Причины создания и виды материальных запасов
Основными причинами создания запаса на предприятии являются следующие ситуации: - В сфере снабжения: необходимость бесперебойного снабжения производства; попытка страхования сбоев поставок; потребность в защите от повышения закупочных цен; возможность экономии на транспортировке; возможность экономии на получении оптовых скидок при завышении закупаемой партии. - В сфере производства: необходимость повышения эффективности производства; попытка страхования сбоев производственного графика. - В сфере сбыта: необходимость бесперебойного обслуживания потребителей в условиях: сезонного колебания спроса; неожиданного роста объемов продаж; возможность экономии на транспортировке; потребность в размещении запасов у центров потребления для сокращения времени выполнения заказов. Прочими факторами внутренней и внешней среды бизнеса, которые подталкивают к завышению объема запаса в организации, являются следующие ситуации. - Низкое качество закупаемых товаров. Не лучшее решение в этом случае, по возможное — завышение объема закупаемой партии, чтобы, учитывая средний уровень брака в поставке, гарантированно передать в производство или потребителю качественный товар. Более перспективными решениями, могут быть: смена поставщика; налаживание более тесных, "прозрачных" отношений с поставщиком, результатом которых станет изменение отношения поставщика к качеству выполняемых работ; приобретение права участия в управлении поставщиком с целью изменения качества выполнения им работ; ведение совместных с поставщиком инвестиционных проектов, позволяющих изменить технологию производства продукции поставщика и пр. - Ненадежность поставок по времени, объему и комплектности. Не лучшим решением, но возможным в такой ситуации может быть завышение партии закупки, создание некоторого излишнего с точки зрения производственной необходимости, но нужного с точки зрения страхования от сбоев поставки запаса в организации. Более интересными решениями, возможно, могут стать решения, аналогичные предыдущему списку, но в данном случае подобные действия могут быть обращены не только к поставщику, но и к перевозчику. - Увеличение времени обработки и поставки заказа. Такая ситуация является не только фактором внутренней среды бизнеса, но и внешним фактором, отражающим современные тенденции развития рынка потребителей и необходимость выполнения организациями все более сложных заказов, требующих все большего времени обработки. Для ликвидации противоречия между необходимой быстрой реакцией на требования потребителя и возрастающим временем его исполнения и создается запас готовой к отгрузке продукции. - Неточность прогнозирования потребления. - Увеличение расстояний. Глобализация экономики — серьезный фактор развития бизнеса. Увеличение расстояний закупок и поставок повышает риски, связанные с транспортировкой, которые требуют страховки, в том числе и в виде дополнительно создаваемых запасов на входе организации. - Минимальная партия поставки. Это серьезное ограничивающее условие, определяющее экономические взаимоотношения с поставщиком, который отказывается поставлять партии меньше указанного объема. Зачастую минимальные партии поставок приводят к завышению уровня запасов в организации по сравнению с необходимым с точки зрения самой организации. Отрицательные последствия наличия запаса в организации присущи явлению запаса вообще, а не только ситуации, связанной с чрезмерно высоким уровнем запаса. К отрицательным последствиям наличия запаса в организации можно отнести следующие. - Увеличение текущих затрат, связанных с запасами. Это очевидное явление, как для финансовых, так и для планово-экономических и логистических служб предприятий. Запасы в процесс создания и поддержания их уровня создают следующие виды (или статьи) затрат: затраты на управление запасами: на формирование заказа; на подачу заказа; затраты на хранение запаса: содержание складского помещения; оплата труда сотрудников склада и управленческого персонала; оплата технических средств склада; затраты на поддержание запаса в нормальном состоянии; потери (порча; потери и кражи; моральное старение); штрафы: за нарушение договорных обязательств; за образование дефицита и пр.; стоимость транспортировки запасов при размещении, грузопереработке и доставке до места потребления; издержки создания спекулятивного запаса; издержки развития инфраструктуры; цена закупки, стоимость доставки. - Снижение скорости реакции организации на требования потребителей. Этот фактор не столь очевиден в повседневной работе, но с точки зрения стратегического развития организации должен быть поставлен на первое место. Управленческий персонал принимает решение о первоочередном вовлечении во внутри производственное или внешнее потребление уже созданного запаса. Таким образом, важнейшее конкурентное преимущество современного бизнеса, состоящее в быстрой реакции на требования клиента, отодвигается на второй план. Запас как на выходе, так и входе предприятия ослабляет гибкость управления организацией, уменьшает возможности адаптации ее к новым внешним условиям, постепенно приводит к снижению скорости реакции организации на требования потребителей. - Усложнение процесса управления запасами. Увеличение объема запаса связано с ростом численности персонала, увеличением учетной работы и пр. - Снижение прибыли на инвестированный капитал. Запас не является инвестицией, приносящей дополнительные выгоды. Запас как обособленное явление — всегда потеря финансовых средств. Выполнение запасом функции бесперебойного снабжения производства или потребителя не исключает потери от иммобилизации финансовых средств. Поэтому финансовые службы всегда справедливо выступают за сокращение объемов запасов, в силу своих профессиональных обязанностей обращая исключительное внимание именно на отрицательные финансовые последствия работы с запасом. - Увеличение занимаемых площадей. Это фактор, тесно связанный с увеличением текущих затрат предприятия и отрицательно влияющий и на организацию бизнес-процессов. - Перепроизводство. Это необязательное, но возможное последствие наличия запаса. Запасы, созданные на входе предприятия, требуют своего вовлечения в производство (б связи с оговоренными выше финансовыми потерями замороженного капитала), что вызывает рост запасов незавершенного производства и готовой продукции. Неликвидные запасы — довольно тяжелое бремя большинства организаций. - Увеличение стоимости продукции. Это итоговый результат всех ранее перечисленных отрицательных последствий. Оно влечет за собой потерю ценовой конкурентоспособности и ослабление положения организации на рынке. Отрицательные последствия создания запаса признаются и поддерживаются, в том числе, и приверженцами положительного взгляда на запас в организации. Материальный поток на пути движения от истока до конечного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке, поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. По назначению запасы делят на производственные и товарные, которые по выполняемой функции делятся на три группы:1) текущие; 2)страховые; 3) сезонные. Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса. Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной! торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления. Текущие запасы ~ главная часть всех запасов, обеспечивающая! непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками. Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденные обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным амортизатором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено платить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется. Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки. По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды: переходящие; подготовительные; неликвидные; запасы в пути и др. К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки очередной партии товара. Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использованием их в производственном или торговом процессе. Неликвидные запасы -это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы. Запасы в пути -запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки. Сезонные запасы образуются при сезонном характере производства (сельскохозяйственная продукция). Специалисты выделяют различные количественные уровни запасов во времени 1): максимально желательный запас — это уровень запаса, экономически целесообразный в данной системе; пороговый уровень запаса, используемый для определения момента времени заказа следующих партий; текущий запас, который может в любой момент времени совладать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |