Тема 5. Представление членов семьи о своей семье
Отношения, которые складываются в семье, по-разному воспринимаются и понимаются каждым из её членов. Один видит в каждодневных конфликтах, развитие семьи, другой её распад. В связи с чем, психологу важно знать, как члены семьи представляют свою семью, свою роль и её выполнение, а также «слышали», как видят семью другие её члены, для того, чтобы понять причину сложившихся отношений. Внутренняя картина семьи. Ученые различных школ, так или иначе, касаются проблемы семейных представлений, так как для оказания верной помощи и поддержки семье психологу необходимо как можно точнее знать всё, что происходит внутри семьи. Осознание же психологической проблемы (где-то это происходит с помощью психолога) и правильное понимание самой семьёй того, что в ней происходит, - весьма важная предпосылка решения её проблем; коррекция дефектных, ограничивающих развитие личности представлений о себе и своей семье - основа экзистенциальной психотерапии. О "семейной агнозии"- неспособности членов семьи адекватно воспринимать некоторые стороны её жизни - пишут сторонники системного направления (Haley, 1978). Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис пишут, что каждый член семьи, так или иначе, представляет свою семью. Когда он думает о ней сам или рассказывает о ней психологу (психотерапевту), перед его мысленным взором возникают картины повседневной жизни, обстановка, в которой он живет, лица, слова, поступки членов семьи, ссоры и примирения, радости, обиды, огорчения, частые и редкие события в её жизни и т.д. Работая с семьей, психолог находит в описываемой картине семейной жизни противоречия, непоследовательность, не связность в объяснении тех или иных явлений семейной жизни. Т.е., "внутренняя картина" жизни семьи искажена или неполна, а где-то не достаточно объективна. Однако, вне зависимости от её истинности, она играет огромную роль в жизни как отдельного члена, так и семьи в целом. Достижения в области когнитивной психологии, психосемантики привнесли в понимание семейных представлений такие понятия как: "наивные представления " (Clauss D., 1981), "ситуационные сценарии" (Келли, Джорж, 1984) и др. "Ситуационные сценарии" - это представления людей об определенных типичных ситуациях (сценах) их жизни: завтрак, возвращение домой с работы, совместный просмотр телепередачи, обсуждение новостей, семейный конфликт, приобретение новой вещи. Каждый из этих сценариев, подобно настоящему киносценарию, содержит представления об обстановке, в которой находится действие, о действующих лицах, об их обычных вопросах и ответах. Сценарий может предусматривать типичные варианты развития событий (ссора закончилась - или не закончилась - примирением), типичные эмоции каждого участников (обида, раздражение, радость, желание скрыть или наоборот - проявить свои чувства). "Наивные представления" - это представления людей, не получивших специальной подготовки в области психологии, о психологических особенностях человек вообще и определенных категорий людей (женщин, мужчин, детей) в частности. Примерами их являются многочисленные суждения, используемые индивидом при регулировании своих семейных отношений типа: "стерпится-слюбится", "общее горе сближает", "если подчинишься раз-другой, то это войдет в привычку" и т.п. Они играют огромную роль в формировании семейных представлений, в интерпретации индивидом своего собственного поведения и поведения других членов семьи. Видение того, как та или иная семейная ситуация воспринимается каждым членом семьи (через рассказ клиента), помогает точно определить имеющиеся стереотипы, сценарии поведения и проблемы, а также представить возможные резервы семьи для решения тех или иных трудностей. Таким образом, выявление представлений о семье является важной задачей психолога и клиента на пути гармонизации семейных отношений. Семейные сценарии. Семейный сценарий является организующим началом семейной жизни и в своей совокупности определяет её. Семейный сценарий - это представления индивида об определенных типичных (повторяющихся) ситуациях. Это также сценарии более или менее частых событий семейной жизни. Они помогают индивиду ориентироваться в происходящем, предвидеть, каких событий следует ожидать, с какими проблемами или трудностями он может столкнуться. И как указывает Э.Г. Эйдемиллер, каждый член семьи обычно неплохо представляет себе типичную последовательность событий, обычное поведение каждого члена семьи и т.д. Сценарий семейной ситуации играет большую роль, организуя восприятие её индивидом, определяя селективность этого восприятия: какие вопросы он задает себе, столкнувшись с ситуацией, на что обращает внимание, что видит и чего не замечает. Часть представления индивид уже доопределяет в момент столкновения с ситуацией. Сценарий напоминает карту, по которой следует (или хотя-бы придерживается) индивид. Исследования "типовых сценариев" показали, что поиск определенной информации является одной из важных частей практически любого сценария. Попав в ситуацию, индивид что-то уже знает о ней заранее, а что-то лишь предполагает и стремится уточнить. Направление сбора информации - что именно интересует индивида - обычно заложено в сценарии. Поэтому, изучая семейные сценарии, можно найти ответ на вопрос, чрезвычайно важный для понимания нарушений в функционировании семьи - о причинах "информационной слепоты" членов семьи: почему они не замечают, казалось бы очевидных и очень важных для успешного функционирования семьи фактов? Для принятия решения необходима деатоматизация семейных сценариев, возвращение сценария в сознание - то, что Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис называют активизацией сценария. Активизация сценария - это не только трудный, но одновременно и весьма значимый, важный процесс. Какие конкретно картины и в какой последовательности возникнут перед мысленным взором членов семьи при обсуждении той или иной проблемы, насколько они будут яркими и сколь сильное впечатление они произведут. Решение, которое примет член семьи, связано с процессом активизации семейного представления различными путями. Для принятия решения важно: 1. Число активированных сценариев (какое количество сценариев типовых ситуаций возникает в сознании члена семьи). 2. Последовательность активизации семейных сценариев (односторонность или многосторонность процесса активизации). Решение семейной проблемы может зависеть от того, в какой последовательности в сознании члена семьи возникают те или иные сценарии. 3. Степень конкретизации семейных сценариев. Принимаемое решение зависит не только от того, какие именно картины представил себе член семьи, но и того, сколь сильной была активизация каждой отдельной картины. Чем возникающая картина ярче, конкретнее, насыщеннее деталями, тем более сильный эмоциональный отклик она вызовет и тем сильнее будет её влияние на принимаемое решение. Уровни конкретизации отдельного семейного представления. ·Первый - "нулевой". Член семьи совершенно не может представить себе конкретное семейное событие (по просьбе психолога). ·Второй уровень - схематическое представление. В этом случае перед мысленным взором члена семьи - лишь бледное представление, причем может быть, даже не о его собственной семье, с её неповторимостью и индивидуальностью, а некий стереотип, "картинка из календаря". ·Третий уровень - конкретизированный образ семьи: яркое, насыщенное деталями отражение того, что в действительности происходит в семье. То, что в этом случае возникает перед внутренним взором члена семьи, - это четкое и в то же время обобщенное представление о том, что обычно происходит именно в данной семье в определенной семейной ситуации, как ведут себя члены семьи в ней, что они чувствуют, какие существуют варианты развития этой ситуации. Степень конкретизации определенного представления определяет уровень его эмоциональной насыщенности. 4. Психологичность семейного представления - характеризует степень, в которой семейное представление отражает чувства и другие психологические состояния действующих лиц семейного сценария. Некоторые семьи очень хорошо представляют себе материальные, бытовые стороны своей жизни - изменения в жизни семьи, связанные со сменой жилища, повышением и снижением материального уровня, приобретением автомобиля, будущим ремонтом, необходимостью копить деньги и т.д. Однако при этом их представления о чувствах друг друга, о мыслях, о возможных реакциях на различные события могут быть чрезвычайно наивны и примитивны, могут основываться на стереотипных, крайне поверхностных соображениях или исключительно на здравом смысле. Таким образом, семейные сценарии, представляют своего рода карту действий каждого члена семьи. Важно при этом как действуют члены семьи, по одному сценарию или у каждого свой. Это задача психолога.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1497)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |