Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Возникновение логистики





Стр.

Введение................................................................................................................ 7

Тема 1. Введение в дисциплину «Логистика»................................................. 9

1.1. Возникновение логистики............................................................. 9

1.2. Предмет и задачи логистики.

Функциональные области логистики......................................... 10

1.3. Факторы, обусловившие развитие логистики

в экономической сфере................................................................. 15

Тема 2. Понятийный аппарат логистики........................................................ 16

2.1. Понятие материального потока.

Виды материальных потоков...................................................... 16

2.2. Логистические операции ............................................................ 19

2.3. Системные признаки логистических систем............................ 20

Тема 3. Эволюция концепции логистики....................................................... 21

3.1. Эволюция подходов к созданию логистических систем....... 21

3.2. Понятие и методические основы калькуляции

логистических затрат.................................................................... 23

Тема 4. Функциональные области логистики. Закупочная логистика..... 26

4.1. Роль и место закупочной логистики

в комплексном управлении товародвижением.

Основные элементы стратегии материального

обеспечения предприятия........................................................... 27

4.2. Исследование рынка материальных ресурсов.

Определение потребности в ресурсах данного вида.............. 27

4.3. Задача «сделать или купить»..................................................... 29

4.4. Выбор поставщика....................................................................... 30

4.5. Расчет параметров поставки....................................................... 32

Тема 5. Функциональные области логистики. Управление запасами....... 35

5.1. Понятие и основные классификации запасов.......................... 35

5.2. Базовые системы управления запасами.................................... 38

5.3. Методика расчета параметров базовых систем

управления запасами.................................................................... 43

5.3.1. Система с фиксированным размером заказа...................... 43

5.3.2. Система с фиксированным интервалом

времени между заказами........................................................ 45

5.4. Производные системы управления запасами........................... 46




5.4.1. Система с установленной периодичностью

пополнения запасов до постоянного уровня................................... 46

5.4.2. Система «минимум-максимум»........................................... 48

5.5. Система с фиксированным размером заказа

при постепенном пополнении запасов...................................... 50

5.6. Количественные скидки ............................................................. 52

Тема 6. Функциональные области логистики.

Производственная логистика.............................................................. 56

6.1. Основные принципы организации производственных

логистических систем. Функционирование тянущей

производственной системы......................................................... 56

6.2. Организация деятельности толкающей системы.................... 59

Тема 7. Функциональные области логистики.

Распределительная логистика............................................................. 66

7.1. Сущность и задачи распределительной логистики.

Физическое распределение......................................................... 66

7.2. Выбор схемы распределения. Логистический канал

и логистическая цепь. Классификация логистических

посредников. Понятие учетно-договорной единицы............. 68

7.3. Определение количества и оптимального

расположения распределительных центров

на обслуживаемой территории................................................... 74

Тема 8. Функциональные области логистики.

Транспортная логистика..................................................................... 79

8.1. Сущность и задачи транспортной логистики.......................... 79

8.2. Выбор вида транспорта. Равновыгодные расстояния............ 82

8.3. Выбор типа транспортного средства.

Материально-техническая база различных видов транспорта.

Статические показатели использования

транспортных средств.................................................................. 85

8.4. Выбор перевозчика. Транспортные тарифы............................ 92

8.5. Выбор маршрутов и управление системой доставки.

Динамические показатели использования транспортных

средств............................................................................................ 95

8.6. Обеспечение технологического единства

транспортно-складского процесса............................................. 98

Тема 9. Функциональные области логистики.

Логистика складирования................................................................. 101

 


9.1. Основные задачи складского хозяйства

в логистической системе предприятия.................................. 101

9.2. Виды складов. Основные характеристики складов.............. 101

9.3. Показатели работы склада........................................................ 103

9.4. Определение потребности в складских площадях .............. 108

9.5 Определение потребности в подъемно-транспортном

оборудовании............................................................................... 111

9.6. Тароупаковочное хозяйство.................................................... 115

Тема 10. Функциональные области логистики.

Информационная логистика.......................................................... 117

10.1. Информационные потоки в логистике.............................. 117

10.2. Логистическая информационная система предприятия. 118

10.3. Информационные технологии в логистике...................... 120

10.3.1. Использование технологии

штрихового кодирования.............................................. 120

10.3.2. Электронный бизнес...................................................... 121

Тема 11. Функциональные области логистики.

Логистика сервисного обслуживания........................................... 127

Тема 12. Эффективность функционирования логистических систем.... 129

12.1. Понятие экономической эффективности.

Составляющие экономического эффекта от интеграции

функций логистики и маркетинга в процессе управления

организацией (экономической системой)........................... 129

12.2. Проблема оценки эффективности функционирования

логистических систем............................................................ 134

Литература........................................................................................................ 141


Введение

 

В настоящее время одной из наиболее привлекательных сфер профессиональной деятельности в Российской Федерации становится логистика.

Своим бурным развитием в последние десятилетия логистика как экономическая дисциплина обязана именно тем возможностям влияния на общую эффективность деятельности предприятия, которые открывает использование комплексного подхода к управлению товародвижением. Сформировавшаяся в середине ХХ века в странах с рыночной экономикой в России логистика как самостоятельное научное направление и прикладная экономическая дисциплина начинает развиваться в период становления рыночных отношений. Это связано с обретением хозяйствующими субъектами экономической самостоятельности и повышением у них мотивации к обеспечению эффективности собственного функционирования и приобретению конкурентных преимуществ[1].

Резко возросший спрос на специалистов логистической направленности, а также возросший интерес к логистике как прикладной экономической дисциплине, характерный как для российской, так и для мировой экономики периода начала 2000-х годов, во многом обусловлен исторической логикой. Логистика оказалась востребованной в период развития коммуникаций и усложнения бизнеса.

Современный этап экономического развития характеризуется наличием интеграционных процессов, протекающих как на микро-, так и на макроуровнях.

Развитие транснациональных корпораций, глобализация бизнеса, сопровождающаяся интеграцией национальных экономических систем,обострила конкуренцию и усложнила организацию товародвижения.Проблемы размещения производства и центров дистрибьюции, организации перевозок и сервисного обслуживания, управления запасами, проектирования адекватных распределительных и информационных систем потребовали новых навыков логистического управления.

Для координации усилий по управлению товародвижением, а также с целью развития и распространения логистических методов управления созданы международные логистические организации. Наиболее значимыми из них по масштабам деятельности являются Совет логистического менеджмента (CLM), созданный в США, и Европейская логистическая ассоциация (ELA)[2]. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводится важная роль (в Европе это TEDIM, UNCTAD, TACIS).

На микроуровне компании, стремящиеся занять либо удержать лидирующее положение на рынке, для обретения необходимых им конкурентных преимуществ интегрируют традиционные функциональные области логистики (транспортировку, управление закупками и запасами, хранение и складскую грузопереработку, организацию сервисного обслуживания) на базе общей информационной системы, формируя стратегическую инновационную систему [8].

Таким образом, в современном мире логистика постепенно становится одним из важнейших комплексных инструментов воздействия на целевые рынки и управления экономическими системами всех уровней. При этом, функционируя в логистической среде, невозможно оставаться аутсайдером. Взаимодействуя в процессе хозяйственной деятельности с развитыми логистическими системами, любой хозяйствующий субъект вынужден использовать логистические принципы управления товародвижением и развивать собственную логистическую систему.

Осознанная активными субъектами рынка потребность в логистической оптимизации товаропроводящих систем породила спрос на специалистов-логистиков (логистов), и, в свою очередь, потребность в соответствующих образовательных услугах и методическом обеспечении.

В этой связи необходимо отметить весьма ограниченное количество переводной специализированной литературы по логистике на российском рынке изданий, что затрудняет доступ всех категорий пользователей указанного методического обеспечения к трудам ведущих зарубежных специалистов. Частично эта проблема решается в методических разработках отечественных ученых, содержащих обзор и анализ современных тенденций развития теории и практики логистического менеджмента.

С середины 1990-х годов в нашей стране были изданы ряд монографий, учебников и учебных пособий, посвященных как проблемам оптимизации товародвижения в разрезе отдельных логистических функций, так и комплексному управлению логистическими системами, подготовленные экономистами ведущих российских вузов: Б.А. Аникиным, Ю.М. Нерушем, Л.Б. Миротиным, В.И. Сергеевым, В.В. Дыбской, М.П. Гордоном, А.М. Гаджинским, М.Е. Залмановой, И.А. Леншиным и др. Однако имеющее место в последние годы все более широкое проникновение логистических принципов управления в отечественную хозяйственную практику на фоне интенсивного развития самой логистики как науки позволяет говорить о неполном удовлетворении существующей потребности в методическом обеспечении по проблемам логистического управления.

С этих позиций настоящее пособие представляет собой попытку системного изложения теоретических основ логистического подхода к управлению товародвижением. При этом особое внимание уделено роли логистических функций в обеспечении эффективности функционирования экономических систем (объекта логистического управления).

 

 

ТЕМА 1. ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ «ЛОГИСТИКА»

Возникновение логистики. Предмет и задачи логистики. Функциональные области логистики. Факторы, обусловившие развитие логистики в экономической сфере.

 

 

Возникновение логистики

Термин «логистика» происходит от греческого слова, означающего «искусство вычислять, рассуждать». Еще в период Римской империи существовали служители, которые носили титул «логисты», или «логистики», они занимались распределением продуктов питания.

Логистика развивалась как военная дисциплина. В конце I тысячелетия нашей эры (Византия, царь Леон VI (865-912 г.г. н.э.) с логистикой связывали деятельность по обеспечению вооруженных сил материальными ресурсами и содержанию их запасов [3, с.5].

Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского генерала Антуана Анри Жомини (1779-1869), определявшего логистику как «практическое искусство маневра войсками» [1, с.9] и впервые применившего эту науку на практике при планировании обеспечения боеприпасами, продуктами питания, квартирного размещения армии Наполеона.

В России в середине XIX века под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организация их тылового обеспечения. Однако к концу века термин «логистика» в России широкого применения уже не имел: словарь Брокгауза и Эфрона (Санкт-Петербург, 1896г.) предлагает считать этот термин вышедшим из употребления [2, с.34].

В XX веке логистика стала активно применяться в период II мировой войны и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на Европейском театре военных действий.

Постепенно логистические методы как и многие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели) стали переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально – как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем – и в сфере производства.

Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще в период экономического кризиса 1930-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем трансформировались в самостоятельное направление научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.

Для полноты картины необходимо отметить, что у термина «логистика» есть и еще одно толкование. Живший в начале XVII-XVIII вв. немецкий философ, математик и языковед Готфрид Вильгельм Лейбниц называл логистикой математическую логику. Этот термин был официально закреплен за математической логикой в 1904 г., на философской конференции в Женеве; в этом значении он используется до сих пор.

 

 

1.2. Предмет и задачи логистики.

Функциональные области логистики

 

Термин «логистика», известный на протяжении многих лет только узкому кругу специалистов (главным образом военных), в последние десятилетия получает широкое распространение. Основная причина этого явления заключается в том, что это понятие начало использоваться в экономике. Возникновение идеи интеграции процессов товародвижения некоторые экономисты относят к 1930-м годам, однако временем возникновения логистики как экономической научной и прикладной дисциплины принято считать конец 50-х – начало 60-х годов ХХ века, – период, когда начинают создаваться первые логистические системы.

Объектом изучения научной и учебной дисциплины логистики являются материальные и связанные с ними информационные потоки. Предметом изучения– процесс управления ими.

Актуальность дисциплины и резко возрастающий интерес к ее изучению обусловлены потенциальными возможностями повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем, которые открывают использование логического подхода к управлению предприятием. Логистика позволяет существенно сократить временной интервал между приобретением сырья и полуфабрикатов и поставкой готового продукта потребителю, способствует резкому сокращению материальных запасов, повышает уровень сервиса.

В наиболее общем виде логистика может быть охарактеризована как наука и практическая деятельность по управлению материальными и связанными с ними информационными потоками в сфере производства и обращения.

Ввиду актуальности исследуемой проблематики в процессе своего развития логистика стала объектом внимания многих экономистов, пытавшихся охарактеризовать ее сущность. Некоторые из существующих определений логистики приведены в таблице 1.1.

Как видно из таблицы, большинством авторов логистика рассматривается как комплексное управление процессами товародвижения с целью обеспечения наиболее эффективного их осуществления. При этом современная трактовка подразумевает не просто управление физическими операциями товародвижения, а возможность влияния на стратегию предприятия, создания конкурентных преимуществ. Исходя из определения, основной целью логистики является повышение эффективности функционирования предприятия (логистической системы[3]) в рыночной среде посредством оптимизации процессов товародвижения. Логистика как наука разрабатывает соответствующее теоретическое обеспечение, логистика как практическая деятельность реализует функции рационального управления материалопроводящими системами.

 


Таблица 1.1

Основные подходы к определению логистики

Подход к определению логистики, автор Определение логистики
Функциональный подход
Управленческий аспект (Национальный совет США по управлению материальным распределением); (Дрезденская конференция по проблемам развития логистических систем), 1985 г. Логистика – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока. [3, с. 17], [1, с. 11].
Экономический аспект (Лаплаз, Менье, Вэйль, Франция) 1984 г. Логистика – совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции.
Управленческий и экономический аспект (проф. Пфоль, ФРГ) 1988 г. Увязываются воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
Оперативно-финансовый аспект (Journal of Business Logistics) 1986 г. Логистика – деятельность, связанная с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Продолжение таблицы 1.1

Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь, 1995 г. Логистика – наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации [9, с.86].
Расширенный подход
Аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ фирмы Пол Конверс и Питер Дракер (США), 1986 г. Логистика – «последний рубеж экономии затрат»; «непознанный материк экономики». Э.Мате и Д.Тиксье (Франция), 1993 г. Логистика – это способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения… способ деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги с целью оптимизации финансовых, материальных, трудовых ресурсов. Используется фирмой для реализации своих экономических целей.
Логистика отрасли (М. Кристофер, Г. Уилс) Логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.

В современных условиях (с учетом подходов к определению логистики) основными задачами логистики являются:

– участие в формировании рыночного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы предприятия и получению преимуществ перед конкурентами;

– создание эффективной системы комплексного управления процессами товародвижения.

Таким образом, при изучении влияния логистических функций на хозяйственные процессы предприятия можно выделить две составляющие логистического подхода: организационную и стоимостную. Это означает, что специалист-маркетолог, работающий в сфере логистики, должен обладать знаниями и навыками, позволяющими, с одной стороны, разработать комплекс мер, обеспечивающих наиболее рациональную организацию материальных и информационных потоков, и, с другой стороны – оценить влияние этих мер на общую эффективность деятельности предприятия (то есть соотношение «затраты – результат») и реализуемую маркетинговую стратегию.

Границы использования логистики в коммерческой практике предприятия определяются так называемым принципом «уплаты денег – получения денег», который заключается в том, что логистическое управление охватывает процессы товародвижения с момента уплаты денег поставщику за материальные ресурсы, до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.

Множественность направлений деятельности во внешней и внутренней среде предприятия позволяет выделять в логистическом процессе ряд элементов, которые некоторые экономисты называют видами логистики, но корректнее, на наш взгляд, называть их функциональными областями логистики,или логистическими функциями[4]. Так, можно выделить: закупочную, производственную, распределительную логистику; логистику запасов; логистику складирования, транспортную, информационную логистику; логистику в области сервиса.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (589)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)