Эволюция концепции управления цепями поставок
В 80х годах 20 века в странах с развитой экономикой во многих отраслях сложилась ситуация, при которой себестоимость производства продукции снижается настолько, насколько возможно. Для поддержки конкурентоспособности была необходима новая концепция управления бизнесом, которая заключалась в идее координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. Термин УЦП пришел из практики, впервые предложен системным интегратором компании i2-Technologies и консалтинговой компанией Артур Андерсен х в начале 80х годов. В науке впервые – в статье К. Оливера и М. Вебера в 1982 году. Предшественница УЦП – интегрированная логистика: · Сначала логистика управляла внутренними процессами в компании, · а интегрированная логистика захватывает также ближайшую внешнюю среду. · УЦП рассматривает внешнюю среду, шире (поставщики поставщиков, потребители потребителей, потенциальные партнеры). В процессе эволюции понятийный аппарат концепции УЦП существенно изменился, т.е. её терминология находится в постоянном развитии. Этап зарождения теории Supply Chain Management (80е годы) Возникает необходимость новой концепции управления бизнесом как идея координации потоков материалов и готовой продукции не только внутри одной фирмы, но и в ряде фирм, связанных между собой технологической цепочкой. На этом этапе развития понятие УЦП по своему содержанию лишь незначительно отличалось от расширенного толкования интегрированной логистики. Ключевая роль этапа: появилась идея координации потоков за пределами фирмы (как это происходит и как компания может на это повлиять). 2. Отделение теории SCM от логистики. (1я ½ 90х годов) Обособление теории SCM от логистики, появляются самостоятельные исследования по УЦП как науки, а также областей исп-я её концепции в практической деятельности. Происходит смещение и разделение между логистикой и SCM на уровне понятийно-смысловых категорий и отдельных терминов. 3. Формирование классической концепции SCM (2я ½ 90х – начало 2000х годов) Четко обозначаются различия между ингегр. логистикой и УЦП. Понятие УЦП теперь содержит функции контроля, координации и интеграции при управлении тов. потоком. Основные направления исследований сосредотачиваются на процессах интеграции и создании стратег. партнёрских отношений, а также обеспечении взаимосвязи и контроля тов. потоков и инф. координации по обеспечению коммуникации между звеньями цепи. 4. Современный этап развития теории SCM (2я ½ 2000х – наше время) Происходит ещё более углубленное исследование теории и практики УЦП и их адаптация под разные рынки. Современная практика УЦП акцентируется на внутрифирменном планировании и оптимизации ресурсов при построении взаимоотношений между фокусной компанией и остальными участниками цепи поставок. Основные параметры сетевой структуры цепей поставок. Сетевая структура – это совокупность потоковых процессов, у которых есть свои границы, т.е. начало и конец. Цель конфигурации сетевой структуры заключается в том, чтобы добиться максимальной конкурентоспособности и рентабельности фокусной компании за счет повышения общей эффективности и производительности её участников. Построение сетевой структуры включает идентификацию участников и бизнес-процес-сов ЦП, между которыми необходимо установить связи, и определить их положение по отношению к фокусной компании, а также структурные размерности сети и её границ. Важно! стоимость товара формируется на протяжении всей цепи поставок, и на неё оказывает влияние общая эффективность операций и бизнес-процессов, протекающих между её участниками. Фокусная компания должна решить, какие элементы целесообразно включить в структуру ЦП, чтобы сделать её оптимальной. · Начальная стадия (производство) – наиболее управляемая. · Последняя стадия (продажа) – наиболее чувствительная, т.к. стоимость товара проявляется только на стадии продажи конечному потребителю. Основные параметры: · Границы · Структурные размерности · Типы связей (см. рис) Границы Границы – входы и выходы любого отдельно взятого процесса. Первичные / начальные границы – там процесс начинается – исходный поставщик ЦП. Процесс заканчивается выходом, который выдает результат конечному потребителю. Пример: первичным входом в процессе управления сбытом мб подтверждение сделанного заказа, а первичным выходом – предъявление платежных документов к оплате в кредитном учреждении. После начала процесса у него может появиться значительное количество вторичных входов. Т.е. необязательно бизнес-процесс имеет только один вход и один выход. Например, управленческая информация, которую предоставляет отдел информационных систем, может понадобиться на различных стадиях. Точно так же, как существуют вторичные входы, существуют и вторичные выходы. Они получаются как побочные продукты процесса и не являются его главной целью. Пример: отчет о количестве сверхурочного времени, проработанного персоналом. Вторичные выходы обычно инициируют другие процессы. Пример: сверхурочное время мб началом процесса начисления заработной платы. Определение границ сетевой структуры требует времени и $. Ограничение сетевой структуры ЦП позволяет снижать затраты, длительность цикла и уровень ошибок. Типы связей (с точки зрения фокусной компании): · Управляемые – на них ФК оказывает непосредственное влияние; · Неуправляемые – на нихФК не обращает внимания; · Отслеживаемые – за ними ФК следит, но не может непосредственно влиять; · Не входящие в ЦП – например, связи контрагентов с конкурентами ФК. 3 структурные размерности цепи: 1. Положение фокусной компании по отношению к границам сетевой структуры. Центр сетевой структуры может быть расположен в центре, а может быть смещен как в сторону поставщиков, так и в сторону конечных потребителей. Ближе к поставщику: · Сельское хозяйство · Обработка руды, металлов · Деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная промышленность Ближе к потребителю: · Любые услуги · Торговля (если рассматривать точку сбыта как фокусный центр) 2. Горизонтальная структура характеризует число уровней поставщиков и потребителей в цепочке поставок. III – II – I – Ф/К – I – II – III Чем больше уровней в цепи поставок, т. е. чем больше количество ее звеньев (участников), тем она длиннее. Чем меньше, тем она короче. 3. Вертикальная структура определяется числом поставщиков или потребителей, входящих в каждый уровень, т.е. цепь поставок может иметь узкую вертикальную структуру с небольшим числом компаний на каждом уровне или широкую вертикальную структуру, когда в каждый уровень входит много поставщиков или потребителей. Влияние на изменение горизонт. и вертик. параметров сети также будет оказывать и при-нятие решения об аутсорсинге. Аутсорсинг: исходим из ограниченных возможностей ФК влиять на интеграцию и управление бизнес-процессами за ее пределами в рамках ЦП. Если широкая вертикальная структура, ФК может активно управлять не всеми связями. Аутсорсинг – смена управляемых связей на отслеживаемые. Этот принцип, известен как функциональное отделение и может применяться как в отношении сети поставщиков центральной компании, так и в отношении ее потребителей.
· Ключевые участники ЦП (основные) – оказывают непосредственное влияние на формирование и управление бизнес-процессами, протекающими в ЦП. · Вспомогательные – не оказывают существенного влияния, а только предоставляют часть своих ресурсов для выполнения ключевыми участниками своих операций.
Популярное: Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2618)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |