Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правовые формы денежно-кредитной политики



2015-11-07 1150 Обсуждений (0)
Правовые формы денежно-кредитной политики 0.00 из 5.00 0 оценок




Приоритетной целью денежно-кредитной политики государства, реализуемой Центральным банком РФ, является последовательное снижение инфляции и, в конечном итоге, содействие устойчивому и сбалансированному экономическому росту. Для ее достижения Банк России в качестве ключевого инструмента определяет процентную политику. Долгое время данный инструмент оставался в тени, играл формальную роль, заметно уступая по популярности валютным интервенциям Центрального банка РФ, обеспечивающим важнейший канал денежного предложения на протяжении многих лет.

Объективные проблемы в кредитной сфере связаны с непосредственной деятельностью банков и общим состоянием финансово-кредитной системы России.

В кредитной сфере деятельность банков объективно сопряжена с возможным искажением данных учета и отчетности по кредитным операциям, что в итоге ведет к недостоверности результатов работы кредитных организаций и влечет за собой нарушение норм кредитования, требований Банка России к качеству активов. Результатом таких действий банков, которые приобрели достаточно массовый характер в последние годы, стало ужесточение политики ЦБ РФ и проведение кампании по отзыву лицензий у банков, нарушающих действующее законодательство и нормативные акты Банка России. Борьба с чрезмерно агрессивной кредитной политикой включает в себя и ликвидацию кредитных организаций, не соответствующих показателям качества управления. В результате, неудовлетворительное управление кредитной организаций, кредитной деятельностью и активами привело к значительному количеству аннулированных лицензий.

Кроме того, неудовлетворительным является и положение дел в отношении управления кредитной деятельностью, особенно, в части реализации механизма кредитования, включая оценку кредитоспособности заемщика. Результатом является преобладание в структуре просроченной задолженности откровенно проблемных кредитов, которые вообще не следовало выдавать по причине недостаточной кредитоспособности заемщика.

Вместе с тем, недостаточный уровень технологического развития информационных систем кредитных организаций используемых в кредитном механизме обусловил тенденцию принятия решений в отсутствии достаточного уровня достоверной информации. Перспективы повышения информационной прозрачности кредитного рынка связаны с развитием внешних источников информации при оценке кредитоспособности заемщика, включающие: эффективное функционирование кредитных бюро, активизацию деятельности информационно-аналитических институтов, рейтинговых агентств, коллекторских служб. Следует отметить, что в данном аспекте проблемой является и отсутствие в России закона о кредитных бюро. Отсутствие инфраструктуры кредитных историй также способствует деятельности недобросовестных заемщиков, которые могут получить несколько кредитов в различных банках без каких-либо проверок.

Кредитная сфера испытывает на себе и отрицательное влияние не диверсифицированного развития экономики, а также дефицита ее инвестиционных возможностей. Как следствие, ограниченность и преимущественно краткосрочный характер кредитных ресурсов ведет к предельно низкому уровню профильного кредитования на фоне высокой доли нецелевых ссуд.

В настоящее время сложилась ситуация, когда, "с одной стороны, кредитная система России не в полной мере соответствует современным потребностям и нуждается в корректировке; с другой стороны, система уже в достаточной степени сформировалась и обладает определенной внутренней инерцией, противодействующей структурным изменениям". Государственное регулирование и меры ЦБ РФ являются важнейшим структурообразующим фактором. В связи с этим переход к применению возможных косвенных и стимулирующих методов после достижения целей Банка России в отношении качества кредитной деятельности банковских организаций позволит избежать дестабилизации кредитной системы России.

Таким образом, можно сделать вывод, что рассмотренные проблемы в кредитной сфере могут быть решены с помощью развития законодательства в отношении кредитования, созданию кредитной инфраструктуры для обеспечения банков надежной информацией о заемщиках и ссудах, а также внедрения более эффективных методов реализации кредитного механизма. В связи с этим требуется реализация мероприятий, направленных на формирование и развитие информационной структуры кредитной сферы, которая бы отвечала современным требованиям и базировалась на использовании передовых банковских технологий, включая бюро кредитных историй, развитии системы регистрации залогов, платежной и расчетной систем, включая мероприятия по созданию международного финансового центра в Российской Федерации.

Современные экономические словари дают следующие определения понятия денежно-кредитной политики:

1. Денежно-кредитной политикой называется совокупность мер, направленных на изменение денежной массы и объема кредита.

2. Денежно-кредитная политика представляет собой комплекс мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса.

3. Денежно-кредитная политика - это “проводимый государством курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Основными составляющими такой политики являются операции на открытом рынке, учетная политика, наличие обязательных минимальных резервов. К наиболее широко используемым методам денежно-кредитной политики относятся: изменение ставки учетного процента, операции на открытом рынке, изменение норм обязательных резервов, а также выборочные методы регулирования отдельных видов кредита”.

Существует множество авторов, разъясняющих формулизованное понятие денежно-кредитной политики, но принципиальные различия в трактовке реальной сути данного термина разными авторами отсутствуют.

Разработка денежно-кредитной политики Банком России проводится в соответствии со ст. 45 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Банк России ежегодно не позднее 26 августа представляет в Государственную думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год. Предварительно проект представляется Президенту и Правительству России.

Государственная дума рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и выносит соответствующее решение не позднее принятия Государственной думой федерального закона о федеральном бюджете на предстоящий год. Тем самым достигается единство целей проведения денежно-кредитной и финансовой политики.

Основополагающей целью денежно-кредитной политики является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции. Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости и уровня цен. При этом, центральный банк главный, но не единственный орган регулирования. Существует целый комплекс регулирующих органов. Осуществляя кредитное регулирование, государство преследует следующие цели: воздействуя на кредитную деятельность коммерческих банков и направляя регулирование на расширение или сокращение кредитования экономики, оно, таким образом, достигает стабильного развития внутренней экономики, укрепления денежного обращения, поддержки национальных экспортеров на внешнем рынке. Таким образом, воздействие на кредит позволяет достичь более глубоких стратегических задач развития всего хозяйства в целом. С другой стороны, избыточная денежная масса имеет свои недостатки: обесценение денег, и, как следствие, снижение жизненного уровня населения, ухудшение валютного положения в стране. Соответственно в первом случае денежно-кредитная политика должна быть направлена на расширение кредитной деятельности банков, а во втором случае - на ее сокращение, переходу к политике "дорогих денег".

С помощью кредитного регулирования государство стремится смягчить экономические кризисы, сдержать рост инфляции, в целях поддержания конъюнктуры государство использует кредит для стимулирования капиталовложений в различные отрасли народного хозяйства.

В условиях рыночной экономики в основе денежно-кредитной политики центрального банка лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

· политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций путем повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

· политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Политика денежно-кредитной рестрикции (политика "дорогих денег") применяется в условиях циклического оживления хозяйственной конъюнктуры. Политика денежно-кредитной экспансии (политика "дешевых денег") применяется в кризисной фазе цикла, в условиях падения производства и увеличения безработицы. Она заключается в стимулировании кредитных операций банков, введении более льготных условий кредитования.

Основные цели денежно - кредитной политики государства меняются в зависимости от уровня социально-экономического развития, на котором находится это государство.

Приоритет целей денежно-кредитной политики определяется состоянием государственных финансов, стабильностью экономики государства или ее отсутствием, наличием сбалансированности доходов и расходов государственного бюджета или его дисбалансом.

В общем случае, основными целями денежно-кредитной политики государства являются:

· регулирование экономической активности агентов экономических отношений;

· достижение уровня производства, характеризующегося минимальной безработицей;

· создание безинфляционной экономики.

К преимуществам денежно-кредитной политики следует отнести:

· быстроту и гибкость (предложение денег можно изменять без законодательных процедур);

· независимость от политического давления (существует закон о ЦБ, определяющий его функции и полномочия);

 



2015-11-07 1150 Обсуждений (0)
Правовые формы денежно-кредитной политики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правовые формы денежно-кредитной политики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1150)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)