Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Сущность глобализации логистики





Одной из основных тенденций развития макрологистических систем в мире является глобализация. Эта тенденция отражает, с одной стороны, глобализацию рынков сбыта ГП, производства, снабжения МР, рабочей силы, капитала, которые характерны для крупных транснациональных корпораций, с другой — создание и развитие глобальных межгосударственных транспортно-логистических, телекоммуникационных, дистрибутивных и других макроло­гистических систем.

Основными движущими силами глобализации в логистике являются:

• экономический рост;

• перспективы развития глобальных логистических цепей (ка­налов);

• регионализация;

• экспансия технологий;

• дерегулирование.

Тенденция экономического роста и подъема — характерная черта послевоенного развития экономики многих стран. Отличительны­ми признаками ее являются: расширение рынков за пределы наци­ональных границ, продуктовая экспансия, рост экспорта и импор­та, рост ВНП, географическая иммиграционная экспансия, более эффективное производство и возрастающий уровень жизни населе­ния большинства стран.

Экономический рост в индустриально развитых странах приво­дит к увеличению логистической производительности и эффектив­ности особенно для экспорта товаров. Поиск новых резервов роста и обострение конкуренции вызывают стремление многих фирм ис­кать новые рынки сбыта, дешевые источники сырья и трудовых ресурсов за пределами национальных границ своих стран.

Международное разделение труда и кооперация привели к со­зданию большого количества транснациональных компаний, ис­пользующих в бизнесе глобальные логистические цепи и каналы, прежде всего, в дистрибьюции товаров. Перспективы развития гло­бальных логистических каналов связаны прежде всего с увеличени­ем отдачи на вложенный капитал, более низкими тарифами логис­тических посредников в других странах, лучшими финансовыми и другими условиями. Созданию межгосударственных логистических каналов способствуют крупные международные транспортно-экс-педиторские фирмы, страховые компании, а также глобальные те­лекоммуникационные сети, о чем уже упоминалось ранее.



Важную роль в глобальной логистике играет фактор регионали­зации. Региональные аспекты логистики можно рассматривать как на уровне одной страны (что подробно будет освещено далее), так и на уровне нескольких стран, расположенных в непосредственной близости друг от друга, как правило, имеющих общие границы в определенной географической зоне. Известны многочисленные при­меры успешных макрологистических региональных структур и сис­тем, например, для стран Бенилюкса, ЕС, США и Канады, Юго-Восточной Азии. Региональный фактор усиливает тенденцию гло­бализации за счет таких аспектов, как сходство политических сис­тем и экономического уровня стран, входящих в регион; близость социального уклада жизни, традиций, исторических корней; миг­рации населения; единых источников энергии, сырьевых ресурсов; единой транспортной системы и дорожной инфраструктуры; еди­ных телекоммуникаций; отсутствия таможенных и торговых барье­ров и т.д.

Движущая сила технологий проявляется в глобализации ЛС пу­тем взаимного быстрого проникновения современных технологи­ческих решений, «ноу-хау», проектов, научных исследований в экономику большинства развитых стран. Практически ни одна страна не может получить долговременной выгоды за счет использования новых технологий, так как они быстро становятся достоянием дру­гих стран (компаний), минуя национальные границы в сильно ин­тегрированном мировом экономическом и информационном про­странстве.

Существенное значение для продвижения глобальной логистики имеют процедуры дерегулирования, проводимые мно­гими странами, в частности, ЕС, США и Канады в части снятия торговых, таможенных, транспортных и финансовых барьеров на пути развития международных торговых, экономических, социаль­но-политических и экономических взаимоотношений. Эти проце­дуры облегчают обмен и движение капитала, товаров, людей, ин­формации через национальные границы.

В то же время нельзя говорить о том, что все барьеры на пути развития международной логистики в настоящее время сняты. Су­ществует достаточно много ограничений, торговых, финансовых, таможенных и других барьеров, обусловленных различным причи­нами, в том числе различными политическими системами, разным экономическим и социальным уровнем развития стран, различным жизненным уровнем и т.д. Подобные барьеры существуют, напри­мер, между странами ЕС и Восточной Европы, ЕС и Россией, США и ЕС, США и Мексикой, странами ЕС и Центральной Азии, США и Японией и т.д. Кроме того в глобальной логистике необходимо учитывать международную конкуренцию, ограничения на дистри­бутивные сети транснациональных корпораций и т.п. Менеджмент в глобальных макро- и микрологистических системах должен учи­тывать эти факторы для успешного продвижения международной логистики.

На схеме (рис. 1) указаны три группы барьеров в развитии глобальной логистики. Рыночные барьеры отражают конкурент­ную борьбу за источники дешевых сырьевых ресурсов, энергии, рабочей силы, а также за рынки сбыта товаров.

Рис. 1. Барьеры в глобальном логистическом менеджменте

 

Эти барьеры уста­навливаются и поддерживаются как крупными компаниями за счет ценовой политики, информационных барьеров и т.п., так и за счет протекционистской государственной политики и законода­тельства.

Финансовые барьеры связаны с налоговой, таможенной, торго­вой политикой государства, ограничениями ввоза капитала, нор­мой банковского процента и т.п. Близкими к ним являются барье­ры в дистрибьюции товаров фирм-конкурентов из других стран, из которых наиболее важными являются транспортные, таможенные и торговые.

Большое значение для развития глобальной логистики имеют «международные канальные посредники», к кото­рым обычно относятся: международные экспедиторы; транспортные компании; компании по управлению экспортными операциями; внешнеторговые компании и представительства; брокерские и агентские фирмы; компании по упаковке товаров в экспортно-импортных опе­рациях; порты и другие.

Особая роль среди канальных посредников в глобальных ЛС при­надлежит международным транспортно-логистическим фирмам. Обычно они выполняют большое коли­чество логистических активностей в глобальных каналах и систе­мах, к основным их которых относятся:

- квотирование грузовых отправок или других УДЕ в междуна­родных перевозках;

- букование грузовых мест и грузовместимости транспортных средств;

- подготовка коммерческих и таможенных документов;

- получение экспортных лицензий;

- осуществление экспортного декларирования для грузоотпра­вителей;

- подготовка сертификатов, ветеринарных и других свидетельств;

- подготовка и получение консульских инвойсов;

- подготовка товарно-транспортных документов, погрузка, раз­грузка, проверка отгрузочных документов, взвешивание, упаковка и другие операции;

- страхование;

- оплата за перевозки, расчеты с клиентами;

- получение приходных документов;

- представление документов в банк или экспедирование их в заданный пункт назначения;

АОО - предоставление складских услуг (букование) в порту, грузо­вом терминале;

- осуществление интермодальных перевозок;

- предоставление собственных транспортных средств, трейле­ров, контейнеров;

- сбор и получение денег для грузоотправителей и другие операции.

Большинство крупных международных транспортно-экспедиторских фирм, таких например, как «Shenker», «TNT EW», «ASG AB», «BTL», «Federal Express», «Scansped», сертифицировано стандарта­ми ISO 9002, что свидетельствует о высоком мировом уровне каче­ства оказываемых ими логистических услуг. Экспортно-импортные операции в глобальных ЛС, как прави­ло, связаны с большим, чем в обычном логистическом менедж­менте, объемом информации, более сложным документооборотом и требуют правительственного регулирования. Роль правительственных организаций в этой сфере (в частно­сти, таможни) сводится к упорядочению и регулированию пото­ков экспортно-импортных грузов, защите потребителей, предотв­ращению контрабанды запрещенных к ввозу-вывозу товаров и про­текционистской политике в отношении своих производителей, транспортных, экспедиторских и других компаний, участвующих в глобальных логистических цепях. Важное место в структуре глобаль­ных ЛС занимают зоны свободной торговли (свободные экономи­ческие зоны).

Свободные экономические зоны играют роль катализаторов раз­вития глобальной логистики, примером чему являются Гонконг, Сингапур и др. Основными преимуществами их для глобального логистического менеджмента являются: хранение товаров и операции грузопереработки без тамо­женных формальностей; свобода выполнения функций логистическими посредниками; возможность консолидации/разукрупнения партий грузов перед импортом; сокращение логистических издержек; возможность перемаркировки и перезатаривания перед им­портными операциями; поддержание необходимых логистическому менеджменту квот ГП; тестирование товара потребителями перед импортом; реэкспорт товаров без уплаты пошлин и налогов; хранение товаров в зоне без обязательной идентификации.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1241)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)