Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Динамика основных макроэкономических показателей





Из таблицы видно, что к середине 80-х гг. экономическая система исчерпала потенциал своего роста и постепенно входила в кризис, выразившийся в 1990 г. в отрицательных темпах роста всех важнейших показателей.

Переход к рыночной системе отношений предполагает решение задачи по созданию всей системы рыночной экономики, включающей не только хозяйственных субъектов, но и новую систему институтов и рынков.

§ Основными направлениями становления рыночных отношений являются следующие:

§ формирование идеологии свободного предпринимательства;

§ либерализация цен;

§ приватизация;

§ переход от административного к законодательному регулированию экономики;

§ формирование рыночной инфраструктуры;

§ либерализация внешнеэкономической деятельности;

§ формирование механизмов социальной адаптации.

Основными целями либерализации цен являются устранение диспропорций в структуре относительных цен и запуск рыночных механизмов спроса и предложения. Методами либе­рализации цен являются:

1. "Шоковая" терапия (проводилась в Польше, Венгрии, Чехии, частично в России). К преимуществам данного метода можно отнести достаточно быстрое и эффективное дос­тижение цели. Недостатки - опасность рост:) социального недовольства вследствие мол­ниеносности перемен.

2. Постепенное снижение административного контроля над ценами (проводилось в Бе­лоруссии, частично в Болгарии). Преимущества - сдерживание социального недовольства, постепенное привыкание населения к жизни в условиях действия рыночных механизмов. Недостатки - замедляющее влияние на темп реформ, опасность появление долговременной гиперинфляции.

Основными целями приватизации являются:

1. установление института собственности;

2. формирование класса собственников.

Основными формами и методами приватизации являются:

1. бесплатная приватизация, осуществляема методом ваучерной приватизации;

2. частично бесплатная, осуществляемая методом приватизации через именные счета;

3. платная приватизация, осуществляемая посредством аренды с правом выкупа, аукциона, тендера, целевой продажи, варианты, сочетающие различные элементы, перечислен­ные выше.



Переход от административного к законодательному регулированию экономики проходит ряд стадий:

на первой - происходит ограничение государственного вмешательства в экономику;

на второй - осуществляется ликвидация структур административного управления;

на третьей - происходит формирование законодательно-нормативной базы функциони­рования рынка.

Формирование рыночной инфраструктуры требует создания и развития следующих институтов: двухуровневой банковской системы; институтов фондового рынка; институтов валютного рынка; институтов регулирования предпринимательства; институты рынка труда; | института регулирования внешнеэкономической деятельности.

 

1.5.2 РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА

В ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Сущностью планово-административной системы было всевластие государства, поскольку только государство было собственником производственных ресурсов и только оно принимало экономические решения. В рыночной экономике государство занимает совсем иное положение и выполняет совсем иные функции. Поэтому в течение переходного периода государство должно изменить свое положение в экономике и обрести новые функции.

Этот процесс протекает во взаимодействии с формированием рынка. В переходный период рынок еще не сложился в целостную и эффективную систему, следовательно, проведение реформ требует не только участия рыночных институтов, но и организующей силы государства.

Наиболее видимым проявлением изменения роли государства в экономике была экономическая либерализация. Фактически она сводилась к отказу государства от монополии на ведение тех или иных видов хозяйственной деятельности. Например, государство разрешило всем субъектам рынка устанавливать цены (либерализация цен), покупать и продавать валю­ту (либерализация валютного рынка) и осуществлять экспортно-импортные операции (либе­рализация внешней торговли).

Отказ от всевластия государства означает не "механическую" либерализацию в форме пе­редачи прежде исключительно государственных прав на ведение экономической деятельности другим субъектам рынка, а превращение государства в одного из участников экономического процесса. Занимая очень важные и особые позиции, государство вместе с тем должно подчи­няться тем же законом и правилам экономического поведения, что и частные компании.

Функции государства в переходной экономике очень широки. Один из вариантов клас­сификации функций государства может быть следующим.

Первая группа функций государства связана с обеспечением институционально- правовой основы деятельности экономических агентов, установления "правил рыночной иг­ры". Одним из проявлений процесса включения государства в правовую систему общества должно стать разделение собственности и власти. Это означает, что право на владение имуществом должно быть независимым от положения индивида в социальной иерархии и занимаемого им поста в органах государственного управления, а приращение богатства должно быть результатом предпринимательской деятельности или выгодного вложения ка­питала, но не доступа индивида к рычагам государственной власти. Другим проявлением включения государства в правовую систему становится невозможность вмешательства госу­дарственной власти в хозяйственную деятельность собственников и предпринимателей, за исключением случаев, установленных законом.

Таким образом, обеспечение институционально-правовой основы деятельности эконо­мических агентов касается определения прав и форм собственности, условий заключения и выполнения контрактов, взаимоотношений профсоюзов и нанимателей, общих основ внешнеэкономической деятельности и т.д.

Вторая группа функций государства связана с ликвидацией или компенсаций негатив­ных эффектов рыночного поведения и удовлетворением потребностей в той части общест­венных благ, которые рынок произвести не может. Государство занимается вопросами на­циональной обороны, охраны окружающей среды, в ряде случаев opганизацией фундаментальных научных исследований, государственной системы образования и медицинского об­служивания, строительством дорог и других форм коммуникаций и т.п.

Третья группа функций государства предполагает осуществление экономической политики, в которой обычно выделяют фискальную, монетарную и структурную политику. В более узком определении данная группа функций государства касается поддержания нормального функционирования рыночного механизма, сглаживания циклических колебаний, преодоления последствий экономических шоков, приводящих к резким отклонениям от макроэкономического равновесия, обеспечения условий долгосрочного экономического роста. Внешнеторговая и валютная политика могут рассматриваться как самостоятельные или как элементы фискальной и монетарной политики.

Особую значимость в переходной экономике приобретает социальная политика государства, которую можно выделить как самостоятельное направление наряду с фискальной, де­нежной и структурной политикой.

В плановой экономике роль государства состояла в определении, установлении и поддержании определенных пропорций в развитии народного хозяйства, причем не столько стоимостных, сколько натурально-вещественных, путем прямых адресных заданий министерств предприятиям-изготовителям с планом распределения готовой продукции потребителям. Государство, таким образом, регулировало процесс производства и распределения продуктов, выступая и от лица производителя, и от лица потребителя.

Необходимость изменения утяжеленной структуры экономики, стоимостных диспропор­ций, нерыночного поведения субъектов экономики, преобразования собственности - эти и другие процессы не могут произойти автоматически и требуют участия государства.

Устойчивая, сформировавшаяся экономическая система обладает, как уже отмечалось, свойством самоорганизации, саморегулирования, Это относится и к смешанной экономике, где функции государства становятся элементом самоорганизации, работают на поддержание целостности системы наряду с чисто рыночными инструментами. Переходная экономика как социально-экономическая система, выведенная из состояния равновесия, требует для своей стабилизации на качественно иной основе не только создания новых институтов, но и принци­пиально новой схемы взаимоотношений между государством и экономическими агентами. В этом процессе активная роль принадлежит государству.

Значимость роли государства в переходной экономике связана с тем, что у экономиче­ских агентов за длительный период существования плановой системы сформировалась устойчивая потребность в подробной регламентации своего поведения со стороны вышестоя­щих органов. Поэтому переход к автономному, независимому существованию, когда ориен­тиры поведения экономических агентов должны строиться, исходя из условий трудно предсказуемого, неизвестного им рынка, не может протекать вне координирующей функции государства, во избежание разрушительных последствий трансформации.

Переход к рыночным отношениям требует ликвидации системы фактически индивидуальных нормативов эффективности для территорий и предприятий, устанавливаемых из цен­тра, когда благополучие коллективов предприятий и регионов зависит от решений вышестоящего органа. Переход к единой системе налогообложения невозможен без выравнивания - с помощью государственных дотаций, налоговых льгот и иных инструментов - стартовых условий для предприятий с разным уровнем рентабельности, сложившимися в значительной степени из-за того, что государство долгое время по-разному наделяло их средствами. Уходя от прямого финансирования предприятий, государство должно создать систему частных (а на первых порах и государственных) институтов, имеющих целью осуществление эффек­тивной инвестиционной политики в русле общих структурных преобразований экономики.

Все изложенные и другие причины объясняют особую активную роль государства в переходной экономике как своеобразного "проводника" для предприятий, вступающих в но­вые условия хозяйствования, а в дальнейшем как гаранта поддержания равных конкурент­ных условий для всех экономических агентов.

 

1.5.3 РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ СРЕДЫ

 

Предпринимательство как экономическая категория - это явление, тесным образом свя­занное и отражающее хозяйственную деятельность. Под предпринимательством понимают инициативную, связанную с хозяйственным риском и направленную на поиск наилучших способов использования ресурсов, деятельность, ведущуюся с целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Предпринимательство с одной стороны, всецело связано с наличием рыночного механизма, с другой – есть результат функционирования рыночного хозяйства.

Переход к рыночной системе хозяйствования - это переход к экономике предпринимательского типа. Создание условий для развития предпринимательства является важнейшей составляющей трансформационных изменений переходной экономики.

Совокупность условий, влияющих на формирование, развитие и возможности реализа­ции предпринимательских функций составляет среду предпринимательства.

Различают две группы функций предпринимательства.

Первая из них отражает текущие задачи приспособления к условиям среды и способность предпринимателя реагировать на ее изменения. Это не что иное, как специфические виды управленческой деятельности, т.е. функции

§ управления производством - минимизация издержек производства;

§ управления финансами - обеспечение финансовой устойчивости, т.е. добиться максимальной отдачи при минимальном риске;

§ материально-технического обеспечения - обеспечение непрерывности процесса про­изводства;

§ управления кадрами - формирование у работников чувства сопричастности к предпринимательской деятельности, что, в конечном счете, и определяет ее успех;

§ управления сбытом - выявление потребностей, "угадывание" предпочтений потре­бителей.

Вторая группа функций предпринимательства характеризует его влияние на хозяйствен­ную среду и вызываемые им последствия, т.е. это функции:

§ содействия установлению рыночного равновесия - реагируя на потенциальный ис­точник выгоды, предприниматель способствует более рациональному перемещению ресур­сов, товаров и расширению производства.

§ преобразовательская - стремление изменить рыночную ситуацию в выгодном для се­бя направлении посредством инновационной деятельности. В данном случае экономика предпринимательского типа - это экономика, для которой характерно динамическое равно­весие;

§ социальные - забота о расширении и обновлении ассортимента производимых благ, придания им новых потребительских свойств. В результате оптимизируется потребительский выбор и растет благосостояние. Стремление к рациональному использованию ресурсов при­водит к созданию сберегающих технологий и технологий, предотвращающих загрязнение I окружающей среды.

Для реализации предпринимательских функций необходимо соблюдение следующих ус­ловий:

1. Наличие экономической свободы, под которой понимается некое хозяйственное пространство, в рамках которого предприниматель может принимать самостоятельные хозяйственные решения в плане распределения и перераспределения экономических ресурсов. По существу, экономическая свобода - это некая хозяйственная власть, делегированная потре­бителями производителю

2. Наличие рыночного пространства как поля приложения предпринимательской деятельности.

3.Наличие конкуренции как основной силы, регулирующей рынок.

Роль государства в рыночной экономике чрезвычайно высока. Вместе с тем государство несет и определенную угрозу для нормального функционирования предпринимательской среды, затрагивая в первую очередь границы экономической свободы.

Главная проблема здесь состоит в выборе соответствующих способов и форм государственного вмешательства, а также тех сфер, где оно необходимо. Присутствие государства совершенно необходимо там, где рынок не работает, имеются провалы рынка. Присущая рынку асимметрия информации требует вмешательства, но всего лишь в форме нормативного регулирования. В случае неполноты рынков (нестрахуемые риски, общественные блага) требуется более серьезное вмешательство государства и оно прибегает к финансовому регули­рованию посредством налогов и субсидий.

Масштабы и формы вмешательства государства в экономику зависят от многих факто­ров, как экономического порядка, так и национальной специфики. Поэтому вмешательство государства в хозяйственную жизнь оправдано лишь в той степени и допустимо в таких формах, которые способствуют повышению экономической эффективности.

 

1.5.4 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ОСОБЕННОСТИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ И СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

 

Последнее десятилетие XX в. для России было периодом экономического кризиса. Особенно значительные сокращения производства пришлись на 1992 и 1994 гг. Общее снижение производства к середине 90-х гг. составило более 50 % (табл. 5.2)

Особое внимание в этой таблице следует обратить на глубокий спад инвестиций, которые превышают темпы сокращения промышленного производства. Примечательным в этом отношении является 2000 г. Впервые за двадцать предшествующих лет прирост инвестиций составил положительную величину.

5.2 Макроэкономические показатели (в % к предыдущему периоду)

 

Показатели
Валовый внутренний продукт 85,5 91,3 87,3 95,9 96,6 100,9 95,1 103,2 108,4
Объем промышленной продукции 85,9 79,1 96,7 96,0 102,0 94,8 108,1 109,7
Инвестиции в основной капитал 104,5 117,5
Продукция сельского хозяйства 100,8

 

Кризис в переходной экономике России отличается не только глубиной, но и сильной структурной неравномерностью. Больше всего пострадали машиностроение и отрасли обра­батывающей промышленности, меньше - отрасли топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и сырьевой промышленности, которые имеют возможность поставлять свою продук­цию на мировой рынок. Снижение доли обрабатывающей промышленности и повышение доли добывающей промышленности называют деградацией или "утяжелением" экономической структуры.

Большинство исследователей кризисных явлений переходного периода считают, что кризис обусловлен объективными условиями перехода от планово-административной к ры­ночной экономике.

Переходная экономика столкнулась с системным кризисом, при котором высокая ин­фляция, спад производства и падение жизненного уровня явились следствием разрушения прежних экономических институтов и слабости новых, рыночных экономических институ­тов. Такой кризис получил название кризиса системной трансформации, поскольку сочета­ет в себе экономический кризис и глубокую социально-политическую перестройку общества.

Восстановительные процессы в экономике и создание условий для долгосрочного экономического роста уже в качественно новых условиях рыночной системы связывают обычно со стабшизационной и структурной политикой государства.

Стабилизационная политика в переходной экономике имеет целью восстановление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса. Специфика переходных процессов проявляется в том, что стабилизацион­ная программа осуществляется на фоне либерализации условий функционирования предпри­ятий на внутреннем и внешнем рынках при параллельном создании рыночной инфраструк­туры. Стабилизационная политика нередко включает в себя и регулирование заработной платы, в том числе временное замораживание заработной платы и цен для преодоления вы­сокой инфляции.

Структурная политика или политика стимулирования совокупного предложения, возникнув в конце 70 - 80-х гг., явилась реакцией на замедление темпов экономического роста в этот период. Конкретные меры структурной политики в промышленно развитых странах ка­сались реформы финансовых рынков; сокращения государственного регулирования внут­ренних товарных рынков и стимулирование конкуренции, в том числе путем осуществления приватизации; серьезных налоговых реформ; мер, направленных на совершенствование рын­ков труда, увеличения их гибкости.

Фактически речь шла о корректировке структуры отдельных рынков и институтов, кото­рая позволила бы повысить качество работы рыночного механизма и обеспечить наиболее эффективное распределение ресурсов в экономике. Государство превращалось, по сути дела, в ту "невидимую руку", которая по ходу действия убирала бы препятствия на пути прохож­дения рыночных стимулов и дополняла бы рыночный механизм искусственно встроенными фискальными и денежными инструментами (налоги, процентные ставки, в отдельных случа­ях льготы и субсидии и т.д.). Все это должно было создать условия для устойчивого роста потенциала экономики.

В переходной экономике структурная политика государства решает гораздо более широ­кий круг проблем. Речь идет о формировании совокупного предложения на качественно иной основе. Структурная политика включает в себя формирование правовых и институциональных основ жизнедеятельности экономических агентов; создание условий для долгосроч­ного экономического роста; а также меры, направленные на увеличение текущего объема производства через повышение эффективности использования факторов производства и эффективного их распределения между конкурирующими областями применения. Особым элементом структурной политики в широком смысле слова в переходной экономике является преобразование структуры народного хозяйства.

В переходной экономике принятое разделение стабилизационной и структурной полити­ки оказываются в значительной степени условным. Стабилизационная и структурная поли­тика в переходной экономике тесно взаимосвязаны друг с другом и могут как усиливать, так и существенно ослаблять действие друг друга.

 

1.5.5 СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД

 

Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий меж­ду участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на эконо­мической почве. Посредством социальной политики реализуется принцип социальной спра­ведливости.

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства госу­дарства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня типы социальной политики можно разделять на две группы.

Первую группу условно можно назвать остаточной. Здесь социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществлять рынок. Это ограниченная по своим масштабам и охватываемому контингенту социальная политика, преимущественно пассив­ная и имеющая компенсационный характер. Типичным представителем данного варианта является американская модель социальной политики.

Вторая группа - институциональная. Здесь социальная политика государства играет важную роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного в социально-экономическом и политическом смыслах средства, чем система частных институтов. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Типичным представителем данной группы является шведский вариант социальной политики.

Обе группы различаются между собой не наличием или отсутствием тех или иных ком­понентов, а их соотношением, а также степенью государственного вмешательства в социаль­ную сферу, ролью перераспределительных процессов, степенью приоритета социальных программ в деятельности государства. Социальная роль государства во всех остальных стра­нах находится в диапазоне между этими двумя группами.

Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в соци­альной сфере. В Конституции Российской Федерации (1993 г.) российское государство опре­деляется как социальное государство. Иными словами, Конституцией декларирована ориен­тация на "шведскую" модель социальной политики. Однако, на практике государственная социальная политика стала развиваться в сторону остаточной модели.

При разработке концепции и конкретных направлений экономических преобразований не просчитывались или неверно оценивались их социальные последствия, не создавалась своевременно система соответствующих социальных амортизаторов, способных смягчить неблагоприятное воздействие реформ и создать предпосылки для адаптации населения к ры­ночным условиям.

Принятая стратегия экономической трансформации предусматривала лишь узкий круг мероприятий по социальной защите наиболее уязвимых слоев населения, а остальные соци­альные вопросы должен автоматически решать рынок. Поскольку рынок в это период нахо­дился в фазе становления, он не мог решать социальные вопросы в силу отсутствия системы частных институтов (частные пенсионные фонды, сеть благотворительных обществ, сеть пунктов и магазинов, обеспечивающих неплатежеспособное население на льготных условиях товарами и услугами и т.д.). Поэтому население, в подавляющей своей части была вынужде­на решать свои проблемы самостоятельно.

Характерными чертами социальной политики государства в переходный период были, во-первых, реагирование на сиюминутную ситуацию, сводящуюся к серии "пожарных меро­приятий" в ответ на возникающие в обществе конфликты и напряженность. И, во вторых, стремительный уход государства из социальной сферы, разрушение сложившейся системы социальных гарантий. В результате население утрачивало поддержку со стороны ранее дей­ствующих социальных институтов. Фактически только в последние три года можно говорить о начале разработки активной государственной социальной политики переходного периода.

Идеология формирующейся в России государственной социальной политики учитывает стоящие перед страной задачи в социальной сфере и экономические условия их реализации. Предполагается постепенный отказ от патернализма в социальной сфере и разработка систе­мы минимальных государственных стандартов, обеспечиваемых государством; усиление ро­ли страховых принципов в предоставлении социальных благ и услуг; повышение качества предоставляемых ею услуг за счет развития элементов конкуренции; дифференциация соци­альной политики по регионам.

1.5.6 ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В чем состоит сущность переходной экономики?

2. Как вы относитесь к концепции "шоковой терапии"?

3. Что такое приватизация, каковы ее цели и методы? В чем достоинства и недостатки j методов приватизации?

4. Каковы основные функции государства в переходной период?

5. В чем особенность экономической политики государства в переходный период?

6. Что такое предпринимательская сфера и каковы основные функции предпринимательства?

7. В чем заключаются особенности социальной политики государства в переходный пе­риод?

8. Каковы особенности проявления экономического кризиса в России?

9. В чем особенности взаимосвязи инфляция и безработицы в условиях кризиса россий­ской экономики?

10. Каковы особенности структурной и стабилизационной политики государства в пере­ходной экономике России?

ГЛОССАРИЙ

Автономные инвестиции - это такие инвестиции, которые сами чаще всего становятся причиной увеличения национального дохода.

Акселератор инвестиций , показатель, определяющий, сколько единиц до­полнительного капитала требуется для производства дополнительной единицы продукции.

Безработица - экономическое состояние, при котором желающие работать не могут найти работу при обычной ставке заработной платы.

Биржа труда - специализированное государственное учреждение, осуществляющее по­среднические функции на рынке рабочей силы.

ВВП (валовый внутренний продукт) - макроэкономический показатель, измеряющий стоимость конечной продукции, произведенной на территории данной страны за определен­ный период, независимо от того, находятся факторы производства в собственности граждан данной страны или принадлежат иностранцам (нерезидентам).

Воспроизводство - непрерывный процесс возобновления производства благ.

Временной лаг — период времени между проведением того или иного мероприятия и появлением эффекта от его реализации в национальной экономике.

Государственный бюджет - баланс запланированныхрасходов и доходов правительства за определенный период, содержащий перечень программ расходов (образование, оборона, управление и т.д.), а также источников получения доходов(подоходные налоги, акцизные и прочие), используемый правительством для контроля своейфискальной деятельности.

Денежная база - показатель, включающий наличные деньги н обязательные резервы коммерческих банков в Центральном банке.

Денежные агрегаты - любая из нескольких специфических группировок ликвидных акти­вов, служащих альтернативными измерителями денежной массы-

Денежный мультипликатор (т) - отношение предложения денег к денежной базе.

Деньги - вид финансовых активов, который может быть использован для сделок.

Дискреционная фискальная политика - целенаправленное изменение величин госу­дарственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специаль­ных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема произ­водства и темпов инфляции.

Добавленная стоимость - это разница между стоимостью произведенных товаров и оказанных услуг и стоимостью товаров и услуг, полностью потребленных в процессе произ­водства (промежуточное потребление).

Естественный уровень безработицы - уровень безработицы при полной занятости, со­ответствующий потенциальному ВНП, являющийся сочетанием фрикционной и структурной безработицы.

Индекс потребительских цен (ИПЦ) показатель, отражающий изменение среднего уровня цен "корзины" товаров и услуг, обычно потребляемых средней городской семьей.

Индуцированные инвестиции - такие инвестиции, причиной осуществления которых является устойчивое увеличение спроса на блага.

Инфляция - устойчивый процесс обесценивания денег, снижение их покупательной способности.

Инфляция предложения - инфляция, возникающая в результате роста издержек произ­водства, опережающих рост реального дохода и производительности труда.

Инфляция спроса - инфляция, возникающая, вследствие избыточных совокупных рас­ходов (совокупного спроса) в условиях, близких к полной занятости.

Инъекции - любое дополнение к потребительским расходам на продукцию, произведен­ную внутри страны.

Конечные товары и услуги - товары и услуги, которые приобретаются в течение года для конечного потребления и не используются в целях промежуточного потребления (т.е. в производстве других товаров).

Коэффициент депонирования, коэффициент, определяемый отношением наличность / депозиты (С / D), показывающий, как население распределяет деньги между наличностью и средствами на текущих счетах.

Кривая IS - кривая, отражающая равновесие на рынке благ. Представляет собой геомет­рическое место точек, характеризующих все комбинации национального дохода и ставки процента, которые одновременно удовлетворяют тождеству дохода, функциям потребления, инвестиций и чистого экспорта.

Кривая LM - совокупность точек, представляющих сочетания значений ставки процента и национального дохода, при которых в кейнсианской концепции на рынке денег достигается равновесие.

Кривая совокупного предложения (AS) - кривая, отражающая взаимозависимость меж­ду реальным объемом производства, который фирма желает или планирует продать и общим уровнем цен.

Кривая совокупного спроса (AD) - линия, отражающая взаимосвязь между планируе­мыми расходами в экономике в целом на конечные товары и услуги и средним уровнем цен.

Ликвидность - возможность использования актива в качестве средства платежа, и спо­собность актива сохранять свою номинальную стоимость неизменной, то есть способность бы­стро и с минимальными издержками обмениваться на любые другие виды активов.

Метод конечного использования - метод для расчета ВВП, при использовании кото­рого суммируются расходы всех экономических субъектов рыночной экономики, исполь­зующих ВВП.

Модель IS - LM - макроэкономическая модель последователей Кейнса, позволяющая : связать ситуацию на рынке благ с ситуацией на рынке денег.

Мультипликатор автономных расходов - отношение изменения ВНП к изменению любого компонента автономных расходов: , показывает, во сколько раз суммар­ный прирост (сокращение) совокупного дохода превосходит первоначальный прирост (со­кращение) автономных расходов.

Национальный доход (НД) - макроэкономический показатель, равный чистому нацио­нальному продукту за вычетом косвенных налогов на бизнес.

Недискреционная фискальная политика (политика всесторонних стабилизаторов)- изменения в правительственных закупках и чистых налогах, вызываемые переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках налогов и трансфертных программах.

Номинальный ВВП (ВНП) - валовый внутренний продукт, рассчитываемый в ценахтекущего года.

Планируемые расходы - сумма, которую домохозяйства, фирмы и правительство пла­нируют истратить на товары и услуги.

Потенциальный ВНП - это объем производства при полной занятости ресурсов.

Предельная склонность к потреблению (МРС) - изменение величины потребления вследствие изменения в доходе: .

Предельная склонность к сбережению (MPS) - изменение величины сбережения в любом изменении располагаемого дохода: .

Предпринимательство - инициативная, связанная с хозяйственным риском и направ­ленная на поиск наилучших способов использования ресурсов, деятельность, ведущаяся с ! целью извлечения дохода и приумножения собственности.

Производственным метод - метод для расчета ВВП, при использовании которого сум­мируется добавленная стоимость всех производственных единиц, сгруппированных по от­раслям или секторам.

Распределительный метод - метод для расчета ВВП, при использовании когорог суммируются первичные доходы поставщиков экономических ресурсов.

Реальный ВВП (ВНП) - валовый внутренний продукт, рассчитываемый в сопоставимы: (т.е. постоянных, базисных) ценах, что дает возможность оценить изменение физическоп объема выпуска за определенный промежуток времени. (Реальный ВВП = Номинальные ВНП / Индекс цен)

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) - политика направленная на ограничение циклического подъема экономики посредством снижения гос­расходов увеличения налогов или комбинация этих мер.

Совокупное предложение (/45)- это стоимость товаров и услуг, которые фирмы плани­руют продать в данный период.

Совокупный спрос (AD) - зависимость между совокупным объемом выпуска, на кото­рый предъявлен спрос (Y) и уровнем цен (Р).

Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государства, ставящая своей целью ослабление дифференциации доходов, смягчение противоречий меж­ду участниками рыночной экономики и предотвращение социальных конфликтов на эконо­мической почве.

Стабилизационная политика - политика государства, имеющая своей целью восста­новление потенциального или близкого к нему объема выпуска и соответствующего ему уровня занятости, снижение инфляции, ликвидацию чрезмерного бюджетного дефицита, стабилизацию валютного курса.

Стимулирующая фискальная политика - политика государства, направленная в крат­косрочной перспективе на преодоление циклического спада, и предполагает увеличение гос­расходов, снижение налогов или комбинацию этих мер.

Структурная безработица - безработица, связанная с необходимостью смены специаль­ности, переподготовкой, дополнительным обучением или переменой места жительства.





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (770)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.032 сек.)