Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Комментарии к технологической карте. На этом и следующем уроках учащиеся возвращаются к истории изучения Франции



2016-01-26 605 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. На этом и следующем уроках учащиеся возвращаются к истории изучения Франции 0.00 из 5.00 0 оценок




На этом и следующем уроках учащиеся возвращаются к истории изучения Франции, поэтому, кроме вопросов домашнего задания, они должны ответить на вопрос: как повлияли на экономическое и социальное развитие реформы Наполеона I? Обобщив ответы, учитель знакомит учеников с темой и планом урока и предлагает выбрать для самостоятельной работы одно из познавательных заданий (см. технологическую карту).

Рассказывая о развитии промышленной революции во Франции, можно добавить, что к 1848 г. промышленный переворот в стране фактически завершился: в 1847 г. 4853 паровые машины дали промышленности 60 000 лошадиных сил.

В дополнение к учебнику следует сказать, что в области сельского хозяйства тоже произошли значительные изменения. Расширялись площади под посевы картофеля, занимающего все большее место в питании, увеличивались площади виноградников. В целом же объем продукции сельского хозяйства с 1815 по 1850 г. возрос на 50%, что говорит об улучшении обработки земли.

В то же время продолжается процесс обезземеливания крестьян. Крупные землевладельцы сгоняли с земли арендаторов, захватывали общинные земли. Не изменились и жилища крестьян — это были все те же серые и темные развалюхи, часто без окон.

Страшным бедствием являлись болезни. Крестьяне не могли обратиться к врачу, визит которого стоил шесть франков, что равнялось их двухнедельному заработку. А если бы врач и пришел, то где взять деньги на лекарства?

Рассматривая второй пункт плана, учитель опирается на имеющиеся знания учащихся о событиях 1814—1815 гг. Для создания образа вернувшихся в страну эмигрантов можно использовать фрагмент из сатирического стихотворения Беранже, где поэт высмеивал ультрароялистов, изобразив маркиза де Караба, вернувшегося из эмиграции и примчавшегося в свой родовой замок со словами:

Вперед, холопы и пажи, Бей мужика и не тужи! Давить и грабить мужичье — Вот право древнее мое. Так пусть оно из рода в род К моим потомкам перейдет. Встречай владыку, голытьба! Ура, маркиз де Караба!

Однако в стране уже произошли необратимые изменения, вернуть старые сеньориальные порядки было невозможно. После долгих лет диктатуры Наполеона Бонапарта Франция по своему государственному устройству приблизилась к уровню передовых государств того времени — Англии и США. Перед страной открывалась возможность эволюционного пути развития. О принятии конституции говорится в учебнике. Можно добавить, что в 1818 г. был принят закон о парламентском контроле над государственным бюджетом, в 1819 г. — либеральный закон о печати.

При наличии времени можно более подробно рассмотреть события «трех славных дней» (само название этих революционных дней говорит об отношении к ним народа).

В ответ на государственный переворот, совершенный Карлом X, уже 26 июля в одной из газет был опубликован протест, составленный представителями буржуазии: «Действие правового порядка прервано, начался режим насилия. Правительство нарушило законность и тем освободило нас от обязанности повиноваться». Вечером 26-го начались манифестации. Раздавались крики: «Да здравствует хартия! Долой министров!» В этот же вечер начались волнения рабочих в предместьях. 26 июля после появления приказов республиканцы — владельцы типографий — закрыли свои мастерские и объявили рабочим, что переворот, совершенный Карлом X, не дает возможности продолжать работу. Первыми вышли на улицу типографские рабочие. 27 июля в Париже началось народное восстание. Улицы города покрылись баррикадами. Рабочие, ремесленники, мелкие лавочники, студенчество — все повстанцы вступили в бой с правительственными войсками, оказавшимися бессильными: ведь на баррикады вышел каждый десятый житель Парижа. Попытка правительства применить артиллерию тоже не увенчалась успехом — на узких и извилистых улицах старого города артиллерия была бесполезна.

Утром 28 июля улицы были перегорожены сотнями баррикад, опрокинутых телег, бочек, срубленных деревьев. Повстанцы заняли арсенал, Ратушу, собор Парижской Богоматери; на башнях развевалось трехцветное знамя, набат гудел не умолкая.

29 июля восставшие с боем взяли королевский дворец Тюильри. Революция победила в течение «трех славных дней».

Вопрос о кризисе Июльской монархии предполагает обращение к документам. Учащиеся получают карточки с текстами и отвечают на предложенные вопросы.

Из протокола обследования условий жизни рабочих во Франции

Жильем для работниц текстильных фабрик служат затхлые чердаки, куда свет проникает через одно или два маленьких отверстия, пробитых почти на уровне пола. Женатые шахтеры обычно со всем своим семейством помещаются в одной грязной комнате. Так как прежде всего они стремятся найти жилище по самой дешевой цене, то селятся исключительно в скверно освещенных, а часто и влажных помещениях.

Из показания современника (1837)

Рабочий шелковой мануфактуры в Лионе зарабатывает ежедневно сумму денег, на которую он может купить гораздо меньше мяса и хлеба, чем его предок, рабочий времен Кольбера, министра времен Людовика XIV, мог купить на ту сумму, которую он тогда зарабатывал.

Живут лионские рабочие в узких, старых, зловонных кварталах, где улицы и тупики соединяются часто лестницами и запутанными переходами. Дворы маленькие и отталкивающе грязные, скученность в помещениях очень большая. Но хозяева мастерских имеют лучшие помещения (в две комнаты, из коих в одной помещается мастерская), а кроме того, есть и помещения для рабочих, которые часто живут у хозяина.

Рабочий день в Лионе был больше, чем повсюду во Франции, — 15 часов фактической работы, без часов для отдыха и еды. Заработная плата варьировала от 1 франка до 2,5—3 франков... вне зависимости от года, от сезона...

Работа была сдельная, плата делилась между рабочими и хозяином мастерской, и это еще больше путало и затрудняло расчеты.

Задания к документам: 1. Используя прочитанные тексты, восстановите картину жизни французских рабочих во время Июльской монархии. 2. Подумайте, почему в середине XIX в. рабочие жили хуже, чем их предки в эпоху Людовика XIV.

Восстановив картину жизни рабочих, учащиеся указывают, что в период Июльской монархии продолжала развиваться промышленная революция, которая наряду с положительными чертами имела и негативные последствия, с которыми приходилось сталкиваться наемным фабричным работникам (кризисы, безработица, низкая заработная плата и пр.).

Сюжет о восстаниях в Лионе может быть рассмотрен в пределах учебника. Следует обратить внимание учащихся на отношение к рабочим представителей либеральной буржуазии и на те выводы, которые она делает в отношении роли рабочего класса в обществе. С этой целью рекомендуем проанализировать совместно с учащимися статью во французской буржуазной газете о восстании в Лионе 1831 г.

...Лионское восстание открыло важную тайну — внутреннюю борьбу, происходящую в обществе между классом имущих и классом, ничего не имеющим... Наше торговое и промышленное общество имеет свою язву, как все прочие общества: эта язва — рабочие. Нет фабрик без рабочих, а с рабочим населением, все возрастающим и всегда нуждающимся, нет покоя для общества...

Нужно, чтобы средний класс знал хорошо, каково положение вещей... Ниже среднего класса стоит население пролетариев, которое волнуется и содрогается, не зная, чего оно хочет, куда оно идет. Что ему до этого? Ему плохо. Оно хочет перемен. Вот где опасность для современного общества, и отсюда могут выйти варвары, которые его разрушат... А средний класс оказался бы одураченным, если бы, увлеченный какими-то демократическими принципами, он глупо дал бы оружие и права своим врагам, если бы он впустил пролетарский поток в Национальную гвардию, в муниципальные учреждения, в избирательные законы, во все, что есть государство... Давать политические права и национальное оружие тем, у кого нечего защищать и кто может все забрать,— это значит идти против сохранения общества... Современное общество погибнет от своих пролетариев, если оно не постарается всеми возможными способами уделить им частицу собственности или если оно сделает их активными и вооруженными гражданами, прежде чем сделать их собственниками.

Вопросы к документу: в чем видела опасность для стабильности общества либеральная буржуазия? Какие меры, с точки зрения либеральной буржуазии, необходимо принять для предотвращения «разрушения» общества? Согласны ли вы с такой точкой зрения или хотели бы возразить?

Затем следует обсудить третье познавательное задание (см. технологическую карту). Учащиеся указывают, что в то время, как в Англии сформировался парламентский режим, где правительство умело использовало реформы для устранения или хотя бы смягчения политических и социальных противоречий, где существовали профсоюзы, защищающие права рабочего класса, во Франции процесс модернизации в политической и социальной жизни шел медленнее и рабочие были беззащитны в условиях индустриальной революции и стихии капиталистического предпринимательства. Таким образом, во Франции налицо был политический кризис — общество находилось в состоянии нестабильности, политический режим не пользовался поддержкой населения.

Вывод делается по учебнику. После объяснения домашнего задания (см. технологическую карту) учитель проводит проверку вариантов ответов на познавательные задания.

УРОК 16. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Франция: революция 1848 г. и Вторая империя 1. «Голодные сороковые». 2. «Монархия на вулкане». 3. «Гарантировать рабочему его существование трудом». 4. Учредительное собрание. 5. «Хлеба или свинца!» 6. Вторая империя: экономика и политика (от авторитарного режима к парламентскому). Возможная личностно значимая проблема: доверие к человеку должно опираться на его личные дела, а не на память о его заслуженных предках
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся узнают, что волна революций, захлестнувших европейские страны, была вызвана серьезными экономическими, политическими и социальными причинами; прослеживают процесс постепенной демократизации политической системы во Франции в период Второй империи
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод. Познавательные задания: 1. Выскажите ваше мнение об общих для европейских стран причинах революции 1848—1849 гг. Подумайте, чем было вызвано наличие общих причин в разных странах. 2. Перед революцией 1848 г. во Франции один из руководителей буржуазной оппозиции провозгласил лозунг «Реформа во избежание революции!». Согласны ли вы с тем, что реформы могли предотвратить революцию? Если согласны, то укажите, какие реформы были нужны. 3. Известный писатель и государственный деятель Токвиль, выступая в палате депутатов, предостерегал правительство: «Мы стоим на вулкане, поскольку пролетариат охвачен идеями, направленными против всего современного общества». Проанализировав революционные события во Франции, укажите, какими идеями был охвачен пролетариат. Форма урока: комбинированный урок или школьная лекция. Приемы деятельности учителя: эвристическая беседа («голодные сороковые»), сюжетный повествовательный рассказ с элементами драматизации («монархия на вулкане», «гарантировать рабочему его существование трудом», «хлеба или свинца!»), информативное сообщение (Учредительное собрание), аналитическое описание (Вторая империя), организация деятельности учащихся на уроке по предъявлению результатов выполнения познавательных заданий
Развитие умений учащихся Учатся рационально выполнять задания; размышлять и делать оценочные суждения; выделять причинно-следственные связи; воссоздавать исторические образы и создавать обобщенные образы людей изучаемой эпохи
Основные понятия и термины Антиклерикал, сантим, авторитарный режим
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 15. Рабочая тетрадь. Карта «Революция 1848—1849 гг. в Европе». Образовательное пространство расширяется за счет чтения научно-популярной и художественной литературы: В. Гюго. Наполеон Малый (памфлет). Отверженные. Труженики моря. Человек, который смеется; П. Мериме. Новеллы; Г. Флобер. Воспитание чувств. Мадам Бовари


2016-01-26 605 Обсуждений (0)
Комментарии к технологической карте. На этом и следующем уроках учащиеся возвращаются к истории изучения Франции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Комментарии к технологической карте. На этом и следующем уроках учащиеся возвращаются к истории изучения Франции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (605)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)