Тема 4.4. Внешние эффекты. Производство общественных благ
1. Задания для самостоятельной работы 1. Раскрыть содержание категорий: внешние эффекты (экстерналии), положительные внешние эффекты, отрицательные внешние эффекты, интернализация внешних эффектов, общественные блага, чистые частные, чистые общественные блага, смешанные блага. Внести соответствующие определения в словарь-справочник. 2. Изучить источники из списка основной и дополнительной литературы. Уяснить условия возникновения и сущность внешних эффектов (экстерналий), их виды, методы рыночного и государственного регулирования, закономерности производства и потребления общественных благ. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия. 3. Подготовить эссе на темы: - «Экономическая природа и сущность внешних эффектов (экстерналий)»; - «Общественные блага: сущность, виды и особенности потребления». 4. Подготовиться к проведению круглого стола на тему: «Регулирование внешних эффектов и производства общественных благ в современной экономике». II. План семинарского занятия Форма обучения : очная 1. Условия возникновения и особенности проявления внешних эффектов. 2. Государственное регулирование внешних эффектов. Влияние корректирующих налогов и субсидий на интернализацию внешних эффектов. 3. Рыночные методы интернализации внешних эффектов. Теорема Р. Коуза. 4. Общественные блага и их виды. Спрос и предложение чистых и смешанных общественных благ. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями: - внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы; - при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к осуществлению самостоятельного анализа объективных основ внешних эффектов (экстерналий) в рыночной экономике, сущности общественных благ, регулирования их производства с целью формирования практических навыков разработки и принятия оптимальных решений в сферах и видах профессиональной деятельности; - подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 2, 3, 4, 5, 11. Постарайтесь раскрыть последствия экстерналий и необходимость их регулирования, основные характеристики видов общественных благ, уяснить особенности их производства и потребления; - составление эссе является самостоятельной творческой работой. Подготовка экономического сочинения на заданную тему следует осуществлять, используя общий подход к структурированию письменных работ: титульный лист, содержание работы, список использованных источников и приложения. Необходимо дать объяснение особенностям проявления и последствиям внешних эффектов, раскрыть содержание собственно рыночного механизма регулирования внешних эффектов и обосновать роль государственного регулирования экстерналий. В эссе по проблеме производства общественных благ важно отразить вопросы принятия оптимальных решений общества, связанных с определением объемов и источников инвестиций для их создания, достижением равновесия спроса на общественные блага и их предложения. Необходимо сделать выводы и обобщения практической направленности, в которых важно дать оценку роли рыночного и общественного секторов экономики в производстве благ, поддержание приемлемого для общества уровня их потребления. Объем эссе не должен превышать 7-8 страниц машинописного текста при установленных стандартах оформления текста. Объем использованной литературы будет достаточным при указании 3-5 источников. Целесообразно использовать источники ДЛ-1, 2, 3,10,11; - при подготовке к проведению заседания круглого стола требуется уяснить содержательные аспекты и основные подходы к разрешению проблемы минимизации экстерналий, обеспеченности общественными благами в условиях ограниченности ресурсов общественного сектора экономики. Важно акцентировать внимание при изучении литературных источников на теореме Р. Коуза, теории «пучка» прав собственности Р. Оноре и А. Алчиана, объяснениях сущности отношений собственности как соблюдения экономическими агентами правил и норм поведения, принятых в обществе, что способствует поддержанию равновесия интересов участников экономических отношений. Используйте источники ОЛ-1, 2, ДЛ- 1, 2, 3, 4, 5, 6,10.11. IV. Рекомендуемые источники
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (870)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |