Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Выбор поставщика в закупочной логистике





Сущность и задачи закупочной логистики.

Осуществление закупок и снабже­ния — одна из основных функций в каждой организации. Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание не­обходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также про­чие условия, например связанные с доставкой товара.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщи­ков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мо­ниторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т, е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом комбинации и материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и— сообщение, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель, которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.



Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

• какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

• в каком количестве;

• кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

• на каких условиях будут производиться закупки?

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия — с поставщиками.

Таким образом, к задачам и работам, связанным с закупочной логистикой относятся:

• определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размер и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятия

• исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик;

• заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проявления переговоров, которые завершаются заключения контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых также является задачей логистики; подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат: выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; транспортировка, экспедирование и страхование; приемка и проверка материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках. координация и взаимосвязь закупок с производством, сбы­том и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Виды закупок

Закупки в логистике снабжения можно объединить в две большие группы; традиционные и нетрадиционные виды закупок. Традиционные виды закупок:

• сырье — «подвижные товары», такие как медь, пшеница, цемент и т. д.;

• особые товары — товары и сырье, которые нужны для конкретного производства;

• стандартные товары включают в себя болты и гайки, многочислен­ные профили стали, трубы, цены на которые относительно стабильны и определяются на основе «прайс-листа со скидкой»;

• малоценные предметы — товары относительно небольшой стоимо­сти, приобретаемые для содержания и ремонта.

Нетрадиционные виды закупок:

• основные товары относятся к группе основных активов (основных средств) предприятия;

• услуги — эта категория закупок довольно широка и включает мно­гие виды услуг, такие как, например, реклама, аудиторские услуги, архи­тектурный дизайн, юридические услуги, услуги по страхованию, туристи­ческие услуги и т. д. Главным отличием приобретения услуг от приобрете­ния товаров является; 1) невозможность хранения — это означает, что время оказания услуги должно совпадать со специфическими потребно­стями покупателя и что последствия несвоевременности могут быть очень серьезными и дорогими; 2) трудность в оценке качества;

• товары для перепродажи — эта категория подразделяется на две группы: 1) комплектующие изделия, которые ранее изготовлялись на предприятии, а теперь заказываются у внешних источников (например, крупный производитель бытовой техники, который продает микроволно­вые печи, но уже не производит данную продукцию, покупает микроволновые печи в сборке под своей маркой); 2) товары, реализуемые через роз­ничную сеть, такие как одежда, продаваемая в крупных универмагах, про­дукты питания, продаваемые через супермаркеты, и т. п. Такие закупки обычно осуществляются мерчендайзерами, которые предварительно долж­ны спрогнозировать дальнейший спрос на данную продукцию, на основа­нии чего принимаются решения о закупке.

Отдельно выделяют международные и государственные закупки. Международные закупки. В отношении каждого конкретного товара существует много причин для закупки его за рубежом. Тем не менее общей причиной использования международных поставщиков является более приемлемая цена, чем при закупке у внутренних поставщиков.

Основными причинами предпочтения при выборе иностранного по­ставщика в качестве источника снабжения являются:

• способность иностранного поставщика осуществлять поставку с меньшим объемом общих затрат, чем местные поставщики, например из-за значительно низкой доли трудовых затрат, благоприятного курса обме­на валюты, высокой производительности оборудования и т, д.;

• обеспечение высокого постоянного качества продукции в мотива­ции поддержания деловых долгосрочных отношений;

• отсутствие товаров на внутреннем рынке, например таких, как прин­теры и видеооборудование, некоторые виды сырья и т. п.;

• более короткие сроки международных поставок по причине ограни­ченного количества оборудования и сужения возможностей внутренних поставщиков;

• наличие у иностранных поставщиков хорошо организованной сети дистрибьюции и возможности предоставлять улучшенное снабжение зап­частями, гарантийное обслуживание и техническое содействие;

• в силу специализации национальных и зарубежных компаний ино­странные поставщики могут намного опережать отечественных в техноло­гическом плане;

• бартерная торговля, т. е. для продажи собственной продукции в каких-либо странах приходится соглашаться на закупку товаров в этих странах;

• использование внешних закупок (импорта) в качестве оказания дав­ления на отечественных поставщиков с целью получения уступок.

Организация международных закупок сопряжена с рядом трудностей, а именно:

• поиск и оценка поставщиков являются трудоемкими и дорогостоя­щими процедурами. К тому же ситуация усложняется, когда потенциаль­ные поставщики находятся за рубежом;

• цикл поставки международных закупок длиннее, несмотря на то что усовершенствования транспортной системы и системы связи сократили сроки осуществления международных закупок;

• из-за расстояния экспедирование производства / отгрузки товара иностранной компании затруднено;

• способ оплаты при осуществлении международных закупок сущест­венно отличается от способа оплаты закупок внутри страны. Как правило, право собственности на товар возникает в момент оплаты, т. е. из-за риска неуплаты за продукцию отсутствует система оплаты в кредит;

• затруднено достижение соглашения между покупателем и продав­цом по вопросу использования процедуры контроля качества / приема то­вара, так как в разных странах могут быть разные стандарты качества;

• высокие затраты на оформление документов при осуществлении международных закупок.

Государственные закупки. Цели государственного снабжения вклю­чают:

• гарантию снабжения для удовлетворения потребностей в обслужи­вании;

• уменьшение дублирования и потерь путем стандартизации товаров;

• поддержание и улучшение стандартов качества закупаемых товаров и услуг;

• максимальную экономию путем применения передовых технологий и методов закупки;

• организацию высокоэффективных систем снабжения. Основными отличиями государственных закупок от закупок промыш­ленных предприятий являются:

• осуществление закупок в более жестких законодательных рамках, наличие бюджетных ограничений;

• лоббирование размещения заказов на государственные закупки, что вынуждает служащих, ответственных за закупки, предоставлять дополни­тельные обоснования по принятым решениям о размещении заказов;

• целевое размещение заказов, направленных на поддержку предприя­тий в слаборазвитых регионах, в соответствии с государственными целе­выми программами;

• отсутствие конфиденциальности;

• формальный характер оценки качества закупаемых товаров;

• конкурс на контракты на закупку осуществляется по большей части на основе открытого тендера;

• регламентация государственных закупок законодательно утверж­денными процедурами по видам и объемам закупок.

 

Функции снабжения на пред­приятии.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Эффективная работа этой службы во многом зависит от органи­зационной структуры предприятия. Организация службы, отве­чающей за выполнение всех задач по снабжению производства, позволяет оптимально наладить движение материального потока.

Задачи, решаемые службой снабжения, должны строиться на основе современной концепции маркетинга: вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем стратегия развития производства и уже потом — стратегия снабжения производства. Для успешного обеспечения предприятия необходимыми материалами этот отдел должен иметь готовые ответы на следующие во­просы: что закупать; сколько закупать; у кого закупать; на каких условиях закупать; как системно увязать закупки с производ­ством и сбытом; как системно увязать деятельность предприятия с поставщиками и др.

В процессе определения потребности в материальных ресурсах необходимо идентифицировать внутрифирменных потребителей материальных ресурсов и затем выполнить расчет потребности в этих ресурсах. При этом устанавливаются требования к весу, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатываются планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры или формируются номенклатурные группы.

Исследование рынка закупок начинают с анализа поведения рынка поставщиков. При этом необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предвари­тельная оценка всех возможных источников закупаемых мате­риальных ресурсов, а также анализ рисков, связанных с выхо­дом на конкретный рынок.

Выбор поставщиков включает сбор информации о поставщиках, создание банка данных о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными постав­щиками.

Поступающая информация о поставщиках позволяет форми­ровать банк данных, который необходимо проанализировать на основании специальных критериев, позволяющих осуще­ствить отбор приемлемых поставщиков. Количество специаль­ных критериев может варьироваться от одного до несколько де­сятков. Все зависит от предприятия, которое само определяет эти критерии. Как правило, используются критерии по цене, качеству, условиям поставки и их надежности. При получении одинаковых критериев у нескольких поставщиков и для получе­ния наиболее выгодных условий поставок могут использоваться дополнительные критерии:

• финансовое положение поставщика, его кредитоспособ­ность;

• наличие резервных мощностей;

• сроки выполнения экстренных заказов;

• организация управлением качеством;

• удаленность поставщика от потребителя.

В результате анализа потенциальных поставщиков формируется перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договорных отношений.

Реализация данной функции начинается с проведения переговоров, которые должны завершиться оформлением договора, т.е. заключение контракта. Договор включает: выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно организуются таможенные процедуры.

Завершаются закупки организацией приемного контроля.

Одной из значимых задач контроля поставок служит контроль качества поставки, т.е. учет количества рекламаций и брака. Конт­роль поставок включает также отслеживание сроков поставки (количество ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.

Существенной частью заготовительной деятельности являются экономические расчеты (так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения) и определение видов затрат: на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; на транспортировку, экспедирование и страхование; на груз о переработку; по контролю за соблюдением условий до­говора поставки; на приемку и проверку материальных ресур­сов; на поиск информации о потенциальных поставщиках и др.

Основными задачами логистики снабжения являются:

- налаживание надежного и непрерывного материального потока для обеспечения, бесперебойного функционирования организации. Дефицит сырья, топлива, энергии и т. п., может привести к остановке производства, снижению объемов производства, следовательно, и объемов реализации, выполнению своих обязательств перед заказчиком в срок;

• поддержание на нормативном уровне запасов материальных ресур­сов на складе;

• развитие отношений с подразделениями, использующими эти мате­риалы. Деятельность снабжения не может быть эффективной без сотруд­ничества с другими подразделениями организации. Например, информа­ция о требованиях к сырью в отдел закупок поступает от главного инжене­ра и производственного отдела. На основании данных отдела закупок бухгалтерией производится расчет с поставщиками;

• поиск компетентных поставщиков, тесное взаимодействие с ними и формирование выгодных отношений. Например, если предприятие заку­пает программное обеспечение у поставщика, который впоследствии не сможет обеспечить его долговременного обслуживания (т. е. модифика­цию и обновление), то первоначально выгодная цена обернется высокой стоимостью содержания всей системы;

• поддержка и повышение качества закупаемых материалов подразуме­вают, что производство продукции или оказание услуг должны осуществ­ляться с определенным уровнем качества, иначе конечный продукт или услуга не будут отвечать принятым требованиям и не смогут обеспечить конкурентоспособности товаров и услуг;

• договоренность о наименьшей общей стоимости с сохранением долж­ного уровня качества, количества, условий доставки и сервиса;

• повышение конкурентоспособности. Контроль над всеми расходами сети снабжения позволяет выявить операции (деятельность), не принося­щие прибыли или требующие дополнительного времени (как, например, дополнительное хранение на складе, транспортировка и проверка), повы­сить конкурентоспособность организации в целом. Кроме того, отдел заку­пок несет ответственность за обеспечение равномерного потока сырья, необходимого для производства продукции и предложения услуг, чтобы ответить по своим обязательствам перед поставщиками по условиям по­ставки продукции.

Объект логистики снабжения — поток материальных ресурсов и ус­луг, циркулирующий в функциональном цикле снабжения.

Потребляемые материальные ресурсы на предприятиях можно разде­лить на основные и вспомогательные. К основным относятся:

• сырьевые материалы, не прошедшие первичной обработки;

• исходные материалы, прошедшие небольшую степень обработки, и предварительно смонтированные детали, составляющие значительную часть конечного продукта (т. е. полуфабрикаты).

Вспомогательные материалы занимают обычно небольшую часть в со­ставе конечного продукта. К ним можно отнести всевозможные металли­ческие изделия, проволоку, монтажные болты и др. Существует и группа производственных материалов, которые обеспечивают ввод в эксплуатацию машин и оборудования (горючесмазочные материалы, охлаждающая жидкость, электроэнергия и др.).

 

Задачи выбора поставщика, расчет рейтинга поставщика, контроль поставок, а также решение других оптимизационных задач закупочной логи­стики.

 

На любом предприятии выполняются служебные обязанности, связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий — готовой продукции. Эффективность работы напрямую зависит от результатов деятельности, направленной на отслеживание ситуации на рынке, выявление потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию и расширению и на рынке появляются новые компании, а так­же материалы. Для поиска поставщиков применяется стандарт­ная схема, состоящая из четырех этапов.

1. Поиск потенциальных поставщиков. Используется следующий механизм действий: проведение конкурсов (тендеров); изучение рекламных материалов (фирменных каталогов, объявлений в средствах массовой информации и т.п.); посещение ярмарок, выставок; личные контакты с возможными поставщи­ками (переписка, телефонные обзвоны, деловые встречи).

Конкурсные торги (тендеры) — распространенная форма поиска потенциальных поставщиков. Тендеры проводятся в слу­чае, если предполагается закупить сырье, материалы на большую денежную сумму или наладить долгосрочные связи. Конкурсные торги выгодны как поставщику, так и потребителю. Поставщик получает точное представление об условиях работы с потреби­телем. Потребитель решает проблему получения требуемого предложения, одновременно выбирая наилучшего поставщика.

Проведение тендера осуществляется по следующей схеме дей­ствий: формирование условий тендера; разработка и публикация тендерной документации; рекламная кампания; проверка оце­ночной квалификации участников тендера; проведение анализа тендерных предложений; определение победителя тендера. По ито­гам первого этапа формируется список потенциальных постав­щиков, который может постоянно дополняться.

2. Проверка поставщиков. Условием долгосрочной работы с новым поставщиком служат надежность, финансовая ликвид­ность компании. Компания, которая готова быть вашим долго­срочным поставщиком, становится вашим партнером. Именно на стадии знакомства происходит проверка потенциального парт­нера. Если поставщик окажется недобросовестным, то у по­требителя могут возникнуть проблемы в работе производства, что может привести к финансовым потерям, поэтому важно выявить надежность поставщиков до заключения договора. Для проверки надежности поставщика может быть получена информация из сле­дующих источников: личной встречи с руководством компании; финансовой отчетности поставщика; местных источников (дей­ствующих на данной территории юридических лиц или «осведо­мителей» официальных органов); банков и финансовых институ­тов; конкурентов потенциального поставщика; торговых ассоциаций; информационных агентств; государственных источников (регистрационных палат, налоговой и др., обладающих откры­той для ознакомления информацией). Итогом второго этапа яв­ляется список поставщиков с проверенной репутацией.

3. Анализ потенциальных поставщиков. Перечень поставщи­ков анализируется на основании различных критериев, позво­ляющих осуществить отбор реальных поставщиков. Количество таких критериев может быть достаточно велико (более 60), Кри­териями, на базе которых осуществляется анализ потенциальных поставщиков, служат цена и качество продукции, а также надеж­ность поставок. Надежность поставок включает выполнение обя­зательств по их срокам, ассортименту, комплектности и количе­ству поставляемой продукции. К другим критериям относятся; финансовое положение поставщика; сроки выполнения текущих и экстренных заказов; наличие резервных мощностей; повыше­ние качества выпускаемой продукции; удаленность поставщика от потребителя; организация управления качеством у поставщи­ка; способность обеспечить поставку запасных частей в течение всего срока службы поставляемого оборудования; профессио­нальный уровень персонала; текучесть кадров и др. В результате проведенного анализа потенциальных поставщиков формирует­ся перечень конкретных поставщиков, с которыми проводится работа по заключению договоров.

4. Оценка надежности поставок. Оценка результатов работы проводится по уже заключенным договорам. Для этого разрабатывается специальная шкала оценки, позволяющая определить рейтинг поставщика. Перед расчетом рейтинга необходимо выпол­нить дифференциацию закупаемых предметов труда. Закупаемые товары, сырье и комплектующие изделия, как правило, неравнозначны с точки зрения целей производственного или торгового процесса. Отсутствие комплектующих, требующихся регулярно, может привести к остановке производственного процесса (равно как и дефицит некоторых товаров в торговле — к резкому падению прибыли торгового предприятия). Главным критерием при выборе поставщика будет служить надежность поставки. Алгоритм определения надежности поставок включает 11 пунктов.

1. Сопоставление плановой и фактической даты поставки.

2. Определение времени опоздания.

3. Сопоставление планового и фактического объемов поставка

Выявление случаев недопоставки продукции.

4. Определение объема недопоставки продукции:

5. Определение условного опоздания в случае недопоставки:

где — средний дневной расход.

6. Определение общей величины опозданий:

 

7. Определение количества случаев отказа (n).

8. Определение общей величины отказов:

где Т— общее число дней в периоде.

9. Определение интенсивности отказов:

10. Определение коэффициента готовности поставок:

11. Определение надежности снабжения. Чем выше этот ко­эффициент, тем надежнее снабжение.

Если закупаемые предметы труда не являются значимыми с точки зрения производственного или торгового процесса, то при выборе их поставщика главным критерием будут служить затраты на приобретение и доставку.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5963)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.019 сек.)