Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Предмет и функции истории



2016-01-26 697 Обсуждений (0)
Предмет и функции истории 0.00 из 5.00 0 оценок




Д. М. РОССОЛОВ

ИСТОРИЯ

 

Учебное пособие

 

 

 

Предлагаемое учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «История». Центральное внимание уделено истории России, ее основных периодов, – с древности до наших дней. Темы разделов расположены в проблемно-хронологическом порядке. В наибольшей степени материал посвящен политической истории, этапам развития государства, взаимоотношению власти и общества.

Пособие написано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей программой по дисциплине и рекомендовано для студентов всех специальностей и форм обучения Омского государственного института сервиса.

 

.

 

 

© Омский государственный

институт сервиса

 


Оглавление

Предисловие………………………………………………..………..……….
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………..….…..………….  
  1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА  
1.1. Предмет и функции истории …………………..………………..…..…...
1.2. Принципы и методы исторической науки ……………..…….…..……..
1.3. Исторические источники ……………………..………..……..………….
1.4. Становление исторического знания. Основные исторические концепции …………………………………………….…………………..  
1.5. Развитие отечественной историографии …………..…………..…….....
Вопросы для размышления ………………………..…….……………………
2. ДРЕВНЯЯ РУСЬ И РУССКИЕ ЗЕМЛИ В IX–XIV вв.  
2.1. Славяне в древности. Образование Древнерусского государства .…...
2.2. Крещение Руси. Расцвет Киевского государства ………………..….……..
2.3. Русь в период раздробленности ……………..………………..……..…..
2.4. Русь и Орда ………………..………………………………..……….…....
2.5. Возвышение Москвы. Начало объединения русских земель …...……..
Вопросы для размышления ………..………………………………….………
3. ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ МОСКОВСКОГО (РОССИЙСКОГО) ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО ГОСУДАРСТВА XV–XVII вв.  
3.1. Завершение объединения русских земель. Складывание централизованного государства ………………………...……………....  
3.2. Правление Ивана IV Грозного ………………………………………..…...
3.3. «Смута» Московского государства ………………………………….….
3.4. Россия при первых Романовых …………………………………….…....
Вопросы для размышления …………………………………………...………
4. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII–ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX вв.  
4.1. Реформы Петра I Великого ……………………………………….……...
4.2. Эпоха дворцовых переворотов …………………...………………..…....
4.3. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II Великой. Павел I ……....
4.4. Царствование Александра I …………………………………………..….
4.5. «Апогей самодержавия» при Николае I …………………….…………...
4.6. Общественно-политическая мысль первой половины XIX в. ….……..
Вопросы для размышления ……………………………………………...……
   
5. РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX–НАЧАЛЕ XX вв.  
5.1. «Великие реформы» Александра II Освободителя ……………….…....
5.2. Российская империя на рубеже веков …………………………….…….
5.3. Революционное движение и образование политических партий ……..
5.4. Первая русская революция 1905–1907 гг. ………………………...……
5.5. Россия между революциями. Первая мировая война ………………….
5.6. От Февраля к Октябрю 1917 г. …………………………………………..
Вопросы для размышления ……………………………………………...……
6. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО 1917–1945 гг.  
6.1. Взятие власти большевиками …………………………………………....
6.2. Первые годы Советской власти. Гражданская война ………………….
6.3. Советская Россия в 1920-е гг. НЭП ……………………………………..
6.4. Образование СССР ……………………………………………………….
6.5. Форсированное строительство социализма …………………………….
6.6. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах ………...
Вопросы для размышления ………………………………………………...…
7. СОВЕТСКИЙ СОЮЗ И СОВРЕМЕННАЯ РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ–НАЧАЛЕ XXI вв.  
7.1. Советский Союз в послевоенные годы. «Апогей сталинизма» ……….
7.2. Период «оттепели» ………………………………………………………..
7.3. Эпоха «застоя» …………………………………………………...……....
7.4. «Перестройка» и распад СССР ………………………………….……....
7.5. Складывание новой российской государственности ………………..……..
7.6. Развитие России в начале XXI в. …………………...…………………...
Вопросы для размышления ……………………………….…………………..
  ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………..………………………………………….  
Библиографический список……………………………………….……….  
  Словарь терминов и понятий ……………………………………………  
Алфавитно-именной указатель ……………………………………………
Алфавитно-предметный указатель ……………………………………….

 

Предисловие

 

Предлагаемое учебное пособие предназначено для изучения дисциплины «История» и призвано помочь студентам сориентироваться в изучении исторического прошлого, понять общие и особенные черты развития российской цивилизации, рассмотреть этапы становления государства и общества, многовекового строительства полиэтнического и поликонфессионального организма страны.

Учебное пособие состоит из семи разделов. Первый раздел посвящен основам исторической науки, ее особенностям, а также истории становления и развития самого исторического знания. В последующих разделах излагается история России, ее основных периодов, – с древности до наших дней. Темы разделов расположены в проблемно-хронологическом порядке, что должно способствовать последовательному усвоению знаний. Наибольшее внимание уделено политической истории, этапам развития государства, взаимоотношению власти и общества. Даты наиболее важных событий, требующие запоминания, выделены жирным шрифтом. В скобках рядом с именами правителей указаны годы их пребывания у власти, рядом с событиями и явлениями (войны, реформы и проч.) – годы их воплощения. Курсивом обозначены специфические понятия и термины, с некоторыми из которых следует ознакомиться в словаре в конце издания, с другими – в справочной литературе.

По окончании каждого раздела приводятся также выделенные курсивом резюме, позволяющие более полно охватить и обобщить прочитанный материал. Следом расположены вопросы для размышления, требующие серьезного знания всего раздела и предполагающие выработку студентами самостоятельной позиции о возможных альтернативах развития истории в тот или иной момент времени, о месте и роли своей страны в системе мировых цивилизаций, а также личностной морально-этической позиции по отношению к различным историческим явлениям.

Данное издание является пособием и не призвано целиком заменить собой курс лекций, а также другую специальную литературу по дисциплине. В квадратных скобках по тексту помещены ссылки на основные учебные и дополнительные научные издания, содержащиеся в библиографическом списке, которые могут быть рекомендованы в качестве специальной литературы для самостоятельной работы и подготовки к семинарским занятиям и экзамену. При этом следует помнить, что история, как гуманитарная дисциплина, приемлет различные подходы к решению одних и тех же задач, и специальная литература может содержать различные (а порой и диаметрально противоположные) точки зрения ученых на один и тот же вопрос.

Пособие написано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и рабочей программой по дисциплине и рекомендовано для студентов всех специальностей и форм обучения Омского государственного института сервиса.

Автор

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Слово «история» пришло к нам из древнегреческого языка, где оно означало «расследование, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов и означало любое знание, получаемое путем исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. В настоящее время термин «история» имеет несколько значений. С одной стороны, историей называют всякий процесс развития в природе и обществе (например, история видов, история науки и т. д.), с другой стороны, понятием «история» обозначают прошлое, хранящееся в памяти людей, а также любой рассказ об этом прошлом.

История, как особая гуманитарная наука, занимается изучением прошлого человеческого общества во всем его многообразии. Прошлое не исчезает – оно живет в каждом из нас, определяя нашу судьбу, нашу повседневную жизнь, наш вектор развития, наш жизненный путь. Поэтому история всегда окружает человека и присутствует в нас самих, хотя уловить ее взглядом, слухом или мыслью подчас очень непросто. Именно этому «взгляду», обращению вовнутрь нас самих, посвящены все гуманитарные науки, особое место среди которых занимает историческое познание.

История страны – это, в первую очередь, история ее народа, и каждый народ вправе гордиться своей историей. Как история жизни отдельного человека воплощена в особенностях его личности, в его знаниях, умениях, чертах характера, так и прошлое целого народа воплощено в достижениях современности. История России созидалась усилиями миллионов людей. Сегодня лишь о немногих из них мы можем рассказать подробно, большинство же навсегда останутся безвестными. Однако каждый человек должен помнить не только события своей жизни, но и знать историю своих предков, – только тогда он сможет вполне осознать свое место в череде поколений и глубже уяснить смысл собственного существования. Понять себя, понять окружающую жизнь, представить возможный ход событий – вот для чего нужна история.

Постижение истории – это не только получение суммы знаний о прошлом, но это всегда и вырабатывание исторического мышления, позволяющего яснее осознать свое положение в обществе, четко определить свою гражданскую позицию и свое отношение к происходящим событиям и явлениям, раскрывать и понимать их сущность и направленность. Подлинное постижение исторического знания возможно лишь при его личностном осмыслении, при самостоятельном поиске, отборе и интерпретации фактов. Выдающийся русский историк В. О. Ключевский имел все основания заявлять, что каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином.

 

1. ИСТОРИЯ КАК НАУКА

Предмет и функции истории

 

История – это наука о прошлом человеческого общества и его настоящем, о закономерностях развития общественной жизни в конкретных формах, в пространственно-временных измерениях. Содержанием истории вообще служит исторический процесс, ко­торый раскрывается в явлениях человеческой жизни, сведения о которых сохранились в исторических памятниках и источниках. Явления эти чрезвычайно разнообразны, касаются развития хо­зяйства, внешней и внутренней общественной жизни страны, международных отношений, деятельности исторических личностей. Задача историка, как и любого другого ученого, – поиск истины. Процесс постижения истины необычайно сложен и труден. На этом пути ученого могут подстерегать неудачи. В силу сложности проблемы, недостатка фактов и т. п. он, желая прийти к истине, сам того не замечая, может впасть в заблуждение. Но помимо чисто познавательных трудностей, ученого подстерегают и другие опасности, источники которых находятся за пределами науки.

Чтобы познать историю мало фактов, нужны сведения о них. Историческое прошлое воссоздается учеными по предметам материальной культуры, по письменным источникам или другим каким-то основаниям. Но поскольку наследие прошлого огромно, а человеческая деятельность весьма многообразна, охватить их целиком практически невозможно. Поэтому в исторической науке существует специализация по нескольким принципам:

–по временному (хронологическому) охвату. В историческом процессе выделяются основные эпохи (традиционно: первобытность, античность, средневековье, новое/новейшее время) и отдельные их периоды;

– по пространственному (географическому) охвату. Всемирная история может быть представлена как история отдельных континентов (история Африки, Латинской Америки), регионов (балканистика, история Ближнего Востока), стран (китаистика), народов или групп народов (славяноведение);

– по различным сферам человеческой деятельности (политической, правовой, экономической, военной, научной и т.д.).

Кроме того, историческая наука включает в себя несколько особых отраслей: археологию, изучающую прошлое по вещественным источникам; этнографию, изучающую ныне живущие народы и этнические общности, их быт и культуру; источниковедение, разрабатывающее теорию и методику изучения и использования исторических источников; историографию, изучающую становление и развитие исторической науки (историю истории). Существует также ряд специальных (вспомогательных) исторических дисциплин, исследующих определенные формы и виды исторических источников (археография, генеалогия, геральдика, историческая метрология, нумизматика, палеография, хронология, сфрагистика и др.) [1, c. 13].

История традиционно является основой гуманитарного образования и важнейшим фактором формирования самосознания людей. Она выполняет ряд функций, зачастую выходящих за пределы мира науки. В их число входят:

описательная (нарративная) функция, сводящаяся к фиксированию происходящего и первичной систематизации информации;

познавательная (когнитивная, объяснительная) функция, суть которой – понимание и объяснение исторических процессов и явлений;

прогностическая (предвидение будущего) и практически-рекомендательная (практически-политическая) функции. Обе подразумевают использование уроков прошлого для улучшения жизни человеческих сообществ в ближайшем и отдаленном будущем;

воспитательная (культурно-мировоззренческая) функция, функция социальной памяти. Эти функции отвечают за формирование исторического сознания, самоидентификацию общества и личности.



2016-01-26 697 Обсуждений (0)
Предмет и функции истории 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Предмет и функции истории

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (697)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)