Средневековые центры культуры
Не менее глубокую печать город наложил и на духовную, художественную жизнь. В XI и отчасти в XII в. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Мистический спиритуализм и романское искусство расцвели в монастырях Клюни. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях — в образовании и архитектуре. В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Вышедшие из епископальных школ, новые учебные центры благодаря своим программам и методике, собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Так называемая схоластика была дочерью городов. Она воцарилась в новых учебных заведениях — в университетах, представлявших собой корпорации людей интеллектуального труда. Учеба и преподавание наук стали ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые были специализированы в городской жизни. Показательно само название «университет» (universitas), иначе— «корпорация». Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов, universitates magis-trorum et scolarium, различавшимися тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже, — преподава- тели. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания. И как всякий инструментарий, она стала предметом массового производства и торговли. Романское искусство, бывшее выразительным проявлением взлета христианского мира после тысячного года, на протяжении XII в. стало пре- экономических центров Европы. Основой ее благосостояния были такие города, как Гент, Ипр, Брюгге, Кортрейк (Куртре). Не удивительно, что процветавшая Фландрия привлекала Филиппа IV. Города привлекали homines novi — выскочек, порвавших с землей или монастырской общиной, лишенных предрассудков, предприимчивых и корыстолюбивых, а вместе с ними (оказывая им поддержку, в частности деньгами, которых у этих выскочек поначалу не было) определяющую роль сыграли представители господствующих классов, земельной аристократии и духовенства. Важное участие в подъеме городов приняла и такая группа населения, как минестериалы, сеньориальные служащие, чаще всего происходящие из рабов или сервов, но более или менее быстро поднимающиеся к верхним слоям феодальной иерархии17. Все аспекты средневековой городской жизни, по выражению Й. Хейзин-ги, подчинялись строгим символическим канонам. Важную функцию в культурном пространстве города играли городская церковь (реже собор), возведенная в честь святого — покровителя города, и ярмарки, которые проводились периодически. Собор — главный храм города или монастыря, где совершает богослужение высшее духовное лицо (патриарх, архиепископ). Архитектура собора обычно отличается монументальностью форм. В городе может быть не один, а несколько соборов. Если монастырь доступен только посвященным лицам — монахам, то собор — всем слоям городского населения. Монастыри возводятся вне городских стен — на большом отдалении от них, а соборы, напротив, в центре города. Собор являлся символом духовной власти, которую олицетворял епископ, а городская церковь выражала победу горожан, добившихся самоуправления ображаться. Новый лик искусства — готический — появился в городе, а строительство городских соборов стало его высшим достижением. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры: в ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия, когда ремесленные корпорации украшали их витражами, в которых воплощались схоластические познания. Сельские церкви близ городов не очень удачно в художественном отношении и с гораздо меньшими материальными ресурсами воспроизводили облик ставшего образцовым городского собора или же какого-либо из его выразительных элементов: колокольни, башни или тимпана. Созданный для нового городского населения, более многочисленного, более гуманного и более реалистично мыслящего, собор не забывал, однако, напоминать ему о близкой и благодатной сельской жизни. Тема помесячных сельских трудов оставалась одним из традиционных украшений городской церкви. Городская жизнь питалась ремесленной и торговой активностью, тогда как феодализм жил за счет поместья, земли. Ментальность горожан, по крайней мере вначале, отличалась эгалита- ризмом, основанным на горизонтальной солидарности, объединявшей людей благодаря клятве в сообщество равных; феодальная же ментальность, тяготевшая к иерархии, выражалась в вертикальной солидарности, цементируемой клятвой верности, которую низшие приносили высшим. Экономическая база городов была недостаточной для политической мощи первого порядка и даже для экономической деятельности широкого размаха. По мере того как крупная торговля переставала ограничиваться предметами роскоши, но стала заниматься также и такими товарами, как зерно, городские центры все менее удовлетворяли ее своими размерами. Уже с конца XIII в. города держались или за счет конфедераций или же благодаря собиранию вокруг себя сельской округи. Время островков, небольших поселений и малых социальных ячеек готово было пройти, как и время феодализма. Наступал другой тип организации пространства — территориальное государство. Сокращено по источнику: Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада / Пер. с фр. М., 1992. С. 58-105 17 Ле Гофф Ж. Указ. соч. С. 58-105. в борьбе с местным феодалом. В средние века крепостные стены, ворота и башни подчеркивали различие между городом и деревней. Для средневекового сознания был характерен дуализм, который находил проявление в соседстве шумной площади и величественного храма. В период раннего Средневековья площадь становится центром светской (прежде всего политической) и религиозной жизни. Так, соборная площадь во Флоренции с баптистерием и дворцом епископа была единственным городским центром. Собор был не только оплотом веры, но и местом принятия политических решений, ибо там заседал городской совет18. Средневековый город являлся не только экономической площадкой для нарождающегося капитализма, но и культурным центром и местом сосредоточения европейской интеллигенции.
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1379)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |