Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Понятие, предмет и источники конституционного права



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Понятие, предмет и источники конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок




Конституционное право – это ведущая отрасль национального права, представляющая систему правовых норм, регулирующих устройство государства, организацию государственной власти и местного самоуправления, отношения между человеком и государством.
Конституционное право как отрасль права в любом государстве — составная часть его национальной правовой системы. Эта отрасль права, как и другие, является совокупностью правовых норм, установленных и охраняемых государством. Но конституционное право отличается от других отраслей права прежде всего особенностями той сферы общественных отношений, на регулирование которых направлены нормы этого права, т.е. предметом.
Предметом конституционного права является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах развития общества: политической, экономической, социальной и духовной.
Как и любая отрасль права, конституционное право воздействует на общественные отношения с помощью методов конституционного права.

В качестве источников конституционного права Республики Беларусь выступают:
- Конституция (и конституционные законы);

-международные договоры, ратифицированные Республикой Беларусь;

-законы (программные, кодексы, обычные);

-декреты Президента Республики Беларусь;

-указы Президента Республики Беларусь;

-постановления палат Национального собрания;

-постановления Совета Министров;

-нормативные акты министерств и иных республиканских органов государственного управления;

-решения органов местного управления и самоуправления.

 

 

17. Понятие конституции, виды. Основные черты конституции. Функции конституции.

Конституция – это основной закон государства, закрепляющий организацию государственной власти и определяющий принципы ее взаимоотношений с обществом в целом и отдельными гражданами.

Конституцию можно определить как нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой. По этой причине ей нередко сопутствует второе название - Основной Закон.

В праве различают юридическое и фактическое понятие конституции. Юридическая конституция — системы правовых норм, которые регулируют определённый круг общественных отношений. Фактическую конституцию составляют реально существующие отношения.

По форме конституции делятся на 2 группы:

Писаные - существуют в подавляющем большинстве стран (Кодифицированные и некодифицированные)

Неписаные

По порядку принятия поправок и дополнений выделяют гибкие, жёсткие и комбинированные конституции.

По срокам их действия конституции делятся на постоянные и временные.

Все современные конституции закрепляют два важных аспекта: 1.провозглашение и гарантирование прав и свобод человека и гражданина;

2.организацию государственной власти, а часто и определение основы конституционного строя, форму государства (форму правления, государственного устройства и др.).

В Республике Беларусь Конституция была принята в 1994 году, а в 1996 и 2004 годах в нее были внесены некоторые изменения, принятые на референдуме.

Конституции обладают следующими функциями:

Юридическая функция (конституция является Основным Законом, главным источником права и регулятором важнейших общественных отношений);

Политическая – (конституция является правовой основой политической системы, определяет конституционные рамки избирательной системы);

Идеологическая (В ней отмечена роль государства, его отношения с обществом и индивидами, права и свободы человека)

Внешнеполитическая функция

Организаторская функция

 

 

18.Основы конституционного строя РБ:

В соответствии с Конституцией Белоруссии 1994 года, Республика Беларусь является унитарным демократическим социальным правовым государством. Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику, а также защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает правопорядок и законность. Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета является народ Республики Беларусь, который осуществляет свою власть непосредственно, через представительные и иные органы. В Республике Беларусь устанавливается принцип верховенства права. Государственная власть в стране осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную власть. Государственные органы в пределах своих полномочий самостоятельны: они взаимодействуют между собой, сдерживают и уравновешивают друг друга. Конституция является основным законом Белоруссии. Ныне действующая конституция была принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года. В дальнейшем изменения и дополнения в Конституцию вносились три раза (всегда — путём референдума). Президент Республики Беларусь является Главой государства, гарантом Конституции Республики Беларусь, прав и свобод человека и гражданина. Президент избирается на пять лет непосредственно народом Республики Беларусь на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь является представительным и законодательным органом Республики Беларусь

Парламент состоит из двух палат - Палаты представителей (нижняя палата) и Совета Республики (верхняя палата). Исполнительную власть в Республике Беларусь осуществляет Правительство — Совет Министров Республики Беларусь - центральный орган государственного управления. Правительство состоит из Премьер-министра, его заместителей, министров, руководители иных республиканских органов государственного управления и руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти. Судебная власть принадлежит судам, судебная система строится на принципах территориальности и специализации. Судьи при осуществлении правосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. Местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы.



2016-01-26 645 Обсуждений (0)
Понятие, предмет и источники конституционного права 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Понятие, предмет и источники конституционного права

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (645)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)