Занятие 17 (тема 14). Спор как вид коммуникации
1. Спор: понятие и определение 2. Виды спора в современном обществе. 3. Спор как форма организации человеческого общения. 4. Стратегии и практики ведения спора. 5. Уловки в споре Понятие спора. Задания для выполнения на практическом занятии: 1.Познакомиться с отрывком из книги Цицерона «Оратор» и ответить на следующие вопросы: 1. Что общего, по его мнению, между ораторской речью и искусством спора? 2. Чем они отличаются? Итак, я полагаю, что совершенный оратор должен не только владеть свойственным ему искусством широко и пространно говорить, но также обладать познаниями в близкой и как бы смежной с этим науке диалектиков. Хоть и кажется, что одно дело речь, а другое спор, и что держать речь и вести спор вещи разные, - однако суть и в том и в другом случае одна, а именно – рассуждение. Наука о разбирательстве и споре – область диалектиков, наука же о речи и ее украшениях – область ораторов. Знаменитый Зенон, от которого пошло учение стоиков, часто показывал различие между этими науками одним движением руки: сжимая пальцы в кулак, он говорил, что такова диалектика, а, раздвигая пальцы – что такую ладонь напоминает красноречие. А еще до него Аристотель сказал в начале своей риторики, что эта наука представляет как бы параллель в диалектике, и они отличаются друг от друга только тем, что искусство речи требует большей широты, искусство спора – большей сжатости. 2. Письменно составить конспект (или тезисы) своего выступления по проблемам «Запад - Восток», или «Традиции - новаторство», или «Кем быть – каким быть», или «Альтруизм - эгоизм» и пр. 3. В любом произведении литературы найти спор, полемику между персонажами на тему, которая вас трогает. Проанализировать эти сцены по такой схеме: а) произведение, автор, эпоха; б) ситуация, вызвавшая полемику; в) обсуждаемая проблема; г) участники спора. В чем острота позиции каждого?; д) степень накала страстей; е) на чьей стороне вы?; ж) самые сильные аргументы: 1) логические; 2) мастерство языка и риторики; з) ваша оценка корректности спорящих; и) общая оценка дискуссионной ситуации. Интерактивное задание для студентов. Case stady: Составьте сценарии дискуссионных ситуаций по вашему выбору. Войдите в роль спорящих. Сформулируйте позицию каждого. Составьте модель дискуссии: ситуация, проблематика, спорящие лица, их позиции, основное противоречие, доводы каждого, наиболее сильные аргументы.
Занятие 18 (тема15). Риторический анализ речи Вопросы для обсуждения: 1. Параметры риторического анализа речи. 2. Произнесение речи: тренинг. Задания для выполнения на практическом занятии: 1. Подобрать десять разных текстов. Устно потренироваться в их риторическом анализе. Затем выбрать один из текстов и выполнить его полный анализ в письменном виде: получится связное сочинение типа анализа, или аннотации, или рецензии. Возможно, удастся озаглавить его, отработать внутренние связи, ввести выразительные средства. 2. Вместе с преподавателем студенты смотрят одну из дискуссионных передач и отвечают на следующие вопросы: А) какие ораторы-участники передачи вам более всего запомнились и почему? Б) какие наиболее эффективные примеры усиления убедительности выступления они применяли? В) какие ошибки в публичных выступлениях отдельных ораторов вы заметили? 3. Проанализировать речи Нобелевских лауреатов с точки зрения содержания, приемов ораторского мастерства, стиля выступления.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с предложенной в списке основной и дополнительной научной литературой по теме лекции, разработку сценариев ролевых игр, подготовку реферата и выступление с ним, в том числе в ситуации деловой игры. Тематика рефератов 1. Риторика в современном мире. 2. Язык и власть. 3. Риторический портрет личности (на примере телеведущих, деятелей культуры, политиков и т.д., по выбору студента). 4. Риторика и культура речи. 5. Психологическая и физическая подготовка к выступлению. 6. Реакция оратора на неполадки и помехи в ходе выступления. 7. Роль невербальных средств в обеспечении эффективности общения. 8. Правила ведения научного диалога. 9. Подготовка и проведение дискуссии. 10. Непродуктивные модели беседы и способы их избежать. 11. Обратная связь в публичном выступлении. 12. Судебное красноречие в России ХIХ столетия. 13. Политическое красноречие в России ХХ столетия. 14. Духовное красноречие и его роль в развитии русской риторики. 15. Русское академическое красноречие, его особенности и представители. 16. Русское военно-патриотическое красноречие. 17. Речевые тактики. 18. Совершенствование навыков слушания. 19. Психологический анализ речевого общения. 20. Роль логики, ее законов и категорий в риторике. 21. Использование принципов дидактики в речевой деятельности. 22. Устная речь – звуковой портрет говорящего. 23. Проблема сочетания рационального и эмоционального в публичной речи. 24. Особенности развлекательной речи. 25. Особенности информационной речи. 26. Особенности агитационной речи. 27. Особенности «сокровенных речей». 28. Учет интересов и особенностей аудитории в публичном выступлении. 29. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи. 30. Экспрессия в общении. 31. Средства обеспечения понятности и выразительности публичной речи. 32. Искусство задавать вопросы и его роль в эффективном общении. 33. Развитие речевых возможностей. 34. Проблема риторической интуиции. 35. Теория аргументации и ее значение для общей риторики. 36. Риторическая компетентность. 37. Использование категорий логики в судопроизводстве. 38. Композиция судебной речи. 39. Культура и этика судебных прений. 40. Судебное красноречие античности.
Требования к выполнению и оформлению реферата: 1. После ознакомления с содержанием выбранной темы реферата студенту следует ознакомиться со справочной, научно-методической, специальной и дополнительной литературой, необходимой для написания работы. 2. Перед ее написанием студент должен обязательно продумать и составить четкий план его изложения, который, при необходимости, можно уточнить с преподавателем. Важно помнить, что чем четче план работы, чем он логичнее составлен, тем легче автору изложить свои мысли, сделать обоснованные выводы. В свою очередь, план реферата является отражением ее структуры, под которой понимается четкий порядок ее построения, взаимосвязь ее отдельных частей. 3. Структура работы, как правило, включает: титульный лист; план работы; введение (где излагаются актуальность и основные положения выбранной темы, степень ее разработанности, объект и предмет анализа, цель и задачи); основную часть (где рассматриваются вопросы содержания, раскрывающие тему), содержащую 3-5 вопросов; заключение (где формулируются выводы и рекомендации по данной теме) и список использованных литературных источников. 4. Работа выполняется студентом самостоятельно, она должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена. Работа выполняется только в отпечатанном виде. На правой стороне страницы должны быть оставлены поля, а страницы должны быть пронумерованы. Приводимые в тексте цитаты или другие данные из литературных источников должны быть точными, их необходимо давать в кавычках с обязательным указанием внизу страницы приводимого источника (автора, названия работы, издательства, года издания и номера страницы). 5. Работа рецензируется преподавателем и оценивается им (до 4 баллов). Формы контроля за индивидуальной и самостоятельной работой студентов: 1. Проверка усвоения курса в виде мини-тестов на лекциях. 2. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ. 3. Итоговая контрольная работа по теме «Риторический анализ текста». 4. Зачёт.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ![]() ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1195)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |