Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Определения понятия логистики



2015-11-07 1313 Обсуждений (0)
Определения понятия логистики 0.00 из 5.00 0 оценок




Краткий исторический очерк развития логистики.

Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где «логистика» (англ. - logistics) обозначала «счетное искусство» или «искусство вычислять, рассуждать». Исторически можно проследить две основные трактовки термина, которые дошли до наших дней.

Первая связана с военной областью. Здесь логистика определяется как практическое искусство управления войсками и включает широкий круг вопросов, связанных с планированием и управлением материально-техническим снабжением армии, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т.п. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. А. Жомини, который и определял логистику как «практическое искусство маневра войсками». Приоритетное значение вопросам логистики придавалось и в армии Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века. В России в середине XIX века, согласно «Военному энциклопедическому лексикону», изданному в Санкт-Петербурге в 1850 г., под логистикой понималось искусство управления перемещением войск, организации их тылового обеспечения. На рубеже XX столетия данный термин широкого применения не имел: «...слово «логистика» в новейших военных сочинениях более не встречается и может считаться окончательно вышедшем из употребления» (энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб.,1896).

Логистика активно применялась в период Второй мировой войны, и прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать армию поставками вооружения, горючесмазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Начало широкого использования логистики в экономи­ке приходится на 60—70-е гг. и связано с достижениями в области коммуникационных технологий. Появившаяся воз­можность сквозного мониторинга всех этапов движения сы­рья, деталей и готовой продукции позволила четко уви­деть огромные потери, допускаемые- в традиционных схе­мах управления материальными потоками. Явный экономи­ческий выигрыш, получаемый от использования логистики в экономике, способствовал ориентации партнеров на со­трудничество в области продвижения товаров.

Несмотря на определенные различия, которые вкла­дывались в понятие логистики в каждом из на­правлений военном и экономическом, оба они выделяют общий и в совокупности спе­цифичный признак: согласованность, рациональность и точ­ный расчет.

Определения понятия логистики.

 

Логистика — новое направление в организации дви­жения продукта в сфере производства и обращения. Клю­чевые слова, выделенные курсивом, в этом определении ак­центируют внимание на новизне организационного аспекта объекта приложения. Логистика — совокупность различ­ных видов деятельности с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в ус­тановленное время и в установленном месте. Здесь акцент на совокупность действий с минимизацией затрат, т. е. под­черкивается оптимизаторский аспект подхода каких-то со­вместных действий.

Логистика — интеграция перевозочного процесса с произ­водственной сферой, включая погрузочно-разгрузочные опе­рации, хранение. Акцент на интеграцию звеньев потокового процесса — это, по существу, выделение главного элемента ло­гистической концепции.

Логистика — процесс планирования, реализации, контро­ля затрат перемещения и хранения материалов, полуфабри­катов и готовой продукции, а также связанной с ними инфор­мации о поставке товаров от места производства до места по­требления в соответствии с требованиями клиентов.

Несмотря на многословие определения, оно подчеркивает лишь процессный характер логистики как совокупности по­следовательных действий для достижения заданного результата.

Логистика — некоторая производственная инфраструкту­ра экономики, основанная на четком взаимодействии спроса, снабжения производства, транспорта и распределения продук­ции. В этом определении явно отражен макроэкономический взгляд на логистику с одной из актуальнейших сторон разви­тия экономики — стороны комплекса хозяйственного обслу­живания, т. е. ее инфраструктуры.

Логистика — форма управления физическим распределе­нием продукции. Это почти односложное определение, явно нейтральное к существованию понятия «рынок», актуализи­рует макроэкономическую постановку проблем управления производственно-экономическими потоками.

Логистика — оптимизация потока материалов, транспор­тных систем, регулирования материальных ресурсов. Такое определение, по существу, формулирует основной предмет ло­гистики как оптимизацию ее объекта.

Логистика— сфера экономики, характеризуемая взаимо­действием снабжения, производства, распределения, транспор­та, спроса и потребления. Это определение возводит логисти­ку, по существу, на уровень одного из разделов современной экономики, что, видимо, не лишено оснований.

Логистика—новое научное направление, связан­ное с разработкой рациональных методов управления матери­альными и информационными потоками. Научный характер деятельности отражен в этом определении, очевидно, с пози­ции ученого.

Логистика — наука о рациональной организации производ­ства и распределения, позволяющая комплексно с системных позиций охватывать вопросы снабжения, организовывать сбыт и распределение готовой продукции. Это определение с позиции науковедения трактует логистику уже как науку о распреде­лении.

В теории и практике исследований, изысканий и применений имеет место некоторое множество различных концепций, а отсюда и определений логистики, однако все они имеют общими два основополагающих кон­цепта:

1) объектом логистики является некоторый потоковый процесс (как правило, многозвенный и многослойный — ма­териализованный, финансовый, информационный, другого рода и их сочетания);

2) охватывающая исследования и изыскания некоторая системная целостность, включающая все узлы и элементы по­токового процесса, а также некоторые аспекты внимания (рас­смотрения).

Отсюда и основные постулаты построения универсальной концепции теории логистики могут быть сведены к следую­щим четырем положениям:

— объектом логистических исследований, изысканий и приложении являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономике воспроизводства и обращения;

— предметом (т. е. что в объекте исследуется) — является оптимизация соответствующих потоков;

—оптимизация осуществляется сквозная (глобальная) с по­зиции единого целого как системы;

— в основе методологии синтеза, анализа и оптимизации таких систем лежит парадигма — система концепции опреде­ленных объективно обусловленных направленностью и пос­ледовательностью исследовательской логики науковедческих дисциплин.

В теории логистики различают (моделируют) макрологистику (глобальные проблемы управления материальным и информационным потоками), мезологистику (интег­рация в одну систему нескольких фирм одной отрасли, или фирмы, образующие международные системы ТНК и др.) и микрологистику (локальные проблемы ситуационного управления материальным и информационным потоками на внутризаводском уровне).

В последние годы в «западном» теоретизировании возник термин «компьютерная логистика», или логистика с компью­терной поддержкой. Под этим термином понимается органи­зация управления материальным и информационным потока­ми с применением методов стохастического и имитационного моделирования, исследования операций, во взаимодействии с маркетинговыми мероприятиями и с широким использова­нием ЭВМ. По нашему мнению, такой подход к терминообразованию (как и ряд аналогичных других: «информационная логистика», «банковская кибернетика», «биржевой марке­тинг» и т. п.) является крайне неудачным, поскольку в подоб­ных случаях его сторонники соотносят логистическую идею не со сферой ее приложения как объекта изучения, а с содер­жанием методов и способов собственной деятельности.

Из определения объекта и предмета логистики следует, что основными проблемами теории этой новой научной дисцип­лины являются разработка методологии системного синтеза и анализа логистических систем, методов оценки эффективно­сти и оптимизации их функционирования, а ее содержание — моделирование оптимизированных потоковых процессов, ха­рактерных для данной сферы деятельности.

 

Цели логистики.

Логистика (logistics) —это наука о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими матери­альными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производствен­ного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доведения готовой продук­ции до потребителя в соответствии с интересами и требо­ваниями последнего, а также передачи, хранения и обра­ботки соответствующей информации.

Сегодня под логистикой понимается: новое направление в организации движения грузов; теория планирования различных потоков в челове­ко-машинных системах; совокупность различных видов деятельности с целью получения необходимого количества груза в нужном месте в нужное время с минимальными затратами; интеграция перевозочного и производственного про­цесса; процесс планирования затрат по перемещению и хра­нению грузов от производства до потребления; форма управления физическим распределением про­дукта; эффективное движение готовой продукции от места производства до места потребления; новое научное направление, связанное с разработ­кой рациональных методов управления материальными и информационными потоками; наука о рациональной организации производства и распределения.

На объект логистики можно смотреть с разных точек зрения: с позиции маркетолога, финансиста, менеджера по планированию и управлению производством, ученого.

В теории и практике исследований, изысканий и применений имеет место множество различных концепций, а отсюда и определений логистики, однако все они имеют общими два основополагающих кон­цепта:

1) объектом логистики является некоторый потоковый процесс (как правило, многозвенный и многослойный — ма­териализованный, финансовый, информационный, другого рода и их сочетания);

2) охватывающая исследования и изыскания некоторая системная целостность, включающая все узлы и элементы по­токового процесса, а также некоторые аспекты внимания (рас­смотрения).

Основные постулаты построения универсальной концепции теории логистики могут быть сведены к следую­щим четырем положениям:

— объектом логистических исследований, изысканий и приложений являются потоковые (материальные, финансовые и соответствующие им информационные или их сочетания) процессы в экономике воспроизводства и обращения

— предметом является оптимизация соответствующих потоков;

—оптимизация осуществляется сквозная (глобальная) с по­зиции единого целого как системы;

— в основе методологии синтеза, анализа и оптимизации таких систем лежит парадигма — система концепции опреде­ленных объективно обусловленных направленностью и пос­ледовательностью исследовательской логики науковедческих дисциплин.

Под материальным потоком понимают динамичные соединения и связи всех процессов и операций при добыче, обработке и переработке, складировании, транс­портировке и распределении грузов в сфере материального производства, на промышленных предприятиях, в цехах, про­изводственных участках и т. д.

 

Задачи логистики.

Для практической реализации целей логистики необходимо найти адекватные решения ряда соответствующих задач, которые по степени значимости разделяются на две группы: глобальные и частные (локаль­ные) задачи.

К глобальным задачам логистики относятся следующие:

- создание комплексных, интегрированных систем материальных, ин­формационных, а по возможности и других сопутствующих потоков;

- стратегическое согласование, планирование и контроль за использо­ванием логистических мощностей сфер производства и обращения;

- достижение высокой системной гибкости;

- постоянное совершенствование логистической концепции в рамках избранной стратегии в рыночной среде.

При решении глобальных задач очень важен временной компонент, т.к. если решение глобальной задачи происходит медленнее, чем происходят изме­нения во внешней среде, результат решения будет отрицательным.

Частные задачи в логистике имеют локальный характер, они более динамичны и разнообразны: максимальное сокращение времени хранения продукции; сокращение времени перевозок; рациональное распределение транспортных средств; быстрая реакция на требования потребителей; оперативная обработка и выдача информации и т. п. Решение такой частной задачи, как сокращение времени перевозок в условиях автомобильных пробок (сегодня в условиях жесткой конку­ренции многие компании начинают вести счет времени на часы и мину­ты), для многих московских организаций налицо — переход на ночную развозку.

Решения глобальных и локальных задач должны находиться в рамках общих задач логистической системы, к которым относят следующие: осуществление сквозного контроля за потоковыми процессами в ло­гистических системах; разработка и совершенствование способов управления материаль­ными потоками; многовариантное прогнозирование развития событий и т. п.; стандартизация требований к качеству логистических операций; выявление несбалансированности между потребностями рынка в логистических операциях и возможностями логистической системы; выявление центров возникновения потерь материальных и немате­риальных ресурсов; оптимизация технической и технологической структуры организа­ции и т. п.

 

Функции логистики.



2015-11-07 1313 Обсуждений (0)
Определения понятия логистики 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Определения понятия логистики

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1313)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.152 сек.)