Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории
Автор А.И. Рябошапка, доцент кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент
Ответственный за выпуск В.И. Панченко, профессор кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат экономических наук, доцент
Рецензенты: Ю.Н. Меринов, доцент кафедры международных экономических отношений Ростовского филиала Российской таможенной академии, кандидат географических наук, доцент; Л.Н. Рощина, старший преподаватель кафедры экономики и финансов Ростовского международного института экономики и управления, кандидат экономических наук
© Российская таможенная академия Ростовский филиал 2012
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ. СЕМИНАРСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ Раздел (Модуль) 1. Рынок: сущность, виды, механизм функционирования Тема 1.1. Предмет и метод экономической теории I. Задания для самостоятельной работы 1. Раскрыть содержание категорий: потребности, ресурсы производства, фундаментальная проблема экономики, предмет экономической теории, метод научной абстракции, общенаучные методы, микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика, мегаэкономика, нормативная экономика, позитивная экономика. Внести соответствующие определения в словарь-справочник. 2. Уяснить сущность фундаментальной проблемы экономики и обосновать на этой основе предмет и метод экономической теории, особенности анализа явлений в микроэкономике. Подготовиться к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия. 3. Составить таблицу «Основные этапы развития экономической теории. Экономические школы». 4. Составить структурно-логическую схему «Место экономической теории в системе экономических наук». 5. Подготовить доклад на тему «Микроэкономика как раздел экономической теории и ее развитие на современном этапе» (доклад готовится по выбору студентов). II. План семинарского занятия Форма обучения : очная 1. Фундаментальная проблема экономики и возникновение экономической теории. Предмет экономической теории. Объект анализа в микроэкономике. 2. Методы познания экономических явлений. Нормативная и позитивная экономика. Особенности исследования явлений в микроэкономике. 3. Место экономической теории в системе экономических наук. Функции экономической теории. 4. Законы микроэкономики и их роль в принятии решений экономическими агентами. III. Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинарскому занятию При выполнении заданий на самостоятельную работу и подготовке к семинарскому занятию следует руководствоваться следующими рекомендациями: - внимательно изучите указанные разделы учебников и учебных пособий из списка основной литературы; - при составлении словаря-справочника по данной теме изучите раздел «Содержание темы», изложенный в Рабочей программе дисциплины «Микроэкономика», содержание соответствующих разделов учебной литературы, справочно-информационных и энциклопедических источников, а также материалы конспектов лекций, прослушанных в аудитории. Структурирование словаря может осуществляться по следующим критериям – алфавитному, тематическому, логическому. Целесообразно установить связь и обусловленность категорий, применимость к решению учебных задач и формированию умений осуществлять самостоятельный анализ экономических явлений и делать выводы о практическом применении в будущей профессиональной деятельности; - подготовка к устному обсуждению вопросов плана семинарского занятия предполагает написание кратких конспектов ответов на соответствующие вопросы. Работа над подготовкой конспекта может реализоваться в следующих формах: развернутый план-конспект или тезисы. Используйте источники ОЛ-1, ОЛ-2, ДЛ- 4, 5, 7, 8. Постарайтесь раскрыть особенности предмета и методов познания явлений в микроэкономике исходя из посылки, что микроэкономика является одним из уровней исследования экономики и соответственно разделом экономической теории; - при составлении таблицы используйте критерии: направление научной школы, исторические рамки, основоположники и представители, вклад в развитие экономической науки. Таблица должна отразить краткие выводы и обобщения изученного материала по анализу вопросов зарождения экономической мысли, вклада представителей меркантилизма, физиократии, английской классической политической экономии, марксистской политической экономии, маржинализма, неоклассической теории, кейнсианства, монетаризма, институционализма; - составление структурно-логической схемы следует осуществить на основе уяснения, того, что теоретические знания об экономике являются системой законов и принципов, которые исследуются экономической теорией, функциональными и прикладными экономическими науками. Между ними существует внутренняя связь и обусловленность. Экономическая теория является фундаментальной, базовой наукой, изучающей законы функционирования всей экономики, используйте источник ДЛ-12; - целью подготовки доклада является определение современных направлений научных исследований в микроэкономике, с тем, чтобы уяснить роль микроэкономики как самостоятельной науки и учебной дисциплины в обосновании проблемы рационального выбора экономических агентов. Целесообразно использовать источники ДЛ-1, 2, 3, 10,11. IV. Рекомендуемые источники
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (882)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |