МЕХАНИЗМ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Иногда жилой район, исторически сложившийся как самостоятельное целое, сравнивают с небольшим городом таких же размеров. Возможно, что по каким-то параметрам — социальной структуре населения, уровню занятости, особенностям инфраструктуры — они действительно сходны. Но в одном отношении они существенно различаются — в идентификации горожан, т.е. в том, с чем они себя отождествляют, частичкой какого социального целого себя считают. Исследования показывают, что люди живут не в районе, а в городе и отождествляют себя именно с ним независимо от того, каких он размеров. Жители миллионного города или небольшого городка одинаково считают себя принадлежащими прежде всего к нему, а не к жилому району. Совсем иная структура идентификации на предприятии. Если мы сравним два различающихся по своим масштабам предприятия, допустим в 100 тыс. и в 10 тыс. человек, то обязательно обнаружим, что в том и в другом человек идентифицирует себя не с предприятием в целом, а с первичным коллективом, малой рабочей группой. Этот факт выяснился при обследовании заводов КамАЗа в 1979 г. На вопрос «Частью какого коллектива Вы себя считаете?» большинство отметило бригаду, а затем уже цех. Лишь единицы написали в анкете «предприятие». Итак, идентификация по месту жительства и по месту работы имеет различную структуру. Социальным целым, с которым происходит отождествление, всякий раз выступают разные объекты (рис. 51).
Рис. 51. Структура идентификации по месту жительства (а) и месту работы (6): 1 — идентификация; 2 — нет идентификации Несомненно, степень идентификации тесно связана с уровнем социальной активности. Для любимого города или компании друзей мы готовы многое сделать. Социальная активность по месту жительства имеет ряд особенностей, зарегистрированных в социологических исследованиях. Чем шире у человека круг друзей, тем больше времени он проводит вне дома и тем активнее участвует в коллективных мероприятиях. Напротив, некоммуникабельные люди пассивны в общественно значимой деятельности. Расширение дружеских контактов повышает уровень социальной активности, степень участия человека в управлении местными делами. Можно назвать это явление принципом «коммулятивного эффекта», согласно которому чем шире у индивида положительные контакты, чем сильнее он удовлетворен общением с людьми, тем активнее идет на новые встречи. Идентификация индивида с жилым районом прямо связана с его способностью к интеграции с обществом в целом. Показателем здесь служит участие в различного рода культурных и социальных мероприятиях, членство в формальных организациях и неформальных движениях. Речь идет о процессе принятия на себя определенной роли и качестве ее исполнения. Последнее подразумевает расширение круга ответственности (прав и обязанностей), а также усвоение коллективных норм и образцов поведения. Таким образом, идентификация и интеграция связаны и с социализацией (рис. 52). Для практического планирования важное значение имеет изучение феномена участия и членства, поскольку привлечение граждан к местному управлению — программная установка перестройки современного общества. Не будем рассматривать юридические аспекты членства в формальных организациях. Важно другое —социально-психологическое качество участия. Членство в формальных группах генерирует позитивные чувства человека. Членство не равнозначно понятию «включение» в деятельность той или иной группы. Индивид может формально числиться членом организации, регулярно платить взносы и даже присутствовать на собраниях, но при этом он не включен в коллективную деятельность, которая подразумевает активное участие. принятие общих целей и ценностей как своих личных, требует от индивидов проявлений взаимопомощи, поддержки, солидарности. На рис. 53 показаны исходные понятия и элементы процесса социализации. Социальная интеракиия включает в себя сплоченность членов общности, т.е. привязанность людей друг к другу, идентификацию, или привязанность людей к месту жительства, а также солидарность, т.е. привязанность людей к большой группе — территориальной или этнической. Рис. 52. Взаимосвязь идентификации, интеграции и социализации Если сплоченность характерна для близживущих и находящихся в непосредственном контакте, то солидарность присуща членам группы, общности или нации, разбросанным по территории и мало контактирующим друг с другом. Солидарность — это как бы опосредованная сплоченность. В основе солидарности лежит предпочтение своего единомышленника именно за то, что он член той же группы, общности, нации. Сплоченность — это непосредственная солидарность, когда предпочтение своему единомышленнику оказывается благодаря личным связям и отношениям. Основу сплоченности и солидарности составляет идентификация, только у солидарности — по формальным критериям членства или принадлежности, а у сплоченности — по содержательным критериям совместной деятельности и личным связям. Рис. 53. Взаимосвязь интеракции, интеграции и идентификации с социализацией Территориальное поведение проявляет себя именно через описанные механизмы идентификации. Историческийцентр ГОРОДА В структуре современного города иногда формируются функциональные узлы, объединяющие труд, быт и отдых горожан. Центр города, где обычно размещаются важнейшие административные и культурные учреждения, мемориальные комплексы, выполняет общественные, идеологические и представительные функции. Именно здесь сосредоточены важнейшие архитектурные ансамбли, определяющие композиционное построение всего города, деловые и административные здания [банки, биржи, конторы и др.], переполненные днем и пустующие вечером (район Сити в Лондоне), улицы торговли и индустрии развлечений с пестрой, кричащей рекламой (Бродвей в Нью-Йорке). Облик исторического центра города и районов, населенных деловой и политической элитой, резко отличается по уровню благоустройства, типу и виду жилищ от облика окраинных районов.
Популярное: Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (712)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |