Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ



2016-01-26 429 Обсуждений (0)
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок




Монополистическая конкуренция выступает в не­скольких формах.

Для формы научно-технического соперничест­вахарактерна постоянная борьба за повышение конкурентоспособности фирм за счет:

1) разработки новых продуктов; внедрения совре­менных технологических процессов и др.;

2) накопления и использования научно-технической информации; приобретения и использования па­тентов.

При научно-техническом соперничестве обычно используются 2е модели:

1) конкурентная модель- основывается на том, что конкурирующие фирмы используют наиболее эф­фективную из известной производственной техни­ки; прибыли от НТП могут быть недолговечными, так как конкурирующие фирмы копируют любую техни­ческую новинку; прибыль от нововведений получа­ют после внедрения новаций все конкурирующие фирмы, но затраты на техническое исследование несут только разработчики;

2) монополистическая модель- основывается на том, что чистый монополист имеет возможность постоянно получать значительные прибыли за счет нововведений. Он имеет большие финансовые ре­сурсы для НТП, чем конкурирующие фирмы, но сти­мулы разрабатывать новую технику или продукцию ослабевают в силу монополизированности рынка. Монополисты, чтобы избежать потерь за счет мо­рального износа машин и оборудования, могут скрывать вновь созданные технику и продукцию.

Форма промышленно-производственного соперничествапроявляется в виде наращивания производственных мощностей, освоения новых видов продукции и снижения издержек производства.

В условиях совершенной конкуренции производ­ственная эффективность достигается за счет того, что свободный вход на рынок и выход фирм с рынка заставляют фирмы работать при оптимальной нор­ме выработки, когда удельные издержки производ­ства являются минимальными. При этом цены на продукцию устанавливаются на низшем уровне и со­гласуются со средними валовыми издержками. В ус­ловиях чистой монополии фирма может уменьшить объем выпуска продукции, назначить более высо­кие цены, снизить за счет этого расход ресурсов и максимизировать прибыли. Однако в условиях кон­куренции положение осложняется за счет издержек, которые могут увеличиваться или снижаться. При этом используются два подхода- эффект мас­штаба и понятие «Х-неэффективность».

Монополистическая конкуренция- это не толь­ко абстрактная теоретическая модель, но и достаточ­но часто встречающийся тип реального рынка. Он ха­рактерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промыш­ленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей.

Значение теории монополистической конкуренции выходит далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциа­ции продукта любой рынок приобретает некоторое сходство с рынком монополистической конкуренции. Это объясняется тем, что полностью единого рынка нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сег­ментах вполне могут закрепляться небольшие фир­мы - монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

 

ОЛИГОПОЛИЯ

Олигополия- это рыночная структура, где в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным, и стандар­тизированным.

Обычно на олигополистических рынках господству­ет от 2 до 10 фирм, на которые приходится полови­на и более общих продаж продукта.

На олигополистических ранках некоторые фир­мы могут влиять на цену благодаря их большим до­лям в общем выпускаемом количестве товара. Про­давцы на олигополистическом рынке знают, что когда они либо их соперники изменят цены или выпус­каемый объем продаж, то последствия скажутся на прибылях всех фирм на рынке. Продавцы осозна­ют свою взаимозависимость. Предполагается, что каждая фирма в отрасли признает, что изменение цены или объема выпуска ее продукции вызовет реакцию со стороны других фирм. Реакция, которую какой-либо продавец ожидает от соперничающих фирм в ответ на изменения установленных им цены, объема выпуска или изменения деятельности в об­ласти маркетинга, является основным фактором, оп­ределяющим его решение. Реакция, которой отдель­ные продавцы ждут от своих соперников, влияет на равновесие на олигополистических рынках.

Олигополии защищены барьерами для входа на рынок, схожими с теми, которые существуют для монопольных фирм. Естественная олигополия сущест­вует, когда несколько фирм могут поставлять про­дукцию для всего рынка при более низких долго­срочных издержках, чем были бы у множества фирм.

Черты олигополистических рынков:

1) всего несколько фирм снабжают весь рынок;

2) некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают крупными рыночными долями. Следо­вательно, некоторые фирмы на рынке способны влиять на цену товара, варьируя его количество на рынке;

3) фирмы в отрасли сознают свою взаимозависи­мость. Нет единой модели олигополии, хотя раз­работан целый ряд моделей.

Ценовая война- цикл последовательных умень­шений цены соперничающими на олигополистическом рынке фирмами. Она является одним из мно­гих возможных последствий олигополистического со­перничества. Войны цен хороши для потребителей, но уменьшают величину прибыли продавцов.

Фирмы втягиваются в эту войну, поскольку каж­дый продавец думает, что другой не будет реаги­ровать на его понижение цены, то у каждого из них возникает искушение увеличить продажи, со­кращая цены. Снижая цену ниже цены своего кон­курента, каждый продавец может захватить весь рынок и может тем самым увеличить свою прибыль, но конкурент отвечает понижением цены. Война цен продолжается, пока цена не падает до уровня сред­них издержек. В равновесии оба продавца назна­чают одну и ту же цену. Общий рыночный выпуск такой же, какой имел бы место при совершенной конкуренции.

Олигополистические фирмы иногда вступают меж­ду собой в сотрудничество, чтобы устанавливать цены и делить рынки так, чтобы избежать перспек­тивы ценовых войн и их неприятного воздействия на прибыль.

 



2016-01-26 429 Обсуждений (0)
МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (429)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)