Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Дифференциация населения



2016-01-26 1112 Обсуждений (0)
Дифференциация населения 0.00 из 5.00 0 оценок




В общем социально-экономическая структура города совпадает с социаль­но-экономическим населением страны. Здесь различают основные классы, профессиональные группы, политические группировки, религиозные кон­фессии, нации и народности, половозрастные категории и т.п. Для города наблюдается гораздо большее совпадение, чем при сравнении социальной структуры общества с социальным составом села, поскольку на селе нет или слабо представлены основные отрасли народного хозяйства, культура, наука, образование, т.е. к социальному составу села применимо определение усе­ченной или суженой социальной структуры. В отличие от нее социальная структура городского населения, которое в современном обществе охваты­вает % населения, надо считать полной или изоморфной структурой.

Рис. 16. Среди окончивших городскую школу доля поступивших в вузы в 1.5 раза выше, чем среди выпускников сельских школ

Социальная структура города имеет свои особенности, которые требуют научного изучения, особенно социологией, и позволяют выделить ее в само­стоятельный предмет исследования.

Ситуация в современных городах находится под влиянием ряда общеми­ровых тенденций. Глобализация экономики, повышение мобильности отрас-

лей и усиление международной конкуренции негативно влияют на уровень занятости и оплаты труда в Европе. В частности, в большинстве городов мира снижается занятость в отраслях промышленности. Причем в результате рез­кого спада в старых отраслях рабочие места в производственном секторе, как правило, сокращаются очень быстро. Гораздо реже отмечаются плавные и не вызывающие болезненных последствий процессы сокращения, сопровожда­ющиеся компенсирующим ростом занятости в сфере услуг. Таким образом, практически все города сталкиваются с продолжающейся поляризацией на­селения, обусловленной безработицей, дифференциацией доходов и соци­альных статусов90.

Социальная дифференциация городского населения выражается также в неравном доступе к образованию. Социально-культурное воздействие город­ской среды проявляется и в том, что среди окончивших городскую школу доля поступающих в вузы в 1,5 раза выше, чем среди выпускников сельских школ.

Изучая социально-культурную стратификацию городского населения Омского Прииртышья, Д.А. Алисов91 выделил следующие слои:

♦ коренные, или «чистые», горожане — те, кто всю или по крайне мере более 3/4 своей жизни прожил в городе. Как правило, это горожане вто­рого, третьего и более поколения. Это наиболее яркие представители, а также трансляторы и генераторы стереотипов урбанизованного обра­за жизни. На него как на самый приспособленный к городскому обра­зу жизни слой должны ориентироваться в своем поведении остальные группы, а потому он является референтной социальной группой;

♦ полугорожане — лица, проведшие в городе от половины до 3/4 жизни. Это — горожане первого поколения, фон традиционной аграрной куль­туры и образа жизни у них размыт и слабо сказывается на поведении, установках и образе жизни;

♦ полусельские жители — лица, прожившие в городских поселениях бо­лее четверти, но не более половины своей жизни. Этот слой образуют горожане первого поколения с заметно выраженными элементами тра­диционной аграрной культуры в поведении, установках и образе жиз­ни в целом. Им удалось освоить лишь азы городской культуры. Их по­ведение — сплав аграрных традиций и городских стереотипов поведе­ния. В литературе их еще называют маргиналами;

♦ городские селяне, т.е. лица, прожившие в сельской местности почти всю или более 3/4 своей жизни. Они еще только вживаются в непривычную для них городскую среду, их отличает перестройка нормативной ценностной структуры личности, образа жизни. Это этап начальной или незавершен­ной адаптации к городу и дезадаптации по отношению к селу. В своем по­ведении они наиболее далеки от урбанизованного образа жизни и остаются носителями преимущественно аграрной культуры. Их еще нельзя назвать даже маргиналами, они лишь приближаются к подобному статусу.

Исследование, проведенное новосибирскими учеными в середине 1980-х гг., показало, что городское население Западной Сибири между основными соци-

90 Жихаревич Б.С. Мировой опыт стратегического планирования городов и его использование приразработке стратегического плана Санкт-Петербурга. — http://citystrategy.leontief.ru.

91 Благосостояние городского населения Сибири: Проблемы дифференциации (опыт социологичес­кого изучения). Новосибирск, 1990. С. 327—328.

ально-территориальными группами распределилось следующим образом: группа «чистых» горожан составила 60% числа опрошенных, полугорожан — 18%, го­родских полуселян — 15%, городских селян — 7%92.

Рис. 17. Чикаго, 1930-е гг.

Итак, горожан разделяет и различает не только одежда или выговор, но и место проживания. Богатые и состоятельные прежде селились в историчес­кой части города, где много музеев, театров, магазинов и офисов. Постепенно они выехали из загазованного центра в пригороды, где построили уютные коттеджи и особняки. За ними потянулись учреждения всех сфер быта, вклю­чая дорогие магазины. Если вы смотрели сериал «Беверли-Хиллз», то, навер­ное, знаете, что это привилегированный пригород, а не центр крупного аме­риканского города; здесь живут, а иногда и работают только богатые.

92 Алисов Д.А. Урбанизация и культура // Городская культура Сибири: история и современность. Омск, 1997. С. 3-15.



2016-01-26 1112 Обсуждений (0)
Дифференциация населения 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Дифференциация населения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1112)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)