руб./чел.
руб./чел.
руб./чел.
9) Среднемесячная заработная плата:
- на одного водителя
- на одного работающего
- на одного ремонтного рабочего
руб.
руб.
руб.
10) Выручка от реализации
руб.
11) Доходная ставка
руб.
12) Общая сумма текущих расходов
руб.
13) Себестоимость единицы транспортной работы
руб.
14) Затраты на один рубль дохода
руб./руб.
15) Прибыль
руб.
16) Рентабельность:
- предприятия
- производства
%
%
17) Коэффициент фондоотдачи
руб./руб.
Приложение А
Нормативы ТО и ремонта [14]
Таблица А.1- Периодичность технического обслуживания подвижного состава
В километрах
Автомобили
ТО-1
ТО-2
Легковые
Автобусы
Грузовые и автобусы на базе грузовых автомобилей
Примечания:
1 Периодичности ТО грузовых автомобилей КамАЗ, МАЗ-5335, ГАЗ-53-12, автобуса ЛАЗ-4202 устанавливаются второй частью Положения по конкретному семейству подвижного состава
2 Допустимое отклонение от нормативов периодичностей ТО составляет ±10%
3 Периодичности технического обслуживания прицепов и полуприцепов равны периодичностям их тягачей
Таблица А.2 - Нормативы пробега подвижного состава до капитального ремонта (КР) и трудоемкости технического обслуживания и текущего ремонта для первой категории условий эксплуатации [14]
Подвижной состав
Пробег до КР, тыс км
Трудоемкость
основной параметр
Марки, модель (грузоподъемность)
На одно обслуживание, чел.-ч.
ТР, чел.-ч/1000 км
ЕО
ТО-1
ТО-2
Легковые автомобили:
Малого класса (рабочий объем двигателя от 1,2 до 1,8 л, сухая масса автомобиля от 850 до 1150 кг)
ВАЗ (кроме 2121), ИЖ, АЗЛК
0,30
2,30
9,20
2,80
Среднего класса (от 1,8 до 3,5 л, от 1150 до 1500 кг)
ГАЗ-24-01
ГАЗ-24-07
0,35
0,50
2,50
2,90
10,50
11,70
3,00
3,20
Продолжение таблицы А.2
Автобусы:
Особо малого класса (длина до 5,0 м)
РАФ-2203
0,50
4,00
15,00
4,50
малого класса (6,0-7,5 м)
ПАЗ-672
КАвЗ-685
0,70
0,70
5,5
5,5
18,0
18,0
5,3
5,5
Среднего класса (8,0 –9,5 м)
ЛАЗ-695Н,
-697Н, -697Р
ЛАЗ-695НГ
0,80
0,95
5,80
6,60
24,00
25,80
6,50
6,90
Большого класса (10,5-12,0 м)
ЛиАЗ-677, -677М
ЛиАЗ-677Г
1,00
1,15
7,50
7,90
31,50
32,70
6,80
7,00
Грузовые автомобили общетранспортного назначения грузоподъемностью, т:
От 0,3 до 1,0
ИЖ-27151 (0,4 т)
0,20
2,20
7,20
2,80
От 1,0 до 3,0
ЕрАЗ (1 т)
0,30
1,40
7,60
2,90
УАЗ (1 т)
0,30
1,50
7,70
3,60
ГАЗ-52-04 (2,5 т)
0,40
2,10
9,00
3,60
ГАЗ-52-07 (2,5 т)
0,55
2,50
10,20
3,80
ГАЗ-52-27 (2,4 т)
0,55
2,90
10,80
4,00
От 3,0 до 5,0
ГАЗ-53А (4 т)
0,42
2,20
9,10
3,70
ГАЗ-53-07 (4 т)
0,57
2,60
10,30
3,90
От 5,0 до 8,0
ЗИЛ-130 (5/6* т)
0,45
2,50
10,60
4,00/3,60*
ЗИЛ-138 (5/6* т)
0,60
3,10
12,00
4,20/3,80*
ЗИЛ-138 (5,4 т)
0,60
3,50
12,60
4,40/4,00*
КАЗ-608, -608В
0,35
3,50
11,60
4,60
Урал (7,5 т)
0,55
3,80
16,50
6,00
От 8,0 и более
МАЗ-5335 (8 т)
0,30
3,20
12,00
5,80
МАЗ-500А (8 т)
0,30
3,40
13,80
6,00
КамАЗ-5320**(8 т)
0,50
3,40
14,50
8,50
КрАЗ (12 т)
0,50
3,50
14,70
6,20
Прицепы:
Одноосные грузоподъемностью до 3,0 т
Все модели
0,10
0,40
2,10
0,40
Двухосные грузоподъемностью: до 8,0 т
8,0 т и более
Все модели
0,2-0,3
0,8-1,0
4,4-5,5
1,2-1,4
Продолжение таблицы А.2
Все модели
0,3-0,4
1,3-1,6
6,0-6,1
1,8-2,0
Полуприцепы грузоподъемностью 8,0 и более
КАЗ-717 (11,5 т)
0,2-0,3
0,8-1,0
4,2-5,0
1,1-1,45
МАЗ-5232В (13,5т)
МАЗ-93801(13,5т)
МАЗ-9397 (20 т)
Примечания
* - В знаменателе данные для автомобилей выпуска с 1980 г.
** - Уточненные нормативы трудоемкости ТО и текущего ремонта автомобилей КамАЗ приведены во второй части Положения для этого семейства
Таблица А.3 - Продолжительность простоя подвижного состава в техническом обслуживании и ремонте
Подвижной состав
Техническое обслуживание и текущий ремонт на АТП,
дней/1000 км
Капитальный ремонт на специализированном ремонтном предприятии, дней
Легковые автомобили
0,30-0,40
Автобусы особо малого, малого и среднего классов
0,30-0,50
Автобусы большого класса
0,50-0,55
Грузовые автомобили грузоподъемностью, т:
От 0,3 до 5,0
От 5,0 и более
0,40-0,50
0,50-0,55
Прицепы и полуприцепы
0,10-0,15
-
Таблица А.4 - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от условий эксплуатации - K1*
Категории условий эксплуатации
Нормативы
Периодичность технического обслуживания
Удельная трудоемкость текущего ремонта
Пробег до капитального ремонта
Расход запасных частей
I
1.0
1.0
1.0
1.00
II
0.9
1.1
0.9
1.10
III
0.8
1.2
0.8
1.25
IV
0.7
1.4
0.7
1.40
V
0.6
1.5
0.6
1.65
Таблица А.5 - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от модификации подвижного состава и организации его работы – К2
Модификации подвижного состава и организация его работы
Нормативы
Трудоемкость ТО и ТР
Пробег до капитального ремонта
Расход запасных частей
Базовый автомобиль
1,00
1,00
1,00
Седельные тягачи
1,10
0,95
1,05
Автомобили с одним прицепом
1,15
0,90
1,10
Автомобили с двумя прицепами
1,20
0,95
1,20
Автомобили-самосвалы при работе на плечах свыше 5 км
1,15
0,85
1,20
Автомобили-самосвалы с одним прицепом или при работе на коротких плечах (до 5 км)
1,20
0,80
1,25
Автомобили-самосвалы с двумя прицепами
1,25
0,75
1,30
Специализированный подвижной состав *
1,10-1,20
-
-
Примечание * - Нормативы трудоемкости ТО и ТР специализированного подвижного состава уточняются во второй части Положения по конкретному семейству подвижного состава
Таблица А.6 - Коэффициент корректирования нормативов в зависимости от природно-климатических условий – К3 = К3’ * К3”
2 Районы с высокой агрессивностью окружающей среды: Прибрежные районы Черного, Каспийского, Азовского, Балтийского, Белого, Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского, Чукотского, Берингова, Охотского и Японского морей с шириной полосы до 5 км
3 Агрессивность окружающей среды учитывается и при постоянном использовании подвижного состава для перевозки химических грузов, вызывающих интенсивную коррозию деталей
Таблица А.7 - Коэффициент корректирования нормативов удельной трудоемкости текущего ремонта (К4) и продолжительности простоя в техническом обслуживании и ремонте (К4’) в зависимости от пробега с начала эксплуатации
Пробег с начала эксплуатации в долях от нормативного пробега до КР
Автомобили
Легковые
Автобусы
Грузовые
К4
К4’
К4
К4’
К4
К4’
До 0,25
0,4
0,7
0,5
0,7
0,4
0,7
Свыше 0,25 до 0,50
0,7
0,7
0,8
0,7
0,7
0,7
Свыше 0,50 до 0,75
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
1,0
Свыше 0,75 до 1,00
1,4
1,3
1,3
1,3
1,2
1,2
Свыше 1,00 до 1,25
1,5
1,4
1,4
1,4
1,3
1,3
Свыше 1,25 до 1,50
1,6
1,4
1,5
1,4
1,4
1,3
Свыше 1,50 до 1,75
2,0
1,4
1,8
1,4
1,6
1,3
Свыше 1,75 до 2,00
2,2
1,4
2,1
1,4
1,9
1,3
Свыше 2,00
2,5
1,4
2,5
1,4
2,1
1,3
Таблица А.8 - Коэффициент корректирования нормативов трудоемкости ТО и ТР в зависимости от количества обслуживаемых и ремонтируемых автомобилей на АТП и количества технологически совместимых групп подвижного состава – К5
Количество автомобилей, обслуживаемых и ремонтируемых на АТП
Количество технологически совместимых групп подвижного состава
Менее 3
Более 3
До 100
1,15
1,20
1,30
Свыше 100 до 200
1,05
1,10
1,20
Свыше 200 до 300
0,95
1,00
1,10
Свыше 300 до 600
0,85
0,90
1,05
Свыше 600
0,80
0,85
0,95
Приложение Б
Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих автотранспортных предприятий
Таблица Б.1 - Нормативы численности по функции “Общее руководство”
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
До 100
101-200
201-400
401-600
601-800
801-1000
1001-1200
1201-1400
1401-1600
Нормативы численности по функции, чел.
51-100
1,6
2,1
2,6
2,9
101-250
1,8
2,2
2,7
3,1
3,4
251-400
-
2,3
3,0
3,3
3,5
3,8
4,0
4,2
4,4
401-550
-
-
-
3,4
3,6
3,9
4,2
4,3
4,6
551-700
3,5
3,8
4,0
4,3
4,4
4,7
701-1000
4,4
4,6
4,8
1001-1300
4,9
индекс
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
Продолжение таблицы Б.1
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
1601-1800
1801-2000
2001-2200
2201-2500
2501-3000
3001-3500
3501-4000
4001-4500
4501-5000
Нормативы численности по функции, чел.
251-400
4,6
4,7
401-550
4,7
4,8
4,9
5,2
551-700
4,8
4,9
5,1
5,3
5,6
701-1000
4,9
5,1
5,2
5,6
5,7
6,0
6,2
1001-1300
5,1
5,2
5,3
5,7
5,9
6,2
6,4
6,6
1301-1600
5,2
5,3
5,5
5,7
6,0
6,2
6,5
6,8
7,0
1601-1900
5,6
5,9
6,1
6,4
6,6
6,9
7,2
1901-2200
6,0
6,2
6,5
6,8
7,0
7,3
2201-2600
6,0
6,2
6,6
6,9
7,0
7,3
2601-3200
6,1
6,4
6,8
7,0
7,2
7,4
3201-3800
6,5
6,8
7,0
7,3
7,6
индекс
к
л
м
н
о
п
р
с
т
Примечания:
1 Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75
2 При наличии в автобусном парке свыше 50 % больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7
Таблица Б.2 - Нормативы численности по функции “Технико-экономическое планирование”
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
До 100
101-200
201-400
401-600
601-800
801-1000
1001-1200
1201-1400
1401-1600
Нормативы численности по функции, чел.
51-100
1,2
1,6
2,0
2,2
101-250
2,3
2,6
2,8
3,0
3,2
3,4
3,5
251-400
2,8
3,1
3,3
3,5
3,7
4,0
401-550
3,0
3,2
3,5
3,7
3,9
4,0
551-700
3,1
3,4
3,6
3,8
4,0
4,2
701-1000
3,8
4,1
4,3
4,5
1001-1300
4,7
индекс
а
б
в
г
д
е
ж
з
и
Продолжение таблицы Б.2
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Среднесписочная численность работающих, чел.
Номер норматива
1601-1800
1801-2000
2001-2200
2201-2500
2501-3000
3001-3500
3501-4000
4001-4500
4501-5000
Нормативы численности по функции, чел.
401-550
4,2
4,3
4,4
4,6
551-700
4,3
4,5
4,6
4,8
5,1
5,4
5,6
701-1000
4,6
4,8
4,9
5,1
5,5
5,7
5,9
6,2
6,4
1001-1300
4,8
5,0
5,1
5,4
5,7
6,0
6,2
6,4
6,6
1301-1600
5,0
5,2
5,3
5,6
5,9
6,2
6,4
6,7
6,9
1601-1900
5,7
6,0
6,3
6,6
6,9
7,1
1901-2200
2201-2600
6,2
6,5
6,8
7,1
7,3
2601-3200
6,7
7,0
7,2
7,5
3201-3800
7,4
7,7
8,0
индекс
к
л
м
н
о
п
р
с
т
Примечания:
3 Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75
4 При наличии в автобусном парке свыше 50 % больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7
Таблица Б.3 - Нормативы численности по функции “Организация труда и заработной платы”
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
До 100
1,5
1801-2000
4,7
101-200
1,8
2001-2200
4,9
201-400
2,1
2201-2500
5,3
401-600
2,5
2501-3000
5,8
601-800
3,0
3001-3500
6,3
801-1000
3,3
3501-4000
6,7
1001-1200
3,6
4001-4500
7,1
1201-1400
3,9
4501-5000
7,5
1401-1600
4,2
5001-5500
7,9
1601-1800
4,5
Примечание: Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75.
Таблица Б.4 - Нормативы численности по функции “Бухгалтерский учет и финансовая деятельность”
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
До 100
3,7
1801-2000
12,5
101-200
4,4
2001-2200
13,2
201-400
5,3
2201-2500
14,2
401-600
6,5
2501-3000
15,6
601-800
7,6
3001-3500
17,1
801-1000
8,6
3501-4000
18,4
1001-1200
9,5
4001-4500
19,6
1201-1400
10,2
4501-5000
20,8
1401-1600
11,0
5001-5500
21,9
1601-1800
11,8
Примечание: Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75.
Таблица Б.5 - Нормативы численности по функции “Материально-техническое снабжение”
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Режим работы автомобилей, ч.
Номер норматива
До 7,0
7,1-8,0
8,1-9,0
9,1-10,0
10,1-11,0
11,1-12,0
12,1 и более
51-100
0,3
0,3
0,3
0,3
101-250
0,5
0,6
0,7
0,8
0,9
0,9
1,1
251-400
0,8
0,9
1,1
1,2
1,3
1,4
1,6
401-550
1,1
1,3
1,5
1,6
1,8
2,0
2,1
551-700
1,5
1,7
1,9
2,2
2,4
2,6
2,8
701-1000
2,2
2,6
2,9
3,2
3,6
3,9
4,3
1001-1300
3,0
3,5
3,9
4,5
4,9
5,3
5,5
1301-1600
3,8
4,5
5,0
5,6
6,2
6,8
7,4
1601-1900
4,7
5,5
6,2
6,9
7,6
8,3
9,1
1901-2200
5,0
5,8
6,6
7,3
8,1
8,9
9,6
2201-2600
5,1
5,9
6,8
7,4
8,2
9,1
9,9
2601-3200
5,5
6,3
7,1
8,0
8,8
9,6
10,5
3201-3800
6,7
7,7
8,5
9,7
10,8
11,8
12,8
Примечания: Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75
При наличии в автобусном парке свыше 50 % больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7
Таблица Б.6 - Нормативы численности по функции “Комплектование и подготовка кадров”
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
Среднесписочная численность работающих, чел.
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
До 100
0,5
1801-2000
4,8
101-200
0,9
2001-2200
5,2
201-400
1,6
2201-2500
5,7
401-600
2,0
2501-3000
6,5
601-800
2,5
3001-3500
7,2
801-1000
2,9
3501-4000
8,0
1001-1200
3,3
4001-4500
8,7
1201-1400
3,7
4501-5000
9,4
1401-1600
4,1
5001-5500
10,1
1601-1800
4,5
Примечание: Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75.
Таблица Б.7 - Нормативы численности по функции “Общее делопроизводство и хозяйственное обслуживание”
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Нормативы численности по функции, чел.
Номер норматива
51-100
0,8
1301-1600
2,5
101-250
1,1
1601-1900
2,6
251-400
1,4
1901-2200
2,9
401-550
1,6
2201-2600
3,0
551-700
1,7
2601-3200
3,3
701-1000
2,0
3201-3800
3,5
1001-1300
2,2
Примечания:
1 Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75;
2 При наличии в автобусном парке свыше 50 % больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7
Таблица Б.8 - Нормативы численности по функции “Эксплуатационная служба”
1) при режиме работы автомобилей до 10 часов
Количество автомобилей (в приведенных единицах)
Коэффициент выпуска автомобилей на линию
Номер норматива
0,51-0,60
0,61-0,70
0,71-0,8
0,81-0,90
0,91-0,95
Нормативы численности по функции, чел.
51-100
4,7
4,9
5,1
5,3
5,4
101-150
6,6
6,9
7,1
7,4
7,5
151-200
8,4
8,8
9,1
9,4
9,5
201-250
10,1
10,5
10,9
11,3
11,4
251-300
11,3
12,3
12,7
13,1
13,3
301-350
13,4
14,0
14,5
14,9
15,1
351-400
15,0
15,6
16,2
16,7
16,9
401-450
16,5
17,2
17,8
18,4
18,6
451-500
18,1
18,8
19,5
20,1
20,4
501-550
19,6
20,4
21,1
21,7
22,0
551-600
21,0
21,9
22,7
23,4
23,7
601-650
22,5
23,4
24,2
25,0
25,3
651-700
23,9
24,9
25,8
26,6
26,9
701-750
25,3
26,3
27,3
28,1
28,5
751-800
26,7
27,8
28,8
29,7
30,1
801-900
29,5
30,7
31,8
32,7
33,2
901-1000
32,2
33,5
34,7
35,8
36,2
1001-1100
34,8
36,2
37,5
38,7
39,2
1101-1200
37,4
39,0
40,3
41,6
42,2
1201-1300
39,9
41,6
43,0
44,4
45,0
1301-1400
42,6
44,3
45,9
47,3
48,0
1401-1500
45,1
46,9
48,6
0,1
50,8
1501-1600
47,6
49,5
51,3
52,9
53,6
1601-1700
50,0
52,1
53,9
55,6
56,4
1701-1800
52,5
54,6
56,6
58,3
59,1
1801-1900
54,9
57,1
59,2
61,0
61,9
1901-2000
57,3
59,6
61,7
63,7
64,6
2001-2600
71,3
74,2
76,8
79,2
80,3
2601-3200
84,7
88,2
91,3
94,1
95,5
3201-3800
97,8
101,7
105,4
108,6
110,2
Примечания:
1 Для грузовых АТП применяется коэффициент 0,85, таксомоторных – 0,75
2 При наличии в автобусном парке свыше 50 % больших и особо больших автобусов (длиной 9,6 м и более) применяется коэффициент 0,7