Тема 2. Структура, функции и динамика развития семьи
Семья сложное образование, как уже было отмечено, и для того, чтобы понимать процессы происходящие в ней важно обратиться к структуре, функциям семьи и её движению, т.е. динамике. Все вышеуказанное теснейшим образом связано с типом семьи или теми вариантами организации семейной жизни, которые складываются и определяют и её движение и функции. Типы семей. Если исходить из определения, что семья - это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство, логично обратиться к таким трем вариантам семьи, более «крупным», выделяемым М. Арутюнян как: традиционная, детоцентрическая и супружеская (демократическая). В традиционной семье воспитывается уважение к авторитету старших; педагогическое воздействие осуществляется сверху вниз. Основным требованием является подчинение. Дети из этих семей легко усваивают традиционные нормы, но испытывают трудности в формировании собственных семей. Они не инициативны, не гибки в общении, действуют, исходя из представления о должном. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка. Поэтому ребенок из такой семьи может оценивать мир как враждебный. Очень велик риск социальной дезадаптации и, в частности, учебной дезадаптации ребенка после поступления в школу. Супружеская (демократическая) семья расписывается розовыми красками. Цель в этой семье - взаимное доверие, принятие и автономность членов. Воспитательное воздействие - «горизонтальное», диалог равных: родителей и ребенка. Итогом такого воспитания является усвоение ребенком демократических ценностей, гармонизация его представлений о правах и обязанностях, свободе и ответственности, развитие активности, самостоятельности, доброжелательности, адаптивности, уверенности в себе и эмоциональной устойчивости. В.Н. Дружинин, говоря о типах семей, выделяет три группы характеристик: Первая - отражает социологический взгляд на форму семьи, в неё входят: 1. Нуклеарная семья - состоит из взрослых и детей, которые от них зависят; 2. Расширенная семья включает нуклеарную семью и родственников (бабушек, дедушек, сестер, братьев и др.). 3. Полная семья - соответствует нуклеарной семье, если включает отца, мать и детей; 4. Неполная семья - если один из родителей отсутствует. Есть дополнительная категория - так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. 5. Большая семья - группа кровных родственников разных поколений, живущая в одном месте и возглавляемая фигурой патриарха или матриарха. Обнаруживаемая в аграрных обществах, семья этого типа имеет общую собственность на землю, скот и средства производства. 6. Семья - двор также характерна для аграрных обществ прошлого. В этом случае живущая в одном месте семья объединяет несколько поколений. Кроме того, членами семьи являются люди, не связанные кровным родством (слуги, наемные работники и т.д.), образуя в совокупности и социальное и экономическое сообщество. Вторая - характерна для индустриальной эпохи, является результатом кризиса семьи как социального института и содержит типы властных структур: 1. патриархальная семья - власть принадлежит мужу; 2. матриархальная - власть принадлежит жене; 3. эгалитарная - власть равномерно распределяется между мужем и женой. Третья - отражает специфику российской семьи: 1. Реальная семья - конкретная семья как социальная группа, объект исследования. 2. Типичная семья - наиболее распространенный в данном обществе вариант модели семьи. 3. Идеальная семья - нормативная модель семьи, которая принимается обществом, отражена в коллективных представлениях и культуре общества, в первую очередь - религиозной. 4. Элементарная семья - семья, состоящая из трех членов: муж, жена и ребенок. А.Е. Личко говорит о таких характеристиках семьи как: структура семьи и функциональные особенности. 1. Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери). 2. Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья. А также вводит понятие «дисгармоничная семья» и причины дисгармонии, среди которых: 1) нет партнерства между родителями (один из них доминирует, другой только подчиняется); 2) деструктурированная семья (нет взаимопонимания между членами семьи, существует излишняя автономия, нет эмоциональной привязанности и солидарности между членами семьи в решении жизненных проблем); 3) распадающаяся семья (конфликтная, с высоким риском развода); 4) ригидная псевдосоциальная семья (доминирование одного члена семьи с чрезмерной зависимостью других, жесткая регламентация семейной жизни, нет двусторонней эмоциональной теплоты, ведет к автономизации духовного мира членов семьи от вторжения властного лидера). В.Н. Дружинин, указывая на происходящие в современной социально-экономической жизни страны изменения, предположил, что в ближайшей перспективе главой семьи будет женщина, а муж приобретет больше ответственности за семью, получив, в частности, возможность обеспечивать её материально. Пишет, что социологические теории семьи, которые создавались "советскими" учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Важнейшими характеристиками семьи являются ее функции, структура и динамика. Функции семьи.
Функция семьи - это жизнедеятельность семьи, непосредственно связанная с удовлетворением определенных потребностей ее членов. Говоря о разновидностях функций семьи, представляет интерес позиция Харчева, который полагал, что "детопроизводство" в интересах функционирования общества является основной функцией семьи ("Воспроизводство непосредственной жизни"). С его точки зрения, семья может исследоваться двояко: 1) как социальный институт, и 2) как малая социальная группа. Поскольку "детопроизводство" - главная функция семьи по Харчеву, все остальные функции семьи являются внешними, дополнительными, к которым семья принуждена нетеоретическими обстоятельствами. К этим функциям он отнес: накопление и передачу по наследству, организацию производства, потребления и быта и т.д. Подробно анализ основных функций семьи содержится в работе А.Н. Елизарова. 1. Порождение и воспитание детей. 2. Сохранение, развитие и передача последующим поколениям ценностей и традиций общества, аккумулирование и реализация социально-воспитательного потенциала. 3. Удовлетворение потребностей людей в психологическом комфорте и эмоциональной поддержке, чувстве безопасности, ощущении ценности и значимости своего "Я", эмоциональном тепле и любви. 4. Создание условий для развития личности всех членов семьи. 5. Удовлетворение сексуально-эротических потребностей. 6. Удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга. 7. Организация совместного ведения домашнего хозяйства, разделение труда в семье, взаимопомощь. 8. Удовлетворение потребности человека в общении с близкими, в установлении прочных коммуникативных связей с ними. 9. Удовлетворение индивидуальной потребности в отцовстве или материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. 10. Социальный контроль за поведением отдельных членов семьи. 11. Организация деятельности по финансовому обеспечению семьи. 12. Рекреативная функция - охрана здоровья членов семьи, организация отдыха, снятие с людей стрессогенных состояний и т.д. Н.Я. Соловьев выделяет следующую разновидность функций семьи: 1. Воспитательная функция состоит в том, что удовлетворяются индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве; в контактах с детьми и их воспитании; в том, что родители могут "реализоваться" в детях. В ходе выполнения воспитательной функции семья обеспечивает социализацию подрастающего поколения, подготовку новых членов общества. 2. Хозяйственно-бытовая функция заключается в удовлетворении материальных потребностей членов семьи (в пище, крове и т. д.), содействует сохранению их здоровья: в ходе выполнения семьей этой функции обеспечивается восстановление затраченных в труде физических сил. 3. Эмоциональная функция - удовлетворение её членами потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья. 4. Функция духовного (культурного) общения - удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении, она играет значительную роль в духовном развитии членов общества. Исследования М. Аргайла показали, что общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивает время их жизни, повышает стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%) и лишь 8% отрицательно относятся к нему. 5. Функция первичного социального контроля - обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенностями теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т.п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами. 6. Социально-эротическая функция - удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при этом осуществляет регулирование сексуально-эротического поведения её членов, обеспечивая биологическое воспроизводство общества. Данная разновидность, с нашей точки зрения, наиболее полно характеризует процессы происходящие внутри семьи. С течением времени происходят изменения в функциях семьи: одни утрачиваются, другие появляются в соответствии с новыми социальными условиями. О.М. Здравомыслова пишет, что с возрастанием индивидуализации человека и "введением" в современную семью принципа автономии личности как необходимого условия развития и удовлетворения высших психологических потребностей, а также в связи с параллельно идущими социальными процессами, ослабляющими внешние нормы семейного взаимодействия, удовлетворение всех видов базовых психологических потребностей индивида, включая и "высшие", усложняется, что создает угрозу дестабилизации семьи. Вследствие этого повышается требование к выполнению семьей её социально-психологических функций, как в целом, так и на различных стадиях её жизненного цикла. Всё вышесказанное заставляет нас обратиться к такому понятию как нарушение семейных функций и дисфункциональные семьи. Нарушения функций семьи - это такие особенности, пишет Э.Г. Эйдемиллер, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций. Способствовать нарушениям может весьма широкий круг факторов: особенности личностей её членов и взаимоотношений между ними, определенные условия жизни семьи. Например, причиной нарушений воспитательной функции семьи может стать и отсутствие у родителей соответствующих знаний и навыков, и нарушения в их отношениях (конфликты по вопросам воспитания, вмешательство других членов семьи и т.д.). А.Н. Елизаров предполагает, что одной из главных проблем семьи, приводящей к семейным, функциональным нарушениям является регуляция противоречий, которые возникают в семье, и выделяет два основных пути их разрешения: а) аппеляция к социальным нормам, разуму и ценностям; б) аппеляция к разуму супругов, к их способности понять необходимость согласия. Анализируя весь список "функций семьи", он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя "семьей", порождает и воспитывает детей. Дисфункциональные семьи оказываются неспособными удовлетворять потребности друг друга в личностном, духовном росте. Наиболее часто в работе психолога с дисфункциональными семьями по мнению Э.Г. Эйдемиллера встречаются следующие проблемы: 1. Ошибочный выбор партнера. Часто ожидание того, что муж/жена, будут напоминать отца/мать. 2. Незавершенные отношения в родительской семье. Супруги, вместо того, чтобы советоваться друг с другом при решении проблем, обращались за советом к своим родителям. 3. Утрата иллюзий ("синдром утопий" - Ледерер и Джексон, 1967). Супруги считали, что они женились по любви и ради любви, но ожидаемого счастья не было. На самом деле в их отношениях преобладала не реальная оценка эмоциональной составляющей, а преувеличенные сексуальные фантазии. Потребность в опеке и доминировании оказывалась важнее реальных сексуальных отношений (проблема пациентов с истерическими расстройствами). 4. Переживание растерянности. Почему мы живем вместе? - начинали задумываться супруги. Потому что хотим этого или потому что обязаны? 5. Супружеская измена или угроза развода - один из наиболее частых поводов обращения к психотерапевту. 6. Гражданский брак как попытка избежать ответственности - юридической, финансовой и т.д. Под влиянием различных общественных организаций, в том числе феминистских, стали популярны идей, что семья устарела, что не смену ей должен прийти гражданский брак или "пробный". Отказ от семьи как формы регуляции социальных отношений создает тревожную ситуацию. 7. Среди представителей сексуальных меньшинств, наоборот, преобладает требование узаконить их браки и разрешить им усыновление детей. Таким образом, нормально функционирующая семья - это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, в следствии чего удовлетворяется потребность в росте и изменениях как семьи в целом, так и каждого её члена (Э.Г. Эйдемиллер). Хорошим браком и семьёй считается тот и та, в которой присутствуют следующие признаки: толерантность, уважение друг к другу, честность, желание быть вместе, сходство интересов и ценностных ориентаций (Ледерер и Джексон). А.Н. Обозов (1976) считает, что стабильный брак обуславливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств. Стабильности семьи способствует также умение членов семьи вести переговоры по всем аспектам совместной жизни.
Структура семьи. Структура семьи - т.е. состав семьи и число её членов, а также совокупность их взаимоотношений. Анализ структуры семьи, по мнению Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкис, дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто является исполнителем, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры, можно выделить семьи, где руководство сосредоточено в руках одного члена семьи, и семьи, где явно выражено равное участие всех членов в управлении. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором- о демократической. Различной может быть структура семьи, пишут ученые, в зависимости от того, как в ней распределены основные обязанности: равномерно или же большая их часть сосредоточена в руках одного члена семьи. Наиболее распространенная структура в нашем обществе - это семья, включающая взрослых (мужа, жену, нередко кого-то из родителей) и детей, причем в нашей стране для семьи наиболее типично наличие одного-двух детей (Белова В.А., 1975). Нарушение структуры семьи - это такие особенности, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей её функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей между супругами является нарушением структуры взаимоотношений в семье, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей своего супруга, который взял на себя основную нагрузку (потребностей в восстановлении физических сил, в культурном, духовном обогащении). Вопрос о том, что в семье является нормой, а что нарушением, - один из наиболее трудных вопросов в современной психологической науке. В основном к данной проблеме обращаются психотерапевты, часть из которых имеют определенное представление, какой должна быть семья - например, какими могут и должны быть отношения между супругами и каких отношений не должно быть между родителями и детьми (Сальвадор Минухин). Другие четче определяют требования, предъявляемые к семье, - например, необходимость создавать условия для развития личностей членов семьи - "опытная" семейная психотерапия (основоположник этого направления - Карл Витикер). Третьи точнее знают, какой должна быть семья, - учение о "семейных треугольниках" и о "двойной связи". Наконец четвертые верят пациенту и помогают ему избавиться от того, что ему мешает, - такова тактика бихевиоризма. К ситуационным нарушениям относятся трудности относительно кратковременные, но создающие угрозу функционированию семьи (серьезные заболевания, крупные имущественные потери и т.п.). Значительную роль в психологическом воздействии этих трудностей играет фактор внезапности (семья оказывается не подготовленной к событию), исключительности (легче переживается трудность, затрагивающая многие семьи), а также ощущение беспомощности (члены семьи уверены, что они ничего не могут сделать для того, чтобы обезопасить себя в будущем) (Costell R. et al., 1981). Рассмотрение функций семьи и её структуры показало, что семейные отношения не могут быть установлены сразу, что семья - не статическое образование, она развивается, преобразуется говорит Л. Б. Шнейдер. Функции и структура семьи могут изменяться в зависимости от этапов её жизнедеятельности.
Динамика семьи. Динамические процессы, лежащие в основе наиболее очевидных структурных связей, процессы, широко распространенные, специфические и узнаваемые, получили название "семейной динамики"(М. Уэдделл,1994.) Столин В.В., в функционировании семьи выделяет три процесса динамического аспекта: 1. Ассимилятивный процесс состоит в поддержании устойчивого состояния открытой семейной системы относительно некоторых фиксированных систем отсчета. 2. Аккомодативный процесс состоит в сдвиге самой фиксированной системы отсчета. 3. Адаптивный процесс является поиском баланса между сохранением некоторого устойчивого состояния и изменением семейного функционирования, то есть баланса между двумя первыми процессами. "Нормативные стрессы и стрессоры" (Burnham J. B., 1991) и кризисы развития (Caplan G., 1963), также являются движущей силой развития семьи как в целом, так и её отдельных членов. Помимо ситуативных стрессов выделяют и те, которые предусмотрены коллизиями развития личности, организма, семьи и других социальных групп. Они могут быть описаны как критические точки прохождения семьи от фазы к фазе в жизненном цикле семьи. Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье ранее, не способствуют достижению новых потребностей, появившихся у членов семьи. С. Кратохвил указывает, что в жизни семьи есть свои критические периоды, и относит к ним 4-6 и 17-25 годы общей жизни. З. Розенталь пишет, что 8% разводящихся молодых супругов (продолжительность брака 0-2 года) мотивировали развод вмешательством в их жизнь родителей, а среди проживших вместе пять и более лет таких было только 0,6%. Своеобразие дальнейшего развития семьи показывает и то, что конфликты из-за эмоциональных отношений как бы вытесняют конфликты из-за воспитания детей. Так, по данным М. Джеймса, на 5-10-м году брака больше всего разногласий между супругами возникает из-за различного отношения к воспитанию детей. На дальнейших этапах развития семьи снова появляются своеобразные причины её нестабильности, среди которых важное место занимает представление о том, что невозможно возродить супружеские отношения. Так, В.А. Сысенко указывает, что после 25 лет брачной жизни возрастает число разводов, которые мотивируются пьянством мужа (понятно, что очень редко не пьянствовавший ранее мужчина начинает пить в 50-60 лет) или фактическим созданием другой семьи (так же понятно, что отношения, характеризуемые как другая семья, возникают заметно раньше, чем юридически прекращается ранее бывший брак). Семейные системные психотерапевты Варнхилл и Лонго для объяснения того, что происходит с семьей при переходе от фазы к фазе, заимствовал психоаналитические идеи о фиксации и регрессии: во время нормативного стрессора дисфункциональные семьи, вместо того чтобы продвигаться вперед, регрессируют на более ранние фазы развития семьи, либо останавливаются в своем развитии, т.е. фиксируются на определенной фазе. Для того чтобы избежать этого, они предлагают семьям проработать проблему переводов "Как вы это делали, с помощью каких средств, что вы еще делали?". М. Уэдделл в работе "Семья и её динамика" отмечает, что семья -это группа людей, связанная узами родства, социально-экономическая единица, существующая вокруг гетерогенной пары. В семье происходят динамические процессы, лежащие в основе структурных связей - "семейная динамика". Рождение ребенка знаменует начало динамики, устанавливающее продолжительные и специфические паттерны отношений, характерные для семьи в будущем. С рождением ребенка система, ранее замкнутая на себя, начинает существовать объективно в виде треугольника, со всеми проблемами, характерными и актуальными для треугольника. Сущность процессов, происходящих с ребенком, определяет содержание таких понятий в семье, как материнство, отцовство, родительство. Ученым обращается внимание на факт, что все семейные процессы происходят как естественное продолжение прошлой динамики в родительских семьях, уходя корнями в первые дни семейной жизни. Итак, динамика семьи это важное образование, приводящее разного рода изменениям как семьи в целом, так и отдельных её членов. Движение семьи неизбежно, более стремительно оно происходит в случаях кризисов семьи.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (3296)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |