Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА



2016-01-26 14303 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок




Экономический институт— исторически сложившийся механизм, регули­рующий деятельность людей (при помощи распределения и закрепления за ними определенных общественно полезных ролей: потребитель, брокер, предприниматель и т.д.), контролирующий соблюдение ими определенных норм, традиций, правил и законов и, наконец, позволяющий удовлетворить максимум потребностей при минимальном использовании дефицитных ре­сурсов.

Деньги— один из важнейших экономических институтов общества. Это исторически сложившийся стихийный механизм регулирования взаимоот­ношения людей. Когда их нет, отношения приходится выяснять силой, дав­лением, авторитетом, приказом и прочими аналогичными силовыми спосо­бами. Но когда они есть, то все получается чинно и благородно: я сдаю в прачечную белье и плачу за услуги деньги, за которые раньше я «повкалы­вал» на предприятии.

Вряд л и кто будет сомневаться в том, что долгая история денег связана с традициями, обычаями, нормами и прочей социальной атрибутикой, при­писываемой социальному институту. А о том, как умело и мудро они конт­ролируют наши действия (особенно, когда их на все не хватает), или о том, что только они способны удовлетворить максимум потребностей при мини­муме затрат на их изготовление, и говорить не приходится. Какова себесто­имость изготовления бумажных или металлических денег? Сколько раз они оборачиваются, принося государству несметную выгоду? Скольких людей делают счастливыми или несчастными?

Таким образом, деньги — это общественный институт, который увеличива­ет богатство, снижая издержки обмена и способствуя большей специализации в соответствии с имеющимися у людей сравнительными преимуществами.

Банки— еще один экономический институт общества, функционирующий в сфере обмена. Главная функция банков — обеспечивать сохранность вкла­дов, фондов и быть источником ссуд.

Банки как финансовые посредники передают деньги от вкладчика заем­щику, т.е. от тех, кто хочет оставить деньги на будущее, тем, кто желает ис­пользовать их в настоящем. Люди помещают в банк свои сбережения, так как знают, что эти деньги будут возвращены по их первому требованию, посколь­ку банки обеспечивают физическую сохранность денег от пожара и грабежа, предоставляют страховку по вкладам.

Деятельность банков жизненно важна для нормального функционирова­ния экономики. Коммерческие кредиты позволяют фирмам оплачивать теку­щие счета и финансировать расходы. Ссуды населению позволяют гражданам приобретать товары сейчас, расплачиваясь за них из будущих заработков.

Банки сосредоточивают значительную часть свободных капиталов, имею­щихся в стране (пассивные операции), и передают их в руки предпринимате­лей, которые нуждаются в расширении своих оборотов (активные операции).

Банки занимаются покупкой и продажей акций. Они берут на себя раз­мещение акций вновь возникающих промышленных предприятий, а равно и скупку акций для тех предпринимателей, которые пожелали бы стать их

собственниками.

Биржевая игра на понижение и по­вышение для банков — способ сосредо­ точить у себя ценные бумаги и акции. Банки не ограничиваются посредниче­ством, ной сами владеют промышленными предприятиями либо принима­ют то или иное участие. Так, до революции 1917 г. подавляющее большин­ство голосов на общих собраниях русских металлургических заводов принад­лежало нескольким коммерческим банкам; в их портфеле находились акции десятков промышленных предприятий, которые таким путем становились предметом собственности банков. Капитал, вложенный банками в акции промышленных предприятий, называется финансовым капиталом. Он ставит промышленность в полное подчинение банков.

Банки живут насыщенной и беспокойной жизнью: они сливаются и ук­рупняются, разоряются и поглощаются, расширяются (создают филиалы), выходят на международную арену, их счета могут арестовать, государство может назначить временную администрацию, которая берет все руководство на себя. Из всех моделей поведения банки предпочитают слияние. Они мень­ше конкурируют между собой, чем фирмы и предприятия. Проникая в про­изводство, банки заинтересованы в том, чтобы между однородными промыш­ленными предприятиями, им принадлежащими, не было конкуренции. Они стремятся слить однородные предприятия, ранее принадлежавшие разным владельцам, в хозяйственное целое. Этим самым банки поддерживают стрем­ление промышленности к организации синдикатов и трестов.

Коммерческий институт— любое учреждение, где покупают и продают товары. Это магазин, оптовый рынок, биржа, закупочная база и т.д. Они дей­ствуют в сфере экономического обмена.

Большинство товаров обменивается через прямые контакты продавца и покупателя, а часть из них — только косвенно — через специальные инсти­туты, которые называют институтами обмена. Их роль в обществе огром­на. Они стабилизируют цены и регулируют потоки товарной массы, позво­ляя избегать хаоса и неразберихи. Товаром могут быть рабочие руки, земля и даже воздух. Короче говоря, все, что продается и покупается. Товар, а не деньги удовлетворяет человеческие потребности в пище, жилье, здоровье и т.п. Деньги всего лишь посредник, средство, упрощающее хождение то­варов по всему свету.

Надо различать товары и услуги. Товары суть вещи, которые производят­ся: продукты питания, одежда, дома, автомобили и т.д. Товары также мож­но называть продуктами или предметами потребления.

Услуги не являются продуктами, хотя при их оказании используется мно­жество предметов, скажем, шетка, пылесос, стиральный порошок. Показ фильма — это оказание услуги населению. А создание фильма — это изготов­ление товара. Кинозрители, уходя домой, ничего вещественного с собой не забирают, хотя эмоциональных впечатлений у них много.

Наде различать два близких понятия — ПОКУПАТЕЛЬ и ПОТРЕБИ­ТЕЛЬ. Покупают товар, а потребляют и товар, и услуги. Но услуги не покупают. Поэтому понятие «потребитель» несколько шире по­нятия *покупатель->. Хотя оазница между ними настолько стерлась, что они употребляются как синонимы.

Между услугами и товарами существует и другая разница. Продукты и предметы потребления в совокупности составляют благосостояние общества, или национальное богатство. Но совокупность услуг нельзя именовать бла­госостоянием или богатством. Они выполняют иную функцию — создают комфорт среды обитания. Чистить обувь, стирать белье, приносить почту и т.п. — это то, без чего нельзя представить себе цивилизацию и цивилизо­ванное общество. В примитивном обществе список услуг очень ограничен. Кочевники, говорят, не моются неделями, если не месяцами, а современный горожанин делает это иногда два раза в день.

Результатом накопительной деятельности населения выступает богатство. Его нужно понимать как совокупность товаров и выражающей их суммы денег, которые могут находиться в ведении отдельной семьи или целого государства.

Богатство относится к сфере накопления. Основными экономическими институтами сферы накопления выступают коммерческие и государствен­ные банки, однако их нельзя относить только к этой сфере; они выступают институтами и сферы накопления, и обмена одновременно.

Товары, деньги и услуги выражают степень развития общества, его про­цветание. Современные державы — развитые капиталистические страны типа США, Германии или Японии — обладают пропорционально развитыми сфе­рами товаров и услуг. Их еще можно причислить к самым богатым обществам. В бедных странах (Бангладеш, Мавритания, Эфиопия) сфера услуг очень узка. Люди здесь едва удовлетворяют насущные потребности и не могут даже мечтать о дорогом медицинском обслуживании (рис. 41).

Общества, накопившие большие богатства, развиваются быстрее, чем те, что не умели этого сделать. Отсюда следует, что по мере технического прогресса богатые страны становятся богаче, а бедные относительно них беднее. Ины­ми словами, разрыв между бедными странами и богатыми увеличивается.

Общество, предоставляющее своим гражданам максимальную свободу экономической предприимчивости, как правило, получает в конечном ито­ге максимальное число богатых или благополучных людей. Таковы Соеди­ненные Штаты. Общество, ограничивающее экономическую свободу, полу­чает наименьшее число богатых людей. Таковы древневосточные империи. Советский Союз занимал на этой шкале промежуточное положение.

Не существует такого общества, в котором все способы обогащения были бы исчерпаны. Всегда находятся новые возможности. Часто обогащаются там и те, кто первым придумал оригинальный способ обогащения. Ярким при­мером служит история одного американца, который стал миллионером бук­вально на отбросах. Он первым догадался, что городская свалка может при-

носить огромную прибыль, если ее правильно использовать. Взяв кредит в несколько сотен тысяч долларов в городском банке по совету мэрии, заин­тересовавшейся оригинальным проектом уничтожения зловонных помоек вокруг города, предприимчивый американец санировал, а затем заасфальти­ровал одну из них. На образовавшейся территории он построил супермаркет, куда в отличие от тесных городских магазинчиков можно было подъезжать на машинах. Идея понравилась американцам. Вскоре предприниматель со­здал по стране широкую сеть супермаркетов.

Рис. 41. Богатые и бедные страны находятся на противоположных полюсах шкапы товаров и услуг

Рынок относится к числу важнейших экономических институтов общества, причем не только рынок товаров и услуг, ной рабочей силы. По мнению про­фессора Д. Карда из Принстонского университета, трудящиеся считают ры­нок труда и социальным институтом, и экономическим. Когда предлагают более высокие заработки, люди ищут работу; получив ее, они больше думают о справедливом характере оплаты труда, что влияет на его результативность.

Рынки специализируются по предмету продажи в зависимости от того, что предлагают продавцы. Например, место, где беднейшие слои населения про­дают подержанные вещи — старые часы, ношеную одежду, всевозможные гвозди, гайки, замки и т.д., именуется толкучкой, а еше базаром. Места, где продавцы, обычно солидные фирмы, выставляют вновь появившиеся образ­цы продукции и, рекламируя их, призывают потенциальных покупателей зак­лючать с ними сделки на крупные партии товара, называются ярмарками и выставками-продажами. Место, где горожане могут приобрести небольшие партии товаров первой необходимости — крупы, масло, овощи, мясные и рыбные изделия, по ценам, более низким, чем в магазинах, именуют опто­выми рынками. Место, где продают и покупают акции, называют/?&/«/сол?г<ен-ных бумаг или фондовой биржей.

Биржа (от гол. beurs, нем. B"rse) — один из важнейших экономических институтов, удовлетворяющих фундаментальную потребность к выгоде и

азартной игре на повышение и понижение. Обычно это просторное и осна­щенное передовым оборудованием здание, где целый день на странном для непосвященных языке, в котором перемежаются сленг и жесты, идет торговля компаниями, партиями товаров, валютой, полезными ископаемыми, акци­ями и даже рабочей силой.

Биржа — форма регулярно действующего оптового рынка. В зависимос­ти от предмета сделки выделяют:

♦ товарную биржу, где продаются товары по стандартам и образцам;

♦ фондовую биржу, где скупают и продают ценные бумаги своих и зару­бежных компаний;

♦ валютную биржу, призванную ежедневно определять стоимость отече­ственной валюты по отношению к иностранной, например определять курс рубля к доллару;

♦ биржу труда, которая пытается подыскать для безработных возможное место работы, т.е. трудоустроить их.

Товарная биржа концентрирует оптовый оборот по массовым, в основном сырьевым и продовольственным, товарам (цветные металлы, зерно, хлопок, сахар и др.). Среди них различают универсальные и специализированные (по отдельным товарам или их группам) товарные биржи.

К числу экономических институтов общества относятся также промыш­ленное производство, рынок товаров, рынок труда, рынок рабочей силы, обмен и торговля, собственность и др.



2016-01-26 14303 Обсуждений (0)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ ОБЩЕСТВА

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (14303)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)