Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тест 1 уровня по теме2 «Статистическое наблюдение»



2015-11-07 12271 Обсуждений (0)
Тест 1 уровня по теме2 «Статистическое наблюдение» 4.86 из 5.00 7 оценок




Выбрать правильный ответ.

1.К какому этапу статистического исследования относится статистическое наблюдение?

1. I этап

2. II этап

3. III этап

2.СН – сбор и регистрация данных о явлениях общественной жизни с их количественной стороны

  1. Да
  2. Нет

3.Ценз – количественная граница, дающая характеристику изучаемому объекту

1. Да

2. Нет

4.Субъект, от которого поступают данные об единицах наблюдения – это отчетная единица.

1. Да

2. Нет

5.Совокупность общественных явлений и процессов, которые подлежат статистическому наблюдению – это:

  1. Единица наблюдения
  2. Отчетная единица
  3. Объект наблюдения

6.Назовите способы статистического наблюдения:

  1. Отчетность
  2. Опрос
  3. Непосредственное наблюдение
  4. Сплошное наблюдение.

7.Ошибке репрезентативности свойственны только не сплошному наблюдению:

  1. Да
  2. Нет

8.Назовите ошибки регистрации:

  1. Выборочные
  2. Случайные
  3. Непреднамеренные
  4. Систематические

9.По степени охвата единиц изучаемой совокупности различают следующие виды СН:

  1. Текущие
  2. Не сплошные
  3. Единовременные
  4. Сплошные

10.Выберите виды не сплошного наблюдения:

  1. Выборочное наблюдение
  2. Периодическое
  3. Монографическое
  4. Единовременное

Ответы на тест I уровня по теме: «Статистическое наблюдение»

1.1

2.1

3.1

4.1

5.3

6.2,3

7.1

8.2,4

9.2,4

10.1,3

 


Тест II уровня по теме: «Статистическое наблюдение»

Продолжить фразу:

1.Статистическое наблюдение – сбор и регистрация данных о явлениях общественной жизни …

2.Статистическое наблюдение проводится:

  1. органами …

3.Этапы статистического наблюдения:

  1. подготовительные работы

4.Ценз – количественная граница, …

5.Отчетная единица – это субъект, …

6.По форме и содержанию признаки наблюдения делятся на:

1. количественные и …

2. …

3. …

7.Статистический формуляр – это документ единого образца, …

8.Статистический формуляр имеет:

1. титульную часть;

2. …

9.В качестве статистического формуляра могут быть:

1. отчет;

2. …

3. …

10.Формы СН:

1. отчетность;

2. …

3. …

11.Отчетность – официальный документ, …

12.Отчетность классифицируется по следующим признакам:

  1. по срокам предоставления;

13.Регистры – это форма непрерывного статистического наблюдения …

14.Виды статистического наблюдения различают по:

  1. времени регистрации;

15.По времени регистрации различают статистическое наблюдение:

  1. непрерывное;

16.Не сплошное наблюдение проводят в 3 видах:

  1. обследование основного массива;

17.При выборочном наблюдении обследованию подвергаются …

18.Существуют 3 способа СН:

  1. непосредственное наблюдение;

19.Существуют следующие виды опроса:

  1. устный;

20.Статистические данные проверяются в порядке логического и … контроля.

21.Ошибки СН делятся на 2 группы:

  1. ошибки регистрации.

22.Ошибки репрезентативности свойственны только … наблюдению.

23.Ошибки регистрации подразделяются на случайные и … .

24.Систематические ошибки могут быть преднамеренными и … .

25.Точность СН называют степень … .

26.Цель наблюдения – получение … .

27.Объект наблюдения – совокупность … .

28.Единица наблюдения – это составной элемент … .

29.По способу представления сведений отчетность:

1. телеграфная;

2. …

3. …

30. По признаку использования отчетность:

1. типовая;

2. …


Ответы к тесту II уровня по теме: «Статистическое наблюдение»

1.с их количественной стороны

2.1. государственной статистики;

2. НИИ;

3. экономическими службами банков, фирм.

3.2. получение данных;

3. проверка данных и подготовка к автоматизированной обработке;

4. систематизация материалов и разработка мероприятий по совершенствованию СН.

4.дающая характеристику изучаемому объекту.

5.от которого поступают данные о единицах наблюдения.

6.1. качественные;

2. факторные и результативные;

3. натуральные и стоимостные.

7.содержащий программу и результаты наблюдения.

8.2. адресную часть.

9.2 анкета;

3 карточка

10.2. специально организованное наблюдение;

3.регистры

11.типовой формы, основанный на данных первичного учета и обязателен к исполнению

12.2. по способу представления;

3. по признаку использования

13.за долговременными процессами, имеющими фиксированное начало, стадию развития и фиксированный конец

14.2. по степени охвата единиц изучаемой совокупности

15.2. прерывные

16.2. выборочное наблюдение;

3. монографическое описание.

17.отобранная в определенном порядке часть единиц совокупности, а полученные результаты распространяются на всю совокупность

18.2. документальный учет;

3. опрос.

19.2. саморегистрация;

3. корреспондирующий;

4. анкетный;

5. явочный.

20.арифметического

21.ошибки репрезентативности

22.выборочному

23.систематические

24.непреднамеренные

25.соответствия величины какого-либо показателя, определенной по материалам СН, действительной его величине

26.достоверных данных

27.общественных явлений и процессов, которые подлежат данному СН

28.объект, являющийся носителем признаков, подлежащих регистрации

29.2. телетайпная;

3. почтовая.

30.2. специализированная


Решение задач

Задача 1.

Во время Всесоюзной переписи населения 1989 г. счетчики посетили каждую семью и записали в переписные листы каждого в отдельности члена семьи и его ответы на вопросы переписного листа. Как называется такой способ наблюдения?

 

Задача 2.

Предполагается провести перепись скота в хозяйствах населения. Какой способ и вид наблюдения (по источнику сведений) вы предпочли бы для этой переписи? Мотивируйте свой выбор.

 

Задача 3.

Необходимо провести единовременное обследование на текстильных предприятиях. Каким из известных вам способом следовало бы статистическим органом провести это обследование? Мотивируйте свой выбор.

 

Задача 4.

С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество – Иванова Ирина Петровна;

б) пол – мужской;

в) возраст – 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время – да;

д) национальность – русская;

е) родной язык – русский;

ж) образование – среднее специальное;

з) место работы – детский сад;

и) занятие по этому месту работы – медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

 

Задача 5.

В одном из переписных листов переписи населения, имевшей критическим моментом 12 часов ночи с 13 на 14 февраля 1994 г., были произведены следующие записи:

а) фамилия, имя, отчество – Петров Сергей Иванович;

б) пол – мужской;

в) возраст – 50 лет, родился в 4-м месяце 1925 г.;

г) состоит ли в браке в настоящее время – нет;

д) национальность – русский;

е) образование – среднее;

ж) место работы – ателье верхней одежды;

з) занятие по этому месту работы – бухгалтер;

и) общественная группа – рабочий.

Укажите, какие из ответов не согласуются между собой.

 

Задача 6.

Проверьте с помощью счетного (арифметического) контроля следующие данные, полученные от детского сада:

а) всего детей в детском саду – 133;

б) в том числе: в старших группах – 37, в средних группах – 43, в младших группах - 58;

в) из всего числа детей: мальчиков – 72, девочек – 66. Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внедрения соответствующей поправки?

 

Задача 7.

Проверьте следующие данные о выручке от обслуживания населения предприятиями связи района города и дайте наиболее вероятное объяснение несоответствию между числами, которые вы обнаружили (тыс. руб.)

Всего выручка 255

В том числе выручка от:

– продажи конвертов, марок, открыток и других видов 150

– товара

– подписки на периодические издания 200

– продажи газет и журналов 45.

 

Задача 8.

Перепись населения проводилась в период с 15 по 22 января. Критическим моментом было 12 часов ночи с 14 на 15 января.

Счетчик пришел:

1) в семью № 1 17 января. В этой семье 16 января умер человек. Как должен поступить счетчик: а) не вносить сведения об умершем в переписной лист;

б) внести с отметкой о смерти; в) внести без отметки о смерти;

2) в семью № 2 20 января и попал на свадьбу. Два часа назад молодожены возвратились из загса после регистрации брака (до этого в зарегистрированном браке они не состояли). Что должен записать счетчик в ответ на вопрос «Состоите ли вы в браке в настоящее время» о каждом из супругов: состоит или не состоит?

3) в семью № 3 22 января. В семье 14 января родился ребенок. Как должен поступить счетчик относительно этого ребенка:

а) внести в переписной лист;

б) не вносить в переписной лист;

4) в семью № 4 также 22 января. Один из членов семьи на вопрос «Состоит ли он в браке в настоящее время», ответил, что не состоит, и показал счетчику свидетельство о расторжении брака, в котором указано, что брак расторгнут в первый день переписи – 15 января. Несмотря на возражения опрашиваемого, счетчик зарегистрировал его состоящим в браке. Правильно ли поступил счетчик?

 

Задача 9.

В городское управление государственной статистики поступил от предприятия «Отчет промышленного предприятия о выполнении плана по труду» за 2 квартал текущего года. Все необходимые сведения о выполнении плана по труду в нем имеются, но нет подписей соответствующих должностных лиц. Можно направить этот отчет в разработку или нет?

Тема 3 "Методы обобщения статистической информации"

Студент должен:

– знать основные этапы и методы обобщения статистической информации.

– уметь обобщать данные в ряды распределения, группировать; строить статистические таблицы, графики, осуществлять их анализ.

Самостоятельная работа:

1) привести примеры расчета относительных величин, оформить выводы.

План:

1.Задачи и программа разработки материалов СН. Понятие о статистической сводке, виды и этапы сводки.

2.Метод группировок, его значение и задачи, виды группировок. Метод вторичной группировки признаков.

3.Ряды распределения, их виды.

4.Понятие о статистической таблице, виды таблиц. правила построения.

5.Графический метод в статистике.

 

1.Задачи и программа разработки материалов СН. понятие о статистической сводке, виды и этапы сводки.

В результате 1 стадии статистического исследования (статистического наблюдения), получают статистическую информацию, представляющую собой большое количество первичных, разрозненных сведений об отдельных единицах объекта исследования (например, записи о каждом граждане строка при переписи населения: пол, национальность, возраст, образование, род занятий и т. п.).

Дальнейшая задача статистики заключается в том, чтобы привести эти материалы в определенный порядок, систематизировать и на этой основе дать сводную характеристику всей совокупности фактов при помощи обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности. Это достигается в результате сводки - второй стадии статистического исследования.

Сводка - научно организованная обработка материалов наблюдения с целью получения обобщенной характеристики изучаемого объекта или явления.

В процессе сводки происходит систематизация, группировка данных, составление таблиц, подсчет групповых и общих итогов, расчет производных показателей (средних, относительных величин). Сводка позволяет перейти к обобщающим показателям совокупности в целом и отдельных её частей, осуществлять анализ и прогнозирование изучаемых процессов.

Сводка может быть простой и сложной. Если производится только подсчет общих итогов по изучаемой совокупности единиц наблюдения, то сводка называется простой. (например, подсчет общей численности студентов высших учебных заведений России).

Сложная сводка - комплекс операций, включающих группировку единиц наблюдения, подсчет итогов по каждой группе и по всему объекту и представление результатов сводки в виде статистических таблиц.

По технике или способу выполнения сводка может быть ручной или механизированной.

Сводка может быть централизованной и децентрализованной.

Статистическая сводка должна проводится по определенной программ и плану.

Программа статистической сводки устанавливает следующие этапы:

– выбор группировочных признаков;

– определение порядка формирования групп;

– разработка системы статистических показателей для характеристики групп и объекта в целом;

– разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.

План статистической сводки содержит указания о последовательности и сроках выполнения отдельных частей сводки, её исполнителей и порядке изложения и представления результатов. В сводке статистического материала отдельные единицы статистической совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.

 

2.Метод группировок, его значение и задачи, виды группировок. Метод вторичной группировки признаков.

Группировка – это процесс образования однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединения изучаемых единиц в частные совокупности по существенным признакам.

Особым видом группировок является классификация, представляющая собой устойчивую номенклатуру классов и групп, образованных на основе сходства и различия единиц изучаемого объекта.

Классификация выступает в роли своеобразного статистического стандарта, устанавливаемого на определенный промежуток времени (например, общероссийский классификатор видов экономической деятельности классификация основных фондов и т. п.).

Значение группировок состоит в том, что этот метод, во-первых, облегчает систематизацию и обобщение результатов наблюдения, а во-вторых, метод является основой применения других методов статистического анализа основных сторон и характерных особенностей изучаемых явлений.

В процессе группировки происходит распределение единиц статистической совокупности по группам и дается характеристика таких групп с помощью системы показателей в целях выделения типов явлений, изучения их структуры и взаимосвязей. Группировки различают по задачам, систематизации данных, по числу группировочных признаков, по используемой информации.

С помощью группировок решаются следующие задачи:

– выделение социально-экономических типов (например, группировка предприятий по формам хозяйствования);

Вид группировки - типологическая (разделение исследуемой качественно разнородной совокупности на классы, социально-экономические типы, однородные группы единиц в соответствии с правилами научной группировки).

– изучение структуры и структурных сдвигов (например, изучение структуры затрат предприятия).

Вид группировки - структурная(разделение однородной совокупности на группы, характеризующие её структуру по какому-либо варьирующему признаку).

– изучение взаимосвязи и взаимозависимости между явлениями.

Вид группировки – аналитическая (группировка, выявляющая взаимосвязи между изучаемыми явлениями и их признаками).

По числу группировочных признаков различают простые (по одному признаку) и сложные (по нескольким признакам - комбинированные и многомерные).

Комбинированные группировки строятся путем разбивки каждой группы на подгруппы в соответствии с дополнительными признаками.

Многомерные – строятся с помощью специальных алгоритмов, когда осуществляется поиск скопления в N – мерном пространстве, где каждый объект – точка, т.е. построить многомерную группировку – найти скопление точек.

По используемой информации различают первичные группировки и вторичные.

Первичные группировки производятся на основе исходных данных, полученных в результате статистических наблюдений.

Вторичные – результат объединения или расщепления первичной группировки. Она заключается в образовании новых групп на основании уже имеющейся группировки.

Получение новых групп на основании имеющихся возможно двумя способами:

– путем изменения интервалов первичной группировки (метод укрупнения интервалов);

– перегруппировкой по удельному весу отдельных групп в общем итоге (долевая перегруппировка).

Группировку единиц совокупности можно производится по одному или нескольким признакам, при этом учитываются исторические или территориальные особенности.

Отбор группировочных признаков проходит следующие стадии:

– определение цели группировки;

– познавательной задачи группировки;

– определяется специфическое содержание признаков;

– устанавливается число групп и количественные границы признаков.

Важным является определение числа групп, которое зависти от вида группировочного признака.

Различают 4 вида группировочных признаков: атрибутивные, количественные, признаки пространства и признаки времени.

Атрибутивными называются признак, характеризующий свойство, качество данного явления без количественного выражения.

При группировке по атрибутивным признакам (качественным) статистическая совокупность распределяется на столько групп, сколько разновидностей (вариантов) имеет признак (по полу - на 2 группы).

Разновидностью атрибутивных признаков являются альтернативные, т. е. такие признаки, которыми одни единицы совокупности обладают, а другие - нет. Например, одни имеют высшее образование, а другие нет.

Количественными называются признаки, характеризующие размеры, величины, изучаемой совокупности и дающие возможность разделить её на группы по величине индивидуальных значений группировочного признака.

Количественные признаки могут быть дискретными и непрерывными. Если в основе группировки лежит дискретный признак, то число групп зависти от количества признаков. Если в основе группировки непрерывный признак, то число групп зависти от того, в каких пределах варьируется признак. При большой колеблемости признаков могут образовываться интервалы.

Интервал - количественное значение, отделяющее одну единицу (группу) от другой, т. е. он очерчивает количественные границы групп.

Интервалы могут быть открытые (имеют одну границу) и закрытые (имеют 2 границы). А также равные и неравные (возрастающие и убывающие).

Величиной интервала называется разность между максимальными и минимальными значениями признака в каждой группе.

Равные интервалы - это интервалы, размеры которых имеют во всех группах одну и ту же величину.

Величина равного интервала определяется по формуле:

где n – число образуемых групп.

Они применяются тогда, когда группировочный признак изменяется более или менее равномерный в набольших пределах.

Это можно проследить по ранжированному ряду.

Ранжированный ряд – это ряд упорядоченных чисел в порядке возрастания или убывания.

На основе ранжированных рядов строятся ряды распределения (РР).

 

3.Ряды распределения, их виды.

РР – упорядоченное распределение единиц совокупности на группы по определенному варьирующему признаку.

В зависимости от признака, положенного в основу образования РР, различают атрибутивные и вариационные РР.

Атрибутивными называются РР, построенные по качественным признакам.

Вариационными называются РР, построенные по количественному признаку.

Любой РР включает два элемента:

– варианта (Xi) – наименование группировочного признака.

– частота (fi) – числа, показывающие сколько раз варианта встречается в ряду распределения.

Сумма всех частот – объём РР.

Частостями называются частоты, выраженные в долях единицы или в процентах к итогу. Соответственно сумма частостей равна 1 или 100 %.

В зависимости от характера варианты различают дискретные и интервальные РР.

Дискретный вариационный ряд характеризует распределение единиц совокупности по дискретному признаку. Интервальный вариационный ряд - ряд, который отражает непрерывную варианту. В интервальных РР значение признака вариант дана в виде интервалов.

По характеру распределения РР могут быть симметричными и асимметричными.

В симметричных РР максимум частот приходится на центр РР. В асимметричных РР максимум частот находится в начале или в конце РР.

Удобнее РР изображать графически. Наглядное представление о характере изменения частот вариационного ряда дают полигон и гистограммы.

полигон используется при изображении дискретных вариационных рядов. В прямоугольной системе координат по оси абсцисс в одинаковом масштабе откладываются ранжированные значения варьирующего признака. По оси ординат наносится шкала для выражения величины частот. Полученные на пересечении абсцисс и ординат точки, соединяется прямыми линиями, в результате получают ломанную линию, называемую полигон частот.

 

Распределение жилого фонда городского района по типу квартир.

№ группа квартир число квартир(тыс. ед.)

по числу комнат

1 1 10

2 2 35

3 3 30

4 4 15

5 5 5

 

 

масштаб:

0,5 - 1 комната

0,5 - 5 тыс. ед.

Гистограмма применяется для изображения интервального вариационного ряда.

На оси абсцисс откладываются величины интервалов, а частоты изображаются прямоугольными, построенными на соответствующих интервалах.

Высота столбиков в случае равных интервалов должна быть пропорциональна частотам. В результате получаем гистограмму.

– это график, на котором ряд распределения изображается в вид смежных друг с другом столбиков.

 

Распределение семей по размеру жилой площади, приходящейся на 1 человека.

группы семей по размеру жилой площади, кв. м. число семей с данным размером жилой площади накопленное число семей
3-5
5-7
7-9
9-11
11-13

 

 

масштаб:

0,5 см - 1 кв. м.

1 см - 10 семей

Для графического изображения вариационных рядов может использоваться кумулятивная кривая.

При помощи кумуляты (кривая сумм) изображается ряд накопленных частот.

При её построении по оси абсцисс откладываются варианты ряда , а по оси ординат – накопленные частоты, которые наносятся на поле графика в виде перпендикуляров к оси абсцисс в верхних границах интервалов. Затем эти перпендикуляры соединяют и получают ломаную линию, т.е. кумуляту.

Применяется тогда, когда частоты вариационных рядов выражены в долях или %.

 

0,5 см - 1 кв. м.

0,5 см - 10 накопленных частот

Если при графическом изображении вариационного ряда в виде кумуляты, оси поменяют местами, то мы получим огиву.

 

4.Понятие о статистической таблице, виды таблиц. правила построения.

Результаты сводки и группировки излагаются в виде таблице, т.к. она является рациональной, наглядной и компактной формой представления статистического материала.

Но не все таблицы называются статистическими: таблица умножения, опросные листы социологических опросов.

Таким образом, статистическая таблица отличается от других:

– должна результат подсчета эмпирических данных;

– является итогом сводки первоначальной информации.

Статистическими называются такие таблицами, которые дают сводную количественную характеристику.

Статистические таблицы показывают состояние изучаемых явлений и процессов, служат основой для сравнения, сопоставления, анализа и определенных выводов.

Статистическая таблица представляет собой комбинацию горизонтальных строк и вертикальных граф (колонок, столбцов). Чаще всего строки и графы отделяются друг от друга прямыми линиями, пересечение которых образует остов, костяк таблицы, а каждое такое пересечение - клетку таблицы.

Составными элементами таблицы являются общий, боковые и верхние заголовки.

Общий заголовок отражает содержание всей таблицы, располагается над её макетом по центру и является внешним заголовком.

Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого).

Боковые (заголовки подлежащего) характеризуют содержание строк.

Верхние и боковые заголовки относятся к внутренним заголовкам.

В общем заголовке должен быть выражен главный смысл помещенных в таблице цифровых данных, а также указано, к какой территории и к какому периоду времени она относятся. Кроме того, в названии заглавия даются единица измерения.

Остов таблицы, в котором заполнены общий, боковые и верхние заголовки, но только без числовых данных, называется макетом таблицы.

 

Макет таблицы

общий заголовок таблицы
  верхние заголовки (наименование граф)
А нумерация граф
наименование строк (боковые заголовки)                    
клетки для числовых данных
                   
                  итоговая строка

итоговая графа

примечание таблицы

 

источники:

рис -?

Статистическую таблицу можно представить как своеобразное логическое предложение. Поэтому каждая таблица имеет статистическое подлежащее и сказуемое.

Подлежащим называется статистические совокупности, которые характеризуются различными показателями или объект, характеризующийся цифрами.

Обычно подлежащее дается в левой части таблицы в наименовании строк.

Сказуемое - это система показателей, которыми характеризуется объект изучения подлежащее.

Сказуемое формирует верхние заголовки и характеризует содержание граф.

По строению подлежащего различают простые, групповые, комбинационные таблицы.

Подлежащее простой таблицы представляет собой перечень дат или отдельных единиц совокупности. Простые таблицы могут быть перечневыми, динамическими и территориальными.

Простые таблицы дают лишь итоговую сводку и недостаточны для выявления типа изучаемого явления, его структуры и взаимосвязей, то применяются групповые и комбинационные таблицы.

Если в подлежащем таблицы даны группы по одному определенному признаку, то такая таблица называется групповой.

Если же каждую группу разбить еще на подгруппы по одному или нескольким другим признакам, то получим комбинационную таблицу.

По строению сказуемого различают простую и комбинированные разработки. При простой разработке показатели сказуемого разрабатываются отдельно друг от друга. Комбинированная разработка сказуемого дает возможность выявить не только число родившихся по полу, но и отдельно распределение родившихся по полу в городской и сельской местности.

Необходимо уметь читать и анализировать таблицы:

– ознакомиться с названием таблицы, заголовками подлежащего и сказуемого;

– определить какие явления характеризуются таблицей;

– установить единицы измерения и время, к которому относятся данные таблицы;

– анализ таблицы, который начинают с рассмотрения общих итогов затем групповых, частных итогов, а затем анализ отдельных строк и граф.

Правила составления таблиц:

1. таблица должна быть небольшой по размеру;

2. общее наименование таблицы, заголовки подлежащего и сказуемого, отдельных строк и граф должны быть сформулированы четко и кратко;

3. в таблице должны быть указаны место и время, к которому относятся данные, а также единицы их измерения;

4. показатели подлежащего и сказуемого необходимо расположить в определенной логической последовательности и согласовывать между собой, т. к. строки подлежащего пересекаются с графами сказуемого;

5. если число показателей подлежащего и сказуемого таблицы значительно, то строки и графы таблиц следует пронумеровать, причем графы подлежащего обозначать буквами ("а", "б" и т. п.), а графы сказуемого - цифрами;

6. грамотно составленная таблица не должна иметь пустых незаполненных клеток. Если сведений нет, проставляются точки (…) или пишется нет сведений, если явление отсутствует, ставится прочерк (-). При наличии клеток, не подлежащих заполнению, в них проставляется знак (х);

7. данные всех граф и строк таблицы должны приводится с одинаковой степенью точности, поразрядно. Если числовые значения меньше принятой в таблице точности, проставляется 0,0;

8. таблицы могут иметь сноски, в которых указываются источники приводимых данных, примечания, дающие пояснения, расшифровку показателей и т. п.;

9. таблицы должны быть замкнутыми, т.е. иметь итоги по группам, подгруппам ("всего") и в целом по таблице ("итого").

 

5.Графический метод в статистике.

Графический метод – это метод условных изображений статистических данных при помощи геометрических фигур, линий, точек и разнообразных символических образов.

Главное достоинство графиков – наглядность. Особое место графические методы занимают в статистике и экономике, т.к. используются для описания и анализа данных, для наглядного представления закономерностей и текущего развития явлений.

Графиками в статистике называются условные изображения числовых величин и их соотношений в виде различных геометрических образов – точек, линий, плоских фигур и т.п.

Каждый график состоит из графического образа и вспомогательных элементов.

Графический образ – совокупность точек, линий и фигур, с помощью которых изображаются статистические данные. Эти знаки образуют собственно языковую ткань графика, его основу.

Вспомогательные элементы графика:

Поле графика – это пространство, на котором размещаются образующие график геометрические фигуры.

Геометрические знаки или образы - это многообразные знаки, с помощью которых изображают статистические величины. В статистических графиках в качестве геометрических знаков используются точки, отрезки прямой линии, квадраты, прямоугольники, фигуры, в виде рисунков или силуэтов, изображаемых предметов.

Масштабные ориентиры статистических графиков – это масштаб, масштабные шкалы и масштабные знаки.

Масштаб – это условная мера перевода числовой величины в графическую и обратно.

Масштабная шкала – это линия, разделенная на отрезки точками.

Масштабные знаки – это эталоны величин, изображаемых на графиках в виде отдельных графических знаков: квадратов, кругов, рисунков, силуэтов.

Экспликация графика – это пояснение, раскрывающее содержание графика: заголовок графика, единицы измерения, условные обозначения.

Заголовок графика должен кратко и точно ответить на 3 вопроса – что, где, когда? По способу построения графика делятся на диаграммы, картограммы, картодиаграммы. При построении столбиковых диаграмм данные изображаются в виде столбиков от числовых значений изображаемых величин по определенному масштабу. Причем столбиковые диаграммы могут быть простыми и сложными (столбики делятся на части).

Разновидность столбиковых диаграмм являются ленточные диаграммы. Они изображают размеры признака в виде расположенных по горизонтали прямоугольников одинаковой ширины, но различной длины, пропорционально изображаемым величинам. Начало полос должно находится на одной и той же вертикальной линии.

Квадратные и круговые диаграммы относятся к типу плоскостных диаграмм. Они представляют собой различные по размеру квадраты или круги, площади которых пропорциональны величине изображаемых статистических данных. Но они менее наглядны.

Нередко состав, структура того или иного явления изображается с помощью кругов, разделенных на сектора, пропорционально долям частей явлений. Такие диаграммы называются секторными. Наиболее распространенным видом диаграмм являются линейные, чаще всего они используются для изображения динамических рядов и при изучении связи между явлениями.

На оси абсцисс системы прямоугольных координат – на равном расстоянии друг от друга наносятся точки, соответствующие числу членов динамического ряда, а на оси ординат - показатели по принятому масштабу. После этого наносят данные и, соединив концы перпендикуляров, получают ломаную линию, характеризующую изображаемый динамический ряд.

Картограмма – это схематическая географическая карта, на которой штриховкой различной густоты, точками или окраской определенной степени насыщенности показывается сравнительная интенсивность какого-либо показателя в пределах каждой единицы, нанесенного на карту территориального деления (например, плотность населения по областям или республикам).

Картодиаграмма представляет собой сочетание диаграмм с географической картой. В качестве изобразительных знаков в них используются диаграммные фигуры (столбики, квадраты, полосы, круги, фигуры), которые размещаются на контуре географической карты.

Среди картодиаграмм следует выделить картодиаграммы простого сравнения, графики пространственных перемещений, изолиний.


Контрольные вопросы:

1. Что такое статистическая таблица?

2. Чем она отличается от других видов таблиц?

3. Как различаются статистические таблицы по подлежащему?

4. Назовите способы построения сказуемого таблицы.

5. Какие основные требования предъявляются к построению и оформлению таблицы?

6. Дайте определение статистического графика.

7. Назовите его элементы.

8. Назовите основные виды статистических графиков.

9. Каковы правила построения различных видов графиков.

10. В чем отличие картограммы от картодиаграмм.

 



2015-11-07 12271 Обсуждений (0)
Тест 1 уровня по теме2 «Статистическое наблюдение» 4.86 из 5.00 7 оценок









Обсуждение в статье: Тест 1 уровня по теме2 «Статистическое наблюдение»

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (12271)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)