Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Россия при первых Романовых



2016-01-26 889 Обсуждений (0)
Россия при первых Романовых 0.00 из 5.00 0 оценок




 

При Михаиле Федоровиче (1613–1645) и Алексее Михайловиче (1645–1576) Романовых происходит восстановление и упрочение политической организации общества.

Первостепенной проблемой было наведение законного порядка в стране. Внутреннее положение после окончания Смуты характеризовалось развалом налоговой системы, упадком хозяйства, разгулом преступности, разрушением служилого сословия. Правитель­ство Михаила Романова, в котором большую роль играл отец царя патриарх Филарет, начало с «устройства земли», улучшения положения служилых людей. За годы Смуты было подорвано поместное землевладение. Более богатые служилые люди захватывали государственные земли, принимали беглых крестьян из других поместий. Многие дворяне из-за бедности не могли идти на службу, шли в холопы. Правительство приняло ряд указов, направленных на восстановление служилого сословия. С большим трудом царским воеводам удалось покончить с разбоем воровских шаек, польских авантюристов, терроризировавших население в первые годы после Смуты. Все эти обстоятельства требовали предельной концентрации государственных и общественных сил.

Это проявлялось, в первую очередь, в централизации системы управления страной. Вся полнота верховной законодательной, исполнительной и судебной власти сосредотачивалась в руках царя. Разрасталась система приказов, а с ней – численность государственного аппарата. В приказах трудились служилые люди (дьяки и подьячие) – выходцы из духовенства, казачества и посадских людей. Их служебная карьера зависела не от родовитости, а от личных заслуг. Так формировался профессиональный аппарат управления – чиновничество. При Алексее Михайловиче была создана личная канцелярия – Приказ тайных дел, который контролировал деятельность приказов, вел личную переписку царя, заведовал некоторыми полками иноземного строя, царской благо­творительностью, был личной кассой царя и проч.

Процесс бюрократизации государственного управления вел к изменению значения Боярской думы. Численность ее росла, но главным образом за счет служилых людей, что снижало ее политическую роль. В некоторых случаях царь обходился вовсе без помощи думы.

В первой половине XVII в. часто собирались Земские соборы. В России были условия для становления сословно-представительной монархии [1, c. 121; 132]. Соборы созывались либо царем, либо по инициативе сословий и обсуждали разные вопросы общегосударственной важности: о государ­ственном устройстве, о политических порядках, о посылке по городам сборщиков денег и др. Но чаще всего они обсуждали вопросы внешней политики, так как на ведение войн требовались средства, и нужна была поддержка «всей землей» новых налогов. Состав соборов тоже был очень изменчив и лишен твердой устойчивой организации. С середины XVII в. деятельность Земских соборов постепенно затухает. С упрочением новой династии менялись функции собора. Земский собор превращается в носителя народных жалоб и пожеланий, и постепенно надобность в нем у власти отпадает. Однако отказ самодержавия от поддержки сословного представительства не был безболезненным для власти. На решение правительства Алексея Михайловича о введении налога на соль, взыскание недоимок за прошлые годы, сокращение жалованья служилым людям и т. п. без «совета всея земли» народ ответил массовыми восстаниями (Соляной бунт 1648 г., Медный бунт 1662 г.) [1, c. 134-135]. Это была естественная реакция населения, привыкшего к тому, что с его мнением считались. Для слома этой привычки пришлось применить вооруженные силы и массовые расправы.

Восстановление государственности после Смуты потребовало единообразия в законах. Одним из важнейших решений нового правительства совместно с Земским собором были подготовка и принятие нового свода законов – Соборного Уложения в 1649 г.

Уложение утверждало принцип централизованного государства с авторитарной властью царя. Лица, обвиняемые в измене и оскорблении чести государя, подлежали казни. Там, где сохранялись выборные должности, они подчинялись представителям царской власти – воеводам. Уложение несколько ограничивало корпоративные интересы церкви, что отражало тенденцию подчинения ее государству. Та собственность, которой владела церковь, за ней сохранялась, но вновь приобретать вотчины церкви категорически запрещалось. При этом оберегался авторитет церкви: любая критика церкви и богохульство карались сожжением на костре.

Соборное Уложение, отражая интересы дворянства (на которое все больше опиралась царская власть), окончательно оформило крепостное право, отменив «урочные лета» для сыска беглых крестьян, положило юридическое основание крестьянской зависимости. Устанавливался бессрочный сыск беглых крепостных. Государство должно было обеспечить розыск и возвращение беглых крестьян к их владельцам. Крепостное состояние становилось наследственным. Имущество крестьянина признавалось собственностью помещика. Дворяне получили право обмена поместий, что создавало предпосылки для наследственного владения служилого дворянства независимо от службы в поместном войске, стирало различия между вотчиной и поместьем.

Уложение унифицировало судопроизводство, регламентировало его в зависимости от характера судебного дела, суммы иска, унифицировало размеры судебных пошлин в пользу казны и уголовных штрафов в пользу потерпевших. Были отменены судебные привилегии феодальной знати. Помещичьих крестьян Уложение лишило права судебного представительства по имущественным спорам, права предъявлять такие иски и отвечать на них, за них отвечали помещики (кроме воровства, разбоя и убийства) [1, c. 126; 42].

Ответом на усиление крепостничества было выступление народных масс. Самым крупным восстанием «бунташного века» стало восстание донского казачества во главе со Степаном Разиным (1670–1671 гг.).

Большое влияние на жизнь России XVII в. оказала церковная реформа патриарха Никона. Православная церковь владела монополией на духовную жизнь. За время, прошедшее после падения Византии, на Руси утвердилось представление об исключительности Русской православной церкви, единственной преемницы и хранительницы благо­честия. Однако к середине XVII в. накопились расхождения в обрядах русской церкви и греческой (византийской). Никон, став в 1652 г. патриархом, решил исправлять церковные книги и обряды, сверяясь с греческими образцами. Всех, кто не признавал исправленные церковные книги и новую обрядность, Церковный собор 1656 г. отлучил от церкви. Это послужило основанием для раскола церкви [1, c. 129].

В 1658 г. осложнились отношения между царем Алексеем и патриархом. Никон отрекся от патриаршего престола и удалился в монастырь. Реформу продолжил царь Алексей Михайлович. В 1666–1667 гг. им были созваны церковные соборы, которые пришли к выводу о необходимости разделения светской и духовной сфер деятельности. Было признано, что царь имеет преимущество в делах гражданских, а патриарх – в делах церковных. Никон был осужден за его чрезмерные претензии на власть и лишен звания патриарха.

Церковная реформа подготовила идеологическую почву для будущих преобразований в России.

Во второй половине XVII в. общая тенденция развития государственного строя России заключалась в переходе от сословно-представительной монархии к абсолютной монархии (форме правления, при которой верховная власть в государстве полностью и безраздельно принадлежит монарху). Власть достигает наивысшей степени централизации. Прекращается созыв Земских соборов. Приказная система управления получает повсеместное распространение. Абсолютный монарх (царь) правит, опираясь на чиновничье-бюрократический аппарат, постоянную армию и полицию, ему подчиняется и церковь как идеологическая сила [86; 95].

Итак, XVII век, открывшийся потрясениями Смутного времени, потребовал колоссального напряжения сил страны. Восстановительный процесс после «великого разорения» занял примерно три десятилетия и завершился к середине столетия. В конкретных исторических условиях того времени был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие – как форма политического правления, крепостное право – как основа экономики, православие – как идеология.

 

К концу XV столетия на востоке Европы возникает новое государство, ставшее к этому периоду самым крупным по территории на континенте. Падение Византийской империи, а затем татарских ханств впервые для русских земель, собранных под властной рукой московских правителей, открывало перспективу самостоятельного политического и идеологического развития. Это период формирования единства народа, единства территории, единства государства, которое с этого времени мы именуем Россией.

Это время первых масштабных реформ, время первых крупных международных успехов и провалов. Оформившаяся государственная власть стремилась взять под свой полный контроль развитие страны. Растущие самодержавные амбиции предопределили фактическое бесправие, закрепленное юридически, большей части населения страны, тяжелым проявлением которого на поколения вперед станет крепостное право.

Время роста неизбежно сопровождалось кризисными явлениями: острая борьба за власть, народные волнения, церковный раскол. Самым трудным оказалось «смутное» время рубежа XVI–XVII вв., ставшее для молодого государства не только серьезным испытанием, но и поставившее Россию перед выбором дальнейшего социально-экономического и политического развития.

 

Вопросы для размышления

 

1. Что такое централизованное государство? Когда можно говорить о его окончательном оформлении в российской истории? Был ли этот процесс завершен в изучаемый период?

2. В чем сущность концепции «Москва – третий Рим»? Чем можно объяснить ее появление в начале XVI века?

3. Охарактеризуйте роль Церкви в формировании единого централизованного государства. Изменилось ли положение самой Церкви в государстве за изучаемый период?

4. Тирания Ивана IV была проявлением личных амбиций царя или закономерным этапом политического развития государства? Обоснуйте Ваше мнение.

5. Что лежит за прозванием царя Ивана IV «Грозным»? Как Вы понимаете это прозвание применительно к его царствованию?

6. Как следует понимать определение «Смутное время», данное современниками началу XVII века? Почему сегодня это время считают началом складывания национального единства?

7. Что определило оформление крепостного права в России, в чем его суть? Был ли этот процесс неизбежен?

8. Почему XVII век называют «бунташным»? Как это отразилось и повлияло на российскую жизнь того времени?

 

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ



2016-01-26 889 Обсуждений (0)
Россия при первых Романовых 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Россия при первых Романовых

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (889)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)