ИЗМЕНЕНИЕ СТАТУСНОГО ПОРТРЕТА ЧЕЛОВЕКА
Общая тенденция, характеризующая среднетипичного россиянина, итальянца или китайца состоит в том, что в первой половине жизни, приблизительно до 40 лет, человек активно набирает количество статусов, активно делает служебную карьеру, а во второй половине жизни его активность затухает и количество статусов постепенно снижается. Разумеется, не у всех людей после 40 лет количество статусов или их важность, т.е. ранг статусов, уменьшается. Многие только начинают восходить по служебной или общественной лесенке. Но рано или поздно и в их жизни наступает пик — точка, начиная с которой количество статусов, высота ранга, объем привилегий и полномочий убывают. Таким образом, на среднетипичной кривой, по форме очень близкой к гауссовой, можно выделить индивидуальные графики жизненных циклов. У одних «горб» кривой будет смещен вправо, у других пройдет точно посредине, у третьих сместится влево. Первый тип означает ранний взлет и медленное снижение в последующей части жизни. В третьем варианте пик карьеры наступает поздно, зато индивид успевает подойти к пенсии с высоким доходом. Итак, статусный портрет человека, как и он сам, не остается неизменным. Человек взрослеет, стареет, переезжает из деревни в город, делает служебную карьеру, женится, его выбирают в депутаты. Меняется человек — меняется и его статусный портрет. Такой процесс будем называть динамикой статусного набора или портрета. Итак, людям свойственно изменяться во времени — расти, стареть, умирать. На протяжении своей жизни (в науке жизнь человека именуется жизненным циклом, разбитым на основные вехи — детство, зрелось, старость) индивид набирает и теряет статусы по мере того, как он расширяет (или сужает после выхода на пенсию) свою социальную активность, устраивается на работу, продвигается по служебной лестнице и т.п. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ - понятие, описывающее отосиюлыю j а минутые и качественно отличающиеся этапы жизни отдельно! о чело века. Выделяют циклы семейной жизни, трудозой жизни, цикл до с ства. Жизненный цикл в отличие от времени жизни относится к содержательным понятиям. Если графически выразить динамику статусного портрета человека, то она в декартовой системе координат примет три возможные позиции (рис. 30): А — устремленная вверх кривая означает повышение общественной активности в старости; Б — параллельная оси ОХ прямая символизирует по крайней мере не уменьшение активности, которая была присуща человеку в расцвете сил; В — парабола, уходящая вниз, свидетельствует о резком сужении круга общения у той части пожилых людей, которые остались без социальной опеки и помощи. Hue. JU Динамика статусного портрета чеповска: три возможные перспективы На рис. 30 ось ОХ выражает время жизни отдельного человека, ось OY— количество статусов. Социальное время индивида— время только его личной жизни. Каждый проживает его по-разному, и лишь жизненный финиш показывает, насколько интенсивно и содержательно пройдена дистанция жизни. Даже старость у каждого человека проходит по-разному. У многих активная творческая жизнь начинается только в этот период. Но многих, к сожалению, когда их покидают физические силы, покидает со своей опекой и общество. Чем меньше общество тратит на социальную защиту пожилых, тем менее оно имеет право называться цивилизованным и тем больше людей попадает в третью категорию. Именно у этих обойденных обществом людей график жизни разбивается на две зеркально симметричные половины (рис. 31). Если через середину жизни человека (40—45 лет) провести условную прямую, то окажется, что графики двух отрезков жизни (юность и старость) будут одинаковы. Пословица «что стар, что млад» выражает сходство двух возрастных эпох: у ребен- ка еще нет множества социальных статусов, характеризующих зрелость, а старый человек их уже утратил. Процесс индивидуального приобретения статусов в течение всей жизни описывается понятием «социализация». Социализация — продолжающийся всю жизнь процесс усвоения социальных норм и освоения социальных ролей. Отметим, что своего пика социализация достигает в середине жизни индивида. С этим понятием тесно связано другое — «кризис середины жизни». Рис. 31. Динамика статусного портрета человека: симметричность первой и второй половины жизни Когда наступает кризис середины жизни (примерно в возрасте 40—45 лет), человек анализирует пройденный путь, оценивая и переоценивая то, что удалось совершить. Для тех, кто вел пассивный образ жизни, это становится поводом к грустным размышлениям. Для других, заполнивших жизненное время достижениями и успехами, — поводом к удовлетворенности и высокой самооценке. Однако у каждого человека свое понятие жизненного успеха. Одни измеряют его по количеству звездочек на погонах, размерам и престижности загородного особняка, по количеству накопленных денег. А другие оценивают жизненный успех по числу друзей и добрых поступков, которые им удалось совершить, прочитанным книгам, интересным встречам и путешествиям. У каждого свой счет, своя мера оценки. Для одних жизнь полна разочарований и падений, для других — взлетов и счастливых моментов. И только социологи способны установить массовые предпочтения. Новосибирские исследователи В.Н. Шубкин и Д.Л. Константиновский обнаружили, что в картине жизненного успеха у обследованных выпускников средних школ обычно на первом плане — счастливая семья и дети, интересная и любимая работа, а в представлениях о путях достижения успеха — учеба, повышение уровня своего образования'. Но социальное время не заканчивается в середине жизненного пути. Что происходит с человеком в период старости, что происходит с его статусным набором? Можно ли сказать, что количество статусов начинает сокращать- Константиновский Д.Л. Молодежь в системе образования: динамика неравенства // Социологический журнал. 1997. № 3. С. 113. ся? При выходе на пенсию у одних оно действительно сокращается, а у других — увеличивается, появляются новые статусы. Если рассматривать массовую ситуацию, в большинстве случаев число статусов в старости все-таки уменьшается. Человек уходит с производства, его материальное положение ухудшается, если пенсия невелика и родственники не помогают. Некоторые одинокие старики и вовсе попадают в дома престарелых. Сужение статусного диапазона в старости вступает в противоречие с расширением жизненного опыта. Проживший активную жизнь человек с возрастом становится мудрее и спокойнее, он научился реально оценивать свои возможности и достижения, лучше понимать людей и налаживать с ними взаимоотношения. Можно сказать, что к 65 годам (возможно, и раньше) он превращается в идеального исполнителя и даже руководителя, но физические силы уже покинули его. По своему внутреннему состоянию он готов трудиться на «отлично», но кадровики предпочитают более молодых. Мы можем сделать следующее заключение: кривая, выражающая накопление статусов в первой половине жизни, симметрична кривой, выражающей потери социальных статусов во второй ее половине. Эти две кривые одинаковы по форме, но противоположны по знакам: первая кривая со знаком «+», а вторая со знаком «-». Но по своей траектории они практически симметричны (рис. 32). Рис. 32. Динамика статусного портрета человека: первая половина жизни — приобретение статусов, вторая — их потеря Линия симметрии проходит по середине жизни индивида. Середина жизни — это такая точка в социальном времени индивида, когда он подводит итог тем достижениям, которых он уже добился, и тем возможностям, которые не использовал. Иначе говоря, индивид производит операцию социального сравнения, где сопоставляются две траектории: ♦ ожидаемая траектории жизни; ♦ реальная траектория жизни. Ожидаемая траектория имеет только одно направление — восходящее. В молодости мы мечтаем достичь больших высот, переоцениваем свои силы и способности, замахиваемся набольшее, чем, можетбыть, заслуживаем. Никто не планирует для себя нисходящую траекторию. Ее «планирует» нам жизнь. Исследование жизненных планов старшеклассников на протяжении 30 лет позволило Шубкину и Константиновскому установить: чем выше статус родителей, тем сильнее проявляется в планах их детей ориентация на высокий уровень образования, тем привлекательнее профессии умственного труда2. ОЖИДАЕМАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЖИЗНИ — это идеальная планируемая на отдаленную перспективу линия жизненной судьбы, измеряемая количеством достигаемых статусов и их рангом. Реальная траектория жизни может быть как восходящей, так и нисходящей. Служебная карьера,т.е. движение вверх по должностной лестнице, чаще всего выступает объективным измерителем восходящей траектории. Увольнения, разводы, тюремное заключение являются объективными вехами нисходящей траектории. Кроме служебной карьеры социологи выделяют в самостоятельный вид моральную карьеру. РЕАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ ЖИЗНИ -- это линия жизненной судьбы, измеряемая количеством приобретенных статусов и их рангом. Моральная карьера— социальная история индивида, описанная в терминах уважения или презрения со стороны окружающих, а также степени осознания подобного отношения к себе. Это понятие ввел в научный оборот И. Гоффман. Моральная карьера состоит из серии рискованных ситуаций, которые человек публично преодолевает или терпит неудачу как своего рода испытания. Например, провал на вступительных экзаменах в престижный вуз — событие в цепи моральной карьеры. Здесь есть все необходимое: риск, публичный характер события, равная вероятность провала и победы. Добившийся успеха получает уважение окружающих, потерпевший неудачу — презрение. Уважение и презрение — формы оценки со стороны общественного мнения. В таком смысле мы можем определить моральную карьеру еще и как траекторию жизни в терминах общественных оценок. Человек стремится преодолеть только те испытания, которые высоко котируются в общественном мнении. Например, научный подвиг вознаграждается Нобелевской премией, а военный — медалью или орденом. Постоянная нацеленность на моральный подвиг формирует нравственный характер личности, особенно если индивид добивается успеха. Напротив, неудачи снижают самооценку и уважение к самому себе. Другие параметры ожидаемой жизненной карьеры связаны с уровнем наших притязаний, или амбиций. Под притязаниеммы будем понимать совокупность социально значимых потребностей, связанных с внешней карьерой и внешними достижениями человека, но мало или никак не учитывающие личные способности человека. Притязание — это внутренняя мотивационная пружина для того, чтобы человек начал или продолжал строить какую-либо карьеру. Как существо социальное человек сравнивает себя с другими, ориентируется на то, чего он не достиг, а другие достигли. Таким образом, при оценке притязаний человек обязательно сравнивает свои возможности с возможностями значимых других. Константиновский Д.Л. Указ. соч. С. 105. Например, ваш однокурсник — уже директор малого предприятия, а вы еще менеджер нижнего звена, хотя вы учились не хуже его и способностей у вас не меньше. В результате у вас возникает желание занять более высокое статусное положение. Подавляющая часть притязаний человека связана с ожидаемыми высокими социальными позициями, т.е. статусами. Высокие притязания могут принимать самые разные формы. Один убежден, что самореализуется, лишь став народным депутатом и прославившись на политическом поприще, а другой готов занимать скромную должность директора малой фирмы, но материально быть вполне состоятельным. Притязания человека могут быть только высокими. Низкие притязания называются иначе, например скромными желаниями. Продвижению к жизненному успеху способствуют только высокие притязания. Это «маленький локомотивчик» внутри нас, заставляющий нас активно и с пользой тратить свое социальное время. Разрыв или противоречие между высокими притязаниями и низкими достижениями порождает явление, которое получило название «кризис середины жизни». КРИЗИС СЕРЕДИНЫ ЖИЗНИ начинается после 30 лет и тянется не менее 10 лет. В его основе лежит осознание несоответствия между прежними мечтами и реальными достижениями. Динамику индивидуального статусного портрета можно выразить также через понятие жизненного пути. Жизненный путь — совокупность разных тенденций и линий развития, последовательность событий в пределах биографии одного человека. Он во многом напоминает понятие биографии, но отражает не столько перечень событий, сколько закономерные линии явлений. Социолог В.Г. Немировский с помощью «Теста тематической апперцепции» изучал ценностные ориентации студентов3 с целью выяснить факторы, влияющие на жизненный путь человека. Оказалось, что на жизненный путь юношей в наибольшей мере влияют: собственные убеждения, идеалы, любимая девушка, судьба. У девушек этот ряд представлен шире: собственные убеждения, идеалы, муж, любимый человек, родители, учебная группа, собственные желания, случайное стечение обстоятельств. Получается, что представительницы прекрасного пола позитивно оценивают влияние на их жизнь любых внешних факторов. Установлено также, что они оценивают окружающих выше, чем себя. Напротив, у молодых людей самооценка выше оценки окружающих. Жизненный путь— сумма жизненных событий, социальная биография индивида, разделенная на последовательные этапы, его индивидуальная история (рис. 33). Жизненный путь индивида — характеристика истории его развития. Это понятие описывает не то общее, что объединяет его с другими, а то непохожее, что отличает его от других. Иначе говоря, индивидуально неповторимую траекторию жизни. Жизненный путь человека определяется теми или иными крупными вехами, событиями в его жизни. Их называют поворотными событиями био- 3 Немировский В.Г. Социология личности. Красноярск, 1989. С. 83. графии человека. Типичные, общие, такие же, как у других, события здесь не учитываются. Например, можно описать свою биографию так: родился в таком-то году, окончил такую-то школу, жил в таком-то городе и т.д. Подобные события не относятся к жизненному пути. Жизненный путь — это не Рис. 33. Две стратегии человеческой жизни: А — постоянное восхождение от одного успеха к другому. Б — смена успехов и неудач, подъемов и падений хроника фактов, а последовательность событий духовной жизни человека, оказавших поворотное влияние на мировоззрение, взгляды на жизнь, отношение к людям, на характер. Так, служба в армии для одного человека может стать неприметным фактом биографии, а для другого — поворотным событием, изменившим его отношение к людям. Только во втором случае это элемент жизненного пути.
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1063)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |