Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Опыт валютного сотрудничества в Европе в 1950-е – 1990-е гг. Формы, цели и результаты



2016-01-26 841 Обсуждений (0)
Опыт валютного сотрудничества в Европе в 1950-е – 1990-е гг. Формы, цели и результаты 0.00 из 5.00 0 оценок




Европейский платежный союз (1950-1959 гг)

К моменту создания ЕЭС западноевропейские страны уже имели опыт сотрудничества в валютной сфере. После 1949 года их захлестнула волна девальваций, и из-за нехватки «живых денег» платежи между государствами региона были переведены на двусторонний клиринг, что очень сильно затрудняло развитие торговли. Поэтому 19 сентября 1950 года 17 стран (Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швеция, Швейцария, и свободная территория Триест) подписали в Париже Соглашение о Европейском платежном союзе. Союз преследовал следующие цели:

Ø ликвидировать все виды двусторонних расчетов и заменить их системой многостороннего клиринга

Ø упразднить валютные и внешнеторговые ограничения между странами-членами

Ø повысить ликвидность западноевропейских валют и восстановить их конвертируемость

Ведение расчетов между странами и управление ресурсами осуществлял Банк международных расчетов в Базеле (БМР). Он ежемесячно проводил зачеты взаимных требований по текущим операциям и выводил кумулятивное активное или пассивное сальдо для каждой страны. По сводным сальдо страны рассчитывались только с БМР, а не с партнерами. Данный механизм действовал в отношении платежей по обмену товарами, услугами, переводу капиталов и погашению двусторонних кредитов.

1 января 1959 года была введена обратимость основных западноевропейских валют по текущим операциям, и ЕПС прекратил существование. Вместо него вступило в силу Европейское валютное соглашение, действовавшее до 1973 года как инструмент взаимных расчетов ОЭСР (Организации экономического сотрудничества и развития)

 

План Вернера 1970

Следующая попытка перейти к более тесному сотрудничеству в валютной сфере состоялась в 1962 году, когда Комиссия представила Совету план дальнейшего евростроительства, согласно которому создание валютного союза предусматривалось на третьей стадии (1966-1969), но эта инициатива не была поддержана центральными банками и министерствами финансов стран «шестерки».

В феврале 1969 года Комиссия направила в Совет меморандум о координации экономической и валютной политики («меморандум Барра»), и в декабре того же года на саммите в Гааге главы стран «шестерки» приняли решение о создании валютного союза. Разработку проекта поручили группе представителей стран-членов во главе с премьер-министром Люксембурга Пьером Вернером, по чьему имени проект и получил свое название. В октябре 1970 года группа представила окончательный вариант программы, который был утвержден в феврале 1971 Советом министров.

Согласно этой программе, создание валютного союза было рассчитано на 10 лет (до 1980 г.) Задачи программы были следующие:

1. ввести полную взаимную обратимость валют

2. обеспечить свободу передвижения капиталов

3. объединить все золотовалютные резервы и создать Фонд валютного сотрудничества

4. твердо зафиксировать обменные курсы

5. возможно, перейти к единой валюте

План Вернера потерпел неудачу еще до своего начала, что было обусловлено рядом причин. В 1971 г. США приняли решение отменить обмен доллара на золото по фиксированной цене, который обеспечивал глобальную финансовую стабильность после Второй мировой войны. Это положило конец системе фиксированных валютных курсов, что привело к резкому росту инфляции на фоне энергетического кризиса. Вдобавок, у ЕЭС не существовало единого экономического пространства, в том числе общей экономической политики и свободы передвижения капиталов, услуг и рабочей силы.

 

Валютная змея» 1972

24 апреля 1972 года шесть стран ЕС для выхода из сложившейся ситуации создали механизм совместного плавания своих валют, получивший название «валютная змея». Помимо стран «шестерки», ее участниками в разное время были Дания, Норвегия, Великобритания, Ирландия, Австрия и Швеция. «Валютная змея» основывалась на двух принципах:

1. страны-участницы привязывались друг к другу и не могли отклоняться более чем на 1,125% в ту или иную сторону. Они сохраняли право провести девальвацию или ревальвацию национальной валюты, а затем уже поддерживать курс.

2. все валюты вместе прикреплялись к доллару США как более сильной денежной единице и могли колебаться в диапазоне 2,25% (отменено с марта 1973 г.)

Для удержания курса вводился механизм валютных интервенций: в случае обесценивания национальной валюты центральный банк начинал ее скупать, а в случае подорожания – продавать. Для финансирования интервенций центральные банки стран-членов договорились предоставлять друг другу краткосрочные кредиты сроком на 45 дней(редко – 5 месяцев) в форме своп(банк, совершающий интервенцию, покупает деньги у эмитирующего государства на свои национальные деньги, который затем обязан выкупить в обмен на иностранную валюту в том же количестве и по тому же курсу).

Данная система повышала устойчивость европейских валют, и давала первый опыт валютного сотрудничества. Однако у «валютной змеи» было два существенных недостатка: несовершенство механизма и отсутствие координации экономической политики стран-членов. Поэтому участники часто прибегали к девальвациям или покидали систему.



2016-01-26 841 Обсуждений (0)
Опыт валютного сотрудничества в Европе в 1950-е – 1990-е гг. Формы, цели и результаты 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Опыт валютного сотрудничества в Европе в 1950-е – 1990-е гг. Формы, цели и результаты

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (841)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)