Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Эволюция социальных институтов



2016-01-26 1681 Обсуждений (0)
Эволюция социальных институтов 0.00 из 5.00 0 оценок




Институты — постоянно развивающиеся системы. Колоссальную эволю­цию претерпела сфера производства: охота и собирательство, огородничество, пастушество, земледелие, ремесленные мастерские, мануфактура, машинное производство, безлюдные цехи. То же можно сказать о политических инсти­тутах, религии, образования.

Институт семьипрошел такие этапы, как групповой брак, полигамия и моногамия. На смену расширенной семье пришла нуклеарная, в которой всего два поколения —родители и дети. Исторически изменялись роли мужа и жены, обряд бракосочетания, методы воспитания детей и многое другое.

После индустриальной революции во всех странах мира — западных и во­сточных — наблюдаются общие тенденции в изменении института семьи, но развивающиеся с разной скоростью. Молодые люди получают свободу выбо­ра брачного партнера и освобождаются от контроля родителей. Они основы­вают отдельный от родителей дом. Развод становится все более простым де­лом. Основой супружеского союза все больше становится не долг, а взаимная привязанность и чувства. Возраст вступающих в брак (в мире) снизился с 22 лет в 1890 г. до 20,5 в 1966 г. Увеличение времени, требуемого сегодня на получе­ние образования, означает, что вступление в трудовую жизнь затягивается. Если раньше трудовая деятельность начиналась в 11 лет, то теперь в 25 лет. Большинство людей в отличие от прошлых эпох начинают трудиться после обзаведения семьей. Число детей в одной семье сократилось с 4,3 в 1910 г. до

511 Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. P. 132.

2,3 в 1960 г. Современная женщина рожает последнего ребенка в возрасте 25,8 года против 31,9 в прошлом. Возрастают роль и помощь мужа в домаш­нем хозяйстве и воспитании детей. В прошлом женщина становилась вдовой перед тем как женился ее последний ребенок (приблизительно в 50 лет). Се­годня женщине в среднем исполняется 47,1 года, когда вступает в брак ее пос­ледний ребенок. В то же время развивающаяся экономика предоставляет се­годня все больше рабочих мест для женщин, чем это было в прошлом. Быто­вая техника освобождает женщину от части занятий домашним хозяйством51.

Изменения в институте семьи некоторые социологи суммируют следую­щим образом52.

Установки и поведение:

♦ отказ от двойного стандарта и переход к одинарному (сингулярному): то, что можно для мужа, разрешено и для жены;

♦ сегодня проявляется большая терпимость к добрачному сексуальному опы­ту обоих партнеров, но все еще меньшая к адюльтеру (измене в браке);

♦ секс рассматривается как ценность сама по себе, а не как средство вос­произведения потомства. Он отделен от создания и воспитания потом­ства;

♦ от женщины ожидается такое же активное участие в общественной жиз­ни, как и от мужчины;

♦ терпимое отношение к работе женщины вне дома, особенно на раннем этапе семейной жизни;

♦ женщина меньше занимается тяжелым домашним трудом и стремится быть экономически более независимой от мужчины.

Символические черты:

♦ начинают исчезать различия в стиле одежды замужних и незамужних женщин;

♦ уменьшается символическое значение обручальных колец: если пара не может себе позволить их, брак заключается без колец;

♦ сдвоенная постель символизирует равенство и независимость супругов;

♦ теперь считаются излишними пришедшие из прошлого атрибуты сва­дебного обряда типа свадебного пирога, искусно отделанных костюмов, цветов и др.;

 

♦ стало терпимым отношение к разводу. Утилитарные черты:

♦ в браке активно используются контрацептивные средства;

 

♦ жилище становится меньше и компактнее, кухонные комбайны стали обязательной принадлежностью дома, получают распространение не­большие кухни, складывающиеся кровати и т.п., особенно в молодых семьях;

♦ супруги активно пользуются услугами предприятий быта: химчистки, прачечной, булочной, в то время как раньше женщине приходилось вы­полнять и сервисные работы самой;

♦ законодательство о браке и бракоразводе становится более либеральным;

♦ неформальный медовый месяц вытесняется ритуализированным и тща­тельно обставленным.

а Goode W.J. World Revolution and Family Patterns. N.Y., 1963; Bernard J., Thompson L.F. Op. cit. G'HinJ.L., Gillin J.P. Cultural Sociology. N.Y., 1948. P. 345-346.

Цель брака:

♦ романтическая любовь, хотя и с оттенком реалистического понимания тягот семейной жизни;

♦ социальные соображения все больше вторгаются в процесс создания се­мьи и рождения детей53.

Итак, по сравнению с прошлым изменились (табл. 9) принятый возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распреде­ление супружеских функций, стиль лидерства в семье и т.д.

Таблица 9 Исторические изменения института семьи

 

Семья в прошлом Современная семья
Патриархальная и авторитарная Индивидуалистическая и демократическая
Мало разводов Много разводов
Большая семья Небольшая семья
Постоянное местожительство Частая смена места жительства, мобильность
Женщина находится постоянно дома Женщина занята по дому и трудится вне дома
Закрепощенное сексуальное поведение жен­щины, строгие санкции за измену. Пуританская мораль для замужней женщины Раскрепощенное сексуальное поведение жен­щины, мягкие санкции за измену. Либеральная сексуальная модель поведения
Двойной стандарт поведения: свобода вне­брачных связей для мужчины и запрещение их для женщины Постепенный отказ от двойного стандарта, бо­лее свободные сексуальные связи вне брака для мужчины и женщины
Неформальное и плохо поставленноесексуаль-ное воспитание в семье Формальное и хорошо налаженное половое воспитание вне семьи
Отсутствие планирования деторождения Планирование деторождения
Семья выполняет множество самых разных функций За семьей остались личностные и воспроиз­водственные функции

Источник: Sutherland R.L., Woodward J.L. Introductory Sociology. Philadelphia: J. B. LippincottCo., 1967. P. 540.

Помимо жизненного цикла института и его исторической эволюции в понятие «динамика институтов» необходимо включать взаимодействие ин­ститутов, принимающее самые разные формы, в том числе две основные — сотрудничество и конкуренцию. Когда институт производства успешно справляется со своей функцией, экономика процветает, доходы населения растут и из государственного бюджета больше, чем прежде, поступает средств на развитие других институтов: образования, науки, культуры, социальной помощи и др. Но если образование плохо справляется со своей функцией и готовит рабочую силу низкой квалификации или устаревших специальнос­тей, то страдает производство, а вследствие этого и все другие, тесно связан­ные с ним институты общества. Если ученые не могут создавать фундамен­тальные разработки, определяющие базу наукоемких технологий и ускоря­ющие темпы научно-технического прогресса, то на помощь приходят другие, не всегда законные институты, в частности экономический шпионаж.

" Gillin J.L., Gillin J.P. Op. cit. P. 345-346.

Когда производство находится в кризисном состоянии, доходы государ­ства снижаются, не хватает денег на заработную плату учителям, а школь­никам — на учебники. Подрастая, они убеждаются, что с помощью знаний и хорошего образования много денег не заработать. Так экономический кри­зис влечет за собой кризис образования. Оба они относятся к институцио­нальным кризисам. Закончив школу, молодые люди отказываются служить в армии, поскольку не верят правительству, считая, что оно, полностью кор­румпированное, стоит на страже своих собственных, а не общественных интересов. В результате качество рекрутов резко снижается, здоровые и об­разованные юноши поступают в вузы, что дает им отсрочку от службы в ар­мии. Отсрочка от службы в армии на время обучения в вузе представляет со­бой повод и поле, где вступают в конку­ренцию между собой два института. Вы уже догадались, какие именно. А в глу­бине конфликта — другой институцио­ нальный кризис — политический, выра­жающийся в катастрофическом сниже­нии уважения и доверия населения к политическим органам власти. Исследование, проведенное в 1990 г. Институтом социологии РАН совместно с Хьюстонским университетом (США), показало, что в России из всех со­циальных институтов наибольшим доверием пользуется церковь. На нее надеются 66,4% опрошенных. Рейтинг церкви может сравниться с рейтин­гом движения «зеленых» (59,8%)54.

Поскольку в России образование, культура и наука выступают самыми престижными и одновременно самыми бедными институтами общества, то представители других институтов конкурируют между собой за право дик­товать свою волю. Политики, фонды, благотворительные организации, партии выступают в роли спонсоров, промышленные корпорации подбира­ют себе кадры чуть ли не среди школьников, проводя рекламные кампании и организуя профессиональную ориентацию школьников и студентов. За умы и сердца подрастающего поколения борется церковь теми средствами, кото­рые ей доступны. Таким образом, институт образования становится ареной состязаний между другими институтами общества.

Институциональная конкуренция может существовать в рамках одной и той же сферы общества между родственными институтами. В первой поло­вине 1990-х гг. институт президентской власти в России вступил в острый конфликт с парламентом, дело дошло до расстрела Государственной Думы в 1993 г. Но и в более мирных сферах, например в культуре, подчас идет не­примиримая борьба. Институт телевидения отбирает аудиторию у кино, те­атра и чтения.

В Европе капитализм зародился в XVI в., а в XVII—XIX вв. началась ин­тенсивная колонизация Африки, т.е. выход капитализма за границы очагов возникновения. Европейцы, считая свою культуру самой передовой, стре­мились приобщить туземное население к новым ценностям и внедрить но­вые институты. Они стали внедрять европейские системы банковских опе­раций и коммерческих сделок, пытаясь заменить новыми товарно-денежны-

Нерспективы гуманитарного образования в средней школе. М., 1992. С. 4.

ми отношениями традиционные патриархальные отношения в обшине, по­коящиеся на иерархии и обычаях. В результате отношения в общине резко ухудшились. Помимо экономических институтов активную роль играли ре­лигиозные, в частности такой мощный институт западной церкви, как мис­сионерство. Миссионеры несли с собой не только евангелие. Они навязыва­ли свои обычаи и образ жизни тем, кого «спасали». Стать христианином для туземца практически означало отказаться от своей культуры. Главным ору­дием миссионеров являлись приходы и школы при миссиях. Посещать их были вынуждены даже те, кто не был обращен в христианство, поскольку только там можно было получить образование.



2016-01-26 1681 Обсуждений (0)
Эволюция социальных институтов 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Эволюция социальных институтов

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1681)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.013 сек.)