Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Этапы развития логистики в экономике



2015-11-07 1887 Обсуждений (0)
Этапы развития логистики в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок




Логистика как наука и инструмент бизнеса в гражданской области стала формироваться в начале 1950-х гг., прежде всего в США. Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально развитых странах, причем сам этот термин в бизнесе укоренился и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

В генезисе логистики XX в. можно выделить несколько исторических этапов.

С 1920-х до начала 1950-х годов - период фрагментаризации, когда идея логистики как интегрального инструмента снижения общих затрат и управления материальными потоками в бизнесе не была востребована, хотя отдельные логистические функции были важны с точки зрения снижения составляющих затрат, например в производстве, транспортировке, складировании и т. п.

В этот период были сформулированы предпосылки будущего внедрения логистической концепции:

- возрастание запасов и транспортных издержек в системах дистрибуции товаров;

- рост транспортных тарифов;

- появление и быстрое распространение концепции маркетинга;

- развитие теории и практики военной логистики.

С середины 1950-х по 1970-е годы - период становления (концептуализации) логистики. Он характеризовался быстрым развитием теории и практики логистики. Философия маркетинга широко распространилась в западных организациях бизнеса.

В этот период логистика существовала в основном как образ мышления. В практической же области происходила лишь частичная оптимизация распределения продукции, так как рынок покупателей претерпел качественные изменения. Причиной послужило появление философии маркетинга, при этом сервис поставок приобрел решающее значение в стратегии рынка.

Фирмы в острой конкурентной борьбе уже исчерпали резервы увеличения прибыли непосредственно в производстве и стали концентрировать внимание на повышении качества поставок продукции, т. е. на улучшении работы в сфере распределения. В это время пришло понимание того факта, что нельзя больше пренебрегать возможностями улучшения дистрибуции (физического распределения), прежде всего с позиций снижения затрат.

Однако более полное распространение логистики было невозможным из-за недостаточного развития инфраструктурной базы материальных и информационных потоков, адекватных организационных форм, соответствующего хозяйственного механизма. На практике основное внимание было обращено на решение частных проблем: развитие складских комплексов и оперативных транспортных средств, информационных сетей и банков данных, методов управления материальными потоками на отдельных участках кругооборота средств обращения.

В этот период начинает приходить понимание двух ключевых положений, которые были упомянуты выше, а именно:

1) существующие обособленно потоки материалов в производстве, хранении и транспортировании могут быть взаимоувязаны единой системой управления;

2) интеграция отдельных функций физического распределения материалов может дать существенный экономический эффект.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии логистики в западный бизнес явилось возникновение концепции общих затрат в физическом распределении. Смысл концепции заключается в том, что можно так перегруппировать затраты в дистрибуции, что общий их уровень на продвижение товаров от производителя к потребителю уменьшится. Так, переключая перевозки товаров с автомобильного транспорта на воздушный, можно избежать необходимости создания промежуточных складов, т. е. исключить затраты на складирование, хранение и управление запасами. И хотя затраты на собственно транспортировку возрастут, общий их уровень в распределительной сети уменьшится.

Данный пример подчеркивает внутренние взаимоотношения между двумя важнейшими логистическими функциями: управлением запасами и транспортировкой. Концепция общих затрат явилась базисом для развития методологии принятия логистических решений.

Основными тенденциями на рынке стали усиление внимания к покупателям (в частности, увеличение доли сервисных услуг) и появление большого количества разнообразных товаров, удовлетворяющих одинаковые потребности (конкурентных товаров). Быстрое развитие рыночных структур заставило организации искать новые пути координации спроса и предложения, лучшего обслуживания потребителей. Возникли новые логистические подходы к сокращению циклов заказа и производства продукции. Большое разнообразие товаров почти автоматически привело к значительному возрастанию затрат на создание и поддержание запасов в системах дистрибуции. Это в свою очередь потребовало поиска новых путей совершенствования товаропроводящих структур и снижения затрат в процессах физического распределения.

За бурным экономическим ростом после второй мировой войны к середине 1960-х годов наметился заметный спад производства и сокращение долговременной прибыли производителей, что усилило воздействие фактора затрат производителей продукции. Это заставило менеджеров искать новые пути повышения производительности труда, снижения затрат в производстве и дистрибьюции. Новые логистические концепции предоставили им такую возможность.

Научно-технический прогресс в экономике индустриально развитых стран привел к необходимости решения многоальтернативных и оптимизационных задач, таких, например, как выбор вида транспорта, оптимизация размещения производства и складов, оптимальная маршрутизация, управление многоассортиментными запасами продукции, прогнозирование спроса и потребностей в ресурсах и т. п. Эти задачи не могли остаться без внимания развивающихся компьютерных технологий, которые начали активно внедряться в бизнес с середины 1950-х гг.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована концепция бизнес-логистики как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: "Логистика - это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определенном месте и в заданное время".

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики, и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике. Однако для большинства фирм, заинтересованных в повышении прибыли, логистический подход к контролю и уменьшению затрат еще не стал очевидным. Кроме того, попытки внедрить логистическую координацию натолкнулись на противодействие среднего и даже высшего звена менеджмента. Менеджеры, которые в течение длительного времени привыкли выполнять традиционные функции, например закупки, транспортировки, грузопереработки, часто препятствовали внедрению организационных изменений, необходимых для реализации сквозного управления материальными потоками на основе концепции снижения общих затрат. Дополнительные трудности создавали уже существовавшие в то время системы бухгалтерского учета, не приспособленные для выделения и контроля составляющих логистических издержек и оценки финансовых результатов логистических операций фирм.

Для этого этапа развития логистики стала характерной оптимизация в сфере обращения. Было установлено, что оптимизации отдельных составляющих деятельности фирмы явно недостаточно, ибо любое изменение расходов в одном из видов деятельности (перевозка, производство, складирование) фирмы непременно оказывает на сопряженные процессы влияние, далеко не всегда благоприятное.

Именно в начале этого этапа в научных разработках и хозяйственной практике в области координации складирования и транспортного обслуживания вместо термина "управление физическим распределением продукции" стали использовать термин "логистика". Такая перемена носила отнюдь не формальный характер: логистические исследования вышли за рамки управления физическим распределением продукции, в них нашел отражение более широкий круг вопросов, связанных с оптимальным использованием всего ресурсного потенциала фирмы. Минимизация издержек фирмы стала функцией комплекса экономико-организационных мероприятий.

В этот период интеграционная основа логистики расширилась и стала охватывать производственный процесс.

С 1980-х до середины 1990-х годов наблюдается стремительное развитие маркетинговой и интегральной концепций логистики в индустриальных странах Запада. Действительно, за этот период теория и практика логистики шагнули далеко вперед, намного превзойдя уровень, достигнутый в предыдущие десятилетия. Определяющей идеей развития логистики в это время была максимальная интеграция логистических функций фирмы и ее логистических партнеров в полной логистической цепи: "закупки - производство - дистрибуция - продажи" для достижения конечной цели бизнеса с минимальными затратами.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического "взлета":

- революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

- глобализация рынка;

- изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

- повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

- рост партнерства и стратегических союзов;

- структурные изменения в организациях бизнеса.

На этом этапе определяющей стала реализация принципа движения ресурсов и продукции "точно в срок" с широким использованием информатики и оптимизации производства. Суть подхода заключается в том, что в основном производстве используется технология, позволяющая обходиться без формирования в запасах существенных объемов материалов, сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий, в то время как в системе обеспечения предусматриваются поставки в строго определенное время через соответствующие интервалы.

Благодаря этому логистика рассматривается как один из факторов конкуренции и как современная рыночная концепция, для которой характерно признание коммерческой роли транспорта и материально-технического обеспечения в общей структуре фирм. Подразделения фирм, занимающиеся доставкой и хранением товаров и материалов и нередко рассматриваемые ранее как звено оптовой торговли, с существованием которого приходится мириться, стали приобретать соответствующие вес и значение. Теперь стратегия фирм разрабатывается с участием руководства указанных структурных подразделений.

Развитие интеграции мировой экономики и глобализация рынка способствовали созданию международных логистических систем. Крупные западные фирмы стремились производить продукцию для мирового рынка в тех регионах, где можно было найти наиболее дешевые сырье, компоненты и трудовые ресурсы. Ликвидация традиционных национальных, торговых, таможенных, транспортных и других барьеров (как это произошло в странах ЕС и между США и Канадой) сделала возможным свободное перемещение товаров, услуг и людей через границы, усилив значимость международной логистической координации. На международной арене логистическая деятельность стала более комплексной, а такие проблемы, как размещение производства и центров дистрибуции, выбор видов транспорта, типов сервиса, методов управления запасами, проектирование адекватных коммуникационных и информационных систем, потребовали новых навыков логистического менеджмента. С начала 1990-х годов стали активно разрабатываться и внедряться международные программы и проекты, в которых логистике отводилась ведущая роль.

Эволюция логистики за рубежом доказывает, что она становится одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе для многих организаций бизнеса, а те фирмы, которые использовали концепции интегрированной логистики, как правило, упрочили свои позиции на рынке.

 

Экономический эффект от использования ло­гистики. «Шесть правил логистики».

 

Рассмотрим главные слагаемые экономического эффекта от применения логистического подхода к управлению мате­риальными потоками. В сферах производства и обращения применение логистики позволяет:

• снизить запасы на всем пути движения материаль­ного потока;

• сократить время прохождения товаров по логисти­ческой цепи;

• снизить транспортные расходы;

• сократить затраты ручного труда и соответствую­щие расходы на операции с грузом.

Значительная доля экономического эффекта достига­ется за счет сокращения запасов на всем пути движения материального потока. По данным Европейской промыш­ленной ассоциации сквозной мониторинг материального по­тока обеспечивает сокращение материальных запасов на 30—70% (по данным промышленной ассоциации США сни­жение запасов происходит в пределах 30—50%).

Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим:

• в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют более 50%, включая рас­ходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров;

• большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех акти­вов предприятий);

• в производстве расходы по содержанию запасов со­ставляют до 25—30% от общего объема издержек.

Сокращение запасов при использовании логистики обес­печивается за счет высокой степени согласованности дей­ствий участников логистических процессов, за счет повышения надежности поставок, за счет рациональности рас­пределения запасов, а также по ряду других причин.

Следующая составляющая экономического эффекта от применения логистики образуется за счет сокращения вре­мени прохождения товаров по логистической цепи. Сокращение этой состав­ляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в едини­цу времени, снизить себестоимость продукции.

Экономический эффект от применения логистики воз­никает также от снижения транспортных расходов. Опти­мизируются маршруты движения транспорта, согласуются графики, сокращаются холостые пробеги, улучшаются дру­гие показатели использования транспорта.

Логистический подход предпола­гает высокую степень согласованности участников товаро­движения в области технической оснащенности грузоперерабатывающих систем. Применение однотипных средств механизации, одинаковой тары, использование аналогич­ных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях логистической цепи образуют следующую составляющую экономического эффекта от применения логисти­ки — сокращение затрат ручного труда и соответствую­щих расходов на операции с грузом.

Логистический подход создает также условия для улуч­шения многих других показателей функционирования материалопроводящей системы, так как совершенствуется ее общая организация, повышается взаимная связь отдельных звеньев, улучшается управляемость.

Совокупный экономический эффект от использования логистики, как правило, превышает сумму эффектов от улучшения перечисленных показателей. Это объясняется возникновением у логистически организованных систем интегративных свойств, т. е. качеств, которые присущи всей системе в целом, но не свойственны ни одно­му из элементов в отдельности.

Интегративные качества логистических систем пред­ставляют собой способность этих систем реализовывать ко­нечную цель, которая получила название "шесть правил логистики"'.

• Груз — нужный товар;

• Качество — необходимого качества;

• Количество — в необходимом количестве;

• Время — должен быть доставлен в нужное время;

• Место — в нужное место;

• Затраты — с минимальными затратами.

Цель логистической деятельности считается достигну­той, если эти шесть условий выполнены, т.е. нужный то­вар необходимого качества в необходимом количестве дос­тавлен в нужное время в нужное место с минимальными затратами.

 




2015-11-07 1887 Обсуждений (0)
Этапы развития логистики в экономике 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Этапы развития логистики в экономике

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1887)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.064 сек.)