Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


оценки уровня развития детей дошкольного возраста



2016-01-26 1583 Обсуждений (0)
оценки уровня развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок




1. Возраст детей: 6 - 7 летВозрастная группа:подготовительная

2. Дата проведения диагностики:11.12.2014г.

Диагностируемый психический процесс Диагностические параметры Методики Примечание
Память 1.Построй из палочек (лесенка) Цель: выявить умение работать по памяти, по образцу. 2. Узнавание фигур (тест Бернштейна). Цель: задание направлено на проверку уровня развития памяти. 3.Тест на память детей "Запоминание 10 слов А.Р. Лурия Методика предназначена для изучения процесса произвольного запоминания у детей от 6-7 лет. Сам ход заучивания дает представление об устойчивости и концентрации внимания, о работоспособности, о способности ребенка к достаточно скучной целенаправленной деятельности. Проводится в тишине. Стимульный материал - 10 простых слов, не связанных друг с другом по смыслу.    
Внимание 1.Повтори. Цель: проверка внимания, восприятия и умения воспроизводить предлагаемые слова в заданной последовательности. 2. Распределение и переключение. Цель: заполнить пустые фигуры в таблице такими же знаками, как и в соответствующих образцах. 3. «Зашиваем коврик» Цель:выявление уровня развития внимания у детей. Материал: карточки с изображением «ковриков», набор фигурок – «заплатки». Описание: На красивом коврике оказались дырки. Возле коврика расположены несколько заплаток, из них надо выбрать только те, которые помогут закрыть дырки. Как один из вариантов - работая с материалами упражнения, ребенок может не только выбрать, но и вырезать нужную заплатку, чтобы закрыть дырку в ковре.    
Воображение 1.Упражнение «Дорисуй предмет» ( для детей 5-7 лет) Цель: выявление уровня развития воображения у детей. Материал: карточки с линиями, карандаш 2. Методика 1 «Акцентирование». Цель: выявить уровень развития творческого воображения с помощью приема «акцентирование». Позволяет выделять главное, подчеркнуть характерную особенность. Развитие вербального воображения. 3.Методика 2 «Волшебники». Цель: Эта методика используется для развития чувств на базе воображения. Развивает способность к фантазированию и оперированию образами.)  
Мышление 1.Нарисуй целое (методика А.А.Венгера). Цель: выявить уровень развития наглядно- образного мышления. 2. Сгруппируй картинки. Цель: проверка наглядно- образного мышления (ориентировка на цвет, форму, умения группировать по образцу, переключаться с одного принципа группировки на другой, объяснять принцип группировки). 3. «Образец и правило»разработанаА.Л.Венгером Цель: выявление умения руководствоваться системой условия задачи, преодолевая отвлекающее влияние посторонних факторов. Результаты ее выполнения также отражают уровень развития наглядно-образного мышления.)
Восприятие 1.Сгруппируй картинки (по цвету и форме). Цель: проверка уровня развития восприятия 2. Включение в ряд (методика А.А.Венгера). Цель: выявить развитие зрительного восприятия, а именно ориентировки на величину. 3.Тест на восприятие «Коробочка форм». Стимульный материал Деревянная или пластмассовая коробка, в крышке которой прорезаны отверстия в форме основных геометрических фигур — круга, квадрата, треу­гольника, прямоугольника и т.д. В наборе имеются и трехмерные фигуры (деревянные или пластмассовые), в основании которых те же геометричес­кие фигуры, то есть шар, куб, параллелепипед и т.д.   Инструкция Давай поиграем, как будто эта коробочка — почтовый ящик, в который тебе нужно опустить вот такие письма (показывают геометрические фигуры). Только запомни, что для каждого письма существует специальное отверстие, в которое оно может войти. Поэтому внимательно смотри на фигурку-пись­мо и ищи то отверстие, которое для него предназначено.   Проведение теста Фигурки кладут перед ребенком рядом с коробочкой. В процессе рабо­ты взрослый может обратить внимание ребенка на информативные точки, если он не старается исследовать фигурку, а пытается силой впихнуть ее не в то отверстие. В таком случае детям показывают, что у данной фигурки есть, например, три острых угла, а отверстие круглое, поэтому фигурка в него не войдет, и надо найти такое отверстие, в котором так же есть три угла. Затем совместно с ребенком отыскивают такое отверстие и демонстрируют, как легко входит в него фигурка. Помощь возможна при работе с первыми 1-3 фигурками, затем либо ребенок начинает действовать самостоятельно, либо тестирование прекращают. Если Вы хотите проверить, насколько хорошо ребенок владеет эталонами формы, можно дать ему дополнительное зада­ние — разложить фигурки по форме, сложив вместе все кубы, шары или параллелепипеды.
Речь 1.Расскажи какой. Цель: выявление умения использовать при описании предметов слова, обозначающие существенные признаки. 2.Составь рассказ. Цель: выявить уровень сформированности связной речи. 3.«Словарная мобильность» Цель: определение уровня развития словарного запаса детей 4-7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивается баллами и интерпретируется в зависимости от полученного результата.
Диагностика уровня сформированности умений (изобразительных, поведенческих и др.) Игровые умения 1. Беседа 1. Любишь ли ты играть? Какие твои любимые игры, назови, пожалуйста? 2. Нравятся ли тебе игры, в которые ты играешь с ребятами в детском саду? А дома? Во что ты играешь дома? 3. Кем ты чаще всего бываешь в игре, какую исполняешь роль? Кем бы ты хотел быть еще? 4. У тебя есть любимые игрушки? С какими игрушками ты любишь играть, покажи, пожалуйста? (ребенку предлагаются картинки или фотографии самых разных игрушек, можно прогуляться по группе, осмотрев все имеющиеся в ней игрушки). 5. Ты сам придумываешь игры или тебе кто-то помогает? Как ты это делаешь, расскажи? При анализе ответов детей необходимо обратить внимание на: - игровые интересы и предпочтения детей в детском саду и дома; - любимые сюжеты и роли; - любимые игрушки.   2.Наблюдение за самостоятельными и организованными воспитателем играми детей. Аспекты наблюдения: - игровые интересы ребенка (игровые сюжеты и роли, которым отдаются предпочтения); - разнообразие, стабильность, динамичность игровых сюжетов; - зависимость применения игровых умений от игровых интересов; - характер игрового взаимодействия в условиях привлекательной, интересной для ребенка роли. Наблюдение проводится в естественных условиях и позволяет увидеть влияние игровых интересов детей на ход игры, ее продолжительность, развитие игровых умений, уровень развития игровой деятельности. Результаты наблюдения оформляются в протоколе. 3. По Д.Б. Эльконину4 можно выделить следующие уровни изучения развития сюжетно-ролевой игры. 1. Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры. Наблюдение проводят в естественных условиях за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей 2-7 лет. Анализ протоколов проводят по следующей схеме. Замысел игры, постановка игровых целей и задач. Как возникает замысел игры (определяется игровой средой, предложением сверстника, возникает по инициативе самого ребенка и т.д.)? Обсуждает ли замысел игры с партнерами, учитывает ли их точку зрения? Насколько устойчив замысел игры. Видит ли ребенок перспективу игры? Статичен ли замысел или развивается по ходу игры. Насколько часто наблюдается импровизация в игре? Умеет ли сформулировать игровую цель, игровую задачу словесно и предложить ее другим детям? Содержание игры. Что составляет основное содержание игры (действие с предметами, бытовые или общественные взаимоотношения между людьми)? Насколько разнообразно содержание игры. Как часто повторяются игры с одинаковым содержанием. Каково соотношение предметных, бытовых игр, отражающих общественные отношения? Сюжет игры. Насколько разнообразны сюжеты игр? Какова устойчивость сюжета игры, то есть насколько ребенок следует одному сюжету? Сколько событий ребенок объединяет в один сюжет? Насколько развернут сюжет? Представляет ли он из себя цепочку событий или одновременно ребенок является участником нескольких событий, включенных в сюжет? Как проявляется умение совместно строить и творчески развивать сюжет игры? Каковы источники сюжетов игры (кинофильмы, книги, наблюдения, рассказы взрослых и т.д.)? Выполнение роли и взаимодействие детей в игре. Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры)? Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика)? Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру)? Передает ли и как передает характерные особенности персонажа? Как участвует в распределении ролей? Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет - главные или второстепенные. Как относится к необходимости выполнять второстепенные роли? Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение? Есть ли у ребенка любимые роли, и сколько он может выполнять ролей в разных играх? Игровые действия и игровые предметы. Использует ли ребенок в игре предметы - заместители и какие? По какому принципу он выбирает предметы-заместители и преобразует их для использования в игре? Дает ли словесное обозначение предметам-заместителям, насколько легко это делает? Кто является инициатором выбора предмета-заместителя: сам ребенок или взрослый? Предлагает ли свой вариант замещения партнеру? Использует ли в игре образные игрушки и как часто? Есть ли у ребенка любимые игрушки? Характеристики игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности своих действий с действиями партнера по игре. Какова роль слова в осуществлении игровых действий? Как воспринимает воображаемую ситуацию, понимает ли ее условность, играет ли с воображаемыми предметами? Игровые правила. Выполняют ли правила, функцию регулятора игры? Сознается ли правило ребенком? Как соотносит ребенок выполнения правила со взятой на себя ролью? Следит ли за выполнением правил другими детьми? Как реагирует на нарушение правил партнерами по игре? Как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил? Достижение результата игры. Как соотносится первоначальный замысел и его реализация в игре? Соотносит ли ребенок свой замысел с достигнутым результатом? Какими средствами достигается реализация замысла? Особенности конфликтов в игре. По поводу чего чаще всего возникают конфликты (распределение ролей, выполнение правил, обладание игрушкой и т.д.)? Каковы способы разрешения конфликтов? Игровая среда. Готовит ли игровую среду заранее или подбирает предметы по ходу игры? Использует ли предложенную игровую среду (оборудование игрового уголка) и как? Роль взрослого в руководстве игрой. Обращается ли ребенок ко взрослому в процессе игры и по поводу чего? Как часто обращается? Предлагает ли принять взрослого в игру? Полученные результаты соотносят с таблицей и определяют уровень развития сюжетно-ролевой игры в соответствии с возрастом ребенка. 2. Изучение взятия ребенком на себя роли. Подобрать сюжетные игрушки для игр, например в «детский сад», «семью», «больницу». Затем проводится три экспериментальных серии игр с детьми 3-7 лет. 1 серия. Серия состоит из трех взаимосвязанных ситуаций: Ситуация. Экспериментатор организует игру в «детский сад», но так, чтобы каждый из ее участников оставался самим собой: воспитатель -воспитателем, а дети - детьми. Если дети согласны, воспитатель передает управление игрой, при необходимости спрашивает: «Что надо делать?» - и выполняет указания. Ситуация. В случае отказа детей от игры в «самих себя» или по ее окончании, если игра возникает, взрослый предлагает играть иначе: один ребенок будет воспитателем (называя при этом имя воспитателя группы), а воспитатель с другим ребенком - детьми. В дальнейшем педагог участвует в развертывающейся игре в роли одного из детей. Ситуация. Воспитатель предлагает поиграть так: он будет воспитателем группы, а дети будут играть роль кого-либо из товарищей своей же группы. При этом он или сам называет имена тех, кого будут изображать играющие, или предлагает детям выбрать самим. В каждой из организованных таким образом игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп детского сада. 2 серия. Игры с нарушением последовательности действий при выполнении ребенком роли. Организовывают роли с хорошо известным детям содержанием: «в детский сад», «в больницу», «в семью». По ходу игры экспериментатор пытается нарушить последовательность действий (например, сначала предлагает «съесть мороженое, а потом суп»). В каждой из игр принимают участие по двое детей всех возрастных групп. 3 серия. Игры с нарушением смысла роли. Роль становится в противоречие с действиями, которые должен выполнять ребенок. Можно использовать две ситуации: Ситуация. С детьми развертывается ролевая игра «трамвай»: предлагается сумка для денег, билеты, подготавливается место для вожатого. После того как игра разворачивается, детям предлагают играть так: вожатый будет продавать билеты, а кондуктор вести вагон. Когда измененная игра начинается, экспериментатор, играющий с детьми, выходит на остановке и говорит, что вожатого зовет начальник депо; Ситуация. Развертываются игры с правилами: «Волк и зайцы», «Волк и гуси», «Кот и мыши», «Лисы и зайцы». Предлагают, чтобы гуси ловили волка, зайцы - лису и волка, мыши,- кота. Обработка данных. В первой серии определяют, что, прежде всего, выделяет ребенок в действиях взрослого. Выясняют, как роль взаимосвязана с правилами действия или общественного поведения. Во второй серии анализируют, каков характер логики действий и чем она определяется, как относится ребенок к нарушению логики действий и каковы мотивы протеста против ее нарушения. На основе данных первой и второй серий определяется уровень развития игры для каждого ребенка (по приведенной ниже таблице). В третьей серии определяют отношение ребенка к роли, взятой на себя в игре. 4. Игровые проблемные ситуации, которые задает детям педагог, наблюдающий за играми. (Воспитатель обязан тактично включаться в игру, не нарушая ее хода, и делать это только в том случае, если во время пассивного наблюдения невозможно определить степень сформированности того или иного показателя развития игры.)
Изобразительные умения 1.Научись рисовать Цель: освоение дошкольниками изобразительной деятельности и проявление творчества. 2. «Царевичи» (Г.А.Урунтаева, Ю.А.Афонькина) Цель: измерение способности воспринимать и создавать выразительность художественной формы детьми дошкольного возраста. 3. Диагностическое задание «Пейзажи», «Матисс». Цель: на выявление способности воспринимать и создавать эстетическую выразительность художественной формы. 4.Диагностическое задание «Ветки», «Раковины- цветы». Цель: выявить способность детей опознавать выразительность формы.
Коммуникативные умения 1.Наблюдение. Цель: выявление особенностей взаимоотношений ребенка со сверстниками в совместной деятельности. 2.Экспериментальное задание. Цель: выявление понимания детьми нравственных норм. 3. 3.Диагностическая ситуация «Обложка для книжки». Цель: выявить особенности взаимоотношений старших дошкольников в совместнойдеятельности.
трудовые умения и навыки Хозяйственно-бытовой труд. 1. Подгруппе детей предлагается вымыть поддонники растений. Каждый моет 1-2 поддонника. Итог: все поддонники чистые. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на то, как дети распределили между собой предметы труда, отобрали необходимое оборудование, выполняют трудовое действие, дают оценку качества выполненных трудовых действий. 2. Подгруппе детей сообщается, что баночки из-под краски грязные. Что делать? Коллективный труд предполагает, что каждый ребёнок выполняет определённое трудовое действие (один моет, другой ополаскивает, 3-й вытирает, ставит на поднос и т.д.). Распределяют обязанности, договариваются между собой дети сами. При выполнении задания воспитатель обращает внимание на умение поставить коллективную цель труда, распределить работу между участниками, распределить трудовое оборудование для каждого участника совместного труда, организовать рабочее место, работать в общем темпе и т. д. Результаты сведены в таблицу. Труд в природе. 1) Ребёнку предлагается потрудиться - полить растения, порыхлить их, убрать с них пыль: - ребёнок принимает цель труда, охотно принимает предложение воспитателя; - ребёнок соглашается на предложение воспитателя, но ему необходима дополнительная мотивация («Помоги мне»); - ребёнок не принимает цель труда вне игровой ситуации («Незнайка не знает, как ухаживать за растениями.Хочешь его научить?»). 2) Ребёнку предлагается отобрать два растения из уголка природы, которые нуждаются в поливе, рыхлении, очистке от пыли, и объяснить, почему он выбрал именно эти растения: - самостоятелен при определении предмета труда, вычленяет его особенности (сигнальные признаки живого объекта: земля сухая, на листьях пыль и т. д.); - предмет труда и его особенности, значимые для труда, выделяет с помощью воспитателя; - не выделяет предмет труда с его особенностями (даже при помощи взрослого). 3) Ребёнок должен ответить, какими будут растения после того, как он обеспечит уход: - ребёнок предвидит результата труда (цветы будут хорошо расти после полива, рыхления); - результат труда определяет при помощи взрослого; - не справляется с заданием даже при помощи взрослого. 4) Ребёнку предлагается рассказать о последовательности трудовых действий и объяснить необходимость такой последовательности. В случае затруднения дать ребёнку набор картинок с изображением трудовых действий по удалению пыли с растений и предложить последовательно их разложить: - ребёнок самостоятельно рассказывает, объясняет последовательность трудовых действий; - раскладывает картинки в нужной последовательности и объясняет; - не может спланировать последовательность трудовых действий. 5) Предложить ребёнку отобрать необходимое для труда оборудование. Поставить его в ситуацию выбора: вместе с необходимыми инструментами и оборудованием положить ненужные для данного трудового процесса (например, сачок для пересадки рыб и т. д.): - самостоятельно выбирает необходимое оборудование; - с помощью небольшой помощи взрослого выбирает необходимые инструменты; - не может выполнить задания. 6) Ребёнку предлагается показать, как он будет ухаживать за растениями: правильно поливать растения, рыхлить почву, убирать пыль с разных растений: - все трудовые действия выполняет достаточно качественно и самостоятельно; - отдельные трудовые операции осуществляет достаточно самостоятельно, но некачественно; - качество выполнения трудовых действий и качество результата низкие.  
Диагностика уровня развития личностных качеств Самооценка 1. Методика «Несуществующее животное» 2.Методика «Лесенка» Данная методика разработана В.Г. Щур и предназначена для выявления системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой. Цель исследования: определить особенности самооценки ребенка (как общего отношения к себе) и представлений ребенка о том, как его оценивают другие люди. Материал и оборудование: деревянная (или нарисованная) лесенка, фигурка человечка, лист бумаги, карандаш (ручка). 3.Методика «нарисуй себя» Данная методика разработана А.М. Прихожан и З. Василяускайте и предназначена для диагностики эмоционально-ценностного отношения к себе у детей 5-9 лет. Цель исследования: определить особенности эмоционально-ценностного отношения к себе у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.  
 
Мотивация Исследование мотивации с помощью детских рисунков Ребенку предлагается нарисовать рисунок на тему «Что тебе нравится в школе?». Вариантов интерпретации может быть много, но все их можно разделить на две группы: либо рисунок соответствует заданной теме, либо нет. а) Рисунок не соответствует теме: 1. изображение игровых ситуаций означает мотивационную незрелость ребенка, у него отсутствует школьная мотивация, а преобладает, чаще всего, игровая; 2. отказ рисовать вообще или рисование того, что лучше всего получается, свидетельствует о детском негативизме, что свойственно детям с высоким уровнем самооценки и высоким уровнем притязаний. Можно прогнозировать трудности в приспособлении к школьным правилам; 3. непонятная тема рисунка или срисовывание у соседа говорит о неправильном понимании поставленной задачи, что характерно чаще всего для детей с ЗПР. б) Рисунок соответствует теме: 1. изображение учебных ситуаций свидетельствует о высокой школьной мотивации, об учебной активности, о наличии познавательных мотивов; 2. ситуации не учебного характера с внешними школьными атрибутами говорят о положительном отношении к школе, но при внешней мотивации; 3. игровая ситуация в школе обозначает положительное отношение к школе, но преобладание игрового мотива.   Упражнение « Рисуем школьные правила» Методы и техники: рисуночный метод Цель: развитие мотивационной сферы детей На листе бумаги постараться нарисовать какое – нибудь школьное правило. Дети выполняют. После окончания работы каждый участник группы рассказывает о правиле, которое он нарисовал. Методика «Оценка потребности в одобрении»


2016-01-26 1583 Обсуждений (0)
оценки уровня развития детей дошкольного возраста 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: оценки уровня развития детей дошкольного возраста

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1583)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.016 сек.)