Галлюциногены. Марихуана, «экстази», кетамин, некоторые медицинские препараты обладающие побочным галлюциногенным действием — Мегаобучалка
Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Галлюциногены. Марихуана, «экстази», кетамин, некоторые медицинские препараты обладающие побочным галлюциногенным действием




Заболевания ИППП и их профилактика.

Причины венерических заболеваний обусловлены урбанизацией городов, аморальным образом жизни, вседоступностью и безнаказанностью, связанной с преступностью, алкоголизмом и наркоманией.

 

 

Неизлечимый СПИД

Возбудитель СПИДа – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) – относится к ретровирусам, т.е. вирусам, гены которых могут встраиваться с геном человека, например: с геном клеток крови – лимфоцитами, или клеток мозга. До сих пор неизвестны даже теоретические подходы к решению такой задачи, как очистка генетического аппарата клеток человека от чужеродной информации.

Состояние больных и носителей вируса может долгое время оставаться нормальным. В среднем инкубационный период между заражением и развитием синдрома иммунодефицита оценивают в 5 и более лет; поэтому у пациентов с этим диагнозом есть шансы прожить довольно долго. В случае развития болезни в острой форме потребуется госпитализация.

Передача вируса. Обычным путем распространения вируса во всем мире являются половые контакты как оральные, так и вагинальные. Другой путь передачи вируса – через зараженную донорскую кровь или ее компоненты, а также донорские органы и сперму.Кроме того, вирус может передаваться между лицами, употребляющими наркотики, через общие иглы многоразового использования, при лечебных процедурах или же от матери ребенку.Передача вируса от матери ребенку происходит еще в матке или при рождении.

Заболевание длится от нескольких месяцев до 4–5 лет. Исход его - летальный.

При СПИДе могут быть периодические обострения и временные улучшения. У разных больных отмечается преобладание тех или иных симптомов: у одних поражаются преимущественно легкие, у других – нервная система и др. Но, как правило, самый ранний признак – лимфаденопатия, тем более, если она продолжается свыше 2-х месяцев без видимых причин.

Профилактика венерических болезней

Для того чтобы избежать венерических болезней, прежде всего, важно вести половую жизнь с постоянным партнером (партнершей), особенности сексуального поведения которого (которой) хорошо известны.



При случайных половых контактах и в случае появления малейших подозрений настоятельно рекомендуется использование мужских презервативов, даже если партнерша принимает противозачаточные пилюли.

Гормональная контрацепция препятствует восхождению находящихся во влагалище микробов в полость матки и создает достаточно хорошую защиту против обычных венерических болезней, но никоим образом не защищает от СПИДа.

– Необходимо помнить, что основой профилактики венерических заболеваний является гигиена тела и культура половых отношений.

– При первых проявлениях симптомов инфекции – срочное обращение к врачу.

Рассмотренные вопросы по профилактике венерических заболеваний являются важной темой педагогического воспитания.

Задача любого из нас помнить об этом и научить своих воспитанников гигиене души и тела. Особенно важна такая информация в период полового созревания и периода влюбленности юноши и девушки.

Лит-ра: М.И. Иванюков, В.С. Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности

 

ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ (СЕМИНАРСКИХ) ЗАНЯТИЙ / ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ / СТУДИЙНЫХ ЗАНЯТИЙ

 

Занятие 1. тема «Организационные основы обеспечения безопасности жизнедеятельности в РК. Обучение населения в системе ГО »

Формы проведения и используемые методы. Семинарское занятие, устный индивидуальный контроль.

Вопросы для обсуждения.

1.Рассмотреть такие понятия как БЖД - как наука, цель БЖД, Государственная система предупреждения и ликвидации ЧС, система подготовки руководящего состава и населения в системе ГО, 7 целевых категорий обучения населения.

2.Структура и частота возникновения ЧС.

3.Организационная структура государственной системы по обеспечению безопасности жизнедеятельности в ЧС в РК

4. Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности.

5.Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения.

6.Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура.

Список рекомендуемой литературы: 1. Законодательство Республики Казахстан в области гражданской обороны. Конституция Республики Казахстан.

2.М.И. Иванюков, В.С. Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности.

 

Занятие 2. тема «Основные понятия и определения БЖД»

Формы проведения и используемые методы. Семинарское занятие, исследовательский, научно – познавательный методы.

Вопросы для обсуждения.

1. Основные понятия, характеризующие ЧС, стадии ЧС.

2. Концепция приемлемого допустимого риска.

3. Системный анализ безопасного поведения.

Задания:

1. Рассмотреть такие понятия как чрезвычайная ситуация, поражающие факторы, предупреждение ЧС, ликвидация последствий ЧС, защита населения.

2. Освоить метод расчет потенциального риска на примере ДТП, особо опасных инфекций (используя показатели частоты данного вида ЧС, из материала предыдущего занятия). Сделать выводы.

3. Разработать дерево опасностей (выявить максимальное количество причин и их взаимосвязь) какой-либо ЧС (на выбор)

Список рекомендуемой литературы: 1.Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Занятие 3. тема «Система Гражданской Обороны»

Формы проведения и используемые методы. Семинарское занятие, устный фронтальный опрос, дискуссия, самоконтроль.

Вопросы для обсуждения.

1. Назовите причины, вызвавшие необходимость нового подхода к организации системы защиты от ЧС мирного и военного времени.

2. В чем заключается сущность государственной политики РК в области предупреждения и ликвидации ЧС?

3.Что составляет основу сил и средств РКЧС?

4. Что такое гражданская оборона? Каковы ее основные задачи?

5. Раскройте структуру служб и сил ГО.

Список рекомендуемой литературы: 1.Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности». 3.Атаманюк В. Г., Ширшев Л. Г., Акимов Н. И. Гражданская оборона. - М., 1996.

 

Занятие 4. тема «Чрезвычайные ситуации мирного времени. Стихийные бедствия»

Формы проведения и используемые методы. Практическое занятие, устный фронтальный опрос, практическая работа, письменный контроль.

Вопросы для обсуждения.

1.Природные ЧС геологического характера

2.Природные ЧС гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами)

3.Природные ЧС метеорологического происхождения (ураганы, смерчи, бури)

4.Лесные и торфяные пожары, их последствия

5.Природные ЧС биологического происхождения (массовые заболевания): эпидемии, эпизоотии

Задания:

* Ознакомиться со шкалой Бофорта по таблице.

* Ознакомиться с видами и условиями возникновения гидрологически опасных явлений.

*Ознакомиться с картой сейсмичности, последствиями наиболее значимых землетрясений. Выявить условия, влияющие на ущерб от землетрясений на следующих примерах.

В 1976 г. в г. Манагуа на рассвете произошло землетрясение с магнитудой 5,8. Погибло при этом 6 тыс, ранено 20000 человек, было разрушено 5тыс домов.

В 1972 г. в г. Сан-Фернандо утром произошло землетрясение с магнитудой 6,2. Погибло при этом 27, ранено 256 человек, было разрушено 90 домов.

* Условия, влияющие на ущерб от землетрясений.

Список рекомендуемой литературы: 1.Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. Вишняков Я.Д. и др. Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. М: Академия, 2008.-304с.

 

Занятие 5. тема «Тема: ЧС, вызванные действием химического поражающего фактора. Очаг химического поражения».

Формы проведения и используемые методы. Устный опрос, контрольный диктант, практическая работа.

Вопросы для обсуждения.

1. СДЯВ определение, виды.

2. Понятие токсодозы, порога острого действия, ПДК.

3. Основные принципы оказания помощи при экзогенных интоксикациях.

4. Защита населения от АХОВ

Практическое задание.1. Описать простейшие меры и правила самозащиты от АХОВ

2.На случай экстренной эвакуации предусмотреть минимальный набор предметов первой необходимости (по сезону) и продукты на 2-3 дня.

Список рекомендуемой литературы: 1.Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. Вишняков Я.Д. и др.- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. М: Академия, 2008. 4.М.И.Иванюков, В.С. Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности

 

Занятие 6. тема «Биологическое (бактериологическое) оружие. Правила поведения и действия населения в очаге бактериологического поражения».

Формы проведения и используемые методы. Устный опрос, практическая работа, информационно – познавательный метод, письменный контроль.

Вопросы для обсуждения.

1.Что входит в понятие бактериологическое оружие?

2.Особенности поражения бактериологическими средствами.

3. Какие особо опасные инфекции вызывает биологическое поражение.

4.Карантин. Условия введения. Действия населения при карантине.

5.Используя новые знания, полученные в результате работы, необходимо заполнить таблицу по следующему образцу.

v Вам необходимо дать общую характеристику факторов эпидемического процесса.

v Выделите те характеристики, которые определяют объединение этих инфекций, в ту или иную группу.

 

ФИО, группа
Вид инфекционной болезни Источник инфекции Механиз-мы передачи Характерис-тика воспри-имчивых организмов
Особо опасные      
Социально-значимые (туберкулез)      
Инфекции, возбудитель, которых используется в качестве бактериологичес-кого оружия      
Инфекции, получившие распространение в последние годы (атипичная пневмония, куриный грипп)      
Инфекции, которые могут получить распространение в дальнейшем.      

 

Важными показателями, характеризующими степень опасности и значимости той или иной эпидемии, являются:

Заболеваемость – это количество вновь выявленных случаев заболевания за определенный период времени. Уровень заболеваемости – количество заболеваний приходящихся на определенное количество населения.

Летальность – количество умерших от данного заболевания.

Смертность – отношение количества умерших от данного заболевания к количеству заболевших.

Вам необходимо дать общую характеристику статистических показателей, характеризующих эпидемический процесс.

Выделите те характеристики, которые определяют объединение этих инфекций, в ту или иную группу.

Для характеристики выраженности того или иного показателя можно использовать следующую систему

v *** -- высокий уровень

v ** -- средний уровень

v * -- низкий уровень

 

Бактериологическое оружие применяется в виде различных боеприпасов, для его снаряжения используются некоторые виды бактерий, возбуждающие инфекционные заболевания, принимающие вид эпидемий. Оно предназначено для поражения людей, сельскохозяйственных растений и животных, а также для заражения продовольствия и источников воды.

1. Способы применения бактериальных средств

Способами применения бактериологического оружия, как правило, являются:

- авиационные бомбы

- артиллерийские мины и снаряды

- пакеты (мешки, коробки, контейнеры), сбрасываемые с самолетов

- специальные аппараты, рассеивающие насекомых с самолетов.

- диверсионные методы.

В некоторых случаях для распространения инфекционных заболеваний противник может оставлять при отходе зараженные предметы обихода: одежду, продукты, папиросы и т.д. Заболевание в этом случае может произойти в результате прямого контакта с зараженными предметами.

При разрыве боеприпасов, снаряженных бактериальной рецептурой, образуется бактериальное облако, состоящее из взвешенных в воздухе мельчайших капелек жидкости или твердых частиц. Облако, распространяясь по ветру, рассеивается и оседает на землю, образуя зараженный участок, площадь которого зависит от количества рецептуры, ее свойств и скорости ветра.

 

2. Особенности поражения бактериальными средствами.

При поражении бактериальными средствами заболевание наступает не сразу, почти всегда имеется скрытый (инкубационный) период, в течение которого заболевание не проявляет себя внешними признаками, а пораженный не теряет боеспособности.

Некоторые заболевания (чума, оспа, холера) способны передаваться от больного человека здоровому и, быстро распространяясь, вызывать эпидемии. Установить факт применения бактериальных средств и определить вид возбудителя достаточно трудно, поскольку ни микробы, ни токсины не имеют ни цвета, ни запаха, ни вкуса, а эффект их действия может проявиться через большой промежуток времени. Обнаружение бактериальных средств возможно только путем проведения специальных лабораторных исследований , на что требуется значительное время, а это затрудняет своевременное проведение мероприятий по предупреждению эпидемических заболеваний.

3. Бактериальные средства

К бактериальным средствам относятся болезнетворные микробы и вырабатываемые ими токсины. Для снаряжения бактериологического оружия могут быть использованы возбудители следующих заболеваний:

- чума

- холера

- сибирская язва

- ботулизм

Чума -острое инфекционное заболевание. Возбудителем является микроб, не обладающий высокой устойчивостью вне организма; в мокроте, выделяемой человеком, он сохраняет свою жизнеспособность до 10 дней. Инкубационный период составляет 1 - 3 суток. Заболевание начинается остро: появляется общая слабость , озноб , головная боль , температура быстро повышается, сознание затемняется.

Наиболее опасна так называемая легочная форма чумы. Заболевание ею возможно при вдыхании воздуха, содержащего возбудитель чумы. Признаки заболевания: наряду с тяжелым общим состоянием появляются боль в груди и кашель с выделением большого количества мокроты с чумными бактериями; силы больного быстро падают, наступает потеря сознания; смерть наступает в результате нарастающей сердечно сосудистой слабости. Заболевание длится от 2 до 4 дней.

Сибирская язва - острое заболевание, которое поражает главным образом сельскохозяйственных животных, а от них может передаваться людям. Возбудитель сибирской язвы проникает в организм через дыхательные пути, пищеварительный тракт, поврежденную кожу. Заболевание наступает через 1– 3 суток; оно протекает в трех формах: легочной, кишечной и кожной.

Легочная форма сибирской язвы представляет собой своеобразное воспаление легких: температура тела резко повышается, появляется кашель с выделением кровянистой мокроты, сердечная деятельность ослабевает и при отсутствии лечения через 2 - 3 дня наступает смерть.

Кишечная форма заболевания проявляется в язвенном поражении кишечника, острых болях в животе, кровяной рвоте, поносе; смерть наступает через 3 - 4 дня.

При кожной форме сибирской язвы поражаются чаще всего открытые участки тела (руки, ноги, шея, лицо). На месте попадания микробов возбудителя появляется зудящее пятно, которое через 12 - 15 часов превращается в пузырек с мутной или кровянистой жидкостью. Пузырек вскоре лопается, образуя черный струп, вокруг которого появляются новые пузырьки, увеличивая размер струпа до 6- 9 сантиметров в диаметре (карбункул).

Карбункул болезненный, вокруг него образуется массивный отек. При прорыве карбункула возможно заражение крови и смерть. При благоприятном течении болезни через 5 - 6 дней температура у больного снижается, болезненные явления постепенно проходят.

 

 

Мероприятия в зоне бактериального поражения

Карантин вводится при бесспорном установлении факта применения противником бактериологического оружия и главным образом в тех случаях, когда примененные возбудители болезней относятся к особо опасным (чума, холера и др.). Карантинный режим предусматривает полную изоляцию очага поражения от окружающего населения, он имеет целью недопущение распространения инфекционных заболеваний.

Из районов, в которых объявлен карантин, выход людей, вывод животных и вывоз имущества запрещаются. Въезд на зараженную территорию разрешается начальниками гражданской обороны лишь специальным формированиям и видам транспорта. Транзитный проезд транспорта через очаги поражения запрещается (исключением может быть только железнодорожный транспорт).

В зоне карантина прекращается работа всех учебных заведений, зрелищных учреждений, рынков и базаров. При необходимости выполнять срочные работы вне зданий люди должны быть обязательно в средствах индивидуальной защиты.

Каждый гражданин несет строгую ответственность за соблюдение режимных мероприятий в зоне карантина, контроль за их соблюдением осуществляется службой охраны общественного порядка.

Список рекомендуемой литературы: 1. Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. Вишняков Я.Д. и др.- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. М: Академия, 2008. 4. М.И.Иванюков, В.С. Алексеев Основы безопасности жизнедеятельности

 

Занятие 7. тема «Жилище как источник опасности».

Формы проведения и используемые методы. Семинар. Устный опрос, беседа, самостоятельное изучение и изложение изученного материала.

Вопросы для обсуждения.

1. Роль жилища для людей в условиях нарушения экологического равновесия.

2. Основные негативные факторы жилища. Снижение потенциального риска.

Огнетушители - специальные технические устройства, предназначенные для тушения пожаров в начальной стадии их возникновения. Существует множество видов огнетушителей, отличающихся по назначению, устройству, мощности, способам применения.

Обычно наиболее доступным подручным средством тушения пожаров является вода. На поверхность горящих конструкций, строений, предметов, устройств вода подается различными способами (при помощи пожарного шланга, ведра и т. п.). Важно помнить, что воду можно применять, когда горят обычные материалы (дерево, бумага, ткани и т. п.). Водой нельзя тушить горящую электрическую аппаратуру, находящуюся под напряжением, воспламенившуюся горючую жидкость (бензин, ацетон и т. п.), а также вещества, которые при реакции с водой выделяют токсичные или горючие газы (сода, калий, карбид кальция и др.).

При тушении пожара хороший эффект дает использование любой несинтетической накидки, которая прекращает доступ воздуха к горящему предмету. Песок пригоден для тушения небольших пожаров, но не подходит для тушения горючих жидкостей. Для борьбы с огнем можно использовать зеленые ветви, мокрые тряпки, любое находящееся в вашем распоряжении средство. Можно пожертвовать даже пальто или пиджаком во избежание более серьезных потерь.

Если нельзя ликвидировать очаг горения своими силами, немедленно покиньте помещение, прикрыв за собой дверь. Если для спасения жизни необходимо преодолеть огонь, укройте как можно большую площадь своей кожи - наденьте пальто, шапку, укройтесь одеялом, намочите все это. Приготовьтесь не дышать. Пройдите мысленно весь путь, а затем быстро двигайтесь к выходу. В случае необходимости будьте готовы двигаться на четвереньках или ползком. При сильном задымлении, плохой видимости направление движения можно определить по стенам или по направлению досок пола в помещении. Место, охваченное огнем, можно пробежать на вдохе (во время бега задержите дыхание).

Пожары в лифтах происходят от непогашенной спички, окурка сигареты, брошенных на пол или в шахту (там часто имеется мусор и смазочные масла); от короткого замыкания электропроводки; от баловства детей с огнем.

При первых же признаках возгорания в кабине или шахте немедленно сообщите об этом диспетчеру, нажав кнопку «ВЫЗОВ» в кабине. Если лифт движется, не останавливайте его сами, а дождитесь остановки. Выйдя из кабины, заблокируйте двери (вставьте какой-либо предмет, препятствующий их закрытию), чтобы никто не смог вызвать лифт и снова оказаться в ловушке. Попросите соседей вызвать пожарных. В кабину лифта входить нельзя, так как она может самопроизвольно двинуться из-за замыкания горящих проводов.

Тушение пожара в лифте - дело взрослых людей. Однако следует помнить, что кабина находится под напряжением, поэтому в данном случае огонь не тушится водой (используется углекислотный или порошковый огнетушитель, сухой песок, сухая ткань).

Если лифт остановился между этажами, а очаг возгорания находится вне кабины и потушить его невозможно, нажмите кнопку «ВЫЗОВ», сообщите о случившемся диспетчеру, поднимите шум, кричите, стучите по стенам кабины, зовите на помощь. При невозможности самостоятельно выйти из лифта до прибытия помощи закройте нос и рот носовым платком, рукавом одежды, смочив его водой, молоком, слюной, мочой. Сохраняйте выдержку в ожидании помощи.

Следующий опасный фактор - дым, продукты горения. Варианты защиты от них выбираются в зависимости от конкретной ситуации.

В помещениях, где огня нет, но они задымлены и там находятся люди, рекомендуется открывать окна и двери для проветривания. Следует иметь в виду, что выполнение данных мер не должно усиливать приток воздуха в другие помещения, в которых имеются очаги возгорания. В горящем помещении не следует открывать окна, так как поступивший кислород усилит пламя. По этой же причине надо очень осторожно открывать дверь в комнату, в которой что-то горит, - пламя может полыхнуть вам навстречу. Данные правила безопасности важно соблюдать, так как во время пожара наибольшую опасность представляет вдыхание нагретого воздуха и токсичных продуктов горения. Так, воздействие воздуха, нагретого свыше 70° C, представляет опасность для жизни человека. Порой достаточно несколько раз вдохнуть воздух, содержащий продукты горения, чтобы потерять сознание. При отравлении дымом человек нередко теряет способность рассуждать, становится равнодушным, наступает оцепенение, головокружение, а при остановке дыхания - смерть. Поэтому всеми доступными способами защищайтесь от дыма. Преодолевая небольшой участок задымленного помещения, можно на короткое время задержать дыхание на вдохе.

При продвижении по задымленным помещениям иногда безопаснее пробираться на четвереньках или ползком - внизу меньше дыма.

Если дым в подъезде, выясните, что происходит. Выходя из квартиры, обязательно прикройте за собой дверь, иначе комнаты могут наполниться дымом. Если дым мешает дышать, следует вернуться в квартиру. В современном доме из кирпича или железобетона (такой дом можно назвать «непрогораемым») пожар можно «пересидеть», если огонь охватил другие квартиры и нет пути к «отступлению». Для этого следует закрыть дверь, заткнуть все щели мокрыми тряпками (в том числе и вентиляционные отверстия), выключить электричество, перекрыть газ, снять с окон занавески (под воздействием тепла стекла могут треснуть и огонь легко переключится на них), отодвинуть от окон предметы, которые могут загореться, наполнить ванну и другие подходящие емкости водой. Важно помнить, чтобы эти меры безопасности могут помочь лишь в доме, где действительно нет деревянных перекрытий между этажами, перегородок, стен, балок, вентиляционных коробов. Дом, в котором есть такие деревянные детали и конструкции (обычно это дома старой постройки), надо немедленно покидать - в таких домах для этой цели обычно есть пожарные лестницы. Если в квартиру проник дым, стало трудно дышать, нужно выйти на балкон и подавать знаки прохожим и спасателям: кричать, размахивать одеждой и т. п.

Если на человеке горит одежда, надо как можно быстрее погасить огонь. А сделать это довольно трудно, так как от боли человек начинает метаться, раздувая пламя. Поэтому горящего человека надо остановить любым способом. Затем воспламенившуюся одежду следует погасить, заливая водой, а зимой забрасывая снегом. При отсутствии под рукой воды набросьте на пострадавшего одежду или плотную ткань, не закрывая его голову, чтобы он не получил ожога дыхательных путей и отравления продуктами горения. Если под рукой ничего подходящего не оказалось, катайте горящего по земле, чтобы сбить пламя. Имейте в виду - высокая температура воздействует на кожу тем губительнее, чем дольше и плотнее прижата к ней тлеющая одежда. Потушив пламя, вынесите пострадавшего на свежий воздух, разрежьте обгоревшую одежду и снимите ее, стараясь не повредить обожженную кожу. Наложите на пораженные места повязку из бинта или ткани, проглаженной горячим утюгом. При обширных ожогах заверните пострадавшего в чистую простыню, вызовите «скорую помощь» или доставьте в ближайшее лечебное учреждение. Для уменьшения боли дайте таблетку анальгина или аспирина. При ожогах первой степени (кожа только покраснела) для предупреждения отека тканей применяют холодную воду, снег, лед. Вскрытие пузырей, применение кремов, зеленки, марганцовки недопустимо.

Список рекомендуемой литературы: 1. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности».

 

Занятие 8. тема «Спасательные и другие неотложные работы в очагах чрезвычайной ситуации».

Формы проведения и используемые методы. Семинар. Самоизучение. Практическая работа. Письменный контроль.

Вопросы для обсуждения.

1. Организация поисково – спасательных и других неотложных работ в очаге ЧС.

2. Приборы химической, радиационной разведки и дозиметрического контроля

3. Объем, примеры и способы проведения спасательных и других неотложных работ в очаге ЧС.

Практическое задание: Определите необходимый объем СиДНР при возникновении следующей ЧС: Взрыв газа в жилом доме. Определите состав комплексной разведки, соберите данные, разработайте план СиДНР.

Список рекомендуемой литературы: 1.Информационно-методический сборник материалов по вопросам ГО и ЧС. 2. И. Иванюков, В.С. Алексеев «Основы безопасности жизнедеятельности». 3. Вишняков Я.Д. и др.- Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие. М: Академия, 2008.

 

Занятие 9. тема «Защита населения в чрезвычайных ситуациях социального характера. Экстремизм».

Формы проведения и используемые методы. Семинар. Самостоятельная работа. Письменный контроль.

Вопросы для обсуждения.

1. Что такое экстремизм и каковы тенденции его развития в современном мире?

2. Охарактеризуйте разновидности экстремизма.

3. Что такое акции прямого действия?

4. Какие вы знаете уличные подростковые формирования и каковы особенности их деятельности?

6. Какие существуют классификации молодежных движений?

ЧС социального характера – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате возникновения опасных противоречий и конфликтов в сфере социальных отношений, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери или нарушение условий жизнедеятельности людей.

Экстремизм

Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. Такая позиция приводит человека в протестные движения, группы и формирования, враждебные социуму и использующие для достижения своих целей асоциальные методы. Эти протестные организации почти всегда экстремистские.

Появление экстремистов чаще всего обусловлено возникновением в обществе серьезных социальных проблем: несоблюдением законов (в том числе самими властями), коррупцией, случаями принятия несправедливых решений управленческими органами разного уровня и т. п. Создание крупных формирований экстремистов всегда связано с одобрением (нередко молчаливым) значительной частью населения целей движения, даже социально вредных. Существуют разные виды экстремизма, а потому и различные экстремистские организации.

Разновидности и тенденции развития

В современном обществе экстремизм – весьма распространенное явление. Он проявляется как в индивидуальном поведении людей различных социальных слоев, так и в деятельности групп, группировок, движений и партий.

Характерными чертами экстремизма являются абсолютизация идей, стремление к безотлагательному достижению намеченной цели любой ценой. Идейное кредо экстремизма – цель оправдывает средства. При этом человеческая жизнь утрачивает самоценность и становится средством к осуществлению идей.

Экстремистские взгляды активно поддерживают, попадая под их влияние, только те, кто находится в кризисном состоянии, – психически неуравновешенные, доведенные жизненными условиями до отчаяния люди. Распространению подобных тенденций благоприятствует нетерпение обездоленных слоев общества, желающих немедленного и качественного улучшения своей жизни. Их отличают неуравновешенное поведение, непонимание того, какие жертвы предстоит понести, безответственность и отсутствие политического опыта. Как правило, действия этих людей направляют представители партий и прослоек, которым экономически и политически выгодны социальные потрясения.

Экстремизм цели выражается в абсолютизации, иногда в доведении до абсурда вполне серьезной цели какого-либо направления политической мысли. Так, например, абсолютизация приоритета индивидуальной свободы без общественных ограничений ведет к беспощадной эксплуатации теми, кто имеет капитал, всех остальных, как было в наиболее развитых странах до выработки баланса индивидуальных и общественных интересов. Капиталистический экстремизм – всевластие и произвол владельцев капиталов – глубоко деформирует развитие личности и общества, от него страдают сотни миллионов людей. Он остается самым распространенным видом экстремизма.

Еще одна разновидность экстремизма цели – абсолютизация свободного развития этноса без учета его реальных возможностей и уважения других этносов – приводит к другой деформации – национализму. От него всего шаг до абсолютизации власти своего этноса – этнократии. Своеобразным ее выражением являются лозунги, подобные призывам Ж.-М. Ле Пена во Франции – «Франция для французов», с требованием выдворить инородцев или лишить их всех гражданских прав. Подобные призывы раздаются в Германии и ряде других высокоразвитых стран. Но особенно популярен этнократизм во вновь образовавшихся странах, где «инородцы» составляют значительную часть населения. Этнократические тенденции сильны в настоящее время в Латвии и Эстонии. Разновидностью экстремистской деформации национализма выступает шовинизм – пропаганда превосходства своего этноса и ненависть к остальным. Он до сих пор остается причиной большинства межэтнических конфликтов.

Следующая разновидность экстремизма цели – религиозный фанатизм – абсолютизация превосходства одной религии над другими и стремление расширить ее влияние за счет остальных или привести современное общество, взгляды и поведение всего населения в полное соответствие с религиозным учением. Использование в таких целях политических средств распространено весьма широко в Азии и Африке. Оно является причиной серьезных конфликтов. Многие лидеры исламского фундаментализма стремятся не только к установлению «исламского порядка» в мусульманских странах, но и к расширению сферы преобладания ислама, вытеснению других конфессий и распространению «исламского порядка» на весь мир. Для оправдания этих целей и любых средств их достижения, включая газават – священную войну против неверных, они используют исламское учение М. Абдаль-Ваххаба (XVIII в.) – ваххабизм. Очевиден экстремизм мусульманских религиозно-политических течений, стремящихся любыми средствами уничтожить Израиль. В Индии активен индуистский экстремизм, особенно сикхизм, обосновывающий необходимость террора и вооруженных выступлений против мусульман. Огромный ущерб наносят англичанам и ирландцам две разновидности религиозно-политического – протестантского и католического – экстремизма в Ольстере.

Экстремизм средств – использование любых, даже самых жестоких средств и методов борьбы против общества, его институтов и лидеров, включая средства массового запугивания и уничтожения людей – террор, геноцид и т. п. Фетишизация народовластия может привести к власти толпы – или даже парализовать власть, что серьезно усугубляет проблемы, от решения которых зависит благосостояние народа.

Экстремистские уличные подростковые объединения и группы

В современном Мире большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение.

На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде подростков из среднего класса стали рэперы.

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы, рэперы и энер-геты. Из агрессивных – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова.

Участники интеллектуализированных движений используют такие формы протеста, как философское мировоззрение, социальная активность и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка в иерархии группы. В мало интеллектуализированных движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации.

Экстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения и ставящий многих на грань нищеты; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительской дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; чувство ущемления национального





Читайте также:





Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.

Почему 3458 студентов выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.025 сек.)