Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


ВИЛЛА, УСАДЬБА, КОТТЕДЖ



2016-01-26 715 Обсуждений (0)
ВИЛЛА, УСАДЬБА, КОТТЕДЖ 0.00 из 5.00 0 оценок




Социальная дифференциация проявляется не только в городе, но и за его пре­делами. Загородные дома могут принимать вид роскошных особняков или малень­ких времянок в зависимости от статуса владельца и его материального достатка.

Волгоградца или туляка, приехавших в Лондон, больше всего поражает, что там почти нет многоквартирных многоэтажных жилых домов: почти все живут в односемейных домах с приусадебными участками. Соответственно, ни у кого нет нужды в даче — втором загородном жилье".

Америка именует себя первой в мире страной пригородного типа. Одна­ко это не так. Следует согласиться с точкой зрения Махнача и Марочкина23, которые считают данное утверждение большим преувеличением. Еще в конце XIX в. в Великобритании возникла идея города-сада как альтернативы про­мышленному мегаполису. Согласно идеям зарубежных социологов Говарда и Энвина, город должен быть застроен односемейными домами с приусадеб­ными участками, с общегородским общественным центром. Однако специ­алисты обнаружили, что такая планировка почти в деталях повторяет пла­нировку старинного русского города: многоступенчатая внутренняя струк­тура, характер застройки, плотность заселения, количество домовладений на единицу площади. Даже идея не прямых, а изломанных улиц повторяет древ­нерусский город, вписанный в ландшафт. Русский город утопал в зелени, в отличие от пыльного и грязного западного.

На каждой усадьбе был сад-огород, деревья росли на церковных участках, на улицах и площадях, в поймах рек и на берегах прудов. Этот тип поселе­ния до сих пор сохранился в провинциальных российских городах с односе-

ных) предприятий и учреждений, особенно кра­же энергоносителей и рабочего времени, стиму­лирует скрытую и формальную безработицу, ук­лонение от налогов и теневую экономику (напри­мер, в сфере ремонта и строительства), помогает сохранению тяжелых, вредных, опасных видов труда, необходимых работнику для раннего вы­хода на пенсию, а также пассивному, номиналь­ному псевдотруду в виде суточных дежурств, за которыми следуют несколько свободных дней; содействует умножению тьмы сторожей, охран­ников, мелких чиновников. Садовые участки и со­храняющиеся на периферии пригородных зон остатки натуральной деревни, где дома скупле­ны горожанами, для своего поддержания требу­ют расширенного воспроизводства пенсионеров, и общество идет навстречу, поставляя туда «не­трудоспособных» трудоголиков. Сотни тысяч еще не старых и практически здоровых мужчин и жен-

щин стараются получить инвалидность, запаса­ются справками об инвалидности детей и о мно­годетности, чтобы бесплатно ездить на свои «фазенды» или из деревни на городской рынок.

Ведь не секрет, что в сельской местности Рос­сии могут нормально трудиться только «нетру­доспособные» и «безработные». Сокращено по источнику: Родоман Б. Великое при­земление // Отечественные записки. 2002. № 6.

22 Хотя в последнее время многие состоятельные англичане покупают загородные дома с участками вживописных местах Франции. Но происходит подобное не потому, что не хватает места на острове.Лондонцы и манчестерцы как бы приобщаются к культурному туризму: смена обстановки, возмож­ность добраться до любого европейского центра, приобщиться к памятникам культуры, а заодно иотдохнуть на континентальной «фазенде».

23 Махнач В.Л., Марочкин С.Н. Русский город и русский дом. — http://olmerl.newmail.ru/21_23.htm.

мейной усадебной застройкой; его фрагменты уцелели даже в Москве, в част­ности усадьба, где умер Н.В. Гоголь, на Никитском бульваре, рядом с Ар­батской площадью — в самом центре мегаполиса. В московском Замоскво­речье еще можно видеть старорусские дома: дом победнее — одноэтажный с мезонином, побогаче — двухэтажный с мезонином. Чем богаче усадьба, тем больше было возможностей для выражения эстетического и бытового идеа­ла русского человека. В конце XVIIв. таких усадеб с палатами, окруженны­ми несколькими дворами, парадными и хозяйственными, со множеством служебных построек, часто с церковью, связанной с домом галереей-пере­ходом, в Москве было несколько десятков.

По наблюдениям Е.И. Кириченко, одного из крупнейших специалистов по русской архитектуре и градостроитель­ству середины XIX— начала XXв., в предреволюционной России по системе города-сада развивались рабочие поселки. Для удешевления строительства в них появились секционные дома — на четы­ре семьи с приусадебными участками, примыкающими к дому со всех сторон. Наиболее зрелым воплощением идеи го­рода-сада были пристанционные поселки, формировавшиеся как администра­тивный, церковный, культурный, торговый, школьный центр, окруженный односемейными усадьбами с садами-огородами.

И другие славянские и восточноевропейские страны, по мнению Махнача и Марочкина, были странами пригородного типа, т.е. с городами, застроен­ными односемейными домами с приусадебными участками, задолго до Аме­рики. Еще в начале XXв. большинство русских горожан жило в своих домах. Для русского города с широкими улицами характерны связанные с природой композиции и открытые пространства, лестницы с площадками-рундуками, лоджии, галереи. Городские дома XIXв., особенно у зажиточной части насе­ления, часто имели мезонин и бельведер, с которых открывался вид на много километров вокруг.

Усадьба комплекс жилых, хозяйственных и служебных помещений, пар­ковых и других построек, составляющих единое целое. Традиционные крес­тьянские усадьбы включали избу, гумно, хлев, конюшню и др. В XVII—XIXвв. сложился тип помещичьей усадьбы (барский дом, обслуживающие построй­ки, парк, церковь и т.д.). Существовали и городские усадьбы (дом, служебные корпуса, сад). В городах в усадьбу входили дом, служебные помещения, сад. Усадьбой называется также производственный и жилой центр колхоза, совхоза. Конец XVIII— начало XIXв. — период интенсивного строительства уса­деб в России. Дворянство, освобожденное от обязательной государственной службы, обустраивало провинцию миниатюрными дворцами. Усадьба превра­щалась в художественный салон, место общественных встреч, художествен­ную галлерею, архитектурное произведение.

Во второй половине XIX— начале XXв. дворянство начинает разорять­ся, его экономическая роль в обществе падает. На первый план выходит бур­жуазия — промышленники и купцы. Они скупают дворянские усадьбы и ста­новятся их хозяевами. Век капитала — век стяжательства и варварства. Од­нако приобщение русской буржуазии к художественным произведениям и

усадебному искусству смягчает ее нравы. Усадьба — органический сплав куль­туры и природы.

Аналогом русской усадьбы за рубежом служит вилла. Ее значение меня­лось с течением времени. В общеупотребительном значении вилла (от лат. villa — усадьба, поместье) — это загородный дом с садом или парком. В Древ­нем Риме виллой называли загородное поместье, предназначенное для раз­влечений и отдыха. В экономической науке под виллой подразумевают ра­бовладельческое поместье средней величины (до 100 га), что предполагает наличие агрикультурного хозяйства.

Живописно расположенные постройки виллы группировались вокруг от­крытого двора, жилые помещения укра­шались мозаиками и росписью. Комп­лекс виллы иногда включал здания хра­ма и театра, каналы и водоемы, декоративную скульптуру (вилла Адри­ана в Тиволи близ Рима, 125—135 гг. н.э.). На территории Британии первые вил­лы — сельские усадьбы — возникли во вто­рой половине I в. Лишь 1—2% британских вилл не были связаны с сельскохозяй­ ственными работами. Наиболее показа­тельна в этом отношении вилла в Фиш-борне (племя регнов), описанная Б. Кунлиффом24. По мнению автора, вилла, постройка которой была завершена во время правления Флавиев (69—96), имев­шая площадь около 10 акров (4 га), состояла из четырех резиденций, включала все атрибуты римской цивилизации. Богатые виллы в Британии I в. — большая ред­кость. Они строились, как правило, вблизи границ, охраняемых войсками, и не­вдалеке от крупных административно-политических центров провинции.

ВI в. кроме роскошных вилл, копирующих римские стандарты жизни, по­явились виллы коридорного типа с галереей по фасаду и крыльями по флан­гам. Они были просты и непритязательны с виду, в них отсутствовали мозаи­ка, бани и другие признаки комфорта и роскоши. С середины II в. возрастает площадь застройки, появляются многочисленные подсобные помещения для управляющих и рабов, амбары и хранилища, дома заполняются атрибутами римской цивилизации. Самый распространенный тип богатой виллы связан с размещением построек вокруг внутреннего двора. Вилла в Норт Лайте име­ла внутренний двор 60x50 м (для сравнения: площадь форума в Каллеве была 44x40 м). Вилла в Даренте занимала площадь в 1,5 га, состояла из трех зданий, соединенных открытым двором. Размеры центрального здания 37,8x18,3 м. В каждой постройке имелись бани, отопительные системы, среди надворных построек — две сушилки для зерна, хлев, мастерские сукновалов25. В дальней­шем количество вилл в Британии возрастало. Земельные владения вилл охва­тывали от 800 до 2 тыс. га. Роскошные интерьеры вилл украшались мозаикой, иллюстрирующей произведения Вергилия и Овидия. Однако в VI в. в связи с нашествием варваров в Британию институт сельских загородных домов пере-

24 Cunliff B. Fishbourne. A Roman Palace and its Garden. L., 1974.

25 Detsicas A. Peoples of Roman Britain. The Cantiaci. Alan Sutton, 1983; Перфилова Т.Б. Романо-бри-танская вилла. — www-koi8.yspu.yar.ru.

живает глубокий кризис, их число резко сокращается, а хозяева и работники переселяются в города.

В эпоху Возрождения сложился новый тип виллы, приобретшей осевую ком­позицию с главным зданием в центре, лоджия которого открывалась на террасные сады (вилла Мадама в Риме, 1517г., архитекторы Рафаэль, А. Да Сангалло). Стро­гость и стройность ансамблей эпохи Возрождения сменяются сложной и прихот­ливой композицией пышных барочных вилл, рассчитанной на пространствен­ные эффекты при последовательном восприятии отдельных частей комплекса.

Рис. 43. Загородная вилла в США

В XIX—XX вв. виллой называется комфортабельный односемейный дом с садом или парком в пригороде или в курортной зоне.

Многие москвичи среднего достатка сегодня стремятся построить дом, в котором можно отдыхать в свободные дни, не обременяя себя работами на приусадебном участке.

Для состоятельных москвичей сегодня не существует проблемы в приобре­тении загородного жилья. Те, кто готов заплатить по меньшей мере 250 тыс. долл. за коттедж, а потом потратить еще столько же на отделку, могут найти множе­ство вариантов. Участки земли — от 30 соток до нескольких гектаров. Повышен­ным спросом пользуются коттеджи. В области сейчас почти 120 таких поселков на 15—20 домов каждый. Специалисты говорят о «коттеджном буме».

Работать в городе, а жить за его пределами — это привычное для Запада яв­ление — пока еще не стало жизненным принципом и необходимостью даже для тех, кто может позволить себе купить подмосковный дом. Большинство пред­почитает или отдыхать за городом, или работать на огороде, а жить все же в столице.

ГОРОДИДЕРЕВНЯ

Город представляет собой определенный, отличный от деревни тип со­циальной организации (общности), жителям которого присущи черты, объединяемые понятием городского образа жизни. Для города характер­на концентрация и интенсивность различных форм социального обще­ния, специфическая (по сравнению с деревней) демографическая, про­фессиональная и организационная структура.

Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей соци­окультурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы, водопроводные и телекоммуникационные сети) назначения. Город и деревня самодостаточные системы, т.е. могут существовать практически друг без друга либо находясь в таких взаимоотношениях, что их нарушение не приведет к гибели каждого из них.

ГОРОДСКАЯ КУЛЬТУРА

Городская культура (культура города, индустриальная культура, урбани­зированная культура) — культура крупных и средних несельскохозяйствен­ных поселений, обычно крупных индустриальных и административных цен­тров. Единого для всех городских поселений типа культуры не существует. Города различаются не только географическим и геополитическим (ближе к Европе или Японии) положением, численностью населения и размерами, но также специализацией: текстильные города (Иваново), горной промышлен­ности и шахтерские города (Кемерово), автомобильной промышленности (Тольятти), города науки, или наукограды (Дубна), города-курорты (Сочи), «военные городки» — базы морского флота и сухопутных гарнизонов, рели­гиозные центры (Сергиев Посад) и т.п. В каждом типе города свой уклад и тип культуры.

Культура города состоит из таких элементов, как нормы и ценности дан­ной городской общины, социальная психология городского сообщества, об­раз жизни и менталитет горожан, социальная коммуникация и социальное проектирование и т.п. Ее границами является территория самого города.

В отличие от нее городская культура не ограничивается административ­ными рамками одного поселения и способна распространяться в том числе и на сельскую местность. Деревенский житель с плеером или магнитофо­ном — это отголосок городской культуры.

Различают три исторических типа городской культуры. Первый — городская культура доиндустриального общества. Она возникла 5—6 тыс. лет назад в госу­дарствах Древнего Востока и античной Греции, распространилась на Западную Европу, где просуществовала вплоть до XVIII в. Во многих странах мира дан­ный тип культуры до сих пор преобладает. Ее сменил второй тип — городская культура индустриального типа. Ее расцвет в Европе приходится на XIX —

середину XX в. В России она начинает формироваться в конце XIX — начале XX в. на основе процессов первичной ин­дустриализации, непосредственно свя­занной с переходом к машинному про­изводству с широким использованием парового двигателя, электроэнергии и «первичной» урбанизации, связанной с резким ростом как численности городов, так и городского населения. Подав­ляющее большинство российских городов и сегодня относится к индустриаль­ному типу: расположенные в черте города промышленные предприятия, сла­боразвитые средства коммуникаций и транспортные магистрали, однотипная застройка крупнопанельными домами, отсутствие современных архитектурных решений. Третий тип городской культуры — постиндустриальная — складыва­ется сейчас и становится преобладающим в передовых странах Запада.

Культурное пространство города организовано совсем иначе, чем на селе; широкие возможности выбора учреждений досуга, быта и культуры (парки культуры и отдыха, аттракционы, химчистки и прачечные, кафе и рестора­ны, театры и музеи, библиотеки, художественные галереи и т.п.); наличие ог­ромного числа незнакомых людей (анонимность социальных отношений), благодаря чему индивид чувствует себя более свободным и раскованным и в то же время получает возможность создавать или выбирать круг общения по интересам.

Отличительной особенностью городской среды выступает одиночество в толпе, возможность долго ни с кем не общаться, замена личных контактов телефонными звонками, возможность почти бесконтрольно заниматься со­мнительными и преступными делами.

Городская среда насыщена гораздо большим числом вредных и канцеро­генных веществ, чем сельская. Хлорированная, а не родниковая вода, зага­зованный из-за множества машин и заводов городской воздух, повышенный уровень шума и запыленность атмосферы. Такая искусственная среда непри­вычна для человеческого организма в отличие от традиционной деревенской. Дело в том, что возникла она лишь в последнее столетие и биологически человек не успел к ней приспособиться. Этим во многом объясняются ослаб­ленное здоровье горожан и их стремление поддержать его всеми доступны­ми средствами.

Первый нарком просвещения Советской России А. В. Луначарский в ста­тье «Социологические патологические факторы в истории искусства» сравни­вал психические заболевания деревенских и городских жителей. В деревнях,

писал он, подавляющее большинство психических заболеваний «имеет тенден­цию к идиотизму», в результате чего мы имеем «пониженное количество впе­чатлений, сонную одурь, полное почти отсутствие возбудителей и отсюда — лень, склонность к помертвению психической жизни». В городах преоблада­ют «меланхолия и маниакальные возбуждения». И даже если переселить де­ревенских детей, родившихся в определенный год, в город, а городских — в деревню, то «результат, в смысле действия обстановки на характер психичес­ких заболеваний, остался бы тот же несмотря на наследственность»'.

Рис. 44. Культурное пространство города характеризуется анонимностью социальных отношений

Если для сельской культуры характерно триединство: единство места ра­боты, места жительства и места отдыха, то для городской культуры характерна противоположная тенденция. Большинство учреждений культуры и бизне­са сосредоточено в центре города, а большая часть жителей обитает на окра­ине. Поэтому ездить в общественном или личном транспорте горожанам при­ходится гораздо чаще и больше. Горожане чаше, чем сельчане, выезжают на отдых или в командировку в другие города и страны.

С возникновением городов человечество сделало гигантский шаг в своем развитии. Города — двигатели прогресса. Несмотря на то что с ростом горо­дов связаны такие отрицательные явления, как преступность, нищета, трудно переоценить значение города для развития человека и культуры. Основная особенность городской жизни состоит в концентрации деятельности на не­большой территории.

Также различается возрастной состав городских и сельских жителей. В го­роде меньше стариков, поскольку здесь проживает много людей зрелого воз­раста, которые провели детство не в городе.

1 Луначарский А.В. Избранные статьи по эстетике. М., 1975. С. 187—188.

Повседневная борьба за хлеб насущный, преодоление сопротивления природы, которые характеризуют деревенскую жизнь, формируют особый стиль жизни, и он в городах постепенно утрачивается. Здесь индивида окру­жают машины и бытовой комфорт, ему не надо бороться за существование в буквальном смысле, до тех пор, разумеется, пока у него есть оплачиваемая работа. Сегодня от жителя большого города требуется все меньше физичес­ких усилий, он стремится к минимуму работы и максимуму удовольствий. Высокий уровень роскоши, по убеждению А. Гелена, в истории всегда совпа­дал с ростом испорченности и декадансом.

ДЕРЕВЕНСКАЯ ОКОЛИЦА

Деревня представляет собой небольшую по численности территориальную общность, все члены которой состоят в прямом или косвенном родстве (пле­мянник, кум, сват, сосед и т.д.). Естественно, что все ее жители знают друг друга, поэтому между ними существуют межличностные отношения, чего о городе вы не можете сказать.

Деревня,в узком, исторически сложившемся в русском языке значении, — это небольшое сельское поселение (более мелкие носили название выселков, починков, хуторов, заимок и т.п.). Деревня (село, сельцо, починок) — село без церкви, но хотя бы с одним двором землевладельца или хозяйственны­ми постройками, в XVI в. называлось сельцом. Новые поселения, возника­ющие на впервые поднятом участке, называли починками. Когда с первона­чальным двором в починке возникали один или два других, он становился де­ревней. Деревня превращалась в пус­тошь, если в ней не оставалось жилых дворов и пашня забрасывалась. Незна­чительные поселения, окружающие го­род, именовали застеньями, околотка­ми, охабнями, слободами.

Сельские жители*в гораздо большей степени, нежели горожане, привыкают к определенному ландшафту и на всю жизнь считают его родным. Человек, выросший в холмистой лесной полосе, чувствует себя неуютно при пересе­лении на равнинную степь или морское побережье, даже если климатичес­кие условия их близки. Характерно, что русские переселенцы в степные рай­оны старались посадить около дома хотя бы одну березку или какое-то дру­гое «родное» дерево, чтобы ослабить острое чувство ностальгии2.

Деревня живет по природным законам, подчиняясь циклу земледельчес­ких работ и смене времени года. Деревня — это особый мир, близкий земле как источнику существования. Крестьянам присущи стихийное, но безуслов­ное понимание цельности бытия и осознание себя необходимой частицей своеобразного мужицкого космоса. Строгая очередность труда и отдыха по­рождает определенный распорядок, вносит психологическую разрядку в не-

2 Козлов В.И. Основные проблемы этнической экологии // Этнографическое обозрение. 1983. № 1. С. 13.

богатую радостями крестьянскую жизнь, смягчает и облагораживает нравы. Обряды и праздники, сказки и заговоры, песни и хороводы исполнены для крестьян глубокого смысла.

Сельский житель, пахарь, близкий к природе, пастух на альпийских лу­гах укоренен в органической структуре и цикличности времени. Времена года, погода, естественное поведение обитающих рядом и вместе с ним жи­вотных задают естественный строй времени, и если сжиться с ним, то и про­блем почти не возникает. Однако такой ритм не годится в городе.

Село — славянское слово, означало селение, в котором находился владе­лец земель, а окружающие его селения назывались деревни. ВКиевской Руси — княжеское загородное имение. Позже у русских — крупное кресть­янское поселение с церковью. У украинцев и белорусов — вообще селение, равнозначно деревне.

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ

Село и город — две точки, начальная и конечная, эволюции места жительства человека. С сельского поселения начиналась история человеческого общества, городом она заканчивается. Все содержание этого сложного, длительного и пол­ного драматизма процесса превращения охватывается понятием урбанизации. Она привела к окончательной победе городского образа жизни над деревенским.

Село, город, жилище — это особая форма, в которой физическое и соци­альное пространства соединились прочными узами. Вместе с тем это простран­ство пронизано динамикой, изменением. Человек проводит свое рабочее и внерабочее время в городе или селе. Здесь формируется его образ жизни. Он переезжает из села в город и обратно, из одного города в другой, меняет место

жительства и место работы. А там, где образ жизни и мобильность, там скон­центрировано социальное время.

Город — совсем иное социальное пространство, нежели сельская мест­ность. У горожан свой, не такой, как у селян, уровень и образ жизни, свои ма­неры и привычки, иная система соци­альных отношений. В деревне, к приме­ру, принято здороваться с каждым чело­веком, в том числе и с незнакомым. А в городе, наоборот, считается неприличным, бестактным обращать внимание на незнакомого человека. В деревне проживает, как правило, несколько со­тен человек, занятых в основном сельскохозяйственным трудом. Здесь куль­турные традиции, трудовые навыки передаются от отца к сыну, от матери к дочери. Все жители знают своих соседей, высок уровень конформизма, со­циального контроля. В городах даже родственники чаще всего живут доста­точно далеко друг от друга, здесь множество профессий и видов деятельно­сти, ежедневные поездки на работу становятся частью образа жизни, наблю­дается значительная анонимность общения.

В сознании сельского человека город издавна представал в образе празд­ника, противоположного трудовым будням деревни. Правила поведения в

городе разрешали делать то, что было недопустимо в деревне: разгул, изли­шества, мотовство.

В русле народной культуры складываются представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы тру­довой и празднично-обрядовой жизни, система фольклора. На основе тра­диционности не только закрепляется весь опыт практической деятельности человеческого сообщества, но и регулируются нормы социальных отноше­ний (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), принимают упорядоченный характер многообразные отношения и связи этнической целостности с окружающим миром.

Города — постоянный источник оппозиции. Роль деревни переменчива: она одновременно — источник и стабильности, и революционности. Горо­да — очаг переворотов и мятежей, которые редко перерастают в настоящую революцию, так как горожане с трудом воспринимают интересы и потреб­ности крестьянства3. Революционные агитаторы говорят на непонятном для крестьян языке абстракций.

Горожанин ежедневно пользуется множеством таких вещей и служб, ко­торыми не пользуется или не пользовался прежде селянин, например обще­ственный транспорт, химчистка, игральные аппараты и луна-парки.

Особенностью городской культуры является наличие досуга. В деревне у неленивого и здорового крестьянина не возникает вопросов, как использо­вать свободное время. Там оно поглощается домашним хозяйством, промыс­лами. Природа — место труда и одновременно отдыха.

Врезка

Е. Щербакова



2016-01-26 715 Обсуждений (0)
ВИЛЛА, УСАДЬБА, КОТТЕДЖ 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: ВИЛЛА, УСАДЬБА, КОТТЕДЖ

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (715)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)