Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Правление Ивана IV Грозного



2016-01-26 573 Обсуждений (0)
Правление Ивана IV Грозного 0.00 из 5.00 0 оценок




 

К середине XVI столетия Россия стала крупнейшим по тем време-нам государством Европы, однако по плотности населения (2 чел. на 1 км2) отставала от европейских стран. Городское население России составляло 3–4 % – в новгородских (более развитых в торговом отношении) землях, в других – еще меньше. Господствующей формой собственности на землю оставалось вотчинное землевладение, но уже одну треть земель составляло поместное. Черносошное (государственное) землевладение сохранилось в основном на окраинах страны, в центре же земли государственных крестьян в основном были расхищены феодалами. Владельцы вотчины могли передавать, продавать, закладывать земли. На вотчинном праве владели землей бывшие удельные князья, потомки удельных князей, бояре. Поместья предоставлялись в пожизненное владение за военную службу дворянам, низшей военно-служилой прослойке феодалов, составлявших двор князя или знатного боярина. Держатель поместья – поместник (позже – помещик) – не мог передавать его по наследству, продавать или закладывать, т. е. владел, пока нес военную или иную службу. Земли при слабом развитии товарно-денежных отношений были источником обеспечения военно-служилого войска. За исправную службу размер поместья повышался, за неисправную поместье могло быть «отписано» на государя. Государство стимулировало развитие поместного землевладения [10; 37].

По-прежнему крупнейшими владельцами земли оставались монастыри.

После смерти Василия III и до совершеннолетия наследника Ивана Россией правили бояре, среди которых шла жестокая борьба за власть. Боярское правление с расхищением черных земель и усилением давления на крестьян обострило социально-политическую ситуацию в стране. Начались брожения среди населения. Таким образом, обстановка, сложившаяся в государстве к моменту прихода к власти Ивана IV, была очень непростой и требовала изменений во внутренней и внешней политике [38; 56].

16 января 1547 г. Великий князь Московский и всея Руси Иван IV торжественно был увенчан титулом царя. Этот акт венчания положил конец боярскому правлению и имел важное политическое значение (до этого «царями» на Руси называли золотоордынских ханов). В дея­тельности Ивана IV (1533–1584) прослеживается несколько этапов [51; 107].

В течение более десяти лет после воцарения Ивана страной управляло условное правительство, позже названное Избранной радой. В ее состав входили А. Ф. Адашев, священник Сильвестр, митрополит Макарий и др. Ими был осуществлен ряд реформ.

В 1549 г. был созван первый Земский собор. Открывая собор, Иван обратился к народу с речью на Красной площади, призывая к взаимному прощению и примирению, приказав своим боярам и приказным людям «помириться на срок в прежних делах со всеми христианами царства». Царь велел разрешить все тяжбы в течение года полюбовно. На Земском соборе 1549 г. присутствовали бояре, дьяки, высшие церковные иерархи, представители московского дворянства. Царь обвинил бояр в злоупотреблениях и насилиях, чинившихся в годы его малолетства, призвал всех к совместной согласованной деятельности, объявил о подготовке нового Судебника и реформ. Специальным решением дворянство освобождалось от подсудности боярам-наместникам и получало право быть судимыми самим царем. Впоследствии соборы созывались властями нерегулярно, по мере необходимости: в 1566, 1584 и в 1598 гг. На соборах выяснялись настроения в обществе, возможности населения для финансирования войн, для одобрения налогов и т. п. [118; 121].

В 1550 г. был принят новый законодательный комплекс – Судебник, заменивший Судебник 1497 г. Новый Судебник подтвердил положение о Юрьеве дне. Судебник внес изменения в систему кормлений, ограничивая власть наместников. Сокращался объем судебных полномочий наместников и усиливался контроль над наместниками со стороны местной и центральной администрации. Статья 98 Судебника утверждала, что законы в государстве должны утверждаться «с государева доклада и с приговора всех бояр», т. е. законы «докладывали» царю, а принимали потом окончательно при участии Боярской думы [1, c. 98; 116].

Состоявшийся в 1551 г. церковный собор, принявший Стоглав, регламентировал церковную службу и другие стороны церковно-монастырского быта, принял ряд решений об укреплении церковной дисциплины, подтвердил незыблемость церковно-монастырского землевладения. Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей территории страны. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных русских землях, был составлен общерусский список.

Стала оформляться система приказов – центральных учреждений, ведавших отраслями государственного управления или отдельными регионами страны, – управление стало строиться по ведом­ственному признаку. В середине XVI в. существовало уже два десятка приказов: военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском); иностранными делами управлял Посольский приказ; государственными землями, раздаваемыми дворянам, – Поместный приказ; и проч. Были приказы, ведавшие определенными территориями, например, приказ Сибирского дворца, приказ Казанского дворца (после присоединения соответствующих территорий). С усложнением задач государственного управления число приказов росло. Приказы ведали управлением, сбором налогов и судом. Во главе приказа стоял боярин или дьяк.

Реорганизована была система местного управления. Суд по важнейшим уголовным делам был изъят из рук прежде назначаемых наместников и волостелей и передан губным старостам, которые теперь выбирались по уездам из числа мелких феодалов. К 1556 году была ликвидирована система кормлений. Собранные земскими властями подати поступали в царскую казну. Эти реформы центрального и местного управления усиливали власть дворянства, содействовали ликвидации следов феодальной раздробленности [81].

В 1550-х годах была проведена военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополчение. Опорой царя должна была стать «избранная тысяча» из провинциальных дворян. Впервые было составлено «Уложение о службе», регламентировавшее порядок прохождения службы. Было создано постоянное стрелецкое войско. Для несения пограничной службы привлекалось казачество [1, c. 99-100; 42].

Реформы Избранной рады способствовали крупным военным и внешнеполитическим успехам. Это, прежде всего, завоевание в 1552 г. Казанского, а в 1556 г. – Астраханского ханств, что дало России новые плодородные земли и весь Волжский торговый путь. Позднее было присоединено Сибирское ханство. Вдохновленный успехами на Востоке, царь Иван решил добиться не меньших успехов на Западе. Главной задачей здесь он полагал достижение выхода к Балтийскому морю. В 1558 г. он начал длительную, 25-летнюю Ливонскую войну. На этот раз военные действия обернулись поражением, т. к. России пришлось иметь дело с сильными европейскими государствами – Польско-Литовским государством (Речью Пос-политой), Швецией, объединившимися к концу войны в единую антирусскую коалицию.

В 1560 г. правительство Избранной рады пало. Разрыв царя с Адашевым и Сильвестром был спровоцирован непопулярностью затягивающейся войны, а также внезапной смертью царицы Анастасии (вероятно, в результате отравления). Подлинной же причиной было стремление Ивана IV к единовластию [127; 140]. Начался новый период правления Ивана Грозного, связанный с опричниной (1565–1572 гг.).

Царь потребовал себе право неограниченной самодержавной власти. Вся страна делилась на две части: опричнину (в нее вошли наиболее значимые в стратегическом отношении земли и наиболее экономически развитые районы страны), ею управлял сам Иван IV; и земщину, которой якобы управляла Боярская дума. В обеих частях государства создавались свои органы управления. Князья, бояре, дворяне, посадские люди, свободные крестьяне-общинники, не признававшие новых порядков, подвергались репрессиям. Их собственность конфисковалась и распределялась между опричниками. Среди опричников были и аристократы (отпрыски знатных родов), и верхушка феодального сословия, но их отличие состояло в том, что они стали личными слугами царя, личной стражей его, участниками карательных операций, палачами. Количество репрессированных было огромно. В 1569–1570 гг. опричники устроили кровавые погромы в Твери, Торжке, Новгороде. Летом 1570 г. на Красной площади Москвы состоялась публичная казнь более 100 чел. В этом же году дошла очередь и до самих организаторов опричнины: все они были убиты не мене зверским образом, чем убивали сами. Весь ужас террора заключался в том, что он был совершенно непредсказуем. В 1571 г. крымский хан, воспользовавшись сложной внутриполитической ситуацией в России, осуществил опустошительный набег на южные и центральные области страны. Опричники не смогли дать отпор крымскому хану. Вероятно, это заставило царя прекратить в 1572 г. опричный террор.

Опричнина упрочила личную власть государя, была направлена против пережитков феодальной раздробленности, тем самым способствуя централизации страны. Она не уничтожила окончательно боярско-княжеское землевладение, хотя сильно ослабила его мощь. Была подорвана политическая роль боярской аристократии. Однако опричнина вела страну по пути цент­рализации в отсутствие достаточных экономических и социальных предпосылок, а потому был создан не четко работающий государственный аппарат, а аппарат репрессий [1, c. 101-102; 36; 110].

В результате опричнины в стране разразился экономический кризис: деревни и села опустели, немалая часть крестьян погибла. Необработанными остались 50–90 % земель. Резко возрос налоговый гнет, усилились грабежи. Опричнина способствовала утверждению в России крепостного права. Распространение крепостничества шло на новые слои крестьян. В 1581 г. впервые были введены «заповедные лета» (временное запрещение крестьянских переходов к другому барину в Юрьев день), организованы сыск и возвращение беглых крестьян. Разорение страны, вызванное опричниной и длительными войнами, преодолевалось за счет крестьянского населения [109].

Итак, во второй половине XVI в. в России столкнулись два пути централизации. Избранная рада осуществляла в течение десяти лет структурные реформы, хотя темп их не устраивал царя. Но они и не могли быть скорыми в условиях, когда еще не созрели предпосылки для централизации. Скорые изменения были возможны только при помощи террора. Выбор пути определялся и традициями страны, и степенью зрелости предпосылок к централизации, и личностью самодержца. Развитие страны шло по пути усиления военно-феодальной диктатуры и ужесточения крепостничества.



2016-01-26 573 Обсуждений (0)
Правление Ивана IV Грозного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Правление Ивана IV Грозного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (573)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)