Этапы жизнедеятельности семьи
Периодизации жизнедеятельности семьи представленные в отечественной и зарубежной психологической литературе имеют различные основания и принципы их выделения. Так, наиболее известна система "стадий", где в качестве основного признака разграничения стадий использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст. Стадии семейного цикла (Шнейдер Л.Б): 1 - формирующаяся семья, супруги женаты менее пяти лет, детей нет; 2- детородящая семья, возраст старшего ребенка до 2 лет 11 месяцев; 3- семья с детьми дошкольниками, старшему ребенку от 3 до 5 лет 11 месяцев; 4- семья с детьми школьниками, старшему ребенку от 6 до 12 лет 11 месяцев; 5 - семья с детьми подростками, старшему от 13 лет до 20 лет 11 месяцев; 6 - семья "отправляющая" детей в жизнь (стадия длится с того момента, когда родительский дом покинул первый ребенок, до того момента, когда семью покинул последний ребенок); 7 - супруги зрелого возраста ( с тго момента, когда в семье не осталось ни одного ребенка, до момента окончания трудовой деятельности, до пенсии); 8 - стареющая семья, смомента ухода супругов на покой до смерти одного из них. (Дюваль Е., 1957). Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис в работе "Психология и психотерапия семьи говоря о фазах жизненного цикла по Дювалю, даёт несколько иную интерпретацию, а именно: 1. Вовлечение. Встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу. 2. Принятие и развитие новых родительских ролей. 3. Принятие в семье новой личности. Переход от диадных отношений супругов к отношениям в треугольнике. 4. Введение детей во внесемейные институты. 5. Принятие подростковости. 6. Экспериментирование с независимостью. 7. Подготовка к уходу детей из семьи. 8. Уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов "глаза в глаза". 9. Принятие факта ухода на пенсию и старость (Duvall E.М., 1957) . Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркай выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети. Э.К. Васильева выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи: 1. зарождение семьи до рождения ребенка; 2. рождение и воспитание детей; 3. окончание выполнения семьей воспитательных функций; 4. дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи; 5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи. Браун и Кристенсен выделяют 6 этапов жизнедеятельности: 1. Молодая семья (от заключения брака до рождения первого ребенка). Супругам следует установить новые отношения с расширенными семьями; их роли сына и дочери должны стать вторичными, уступив место ролям мужа и жены. Установление границ общения с друзьями и родственниками. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 2. Семья ребенка преддошкольного/школьного возраста. Реорганизация семьи для выполнения новых задач. Поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета. Согласование личных и семейных целей. 3. Семья школьника. Перераспределение обязанностей. Проявление участия при наличии проблем с учебой. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий. 4. Семья подростка. Перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками. Изменение типа родительского поведения и ролей. Подготовка к уходу подростка из дома. 5. Семья как «стартовая площадка» для ребенка. Сепарация ребенка от семьи. Корректный уход из дома. 6.Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию. Пересмотр супружеских взаимоотношений. Пересмотр распределения обязанностей и времени. Адаптация к уходу на пенсию. Картер и Мак Голдрик описали следующие шесть стадий жизненного цикла семьи: 1. Ранняя взрослость при отсутствии привязанностей. 2. Приобретение новых родственников в результате брака. 3. Семья с маленькими детьми. 4. Семья с детьми-подростками. 5. Уход детей и дальнейшая жизнь. 6. Семья в конце жизни.
Бранхилл и Лонго подчеркивали, что необходимо сосредотачиваться не столько на стадиях развития как таковых, сколько на переходах от одной стадии к другой. Поэтому они придавали особое значение следующим переходным периодам: 0-1. Принятие обязательств. 1-2. Освоение супругами родительских ролей. 2-3. Принятие факта появления в семье новой личности. 3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения). 4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. 5-6. Экспериментирование с независимостью. 6-7. Подготовка к необходимости отпустить детей. 7-8. Уход детей, снова вдвоем. 8-9. Принятие ухода на пенсию и старости. Наиболее удобной для решения прикладных задач психологии семьи является периодизация жизнедеятельности семьи М. Эриксона, он выделяет: 1. период ухаживания. 2.брак и его следствие (брачное поведение). 3. рождение ребенка и взаимодействие с ним. 4. зрелая стадия брака. 5. отлучение детей от родителей. 6. пенсия и старость.
Итак, выше указанные периодизации имеют общие, сходные аспекты, заключающиеся в следующем: семья без детей имеет свою периодизацию жизнедеятельности, которая носит более общий характер и менее разнообразный, чем жизнедеятельность семей имеющих детей; активная «жизнедеятельность семьи» начинается со времени появления ребенка (детей) и теснейшим образом связана с его взрослением детей и прохождением ими определенных возрастных этапов; наряду с непосредственным нахождением семьи на том или ином этапе важным является подготовительный этап, период или можно назвать, межпериодное время, на котором также происходят существенные, значимые для семьи изменения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1747)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |