ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО ПОЛРОСТКА
Жизненное пространствоиндивида — все то, что ограничивает или расширяет свободу поведения человека. Это могут быть родительские запреты, нормы поведения, выработанные школой или государством. У ребенка это пространство очень небольшое. У подростка оно расширяется, а самым большим оно является у взрослого человека. Об этом писал немецко-американский психолог Курт Левин (1890— 1947) — один из основоположников исследования психологии групп (так называемой групповой динамики). Он полагал, что человека можно рассматривать только в единстве с его средой. Жизненное пространство и является таким единством. Левин в своей теории поля представляет юность в виде моста между детством и взрослостью. Структура жизненного пространства ребенка определяется запретами и видами деятельности, к которым ребенок еще не способен. По мере того как ребенок созревает и приобретает новые способности, на его свободу накладывается все меньше ограничений, поэтому его жизненное пространство расширяется на новые области и переживания. В подростковом возрасте, ему доступно уже много областей, но остается неясным, в какие из них он предполагает войти. Пространство взрослого значительно шире, но и оно ограничено, поскольку существуют виды деятельности, к которым данный человек неспособен или которые запрещены обществом. Рис. 48. Жизненные пространства ребенка, юноши и взрослого На рис. 48 схематически изображены жизненные пространства ребенка, юноши и взрослого, где показаны области проявления активности человека (недоступные области выделены цветом): ♦ пространство свободного движения ребенка состоит из областей 1—6, отражающих такие виды деятельности, как посещение детского сеанса в кинотеатре, членство в клубе мальчиков и т.п. Недоступные для ребенка области 7— 35отражают такие виды деятельности, как вождение автомобиля, выписывание чека для оплаты покупок, политическая деятельность, выполнение взрослой работы и т.п.; ♦ пространство свободного движения подростка заметно шире, чем у ребенка; оно включает в себя многие области, которые недоступны ребенку, например: курение, позднее возвращение домой, вождение машины (области 7—9, 11—13...). Некоторые области, доступные для взрослого, всеещеявно недоступны для подростка, например голосование (представлены областями 10 и 16). Некоторые области, доступные для ребенка, уже стали недоступными для подростка: посещение детского сеанса в кинотеатре со скидкой на билеты или инфантильное поведение (область /). Границы недавно приобретенных участков пространства свободного движения подростка лишь едва намечены и вообще дифференцированы менее четко, чем взрослого. В таких случаях кажется, что жизненное пространство подростка полно возможностей и в то же время — неопределенности; ♦ пространство свободного движения взрослого значительно шире, хотя и оно ограничено областями деятельности, недоступной для взрослого. Например, он не может застрелить своего врага или заняться деятельностью, выходящей за пределы его социальных или интеллектуальных возможностей (области 29-35). Некоторые области пространства, доступные для ребенка, недоступны для взрослого, например посещение детского сеанса в кинотеатре со скидкой на билеты или совершение поступков, позволенных детям, но социально запрещенных взрослым (представлены областями /и 5)". ГОРОДСКИЕ ГРАФФИТИ12 Граффити (буквально «нацарапанные») — красочные росписи общественных зданий и транспорта — специфическая черта культурного пространства города. Подобной формы самовыражения нет в деревне. Назначение граффити может быть разным — магический оберег, разметка территории, неистребимое желание отметиться. Сама по себе идея писать в публичных местах стара, как мир. Люди писали и рисовали на стенах всегда, возможно, начиная с первых наскальных изображений. Самым старым граффити около 5 тыс. лет. Множество надписей было обнаружено, например, при раскопках древней Помпеи, один из жителей которой оставил после себя остроумное изречение: «Здесь все, кроме меня, пишут на стенах». В XX в. чаты на стенах общественных туалетов появились за много десятков лет до интернета. Граффити, каким мы знаем его сегодня, зародилось в Нью-Йорке как часть хип-хоп-культуры. Во время Второй мировой войны некто Килрой украсил канонической надписью «Здесь был Килрой» стены железнодорожных станций по всей стране, а в середине 1960-х гг. одновременно с появлением маркеров наблюдалась вспышка бомбинга в Филадельфии — там отличились «Корнбред» и «Кул Эрл». Американский бунтарь 1960-х гг. " Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 79—81. 12 Источники: www.studioza.ru; www.e-jurnal.ru; www.toster.ru; www.orc.ru. Эбби Хоффман считал граффити «одной из лучших форм свободного общения». Граффитистское движение зародилось тоже в США около 30 лет назад, а легендарным родоначальником традиционно считают подростка по имени Таки, который жил на 183-й улице Манхэттена и работал посыльным. На стенах вагонов метро он ставил именную метку «TAKI 183». В 1971 г. у него взяли интервью, а его публикация в «Нью-Йорк Тайме» привлекла к новому явлению внимание сотен подростков Нью-Йорка. Деятельность Таки породила школу последователей. Распространение маркеров и краски-аэрозоли дало авторам граффити возможность экспериментировать с цветом и формой и совершенствовать свои произведения. Изначально граффити ассоциировались исключительно с метро. Этим словом называли особое искусство рисования на металлической поверхности поездов — для того, чтобы надпись увидело как можно больше людей. Сами «жрецы искусства» называли себя «писатели» (writers) и в основном занимались начертанием лозунгов и своих подписей. Скучающие подростки Гарлема и Бронкса 1970-х гг. посылали друг другу приветы, «украшая» составы своими инициалами поистине монументальных размеров. Хотя поначалу с одинаковым успехом писали и черные, и белые, к середине 1970-х гг. граффити превратилось в феномен «цветной» субкультуры. Это не удивительно: негритянская дворовая молодежь к этому времени уже несколько лет объединялась в банды (крю). Члены крю не только грабили магазины, но и торговали марихуаной. На своих вечеринках парни из гетто состязались в стихотворной импровизации, умении скрипеть на пластинках и плясать на голове. В тот период именно танцы (брейк-данс), обмен рифмованными ругательствами и граффити стали способом художественного самовыражения социальных низов. Полем многолетней каллиграфической битвы стал не город, но его подземелья. Ребята расписывались на поездах метро, которые развозили эти, пока еще немудреные, послания во все концы многомиллионного Нью-Йорка. В 1975 г. глазам удивленной публики предстало «полотно» размером с целый вагон, а год спустя — с состав. Сначала райтеры стремились перещеголять друг друга просто количеством тэгов (надпись краской или маркером в один цвет), затем придумали экзотические шрифты, добавляя к надписи значки вроде корон, звезд или изящных загогулин. Сменялись поколения и идеологии уличных художников, фрески распространились с улиц Нью-Йорка по другим городам. Путешествуя на поездах, расписанных нью-йоркскими рай-терами, граффити заразило все западное побережье и проникло в Канаду. В Европе узнали о нью-йоркском движении в конце 1970-х гг. Всего за несколько лет европейцы прекрасно освоили язык граффити —в 1980-хгг. гастролеры из Берлина и Амстердама «бомбили» Нью-Йорк не хуже аборигенов. Граффити прижились в выселенных зданиях Берлина и на железнодорожных станциях Токио, во дворах-колодцах Санкт-Петербурга и на бетонных оградах московских промзон. В середине 1970-х гг. уличное искусство достигло своего расцвета, чему в немалой степени способствовали истощение городского бюджета и невозможность остановить вандализм. Сотни молодых людей «бомбили» метро своими надписями и картинками, борясь за звание короля ветки (king of the line). Граффитисты уже не только писали, но и рисовали при помощи баллонов. Любимыми персонажами фресок были герои комиксов Вона Бодэ, а в 1980-х гг. на стенах появились лупоглазые человечки из японских комиксов-манга. Сегодня граждане десятка государств продолжают «украшать» стены — не только аршинными приветами, но и каллиграфически выписанными проклятиями. Возросшие объемы работ требовали бригадного метода — тем более что власти, не желая допустить, чтобы вверенный им город покрылся татуировками, начали наказывать граффитистов. Райтеры стали создавать команды и разделять обязанности: один стоит на страже, другой делает разметку рисунка, третий, четвертый и пятый одновременно закрашивают контуры. Райтеры устраивали засады рядом со школой и когда какой-нибудь грузовик или автобус припарковывался у железных ворот склада, выскакивали на улицу и за считанные минуты расписывали его сверху донизу. В Европе сформировалась своя мощная традиция граффити, правда, не ху дожественных, а политических. Парижские студенты 1968-го оказались виртуозами абсурдистских слоганов вроде «Вся власть— воображению» или «Посети СССР, пока СССР не посетил тебя!» Панки и радикальные художники в Лондоне расписывали кварталы выселенных домов провокационными квазиполитическими призывами вроде «Не меньше чем тотальная война!» Сквоттеры изображали на стенах захваченных жилищ сценки из своей героической жизни. Крупными центрами граффити-активности стали Голландия, Германия и Италия. В европейских городах (например, в Тулузе) высокохудожественные граффы даже считаются местными достопримечательностями. В 1990-е гг. в России наблюдался ренессанс политического граффити. Стены домов, лестничные площадки и лифты, сиденья электричек и поездов метро, бетонные опоры виадуков и строительные ограды, столешницы парт и стенки школьных туалетов подтверждают это мнение. Все заборы вокруг наземных перегонов московского метро, все дворы покрылись абстрактными веселыми картинками, которые, увы, не свидетельствуют о победе жизнерадостной хип-хоп культуры над депрессивной, давящей атмосферой московских спальных районов. Граффити в Москве — это магический ритуал, цель которого — вызвать к жизни дух воображаемой «черной» Америки. На родине современного граффити, в Нью-Йорке, благодаря усилиям легендарного мэра Руди Джулиани этот жанр оказался в XXI в. на грани вымирания; вернее, он переехал с улиц и из метро на бумагу, холсты и, конечно, в интернет. Сейчас граффити в сабвее можно увидеть довольно редко, а на метропоездах почти никогда: если на них обнаруживают следы краски, то просто не выпускают из депо. Рисование на стенах стало в основном прерогативой подростков и прочно связано с особенностями подростковой субкультуры. Для некоторых рисование в публичных местах стало художественным хобби, как бы неформальной профессией. Жителям крупных городов приходится видеть на стенах домов большие красочные композиции, состоящие из фигур с гротескно-карикатурными пропорциями, а чаще — из огромных букв причудливой формы, столь тесно и замысловато переплетенных друг с другом, что разобрать написанное слово мало кому удается. Эти яркие настенные шедевры, выполненные спреем-краской из баллончика, и есть плоды творчества граффитистов-профессионалов. В России обычными местами, где писали и царапали, выступали чаше всего заборы и ограждения, будки остановок, тамбуры в поездах, туалеты, места тусовок школьников и студентов. Причем количество записей и изображений, например, на школьных партах было несравнимо меньшим, чем сейчас. На смену скребкам, карандашам и фломастерам пришли аэрозолевые баллончики. Но и это уже пройденный этап. Большие по объему граффити делаются с помощью краскопультов или аэрографов, при мелкой работе (например, прорисовка глаза) работают кистями. Справедливости ради нужно сказать, что наши отечественные художники-граффитисты украшают стены родных городов в гораздо более щадящем режиме, чем их зарубежные предтечи. Из любительского хобби граффити превращается в бизнес, а райтеры трудятся по заказам коммерческих бюро, украшая городские стены, скверы, помойки. Коммерческий заказ перевел граффити из жанра уличной живописи в профессиональный дизайн, заниматься которым стало гораздо интереснее, чем бомбингом и тэгингом. ФЕНОМЕН СОСЕДСТВА Социальное пространство города невозможно себе представить без соседей, проживающих на одной лестничной клетке, в одном подъезде или доме и в разной степени знакомых друг с другом. Они составляют то ближайшее окружение, в котором человек находится не меньше времени, чем на работе или в кругу семьи. Степень социальной близости с соседями очень сильно варьируется. Одни ограничиваются лишь вербальными приветствиями, кивком головы или ни к чему не обязывающими разговорами о погоде, а другие знают всю «подноготную» соседей, даже их родных, близких и друзей. Многое зависит от характера и личностных особенностей людей (одни общительны, а другие замкнуты), социального статуса человека, благополучия или неблагополучия семьи, экономического поведения (сильная ориентация на работу, а не на досуг), архитектуры жилых зданий (переполненные 12—16-этажные дома-инкубаторы, отсутствие внутренних дворов), а также длительности проживания в одном доме. Прежде дома были небольшими, подъезды малонаселенными, все друг друга знали, а люди жили в одном доме по 20—30 лет, не имея перспектив на переезд; сейчас они мобильны и переселение в новые дома происходит чаще. Перед социологией стоит проблема количественного измерения уровней соседского знакомства как одного из индикаторов территориальной идентификации (личностного отождествления с местом жительства, местного патриотизма). Чтобы ее решить, прежде всего необходимо выделить четкие качественные показатели, с помощью которых можно фиксировать поведенческие характеристики. Такие показатели обычно очень просты и легко наблюдаемы. Расположенные в определенном порядке, они дают шкалу соседского поведения, иерархию уровня знакомства людей друг с другом. 1. Уровень приблизительного знакомства: а) соседи знают друг друга в лицо, но не точно. Встретившись на улице, они могут не признать соседа; б) при встрече ограничиваются односложным приветствием или кивком головы; в) личностная и профессиональная информация (возраст, где родился, где и кем работает) друг о друге или отсутствует полностью, или сводится к минимуму; г) сотрудничество и взаимопомощь никак не проявляются — стараются не обращаться с просьбами даже тогда, когда это можно или нужно было бы сделать; д) о том, что делается за дверью соседской квартиры, не имеют представления, в гостях, как правило, не бывают, если только случайно. Рис. 49. Уровень приблизительного знакомства 2. Уровень поверхностного знакомства:а) соседи достаточно точно знают друг друга в лицо, могут идентифицировать другого в толпе прохожих; б) при встрече не ограничиваются односложным словесным приветствием, но обмениваются собственными мнениями по общезначимым проблемам (о погоде, воспитании детей, благоустройстве территории); приветствия дополняются эмоциональными символами — доброжелательный кивок, улыбка; в) личностная и профессиональная информированность друг о друге частично развернутая, т.е. знают, кто, где и как работает, знают приблизительный возраст, помогают ли им родственники или они живут одни; здороваются с близкими родственниками соседа, знают соседских детей и родителей по именам); г) сотрудничество и взаимопомощь: обращаются с просьбами в случае болезни ребенка (ищуттелефонный справочник), хозяйственной нужды (просят разводной ключ, изоляционную ленту и т.д.), занимают деньги, одалживают хлеб, короткое время сидят с соседскими детьми; д) общение: заглядывают на минутку к соседу позвать ребенка или что-то спросить, но в гости не заходят; е) достаточно подробно знают о внутриквартирной обстановке соседа. 3. Уровень контактного знакомства: а) соседи не только знают друг друга по именам и здороваются, но заходят в гости посмотреть телевизор, поиграть в шахматы, разговаривают не на общепринятые темы, а передают интимную, личную информацию, демонстрируя более глубокий уровень доверительности; б) советуются по жизненно важным вопросам, знают биографию, судьбу друг друга, предпринимают некоторые совместные акции — пишут коллективные жалобы, на людях оказывают поддержку, допустим на общем собрании жильцов; в) под честное слово одалживают крупные суммы, просят друг друга купить что-то. Здесь зарождаются основы не только межличностных, но и деловых отношений по принципу «ты — мне, я — тебе». 4. Уровень глубокого знакомства: а) поверенные в делах друг друга, даже живут вместе, дети и взрослые дружат по-настоящему; б) если измерять степень предпочтения друзей, то друзья по месту жительства окажутся на первом плане; в) хочется работать вместе или переменить работу, лишь бы быть ближе к соседу; г) отдыхают семьями, формируются общие мировоззренческие установки, стереотипы поведения, т.е. соседи становятся основной референтной группой. Такова шкала соседского знакомства. Как показывают социологические исследования, в современном городе наиболее распространены 1-й и 2-й уровни соседских контактов. Приблизительное и поверхностное знакомство стало массовой формой поведения горожан. Такую шкалу можно назвать структурой внутридомового знакомства. Кроме внутридомового знакомства следует выделять внедомовое знакомство.Они как бы продолжают и дополняют друг друга, но описывают явление с разных сторон. Оба типа шкалы дают индикаторы, при помощи которых описывается социальная организация территориальной общности. 1.Квартальное соседство сложилось, когда люди жили в малоэтажных домах. Квартал состоял не более чем из десятка домов и обычно означал просто «нашу улицу»: подростки четко выделяли «своих» и «чужих», жизнь по месту жительства была более открытой (меньше сидели дома), соседей через улицу знали достаточно хорошо. Улицы были не так перегружены автомобильным движением, которое считается скорее фактором разобщения, а не сближения людей. Поэтому улицы использовались и как место для детских игр; старушки чаще сидели не во дворах, а вне их, перед домом, магазины, как правило, один на квартал, были небольшими и служили местом общения. Категории «покупатель» и «продавец» являлись более персонифицированными и менее безличными. 2.Дворовое соседство. Жильцы нескольких двух-пятиэтажных домов, объединенных общим двором, составляли общность людей по интересам; во дворе проходила вся общественная жизнь. Взрослые играли в домино, сажали деревья во дворе, дети устраивали концерты для родителей, «штабы» в подвалах и заброшенных помещениях, оставаясь друзьями и в преклонном возрасте. 3.Домовое соседство. Малые дома (до пяти этажей в 2—3 подъезда каждый) становились малой социальной соседской группой, коллективом с общей судьбой, радостями и заботами; люди рождались, взрослели и старились в одном доме, состав жильцов почти не менялся, дом — одна оольшая семья. Здесь на городскую жизнь фактически переносились принципы сельской общины. Типы внедомового знакомства со временем изменялись. До 1960-х гг. их можно было обнаружить практически в чистом виде, а позднее они стали размываться и постепенно исчезать. В начале 1960-х гг. в большинстве советских городов развернулось массовое строительство многоэтажных домов с открытыми дворами. В большом доме люди стали более разобщенными, а семейная жизнь — более замкнутой. Широкое жилищное строительство сделало состав жильцов текучим, неустойчивым, телевизор заменил личное общение. Оно стало менее глубоким, поверхностным, оказывало меньшее влияние на мировоззрение людей. Жизнь приняла более анонимный, деперсонализированный характер. Если прибегнуть к терминологии английского психолога Г. Осмонда, то старая жилая среда — это социопетальное (центростремительное) пространство. Оно побуждало людей, с одной стороны, к расширению контактов и социальному взаимодействию, с другой —к солидарности, сплочению. Нынешние микрорайоны следует отнести к социофугальному (центробежному) типу жилой среды. Сама ее структура противодействует развитию межчеловеческих отношений, разделяет людей, создавая между ними барьеры. Мы стремимся сохранить определенную дистанцию с незнакомыми даже в тех случаях, где этого не следует делать. В парке или сквере выбираем уединенную скамейку, подальше от других. Входя в автобус, оглядываемся, нет ли знакомых или соседей, а если есть, делаем вид, что не заметили их. Общаться нам легче только с хорошо знакомыми людьми, родственниками или друзьями, круг которых со временем становится все уже и уже. Американский психолог Стенли Милгрейм употребил даже специальное понятие «знакомые незнакомые». Ежедневно добираясь до работы или в университет одним и тем же маршрутом, вы непременно замечаете чьи-то знакомые лица, хотя вы не знаете этих людей. Кроме регистрации взглядом, вы не проявляете никаких эмоций. Просто они встречаются на вашем пути и живут, видимо, где-то по соседству. Это и есть «знакомые незнакомые». Возникновение подобного феномена свидетельствует о том, что люди считают себя и воспринимают других только как фон среды, а не полноценную личность. Территориальное поведение становится угрожающе анонимным. РАЙОН ПРОЖИВАНИЯ Ближайшая среда обитания горожанина — не только его дом, но и прилегающие улицы, вместе составляющие жилой район. Районы города могут быть: историческими, насыщенными памятниками культуры, театрами и музеями; промышленными, где заводов и предприятий больше, чем театров и парков отдыха; «спальными», где нет промышленности, театров, музеев, университетов и исследовательских институтов, мало ресторанов, не хватает спортивных сооружений, зато очень много жилых домов; как правило, такие районы расположены на окраинах крупных городов. Центральные районы города называют еще старыми, а расположенные на окраине — новыми. Для большинства жителей центр крупного города остается олицетворением деловой и интеллектуальной жизни. Здесь расположены центральные органы власти, ведомственные учреждения, конторы, университеты и институты, уникальные памятники культуры. В старых районах крупного промышленного города открытые пространства практически исчезли. Четко организованная сеть улиц и дворов, высокая плотность застройки создают особую среду обитания, отличную от новых жилых районов. Для последних характерны открытость дворового пространства, нелинейная система расположения домов вдоль улиц. В современных поселениях типичны недифференцированные формы застройки и бессвязные (рыхлые) элементы планировочной культуры. Развитость транспортных средств сообщения позволяет устранить скученность домов, отдалить жилые районы друг от друга, отграничить их зонами отдыха и лесными массивами. Исторически сложившиеся, традиционные типы городских поселений создавались с расчетом пешеходной доступности торгово-промышленных, культурно-бытовых и жилых комплексов. Но сейчас единицы измерения и планировки городского пространства стали иными. Новые жилые районы, особенно в крупных городах, сложились как своеобразные «спальни». Здесь ограничена или полностью отсутствует промышленная зона, незначителен набор зрелищных заведений регулярного пользования (например, театры, музеи), практически нет мест, где взрослое население могло бы повысить уровень образования (учебных и исследовательских институтов) или развлечься (рестораны, бары). Не хватает спортивных сооружений комплексного или длительного пользования (бассейны, стадионы и т.п.), бань и дворцов культуры. Два типа городских районов — старый и новые — различаются плотностью городских строений: более высокая в центре и более низкая на периферии. При этом неизвестно, что лучше — «слепившиеся» дома, оставляющие мало пространства для перемещения людей, или территории, где между соседними домами зияют пустыри. Как считают специалисты13, настоящее бедствие наших городов — отдаленность друг от друга многоэтажных домов. В связи с требованиями освещенности, разрыв между домами должен быть примерно равен двойной высоте этих домов. Но при расстоянии между домами 170—200 м человек, стоящий в противоположном конце двора, видится под углом 0,5°, поэтому его невозможно опознать и определить тип его поведения. Подобное пространство не допускает и социального контакта между людьми, который возможен на расстоянии не более 60 м. Для того чтобы сделать визуальную среду комфортной, следует по возможности замкнуть городское пространство. Всякое замкнутое пространство вызывает у людей чувство безопасности. Естественная природа состоит из разноудаленных " Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что плохо. М., 1997. предметов, будь то лес или горы. В старинной архитектуре такие элементы, как портик, колонны, эркер, декор, исключали большие плоскости. Индустриальные методы строительства уже привели к избытку больших плоскостей в архитектуре. Наряду с большими железобетонными плитами все шире используются стеклянные плоскости. При взгляде на них у человека проявляются дефекты зрения (астигматизм, разная острота правого и левого глаз, недостатки фузионных возможностей). Обследование в ряде европейских городов показало, что в старых районах взаимоотношения и общественные контакты между жителями — знакомыми и родственниками, покупателями и продавцами и т.д. — носят более выдержанный и приветливый характер, чем в новых районах. Есть и другие дан -ные: информация о соседях в новых районах носит более поверхностный, несодержательный характер и к тому же явно недостаточна по объему. Такую разновидность отношений можно назвать формальным общением. Жители «спальных» районов находятся в менее выгодных условиях, чем жители центра города. Удаленность от центра создает для них дополнительные неудобства. Наблюдение показывает, что, например, таксисты неохотно обслуживают новые районы в вечернее время, поскольку желающих ехать в центр мало, следовательно, обратный пробег будет «холостым». Человек не один раз подумает, прежде чем решится выбраться в музей, театр или сходить на выставку. Ясно: чем ближе расположены культурные центры, тем меньше времени теряется на приближение к ним, а значит, его больше остается на духовное развитие и общение. Сходные проблемы существуют во всех странах. Австрийские специалисты провели сравнительное исследование уровня культурного потребления жителей центральной части Вены и ее периферийных районов. Выяснилось, что жители пригорода посещают кино, театры и концерты в среднем на 50% меньше, чем жители центра. Такие же различия обнаружены и в отношении пользования кафе, ресторанами и другими местами социального общения и развлечения. Обычно считается, что в центре ателье по пошиву одежды, мастерские по ремонту, ювелирные и книжные магазины лучшего качества, чем на окраинах. Центр крупного города для большинства его жителей остается олицетворением деловой и интеллектуальной жизни. Здесь расположены центральные органы власти, ведомственные учреждения, конторы, университеты и институты, памятники культуры. Относительная социально-культурная изолированность, или депривация (лишение, недоступность), новых жилых районов может стать одним из источников распространения отклоняющегося поведения среди части молодежи. Причина — в недостатке возможностей для содержательного проведения свободного времени, что часто ведет не только к подавлению культурных устремлений, стимулов, но и к вытеснению их другими, в частности антиобщественными. Система личностных потребностей и ценностей, смещаясь от одного полюса к другому, деформируется. Вместо устойчивых и общественно значимых импульсов появляются неустойчивые и негативные побуждения.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (636)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |