Предпосылки рыночной экономики и принципы механизма ее регулирования
Выгода – общее основание, на котором стоит рыночная экономика. Но достижение чистой выгоды предполагает пять условий, принимаемых современной экономической теорией в качестве обязательных предпосылок построения эффективного механизма регулирования рыночной экономики. Такими предпосылками являются – «выбор», «индивид», «максимализм», «рациональность», «правила». Экономические процессы есть результат множества актов выбора способа достижения чистой экономической выгоды. Нет такого выбора, - нет и рыночной экономики. Поэтому механизм ее регулирования должен обеспечивать реальную возможность такого выбора. Но рыночное понимание «выбора выгоды» шире, чем только денежной выгоды. На самом деле речь идет и о возможности выбора сферы и форм конкуренции, выбора при изобилии предложения, о выборе сферы приложения капитала, - словом о выборе по всему набору возможностей, предоставляемых рыночной экономикой каждому ее участнику. Выбор осуществляет индивид, - вот почему и механизм регулирования рыночной экономики должен обеспечивать возможность выбора способа достижения чистой выгоды как можно большему числу индивидов. Только такая предпосылка будет способствовать развитию экономической активности большинства трудоспособного населения. Цель индивидуального экономического выбора – достижение максимально возможной (при данных условиях и для данного индивида) чистой выгоды. Обеспечение возможности такой «максимальности» – одно из требований к механизму социального регулирования рыночной экономики. Индивидуальный выбор способа достижения максимально-чистой выгоды всегда осуществляется рационально. Это означает, что каждый выбор есть результат произведенной индивидом оценки соотношения выгоды и затрат на ее достижение. Поэтому и механизм социального регулирования рыночной экономики должен предоставить возможность (прежде всего публикацией всесторонней объективной экономической информации) для такого рационального поведения ее участников. Взаимодействие между участниками рыночного производства происходит по обязательным для всех них правилам (обычно, юридически оформленным). Остановимся на этой предпосылке подробнее, поскольку правовая регламентация действий участников рыночного производства, - это, пожалуй, единственная жесткость, необходимая рынку. Если бы не было единых общеобязательных правил, то рыночные процессы, где каждый стремится к собственной выгоде, действительно представляли бы собой анархию непредсказуемого произвола. В жесткой правовой регламентации заинтересован каждый участник рыночной экономики, это обязательная предпосылка механизма ее социального регулирования. Правила однозначно определяют: кто, когда, при каких условиях и какое действие может совершить. Среди этих правил основным является «правило» (право) собственности – правовое основание рыночной экономики. Ведь последняя может быть только многосекторной, а, следовательно, всегда представлена разными формами собственности и хозяйствования (государственная, акционерная, индивидуальная, смешанная, межгосударственная). Поэтому и право собственности должно одинаково стоять на охране всех форм собственности, - и отечественной, и иностранной, и личной, частной, капиталистической, акционерной, трудовой, - всех форм. Право собственности фиксирует имущественный статус экономического субъекта, то есть «что» и «кому» принадлежит. Право собственности означает, что эта имущественная принадлежность признается всем сообществом участников рыночной экономики и защищается им. Помимо субъектной фиксации имущественной принадлежности право собственности предусматривает, какие именно действия собственника являются правомерными по отношению к данному объекту собственности (например, при использовании, земли, производственных отходов, транспорта). Право собственности особенно важно для функционирования рыночной экономики, потому что в бесконечно изменяющемся взаимодействии ее участников, оно фиксирует изменение правового статуса рыночных субъектов. Объективная необходимость в жестких правилах поведения участников рыночной экономики объясняет, почему механизм ее социального регулирования широко использует правовые формы регламентации хозяйственной деятельности. Оценивая названные предпосылки рыночной экономики и механизма ее регулирования, мы можем сделать следующие выводы. 1. Относительность предпосылок. Конечно, каждая предпосылка представляет известное допущение. Понятно, что не всегда возможен «выбор», не всегда это «свободный» выбор, индивид может ошибаться насчет «максимальности» и «рациональности» своих действий, часто нарушаются и «правила». И все-таки трудно отрицать, что экономика «выбора», «индивида» и «выгоды» придает и понятию «рынок» демократическое, гуманистическое содержание. 2. Новое понимание рынка. Следует осознать, что это – непривычный для нас взгляд на экономические процессы, ибо при таких предпосылках рыночная экономика предстает как результат неизвестных нам – ни на практике, ни в теории, - феноменов типа «выбор», «индивид», «максимализм», «рациональность» и «правила». 3. Упрощение рыночной экономики. Объясняя рыночные процессы этими предпосылками, экономическая теория, конечно же, упрощает сущность рыночной экономики и механизм ее регулирования. Но это упрощение оправдано, ибо отражает требование здравого смысла, которым обычно руководствуются рыночные субъекты. Очевидно, что таким требованиям должен отвечать и механизм регулирования рыночной экономики. Таким образом, с позиций предмета современной экономической теории рыночная экономика есть совокупность свободных рациональных выборов индивидами способов достижения максимальной чистой выгоды по общепринятым правилам (законам). Мы рассмотрели предмет, предпосылки и принципы механизма социального регулирования рыночной экономики и, следовательно, предмет современной экономической теории. Самое трудное преодолено. Если бы устройство социально-регулируемой рыночной экономики сводилось бы только к заимствованию «технологии» ее организации, то перенос практического опыта стран развитой рыночной экономики был бы делом нетрудным. Но в том-то и состоит подлинная сложность, что современная рыночная экономика требует признания и принятия особой системы социальных, экономических и политических принципов. Без такой предварительной реализации принципов рыночная экономика невозможна. Каковы же эти принципы? 1. Экономическое самоопределение личности как основа личной свободы человека, условие раскрытия его творческого потенциала. Экономическое самоопределение личности – основа основ рыночной организации общественного производства, ибо это право на самостоятельное улучшение своей жизни (а не унизительная обреченность на вечную зависимость от «щедрот» государства), это возможность самостоятельного заработка в достижимых данным индивидом размерах. И только признание принципа экономического самоопределения личности создает и постоянно обеспечивает и воспроизводит равные шансы на рыночную активность для всех участников рыночной экономики. Экономическое самоопределение личности есть право гражданина на экономическую самодеятельность во всех ее формах, в том числе и на предпринимательскую деятельность. С реализацией этого принципа и начинается становление «гражданского общества». 2. Право быть собственником всех видов движимого и недвижимого имущества, включая землю. Наличие максимального числа собственников – условие социальной стабильности общества. Собственность в условиях рыночной экономики – это не гарантия беззаботного существования. Это бремя имущественной ответственности за результаты коммерческого использования своей собственности, это необходимость ее постоянного рыночного воспроизводства. Право быть собственником возможно при гарантии обществом защиты, поддержки и равноправия всех видов и форм собственности, право на коммерческое применение объектов собственности и доходы от такого применения. Рыночная экономика преодолевает идеологизированное деление собственности на «капиталистическую» или «социалистическую», оценивая их только по реальной экономической и социальной эффективности, справедливо полагая, что экономическое соревнование между этими формами есть необходимый элемент механизма самодвижения рыночной экономики. 3. Важнейший принцип – равенство экономических прав любых юридических и физических лиц на ведение хозяйственной деятельности. Лишь такое равенство способно постоянно воспроизводить необходимое условие рыночной организации производства – его открытость, многосекторность и обусловленную этим конкуренцию секторов. 4. Экономическая свобода товаропроизводителя, которая выражается в его праве на самостоятельное определение объема и структуры своего производства, ассортимента продукции и объема ее реализации, установление цены на нее и выбор партнера. Любая попытка внеэкономического ограничения экономической свободы товаропроизводителей противоречит природе рыночной экономики. 5. Распространение коммерческих принципов по «вертикали» и «горизонтали». Это означает, что все сферы и все уровни экономики должны быть «пронизаны» рыночными отношениями. Только это способно поставить все экономические субъекты в равное «рыночное» положение, заставляя взаимодействовать по единым рыночным правилам. 6. Свободное ценообразование, при котором административное назначение цен допускается только в нерыночных секторах экономики (наука, образование, здравоохранение, оборона, экология и др.). Одновременное воздействие на цену множества ценообразующих факторов (прежде всего – динамика затрат труда, издержек производства и обращения, спроса и предложения, доходов и объема инвестиций) придает ценам ту непредсказуемость, которая и превращает рынок в постоянный экзамен и бесконечное состязание между всеми участниками производства. Именно эта непредсказуемость вынуждает товаропроизводителей к постоянному совершенствованию организации производства, минимизации его издержек и повышению качества результатов. 7. Наличие рынков труда, товаров и капиталов, движение которых и придает необходимую рыночной экономике импульсацию. Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества. 8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления: - стабилизация производства («налоговая и инвестиционная политика»); - финансирование научно-технического прогресса («политика научно-целевых программ»); - дотация социально-значимых отраслей («инвестиционная поли-тика»); - выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»); - государственная поддержка конкуренции («политика демонопо-лизация»); - стабилизация и оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»); - преодоление чрезмерной имущественной дифференциации насе-ления («политика доходов»). 9. Система социальной защиты – главное средство минимизации неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие и масштабы системы социальной защиты населения – критерий и мера цивилизованности рыночной экономики в данной стране. Система социальной защиты включает три главных направления: 1) регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения; 2) гарантия заработной платы наемных работников посредством законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда; 3) защита уровня жизни населения посредством индексации доходов.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1805)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |