Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Понятие банковской тайны. Порядок получения сведений, составляющих банковскую тайну





Соблюдение кредитными организациями банковской тайны

Согласно ч. 1 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности кредитная организация гарантирует тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов.

Данные сведения и составляют содержание понятия банковской тайны.

Соответственно под перечень сведений, составляющих банковскую тайну, попадает вся информация, получаемая кредитной организацией в связи с банковским обслуживанием конкретного клиента (банка-корреспондента), в том числе о заключенных с ним договорах, совершенных операциях, его задолженности перед кредитной организацией, контрагентах, с которыми он проводил расчеты.

В соответствии с п. 1 ст. 857 ГК РФ кредитная органи- зация гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте, т.е. перечень сведений более узкий. Однако данная статья содержит перечень сведений, составляющих банковскую тайну, только применительно к расчетным операциям со средствами, находящимися на счетах и во вкладах.

Институт банковской тайны имеет более широкое значение. Обязанности, связанные с обеспечением соблюдения банковской тайны и порядка использования составляющих ее сведений, являются одним из элементов правосубъектности кредитных организаций.

Суть института банковской тайны составляют юридические права и обязанности по предоставлению кредитной организацией сведений другим лицам, помимо клиента.

Выполнение кредитной организацией организационно- технических мер по оснащению помещений и обеспечению порядка функционирования подразделений относится к иного вида обязанностям.

При этом в ч. 1 ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности в качестве сведений, о которых служащие кре- дитной организации обязаны хранить тайну, еще указаны иные сведения, устанавливаемые кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Однако это не относится к банковской тайне. Данная статья смешивает нескольку видов конфиденциальной информации.



Во-первых, сущность института банковской тайны сводится к установлению исключений из обязанности кредитной организации сохранять в тайне все полученные ею сведения о клиентах. Расширить этот перечень невозможно.

Во-вторых, изменять перечень сведений, составляющих банковскую тайну, кредитная организация не вправе, поскольку это в любом случае будет нарушать либо правомочия государственных органов, либо права и интересы клиентов кредитной организации, а, следовательно, противоречить закону.

В связи с этим указание об иных сведениях касается только служащих кредитной организации и соответственно относится к иному виду конфиденциальных сведений. В отношении сведений, носителями которых являются работники кредитной организации, действует режим служебной тайны. К этому виду информации относятся не только сведения о конкретных клиентах кредитной организации, но и ряд обобщающих сведений, не являющихся персонифицированными.

Включение этого вида сведений в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности обусловлено распространением на этих лиц ответственности за разглашение банковской тайны, т.е. сведений, полученных в связи с деятельностью кредитных организаций. То же самое касается Банка России при выполнении им надзорных функций, государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов», аудиторских и иных организаций, Федеральной службы по финансовому мониторингу, должностных лиц и работников этих организаций, банковских платежных агентов, а также других организаций и их должностных лиц, на которых данной статьей возложена обязанность сохранять в тайне указанные выше сведения. Такой подход подтверждается и ст. 26 Федерального закона «О национальной платежной системе».

Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены кредитными организациями самим клиентам либо их представителям.

Порядок предоставления сведений, составляющих банковскую тайну

Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных федеральным законом (п. 2 ст. 857 ГК РФ).

Основной перечень таких случаев содержится в ст. 26 Закона о банках и банковской деятельности (См., например: Перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции, утв. Указом Президента РФ от 02.04.2013 № 309.)

Причем данный перечень не является исчерпывающим (Пункт 2 ст. 14 Федерального закона «О судебных приставах» признан Конституционным Судом РФ не противоречащим Конституции РФ (см. Постановление от 14.05.2003 № 8-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 14 Федерального закона “О судебных приставах” в связи с запросом Лангепасского городского суда Ханты- Мансийского автономного округа»).

Например, на основании ст. 25 Закона о защите конкуренции антимонопольные органы вправе запрашивать в кредитных организациях информацию, составляющую охраняемую законом тайну, в том числе банковскую (См.: письмо Федеральной антимонопольной службы от 28.02.2007 № АК/2487 «О предоставлении информации, составляющей банковскую тайну».)

Не является нарушением режима банковской тайны передача необходимой информации новому кредитору при заключении кредитными организациями соглашений об уступке права требования, поскольку это предусмотрено законом (п. 2 ст. 385 ГК РФ). Этот вопрос возникает, например, при уступке кредитной организацией прав кредитора по кредитному договору юридическому лицу, не являющемуся кредитной организацией.

В бюро кредитных историй информация по операциям юридических и физических лиц предоставляется кредитными организациями только с согласия указанных лиц (ч. 14 ст. 26, ч. 6 ст. 30 Закона о банках и банковской деятельности).

Форма предоставления кредитной организацией сведений, составляющих банковскую тайну, в зависимости от указаний в законе может быть в виде:

• ответа на запрос;

• предоставления без запроса при возникновении обстоятельств, указанных в законе;

• предоставления документов при проведении их проверок.

За незаконное получение и разглашение сведений, составляющих банковскую тайну, установлены: уголовная ответственность (ст. 183 УК РФ), административная ответственность (ст. 13.14 КоАП РФ), а также гражданско-правовая ответственность в виде возмещения причиненных клиенту убытков (п. 3 ст. 857 ГК РФ).

В части предоставления сведений, составляющих банковскую тайну, налоговым органам действует следующий порядок.

Во-первых, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 31 НК РФ кредитные организации обязаны предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщи- ков, плательщиков сборов или налоговых агентов, а также с корреспондентских счетов кредитных организаций сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджет.

Во-вторых, согласно п. 2 ст. 86 НК РФ, помимо сообщений об открытии, закрытии, изменении реквизитов счетов, кредитные организации обязаны предоставлять налоговым ор- ганам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, индивидуальных предпринимателей, а также по физическим лицам, не являющихся индивидуальными предпринимателями, — на основании запроса уполномоченного органа иностранного государства в случаях, предусмотренных международными договорами РФ.

Следует обратить внимание, что в этом пункте речь идет о предоставлении уже не документов, а справок, т.е. определенной информации.

В-третьих, на основании п. 5 ст. 76 НК РФ кредитная организация обязана сообщить в налоговый орган в электронном виде сведения об остатках денежных средств налогоплательщика-организации на счетах в банке, операции по которым приостановлены, а также об остатках электронных денежных средств, перевод которых приостановлен, в течение трех дней после дня получения решения этого налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика- организации в банке.

Порядок и формы предоставления кредитными органи- зациями информации по запросам налоговых органов устанавливается ФНС России.

Не следует смешивать понятия банковской тайны и коммерческой тайны. Они различаются как по со- держанию, так и по принципам, на которых строится правовое регулирование этих вопросов. В частности, сведения, составляющие банковскую тайну, — это сведения о клиентах кредитной организации, а сведения, составляющие коммерческую тайну, — это сведения о самой кредитной организации. Состав сведений, на которые распространяется режим банковской тайны, определяется законом, а к сведениям, составляющим коммерческую тайну, могут относиться любые сведения, за исключением тех, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» или установлены иными федеральными законами.

Следует также учитывать, что составляющие банковскую тайну сведения, полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом приобретают статус налоговой тайны, которая не подлежит разглашению, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом (ст. 102 НК РФ). Такие случаи предусмотрены в п. 1 ст. 102 НК РФ, а также в ч. 9 ст. 69 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

К режиму профессиональной тайны относятся сведения, полученные в кредитных организациях нотариусами, которые они могут сообщать только исполнителю завещания и наследникам (п. 3 ст. 1171 ГК РФ).

Кроме того, на кредитные организации распространяются требования Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (1 См.: Методические рекомендации по выполнению законодатель- ных требований при обработке персональных данных в организациях банковской системы Российской Федерации, утвержденные Банком России, Ассоциацией российских банков, Ассоциацией региональных банков России (Ассоциация «Россия»).

Данный вид информации выделяется уже не по ее носителям как сведения, составляющие банковскую тайну, а по субъекту данных и поэтому может включать сведения, составляющие банковскую тайну.

Кредитные организации согласно Федерального закона от 27.07.2010 № 224-ФЗ «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относятся к инсайдерам (п. 5 ст. 4) и соответственно обязаны соблюдать требования данного Закона (См.: Перечень информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской ин- формации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, а также порядка и сроков раскрытия такой информации» и Положение о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в п. 1—4, 11 и 12 ст. 4 Федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» , утвержденные приказом ФСФР от 12.05.2011 № 11-18 пз-н, Положение «О порядке проведения Федеральной службой по финансовым рынкам совместно с Центральным банком Российской Федерации проверок соблюдения требований законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», утв. приказом ФСФР от 27.10.2011 № 11-55/пз-н и ЦБ РФ № 374-П.)

Является инсайдером и Банк России (п. 9 ст. 4) См. : Указание ЦБ РФ от 31.10.2011 № 2723-У «Об инсайдерской информации Банка России».

Эта информация выделяется по критерию влияния на цену финансовых инструментов, иностранной валюты, товара и также может охватывать сведения, составляющие банковскую тайну.

 

Содержание расчетных правоотношений. Субъекты расчетных правоотношений.

Возникновение отношений по переводу денежных средств (расчетных отношений), т.е. отношений, складывающихся при осуществлении переводов денежных средств (безналичных расчетов), связано с совершением действий, направленных на исполнение основного обязательства.

Однако в дальнейшем расчетные отношения становятся независимыми (обособленными) от основного обязательства, во исполнение которого осуществляются переводы денежных средств (производятся безналичные расчеты).

В частности, это обусловлено следующим:

— на кредитную организацию как субъекта расчетных отношений не распрос траняются ус ловия основного обязательства меж ду плательщиком и получателем;

— прекращение или признание недействительным основного обязательства не влечет автоматиче- ского прекращения уже в озникших расчетных отношений;

— плательщик и получатель денежных средств как участники расчетных отношений могут не совпадать со сторонами в основном обязательстве (например, при погашении задолженности третьим лицом или при осуществлении платежа по поручению должни- ка в пользу третьего лица);

— момент исполнения обязательств перед плательщиком обслуживающей его кредитной организацией не совпадает с моментом исполнения основного обяза- тельства и т.д.

Причем такой подход подтвержден и законодателем, выделившим нормы, регулирующие безналичные расчеты, в отдельную главу Гражданского кодекса РФ.

Кроме того, необходимо учитывать, что хотя обязательства кредитной организации перед клиентом связаны с оказанием особого рода услуг, они в большинстве случаев выра- жены в конкретной денежной сумме (не просто перечислить, выдать, зачислить, а перечислить, выдать, зачислить конкретную сумму).

В связи с этим проблема с определением правовой природы этих обязательств («особые расчетные» или денежные) должна решаться в пользу того, что обязательства кредитных организаций перед своими клиентами носят денежный характер.

Это подтверждается и законодательно закрепленной возможностью взыскания с кредитных организаций процентов за пользование чужими денежными средствами (см. ст. 866, 872, 874 ГК РФ).

Исключение составляют некоторые обязанности кредитных организаций, связанные с передачей документов, например, обязанности банка-эмитента передать инкассовое поручение в исполняющий банк.

Субъекты (участники) расчетных отношений

При расчетах наличными деньгами субъектами этих отношений прежде всего являются плательщик и получатель (взыскатель). В качестве плательщиков и получателей (взыскателей) денег в различных сочетаниях могут выступать как физические, так и юридические лица.

Причем при погашении задолженности третьим лицом или передаче денег по поручению должника третьему лицу субъекты расчетных отношений не совпадают с субъектами основного обязательства. Однако необходимо учитывать, что это возможно только при расчетах по гражданско-правовым обязательствам. Основаниями для таких действий будут яв- ляться соответственно ст. 313 «Исполнение обязательства третьим лицом» и ст. 971 «Договор поручения» ГК РФ.

Если речь идет о взыскании средств по требованию су- дебного пристава-исполнителя в пользу кредитора, то в этом случае будет не совпадать взыскатель (судебный пристав- исполнитель) и получатель (кредитор).

При переводах денежных средств (безналичных расчетах) субъектами отношений по переводу денежных средств (расчетных отношений) являются плательщик и получатель денежных средств, которыми могут быть и граждане и юридические лица, а также кредитные организации, через которые проходит платеж.

Применительно к налоговым обязательствам необходи- мо руководствоваться п. 1 ст. 45 НК РФ, согласно которому налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах (в этой оговорке прежде всего имеется в виду исполнение налоговых обязанностей через налоговых агентов).

При расчетах по публичным обязательствам участниками расчетных отношений будут являться государственные органы, на чье имя открыты соответственно счета бюджета определенного уровня либо внебюджетного фонда, а также органы, имеющие в силу федерального закона право взыскания средств в бесспорном порядке.

Что касается количества кредитных организаций, участвующих в проведении платежа, то оно зависит от того, обслуживаются плательщик и получатель средств в одной кредитной организации или разных, а также от маршрута прохождения платежа.

При этом необходимо учитывать, что плательщик и получатель средств связаны договорными отношениями только с обслуживающими их кредитными организациями, а уже те, в свою очередь, связаны договорными отношениями с Банком России и другими кредитными организациями. Поэтому для того, чтобы кредитная организация могла исполнить конкретное поручение своего клиента о перечислении, выплате либо взыскании средств с какого-либо лица в иной кредитной организации, она должна для исполн ния этого поручения привлечь те кредитные организации, с которыми у нее имеются договоры об установлении кор- респондентских отношений (т.е. дать им соответствующие поручения). По сути, это является возложением исполнения обязательств на третье лицо (ст. 313 ГК РФ).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются в одной кредитной организации, то в осуществлении перевода (в проведении платежа) будет участвовать только эта кредитная организация без проведения операций через свой корреспондентский счет (внутрибанковские расчеты).

Если плательщик и получатель средств обслуживаются разными кредитными организациями и у них установлены прямые корреспондентские отношения (открыты друг другу корреспондентские счета), то платеж может проходить через две эти кредитные организации.

В том случае, когда средства из кредитной организации, обслуживающей плательщика, направляются в кредитную организацию, обслуживающую получателя, через расчетную сеть (платежную систему) Банка России либо иную кредитную организацию, в проведении платежа участвуют три кредитные организации. Банк России в этом случае выступает в лице своих структурных подразделений: расчетно- кассовых центров (РКЦ), в которых открыты корреспондентские счета кредитных организаций, обслуживающих плательщика и получателя средств.

Когда сделки совершаются через комиссионера, который является участником расчетных отношений, то их правовое регулирование необходимо рассматривать отдельно применительно к договору комиссии и применительно к договору (договорам), заключенному комиссионером с третьим лицом (третьими лицами).

 

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1390)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)