Н. Бояркина Диалоги на завалинке
Первое, что отличает сельского жителя от городского, — это умение одеваться по погоде. Даже в слабый морозец не встретишь селянина без меховой шапки, а селянку — без теплого платка. Болеть невыгодно. Болеют хозяева — болеет весь дом. И в избе холодно, и скотина не кормлена. По вечерам в деревенских окнах долго не зажигают свет. Горожанам кажется — сумерничают, экономят на электричестве. На самом деле все копошатся во дворе. Доят коров, чистят хлев, кормят поросят, загоняют кур, запирают сараюшки от жадных до всего воришек. И только с приходом полной темноты начинает из окон падать на землю оранжевый свет. Оранжевые окна в ряд делают дома похожими на уплывающие в бездну корабли. Одинаковые окна у всех по милости сельмага, завозящего шторы раз в пятилетку, но столько, чтоб на всех хватило. — Мне кажется, вы, горожане, ничего не имеете, — говорила мне библиотекарша Света. — А у меня все свое: дом, двор, постройки, скотина. Что хочу, то и делаю. Хочу — подмету, хочу — еще что-нибудь построю. И никто меня здесь не видит, не заглядывает. В деревне с голоду не умрешь, в любом случае себя прокормишь. Безработица — понятие не деревенское. В деревне от работы загнуться можно. Летом прополка, колорадские жуки, чьи-то козы, которые сжи- Особое качество межличностных отношений в деревне основывается на подчеркнутой грубоватости и фамильярности обращения друг с другом, признается «тыканье» и обращение друг к другу по имени (часто уменьшительному: Федька, Васька) или только по отчеству, которое выполняет функцию имени (Иваныч, Кузьмич). Обращение на «вы» считается городской чертой. В потоке информационного обмена в деревне ведущую роль выполняют слухи, местная интерпретация исторических и общегосударственных событий. Внутриобщинная информация доминирует над официальной государственной. Практически всем жителям деревни присущ ограниченный жизненный опыт: мало кто из селян, особенно в прежнее время, далеко и надолго уезжал из своей деревни. Их жизнь небогата историческими и общечеловеческими событиями. Локальная замкнутость сельской культуры формирует особый менталитет селянина, который не понимает быстроменяющейся городской жизни. В деревне более высокий, чем в городе, удельный вес коллективной деятельности. Как показало исследование «Телевизионная аудитория», проведенное уральскими социологами под руководством Л.Н. Когана, даже просмотр телепередач происходит коллективно — всей семьей или дружеской компанией. Сельские жители уделяют большее, чем в городе, внимание экологической культуре и охране окружающей среды. Отсутствие культурного выбора, недоступность для селян многих видов культурной деятельности и развлечений, существующих у горожан (посещение музеев, театров, художественных выставок, ресторанов, ночных клубов и т.п.), ограничивают культурные запросы и культурный кругозор, не позволяют им, а особенно молодежи, сформировать вкус, разносторонние потребности, умение выбирать фильм или передачу. В деревне, особенно глухой, рают все кусты, пока ты на работе, воды нет, таскай на коромысле десять, двадцать ведер, чтоб полить ягоды, овощи. На ведение домашнего хозяйства тратится двенадцать с половиной часов в сутки. День у меня расписан по часам. В шесть утра подоить корову. Потом задать скотине корм. Завтрак мужу и дочке приготовить. В восемь убираю со стола. Нагреть воды, помыть посуду. Десять — уборка, стирка. Летом — огород. Одиннадцать — готовлю обед. Полвторого — бегу на работу, к читателям. Библиотека работает до десяти вечера, так что все домашние дела — с утра. В слякотную погоду читатели снимают в библиотеке обувь, чтоб не запачкать дорожки. Возраст читателей — от 4 до 89 лет. Тысяча человек. Каждый пятый житель села, если считать с новорожденными. В основном читают газеты, фантастику, детективы, «практическую» литературу — от толкователя снов до «Советов козоводам». На то, что в городе отнимает час, в деревне требуется три. Чтобы в доме было тепло — топи печь зимой дважды, помыться — топи баню, это минимум два часа трудов. Воды принести, дрова натаскать, полы и в бане, и в предбаннике помыть. А стирка... Многие бытовые приборы отказываются работать: микроволновые печи, моющие пылесосы, стиральные машины-автоматы. Они требуют столько электричества, что с их включением вышибаются пробки во всем доме. Даже в полночь можно услышать, как кто-то полощет белье на речке. Чтоб не обморозить руки, надевают сначала нитяные, а потом резиновые перчатки. Кто имеет крепкое хозяйство, даже в отпуск не может позволить себе съездить. И не в деньгах дело — хозяйство не отпускает. Зато мясо, картошку, овощи, молочное покупать не надо. Деньги тратим на сахар, соль, масло растительное, муку. Все свое. Источник: Аргументы и факты. 1995. № 51-52. смотрят и слушают все, что завезут, чаще всего в репертуар сельских клубов включают те фильмы, которые уже не идут в городе. Город выступает законодателем моды — в одежде, прическах, музыкальных предпочтениях, а деревня — реципиентом. Все культурные новации обычно зарождаются в урбанизированных центрах и через какое-то время проникают в деревню. Однонаправленный культурный поток объясняется рядом причин: дома и салоны моды, равно как и ее творцы, — это горожане; материальный достаток, а значит, и возможности купить дорогие модные новинки у горожан выше; то же относится к уровню пол и культурности и восприимчивости, к новизне. Ранние занятия физическим трудом на открытом воздухе сформировали иное отношение к физкультуре. На селе мало кто занимается дополнительными узкофункциональными упражнениями (европейская система, йога, аэробика) для поддержания здоровья. В результате в значительной мере теряется организованная ритмика рабочего дня, способность рационально подходить к затратам времени, к своему здоровью. Город изымает человека из той естественной среды, куда его в свое время поместила деревня, связавшая с землей. Человек, лишенный почвы, разместился в новой социальной среде, искусственной по своему характеру. Правда, чистой и опрятной эта среда стала только сегодня, а на протяжении тысяч лет город мало отличался от деревни, служившей его органическим подбрюшьем. В средневековом городе нечистоты выливали прямо на улицу, где сушилось белье горожан. Пыльные улицы, немощеные тротуары и антисанитария были долгое время уделом европейцев. Идиллический пейзаж деревенской местности тогда многим казался раем. Но сегодня европейский город с подстриженными газонами, прибранными скверами, величественными памятниками похож, скорее, на музей под открытым небом. В нем приходится передвигаться, сообразуясь со строгими правилами. Городская среда с высокой концентрацией вещей, памятников, технических сооружений, зданий, улиц и интерьеров выглядит, как пионерская линейка перед торжественным отчетом вожатого. Она сковывает и ограничивает естественное поведение, создает совершенно иной, нежели в деревне, психологический настрой. Чистота и порядок на улицах вызывают ощущение уверенности, взаимной ответственности, а неубранные помойки или годами ремонтирующиеся дома — чувства тревоги, бессмысленности бытия, бессилия. Тротуары, улицы, дорожные знаки и т.д. служат своеобразными сигналами. Они предупреждают или направляют горожанина. Город состоит из множества соприкасающихся и переходящих друг в друга специализированных «зон», в каждой из которых свои ценности, нормы поведения, свое отношение к вещам и людям4. Социологи, проведя многочисленные исследования, выяснили собирательный образ деревни и основные отличия сельского образа жизни от городского: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают соци- 4 Фетисова Т.А. Культура города // Новая литература по культурологии. Дайджест 2. М, 1995. С. 79—93. ально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок (табл. 10). Таблица 10 Городская и сельская жизнь5
ABA МИРА МАРОККО Большинство населения Марокко — коренные жители неарабского происхождения. Их называют берберами. Сами берберы именуют себя так лишь тогда, когда говорят по-французски или по-английски. Часто они предпочитают название «имазиген» («свободные люди»). Понятие «марокканец» вошло в обиход недавно и преимущественно у жителей промышленных центров. Подавляющее большинство населения не умеет ни читать, ни писать. Классический, или литературный, арабский язык — язык Корана, правоведения, науки, изящной словесности, деловой переписки и прессы — известен лишь горсточке грамотных людей и не может служить средством общения для всех. Таким средством остается пока так называемый простонародный язык, в котором немало берберских слов и выражений и французских терминов. Свой исконный письменный язык вместе с алфавитом марокканские берберы утратили. Сохранившийся устный язык продолжает жить в повседневном общении, в народных сказках, легендах, пословицах и поговорках, поэмах и песнях. На нем говорит 50—60% населения страны. Два мира, два общества — традиционное и современное — обитают по соседству. Стоит удалиться от крупных городов, как вы попадаете в Берберию. Здесь женщины ходят с открытыми лицами и одеваются в разноцветные одежды, а жильем часто служит огромная черная палатка, под тентом которой могут разместиться 50, 100 человек и более. Колонизация оставила заметный след в стране, разрушив ее социальную опору — племенную организацию. А единой нации в современном понимании еще не сформировалось. В сельской местности тут и там можно встретить ее отголоски и пережиточные формы. 5 Hess В.В., Markson E.W., Stein PJ. Sociology. 4th ed. N.Y., 1991. P. 534. ДЕРЕВЕНСКАЯ ПРОЗА6 Теперь точно неизвестно, кем и когда был введен термин «деревенская проза», обозначивший целое направление в отечественной литературе, повествующее о сельских жителях. Прекрасные произведения о крестьянстве оставили, например, Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев А. Чехов, И. Бунин, А. Платонов, М. Шолохов, но их не принято называть «деревенщиками». В 1920—1930-е гг. существовала «крестьянская литература», куда зачисляли таких авторов, как Ф. Панфёров, А. Чапыгин, А. Новиков-Прибой, а также С. Клычкова, Н. Клюева, С. Есенина. По мнению одних литературоведов, начало направлению «деревенской прозы» в советской литерату ре положили повесть А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и его же рассказ «Матрёнин двор», появившиеся в начале 1960-х гг. в журнале «Новый мир». Другие полагают, что оно началось с Ю.П. Казакова. Хотя он писал и о городе, но именно с его рассказов «На полустанке» (1954), «Некрасивая» и «Странник» (1956) пошла в рост новая ветвь русской литературы XX в. Термина «деревенская проза» тогда еще не было, но саму прозу уже громили партийные критики. Помимо рассказов Солженицына и Казакова к деревенской прозе относятся произведения В. Астафьева, такие, как «Последний поклон», «Ода русскому огороду», «Царь-рыба», хотя самого писателя чаше считают представителем «военной прозы». К сельской проблематике тяготеет творчество писателей В. Солоухина и С. Залыгина. В круг «деревенщиков» входят также А. Яшин, В. Тендряков, Ф. Абрамов, В. Белов, В. Распутин, Б. Можаев, В. Шукшин, Е. Носов, И. Акулов, М. Алексеев, В. Личутин, В. Лихоносов, Б. Екимов. Кроме них в этом ряду обычно упоминались И. Друцэ, Й. Ави-жюс, Г. Матевосян, А. Айлисли и др. Помимо прозаиков большую роль в разработке деревенской проблематики сыграли известные публицисты. Наиболее ярким произведением стал цикл очерков В. Овечкина, объединенный под общим названием «Районные будни», печатавшийся в 1950-е гг. Занимались деревенскими проблемами публицисты Е. Дорош с его известным в свое время «Деревенским дневником» (1956—1972) и К. Буковский, а впоследствии — Ю. Черниченко, А. Стреляный. В центре внимания стояла послевоенная деревня — нищая и бесправная (стоит вспомнить, что колхозники, например, до начала 1960-х гг. не имели даже паспортов и без специального разрешения начальства не могли покидать «места приписки»). 6 Источники: Большакова А.Ю. Нация и менталитет: феномен «деревенской прозы» XX века. М, 2000; Валикова Д. Штудии // Литература. 2001. № 5; Вильчек Л. Пейзаж после жатвы: Деревня глазами публицистов. М., 1988; Деревенская проза-2 / Сост. П.В. Басинский. М., 2000; Ковский В. Между прошлым и будущим. Заметки о деревенской теме в современном литературном процессе// Дружба народов. 1979. № 6. С. 243—261; Крест бесконечный. В. Астафьев — В. Курбатов: Письма из глубины России. Иркутск, 2002; Макина М. Деревенская проза 60—70 годов в ее историко-литературном и современном контексте. Л., 1980; Сурганов В. Человек на земле. Тема деревни в русской советской прозе 50—70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. М., 1981; Чалмаев В. «Воздушная воздвиглась арка...» // Вопросы литературы. 1985. № 6. С. 73—117; Сухих И. Душа болит («Характеры» В. Шукшина, 1973) // Звезда. 2001. № 10. Правдивое изображение сельской действительности можно найти в рассказах А. Яшина «Рычаги» (1956) и «Вологодская свадьба» (1962), повестях «Вокруг да около» (1963) Ф. Абрамова, «Подёнка — век короткий» (1965) В.Тендрякова, «Из жизни Фёдора Кузькина» (1966) Б. Можаеваидр. В произведениях В. Распутина «Деньги для Марии» (1967), «Последний срок» (1970), «Прощание с Матёрой» (1976) на первый план выходили не социальные проблемы села, а проблемы нравственных ценностей народа в изменяющемся мире; подобного рода прозе давались определения «натурфилософская» и «онтологическая». После того как крестьянство получило, наконец, паспорта и смогло самостоятельно выбирать места проживания и виды деятельности, начался массовый отток населения из сельской местности в города; особенно это касалось Нечерноземной зоны. Оставались полупустые, а то и вовсе обезлюдевшие деревни, где царили вопиющая колхозно-совхозная бесхозяйственность и почти повальное пьянство. В попытках найти причины социальных катаклизмов на селе авторы возвращались памятью в военные годы, когда силы деревни были надорваны (романы Ф. Абрамова «Братья и сестры» и «Две зимы и три лета», 1958 и 1968 соответственно; повесть В. Тендрякова «Три мешка сорной пшеницы», 1973 и др.), и касались такого губительного явления в агрономической науке, как процветавшая многие годы недоброй памяти «лысенковщина» (повести Б. Можаева «День без конца и без края», 1972; В. Тендрякова «Кончина», 1968), либо занимались еще более далекими историческими периодами, например роман С. Залыгина о Гражданской войне «Соленая падь» (1968) или книга В. Белова «Лад. Очерки народной эстетики» (1981), посвященная жизни дореволюционной общины Севера. Врезка
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |