Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8



2016-01-26 567 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 0.00 из 5.00 0 оценок




 

ТЕМА: Понятие о норме и патологии в ортодонтии. Норма прикуса в различные периоды его формирования. Общие представления о диагностике зубочелюстных аномалий.

УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ

 

При разработке ортодонтической диагностики исследователи пытались сформулировать понятия о норме и патологии развития, строения и функционирования зубочелюстной системы. Процесс познания состоял из следующих этапов: накопления фактов, их логического осмысливания, абстрактного мышления, выдвижения гипотез или теорий и их проверки на практике.

 

Постепенно накапливались данные о зубочелюстной системе человека. Чтобы обобщить полученные данные о закономерностях строения зубочелюстной системы требовалось принять определённый стандарт, т.е. норму. Основным параметром для её характеристики стал вид смыкания зубных рядов - прикус. За норму принят ортогнатический прикус (наиболее часто встречающийся), обеспечивающий оптимальное функционирование зубочелюстной системы. Концепция о пропорциональном строении отдельных частей зубочелюстно-лицевой системы стала основой для разработки различных методов ортодонтической диагностики.

Разработка инструментальных методов исследования позволила поднять на достаточный уровень метрическое изучение частей лица, без которого невозможно использовать математический анализ.

 

Практическое применение среднестатистических данных позволило систематизировать и усовершенствовать диагностику.

 

Поскольку увеличилось число среднестатистических данных о норме и патологии в зависимости от изучаемого материала (возраста, пола, расы и

 

т.д.) было введено понятие "средняя индивидуальная норма".    
На основании корреляционного и регрессионного анализа были
созданы диагностические таблицы, графики, номограммы, ортометры, по
которым стало возможным индивидуализировать "среднюю норму" в
         

 

зависимости от исходных параметров зубочелюстной системы у каждого больного.

 

Лицевой отдел черепа в настоящее время рассматривается как целое, конструктивное единство с учётом расовых, семейных и индивидуальных

 

особенностей.      
При изучении местоположения зубочелюстной системы в лицевом
черепе следует ответить на вопросы, приспосабливается ли эта система к
нормальному функционированию, имеется ли при этом эстетическая
гармония, и могут ли существовать уравновешенные отклонения.  
V. Andresen (1925; 1930) отверг статистическое понятие о норме и

 

выдвинул концепцию о нормальном расположении зубочелюстной системы в

 

лицевом отделе черепа как о "функциональном и эстетическом оптимуме".
При этом норма является наивысшей величиной этого оптимума.
  Ортодонтическая диагностика продолжает развиваться. Главное
внимание уделяется разработке комплексных методов, т.к. через
комплексность может быть изучена многогранность проблемы. Поэтому
всё большее значение приобретает понятие морфологического,
функционального и эстетического   оптимума строения и
                 

 

функционирования зубочелюстной системы.

 

В основу понятия "норма" теперь положено представление об "оптимальной индивидуальной норме", т.е. о состоянии достаточно

 

гарантированного во времени морфологического, функционального и
эстетического равновесия в зубочелюстной системе и лицевом скелете в
целом, к которому следует стремиться в результате ортодонтического
лечения. (Малыгин Ю.М. 1982).      
Установление диагноза - сложный процесс, поскольку между

 

здоровьем и болезнью нередко трудно провести границу. Рассматривая зубочелюстные аномалии в свете современного понятия "болезнь", можно констатировать, что целостное представление о зубочелюстных аномалиях соответствует современному понятию "болезнь", так как они:

 

- возникают под воздействием значительных раздражителей внешней и внутренней среды;

 

- характеризуются снижением приспособляемости зубочелюстной системы к внешней среде;

 

- на определённых этапах развития представляют собой проявление мобилизации защитных сил организма;

 

- связаны с нарушением равновесия между организмом и
окружающей средой.    
Морфологические и функциональные нарушения при наличии

 

зубочелюстных аномалий приводят к эстетическим отклонениям, т.е. нарушается биологическое и социальное равновесие между организмом и окружающей средой; развивается болезнь, по поводу которой пациент обращается за медицинской помощью.

 

Поскольку зубочелюстная система ребенка претерпевает в процессе роста значительные изменения, для облегчения усвоения материала выделяется 5 основных периодов формирования прикуса.

 

I период (период новорожденности-от рождения ребенка до6месяцев) характеризуется так называемой младенческой ретрогенией, т.е. сагиттальная щель составляет 10-14 мм. Под термином сагиттальная щель в

альвеолярного отростка верхней челюсти до передней поверхности
альвеолярного отростка нижней челюсти в сагиттальном   направлении.
Альвеолярные отростки верхней и нижней челюсти имеют форму
полуокружности, контактируют на всем протяжении.   Функции
зубочелюстной системы: дыхание - носовое; жевание – не сформировано;
глотание – протекает по инфантильному типу, т.е. язык в момент
"отправного толчка" (1 фаза глотания) касается губ и щек; речь - не
сформирована; сосание - развито.            
II период (период формирующегося временного прикуса - от 6 месяцев

 

до 3 лет) характеризуется прорезыванием всех временных зубов. Младенческая ретрогения полностью исчезает к 10 -11 месяцу жизни ребенка. Прикус к концу этого периода характеризуется следующими признаками:

 

1. Срединная линия верхнего клыка проецируется между нижним клыком и первым временным моляром.

 

2. Мезиально щечный бугорок верхнего второго временного моляра

 

расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

 

3. Резцовое перекрытие глубокое, т.е. верхние резцы перекрывают нижние более чем на 1/2 высоты коронки нижнего резца.

 

4. Вестибулярные бугры нижних моляров распологаются в продольных фиссурах верхних.

 

5. Диастем и трем нет.

 

6. Зубные ряды имеют форму полуокружности.

 

7. Режущие края и бугры зубов каждой челюсти расположены в одной плоскости.

 

8. Бугры временных зубов нестершиеся.

 

Функции зубочелюстной системы: дыхание - носовое; жевание - формирующееся, к 3 годам сформированное; глотание - после прорезывания временных резцов - смешанный тип (язык в момент

отправного" толчка упирается в резцы), к 3 годам - соматический тип ; речь - полностью сформирована к 3 годам; сосание - угасает к концу первого года жизни ребенка.

 

III период (период сформированного временного прикуса от3до6лет)характеризуется следующими изменениями по сравнению с предыдущим периодом:

 

1. Происходит уменьшение резцового перекрытия, вплоть до полного его отсутствия (резцы верхней и нижней челюстей устанавливаются встык).

 

2. Появляются тремы и диастемы между зубами.

 

3. С 4 лет начинают стираться бугры временных зубов.

 

В этом периоде принято выявлять ранние симптомы зубочелюстных аномалий:

 

1. Бугровое соотношение зубов верхней и нижней челюстей.

 

2. Вертикальная щель между резцами верхней и нижней челюсти более

 

4 мм.

 

3. Отсутствие стирания бугров временных зубов после 5 лет. Функции зубочелюстной системы полностью сформированы.

IV период (начальный и конечный период смешанного прикуса от6до12 лет) характеризуется прорезыванием постоянных зубов, активным

 

ростом челюстей. Значительных изменений со стороны прикуса не происходит:

 

1. Срединная линия верхнего постоянного клыка проецируется между нижним клыком и первым премоляром.

 

2. Мезиальный щечный бугорок верхнего первого постоянного моляра

 

расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

 

3. Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 высоты коронки нижнего

 

резца.

 

4. Вестибулярные бугры нижних премоляров и моляров располагаются в продольных фиссурах верхних.

 

5. Диастем и трем нет.

 

6. Зубные ряды имеют форму: верхний - полуэллипса, нижний - параболы.

 

7. Режущие края и бугры зубов каждой челюсти расположены в одной плоскости.

V период (период формирующегося постоянного прикуса–от12до15лет) характеризуется следующими признаками:

 

1. Срединная линия верхнего постоянного клыка проецируется между нижним клыком и первым премоляром.

 

2. Мезиальный щечный бугорок верхнего первого постоянного моляра

 

расположен в первой поперечной фиссуре одноименного нижнего зуба.

 

3. Верхние резцы перекрывают нижние на 1/3 высоты коронки нижнего

 

резца.

 

4. Вестибулярные бугры нижних премоляров и моляров располагаются

 

в продольных фиссурах верхних.

 

5. Диастем и трем нет.

 

6. Зубные ряды имеют форму: верхний - полуэллипса, нижний - параболы.

 

7. Режущие края зубов каждой челюсти расположены в одной
плоскости.              
8. Каждый зуб имеет 2 антогониста (за исключением центральных
нижних резцов и верхних вторых моляров).    
Аномалия(греч.) - отклонение от нормы, от общей закономерности,
неправильность.            
В медицине аномалиями принято называть отклонение от структуры
(формы) и функции, присущей данному биологическому виду или органу,
возникшие вследствие нарушения развития организма.  
Известно большое число аномалий зубочелюстной системы.
Многочисленность и многообразие их объясняются, во-первых, множеством
причин, вызывающих их, во-вторых, особенностями механизма их развития
(патогенез) и, в-третьих, индивидуальными особенностями организма, при
               

одни и те же причины приводят к развитию совершенно непохожих аномалий. Большое число и разнообразие форм аномалий объясняет необходимость их систематики.

 

Первая попытка создать классификацию аномалий зубочелюстной системы была сделана Кнейзелем в начале XIX в. в его труде " Кривостоящие зубы" (1836). Кнейзель различал общее кривое положение зубов, характеризующее положение зубных дуг, и частичное, неправильное положение отдельных зубов. Позднее Штернфельд ввёл ряд терминов, которые находят широкое применение и в настоящее время - ортогнатия, прогнатия, прогения.

 

Классификация Энгля (1898) - первая классификация, в основу которой положен принцип соотношений зубных рядов в целом. Эта классификация основана на мезиодистальных соотношениях первых постоянных моляров обеих челюстей, которые Энгль называл ключом окклюзии. По мнению Энгля, верхний первый моляр прорезывается всегда на своём месте.

 

Постоянное положение его определяется неподвижным соединением
верхней челюсти с основанием черепа. Следовательно, все отличные

 

аномальные соотношения постоянных моляров могут возникнуть только за счёт ненормального положения нижней челюсти.

 

Аномалии прикуса Энгль делит на 3 класса.  
1 класс характеризуется нормальным мезиодистальным
       

 

соотношением зубных дуг в области первых моляров. Мезиальный щёчный бугорок верхнего моляра располагается в бороздке между щёчными бугорками нижнего первого моляра. Патология локализуется в области передних участков зубных дуг.

 

2 класс. Мезиальный щёчный бугорок верхнего первого молярарасполагается кпереди от межбугровой фиссуры нижнего первого моляра.

Этот класс Энгль делит на два подкласса: первый подкласс - верхние
передние зубы веерообразно отклонены вперёд, второй подкласс - верхние
передние зубы расположены с наклоном в оральную сторону, плотно

к нижним и глубоко их перекрывают. Оба подкласса могут быть односторонними, т.е. соотношение между первыми молярами может быть нарушено только справа или только слева.

 

3 класс. Мезиальный щёчный бугорок верхнего первого моляранаходится кзади от межбугровой фиссуры нижнего первого моляра. Нижние передние зубы, в большинстве случаев, располагаются впереди верхних. Аномалии третьего класса могут быть двух- или односторонними.

 

Помимо классификации сагиттальных аномалий прикуса Энгль различает 7 видов неправильного положения зубов:

 

1) лабиальная или буккальная окклюзия;

 

2) лингвальная окклюзия;

 

3) мезиальная окклюзия;

 

4) дистальная окклюзия;

 

5) тортоокклюзия;

 

6) инфраокклюзия;

 

7) супраокклюзия.

 

Классификация аномалий прикуса Энгля отличается простотой и ясностью, поэтому она долгое время являлась господствующей, и даже в настоящее время в ортодонтии ещё применяются основы этой классификации.

 

Недостатки классификации Энгля.

 

1) в классификации не учитываются причины возникновения зубочелюстных аномалий и, связанные с ними, фукциональные нарушения;

 

2) дальнейшими исследованиями не подтверждён основной принцип классификации о неизменности положения верхнего первого постоянного моляра;

3) классификация не отражает основных разновидностей аномалий прикуса в трёх взаимно перпендикулярных плоскостях;

 

4) не отражает аномалий временного прикуса.

Для характеристики смыкания зубных рядов в классификации Энгля, Лишер (1926) предложил пользоваться терминами "нейтральный", "дистальный" и "мезиальный" прикус. Такая терминология более целесообразна для обозначения вида прикуса, чем "прогнатия" и "прогения", так как отражает симптом - тот или иной вид смыкания боковых зубов, не дезориентирует врача, так как не имеет сходства с другими терминами.

 

 

Понятия "прогнатия" и "прогения" отражают конкретные разновидности аномалии - переднее расположение верхней челюсти или подбородка, а не характеризуют вид смыкания зубных рядов.

 

Клинико-морфологическая классификация зубочелюстных аномалий Калвелиса (1957). Д.А. Калвелис считает, что в основу классификации должны быть положены морфологические изменения, касающиеся зубов, зубных рядов и всего прикуса в целом, с учётом этиологии и эстетики.

 



2016-01-26 567 Обсуждений (0)
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (567)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)