Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь

Выявление семйно-обусловленных психотравмирующих состояний





Современная действительность, представляет массу ситуаций, в котрых семья выступает в качестве фактора травмирующего личность и её развитие, а также как фактор сохраняющий или невольно «поощряющий» травматизацию одного из членов семьи.

Эта группа проблем, является самыми сложными в работе психолога. Сложность состоит в выявлении травмы. Не каждый клиент осознает наличие травмирующих ситуаций в семье (особенно если это ребенок), а если осознает, то для него представляет сложность их вербализировать.

Эйдемиллер Э.Г., опираясь на многолетний опыт консультирования семей, предлагает комплекс методов направленных на выявление семейно-обусловленных психотравмирующих состояний. Данные методики, помогут психологу-практику выявить, является ли семья причиной психологических проблем и имеющихся у клиента трудностей, а также исключая ситуацию прямого выявления насилия в семье, выявить и оценить её.

1. "Семейно-обусловленное состояние"

Методика включает 12 оценочных шкал, по которым индивид характеризует самочувствие в семье. Эти шкалы отражают изучаемые состояния.

Методика проведения

1. П: "Мысленно вернитесь домой в семью. Вспомните чувства, с которыми вы открываете дверь дома, с которыми вспоминаете домашние дела на работе. Как вы себя чувствуете в выходные дни и по вечерам? В общем вспомните всю вашу семейную жизнь. Каким вы себя чувствуете чаще всего? Отметьте на шкалах".

П (вручает бланк для ответов)

О (отмечает).

2. П (обращает внимание на качество, наиболее выраженное на шкалах): "Вы отметили, что чувствуете себя в семье очень... (называет соответствующее качество). Приятное это чувство или, скорее, неприятное? Прошу вас вспомнить несколько случаев из вашей семейной жизни, когда вы чувствовали себя очень... (называет то же состояние)".

3. О (рассказывает)

П :"Попробуйте еще раз оценить свое состояние дома на этих же шкалах. Все остается по-старому или что-то изменяется?"

О (обычно меняет оценку по некоторым шкалам). Если при этом на первый план вышло другое состояние, то вся процедура повторяется от пункта 2).



 

Обработка: баллы по шкалам, обозначенным одинаковым индексом, суммируются. Состояние констатируется, если сумма оценок по 4 субшкалам превышает или равна по У (общая неудовлетворенность) 26 баллам; по Н (невротическое напряжение) - 27 баллам; по Т (семейная тревожность) - 26 баллам.

 

2. Цель психологической помощи жертвам насилия в уменьшении отрицательного влияния переживаемой травмы. Исходя из цели психолог решает следующие практические задачи:

·оценивает уровень психического здоровья жертвы насилия и определяет показания к другим видим помощи (психотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

·изучает индивидуально-психологические особенности индивида с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

·мобилизирует скрытые психологические ресурсы жертвы, обеспечивает самостоятельное решение проблем;

·осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

·выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

·привлекает других членов семьи, родственников, референтных лиц к оказанию психологической поддержки пострадавшего.

Для планирования коррекционной работы с клиентом важно детально выяснить личностные составляющие клиента, на которые можно опереться во время работы, а также отдельные стороны личности, которые чаще всего травмируются, с целью определения силы травмы.

 

Наиболее используемыми являются следующие методики:

1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для определения типа акцентуаций характера и наличия психопатических проявлений.

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребностей, страхов и других индивидуальных характеристик.

Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации ответственности.

2. Для детей используются рисуночные тесты "Дом - Дерево - Человек", "Рисунок семьи", "Несуществующее животное", "Неоконченные предложения" для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и "эго" состояния жертвы насилия.

Использование данных методов, позволит психологу получить целостный психологический портрет личности клиента и оценить степень его травмированности. Результаты диагностик, дадут возможность обоснованно построить коррекционную программу и целенаправленно подойти к нормализации психического состояния клиента. Нельзя забывать, что в процессе коррекции состояния клиента семья играет не маловажную роль. Семья является фактором, который определяет реакцию индивида на психическую травму. Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис отмечают, что семья может оказывать влияние на процесс травматизации следующим образом:

1. Семья как фактор сенсибилизации её члена к психической травме. Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от "почвы", т.е. от личностных особенностей индивида, определяющих его чувствительность к травме. Чем чувствительнее нервная система, тем менее интенсивной травмы достаточно для нарушения её деятельности (Ушаков Г.К., 1987).

Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:

а) через формирование неспособности противостоять психологической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует ребенка, однако делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее сталкнется вне семьи.

б) через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервно-психическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность индивида сопротивляться самым различным психотравмирующим явлениям;

в) через формирование представления индивида о патогенной ситуации и её оценки. В.Н. Мясищев (1960) указывал на огромное значение представления индивида о патогенной ситуации и оценки им этой ситуации.

2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы ("хронифицирующее", "аккумулирующее" действие семьи). Психическая травма может вызывать различные реакции как самого индивида, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия - они направлены на скорейшую ликвидацию психической травмы иеё последствий. В других случаях иначе стимулируют травму, утяжеляют её, затрудняют её ликвидацию. В результате действия таких реакций травма "хронифицируется", "закрепляется"; неблагоприятные последствия аккумулируются, что проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей, поэтому каждая новая травма "накладывается" на все предшествующие.

3. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия травме. Психическая травма ставит индивида перед необходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция и др.) или деструктивные (инфантилизация, фиксация). Семья, как правило, существенно влияет на выбор способа реакции на травму: через представления членов семьи о трудностях и "правильных", "достойных", "наиболее простых" путях их преодоления.

Мы кратко затронули данную проблему, проблему, связанную с диагностикой и планированием коррекционной работы психолога с клиентом, пережившим травму. Э.Г. Эйдемиллер подробно описывает помощь в книге «Семейная психотерапия», где можно получить исчерпывающую информацию. Нам же важно понимать, что семья это не только «каменная стена», защите и опора, но и «болото» в котором можно увязнуть или «утонуть, как личность».

Таким образом, семья может, выступает в качестве источника психической травмы и вместе с тем непосредственно участвовать в травматизации.

Литература:

 

1. Витакер К. Полночные размышления семейного терапевта.- М.,1998.

2. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество. История, современность, взгляд в будущее. - М., 1982.

3. Головина А. Г. Характеристика родительских семей подростков, больных шизофренией // Семейная психология и психотерапия. – 2001. - №1.

4. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. СПб., 1998.

5. Шерман Р., Фредман Н. Структурированные техники семейной и супружеской терапии. М., 1997.

6. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. - М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.-512 с.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. Л.: Медицина, 1990.

 





Читайте также:


Рекомендуемые страницы:


Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...

©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (920)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)