Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Причины создания и виды материальных запасов



2015-11-07 1042 Обсуждений (0)
Причины создания и виды материальных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Основными причинами создания запаса на предприятии являются следующие ситуации:

- В сфере снабжения: необходимость бесперебойного снабжения производства; попытка страхования сбоев поставок; потребность в защите от повышения закупоч­ных цен; возможность экономии на транспортировке; возможность экономии на получении оптовых скидок при завышении закупаемой партии.

- В сфере производства: необходимость повышения эффективности производства; попытка страхования сбоев производственно­го графика.

- В сфере сбыта: необходимость бесперебойного обслуживания потребителей в условиях: сезонного колебания спроса; неожиданного роста объемов продаж; возможность экономии на транспортировке; потребность в размещении запасов у центров потребления для сокращения времени выпол­нения заказов.

Прочими факторами внутренней и внеш­ней среды бизнеса, которые подталкивают к за­вышению объема запаса в организации, являются следующие ситуации.

- Низкое качество закупаемых товаров. Не луч­шее решение в этом случае, по возможное — завы­шение объема закупаемой партии, чтобы, учиты­вая средний уровень брака в поставке, гарантиро­ванно передать в производство или потребителю качественный товар. Более перспективными решениями, могут быть: смена поставщика; налаживание более тесных, "прозрачных" от­ношений с поставщиком, результатом кото­рых станет изменение отношения поставщика к качеству выполняемых работ; приобретение права участия в управлении по­ставщиком с целью изменения качества вы­полнения им работ; ведение совместных с поставщиком инвести­ционных проектов, позволяющих изменить технологию производства продукции постав­щика и пр.

- Ненадежность поставок по времени, объему и комплектности. Не лучшим решением, но возможным в такой ситуации может быть завы­шение партии закупки, создание некоторого из­лишнего с точки зрения производственной необ­ходимости, но нужного с точки зрения страхова­ния от сбоев поставки запаса в организации. Более интересными решениями, возможно, мо­гут стать решения, аналогичные предыдущему списку, но в данном случае подобные действия могут быть обращены не только к поставщику, но и к перевозчику.

- Увеличение времени обработки и поставки заказа. Такая ситуация является не только фак­тором внутренней среды бизнеса, но и внешним фактором, отражающим современные тенден­ции развития рынка потребителей и необходи­мость выполнения организациями все более сложных заказов, требующих все большего вре­мени обработки. Для ликвидации противоречия между необходимой быстрой реакцией на тре­бования потребителя и возрастающим време­нем его исполнения и создается запас готовой к отгрузке продукции.

- Неточность прогнозирования потребления.

- Увеличение расстояний. Глобализация эконо­мики — серьезный фактор развития бизнеса. Увеличение расстояний закупок и поставок повы­шает риски, связанные с транспортировкой, кото­рые требуют страховки, в том числе и в виде до­полнительно создаваемых запасов на входе орга­низации.

- Минимальная партия поставки. Это серьез­ное ограничивающее условие, определяющее экономические взаимоотношения с поставщи­ком, который отказывается поставлять партии меньше указанного объема. Зачастую минимальные партии поставок приводят к завышению уровня запасов в организации по сравнению с необходимым с точки зрения самой организации.

Отрицательные последствия наличия запаса в организации присущи явлению запаса вообще, а не только ситуации, связанной с чрезмерно высоким уровнем запаса. К отрицательным последствиям наличия за­паса в организации можно отнести следующие.

- Увеличение текущих затрат, связанных с за­пасами. Это очевидное явление, как для финан­совых, так и для планово-экономических и логи­стических служб предприятий. Запасы в про­цесс создания и поддержания их уровня создают следующие виды (или статьи) затрат: затраты на управление запасами: на формирование заказа; на подачу заказа; затраты на хранение запаса: содержание складского помещения; оплата труда сотрудников склада и управ­ленческого персонала; оплата технических средств склада; затраты на поддержание запаса в нормаль­ном состоянии; потери (порча; потери и кражи; моральное старение); штрафы: за нарушение договорных обязательств; за образование дефицита и пр.; стоимость транспортировки запасов при раз­мещении, грузопереработке и доставке до ме­ста потребления; издержки создания спекулятивного запаса; издержки развития инфраструктуры; цена закупки, стоимость доставки.

- Снижение скорости реакции организации на требования потребителей. Этот фактор не столь очевиден в повседневной работе, но с точки зрения стратегического развития организации должен быть поставлен на первое место. Управ­ленческий персонал принимает решение о пер­воочередном вовлечении во внутри производст­венное или внешнее потребление уже созданного запаса. Таким образом, важнейшее конкурентное преимущество современного бизнеса, состоящее в быстрой реакции на требования клиента, ото­двигается на второй план. Запас как на выходе, так и входе предприятия ослабляет гибкость уп­равления организацией, уменьшает возможности адаптации ее к новым внешним условиям, посте­пенно приводит к снижению скорости реакции организации на требования потребителей.

- Усложнение процесса управления запасами. Увеличение объема за­паса связано с ростом численности персонала, увеличением учетной работы и пр.

- Снижение прибыли на инвестированный ка­питал. Запас не является инвестицией, прино­сящей дополнительные выгоды. Запас как обо­собленное явление — всегда потеря финансовых средств. Выполнение запасом функции беспере­бойного снабжения производства или потреби­теля не исключает потери от иммобилизации финансовых средств. Поэтому фи­нансовые службы всегда справедливо выступают за сокращение объемов запасов, в силу своих профессиональных обязанностей обращая ис­ключительное внимание именно на отрицатель­ные финансовые последствия работы с запасом.

- Увеличение занимаемых площадей. Это фак­тор, тесно связанный с увеличением текущих за­трат предприятия и отрицательно влияющий и на организацию бизнес-процессов.

- Перепроизводство. Это необязательное, но воз­можное последствие наличия запаса. Запасы, со­зданные на входе предприятия, требуют своего вовлечения в производство (б связи с оговорен­ными выше финансовыми потерями заморо­женного капитала), что вызывает рост запасов незавершенного производства и готовой продук­ции. Неликвидные запасы — довольно тяжелое бремя большинства организаций.

- Увеличение стоимости продукции. Это итого­вый результат всех ранее перечисленных отри­цательных последствий. Оно влечет за собой по­терю ценовой конкурентоспособности и ослаб­ление положения организации на рынке.

Отрицательные последствия создания запаса признаются и поддерживаются, в том числе, и приверженцами положительного взгляда на за­пас в организации.

Материальный поток на пути движения от истока до конеч­ного потребителя может накапливаться в виде запаса на любом участке, поэтому различают запасы сырья, материалов, готовых изделий и т.д. По назначению запасы делят на производствен­ные и товарные, которые по выполняемой функ­ции делятся на три группы:1) текущие; 2)страховые; 3) сезонные.

Производственные запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей, предназначены для производственного потребления. Цель создания производственных запасов — обеспечить ритмичное функционирование производственного процесса.

Товарные запасы представляют собой уже готовую продукцию, предназначенную для конечного потребителя, а также запасы, находящиеся на пути следования товара от поставщика к потребителю, т.е. на предприятиях оптовой, мелкооптовой и розничной! торговли, в заготовительных организациях и запасы в пути. Товарные запасы в свою очередь подразделяются на товарные средства производства и товарные предметы потребления.

Текущие запасы ~ главная часть всех запасов, обеспечивающая! непрерывность производственного или торгового процесса между очередными поставками.

Страховые запасы обеспечивают материалами или товарами производственный или торговый процесс в случае непредвиденные обстоятельств. Страховой запас служит своеобразным аморти­затором, который позволяет предпринимателю чувствовать себя комфортно. Однако за пользование комфортом положено пла­тить. При нормальном ходе производственного или торгового процесса объем страхового запаса, в отличие от текущего, не меняется.

Сезонные запасы появляются при сезонном характере производства, потребления или транспортировки.

По отношению к производству или торговле материальные запасы разделяют на следующие виды: переходящие; подготовительные; неликвидные; запасы в пути и др. К переходящим запасам относятся остатки материальных средств на конец отчетного периода. Данный вид запасов обеспечивает непрерывность производственного или торгового процесса от начала периода, следующего за отчетным, до момента поставки оче­редной партии товара.

Подготовительные запасы — это часть текущих запасов, которые требуют дополнительной подготовки перед использова­нием их в производственном или торговом процессе.

Неликвидные запасы -это неиспользуемые длительное время производственные или товарные запасы.

Запасы в пути -запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

Сезонные запасы образуются при сезонном характере произ­водства (сельскохозяйственная продукция).

Специалисты выделяют различные количественные уровни запасов во времени 1): максимально желательный запас — это уровень запаса, эко­номически целесообразный в данной системе; пороговый уровень запаса, используемый для определения момента времени заказа следующих партий; текущий запас, который может в любой момент времени совладать с максимальным запасом, торговым уровнем и гарантийным (страховым) запасом.

 



2015-11-07 1042 Обсуждений (0)
Причины создания и виды материальных запасов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Причины создания и виды материальных запасов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1042)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)