Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Перестройка» и распад СССР



2016-01-26 514 Обсуждений (0)
Перестройка» и распад СССР 0.00 из 5.00 0 оценок




К середине 80-х годов в развитии СССР созрели глубокие кризисные явления: стагнация в экономике, нарастание научно-технического отставания от Запада, провалы в социальной сфере; политический кризис, выразившийся в разложении руководства, его неспособности обеспечить экономический прогресс, сращивание партийно-государственной номенклатуры с дельцами теневой экономики; апатия и негативные явления в духовной сфере общества. Для решения этих проблем страна нуждалась в модернизации.

В середине 80-х годов к власти в стране пришла группа молодых, энергичных работников, боровшихся за передел власти в свою пользу и готовых к обновлению системы. В 1985 г. Генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, Совет министров СССР возглавил Н. И. Рыжков. Горбачев и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма».

Первый период (1985–1986 гг.) реформаторства Горбачева ознаменовался выдвижением трех основных лозунгов – «ускорение», «гласность», «перестройка». Хотя они звучали непривычно новаторски, но в действительности за ними скрывалась традиционная модель социалистической модернизации. Горбачев исходил из убеждения непорочности основ социализма, считал, что его потенциальные возможности использовались недостаточно. Поэтому задача заключалась не в том, чтобы изменить основы советского строя, а в том, чтобы создать «больше социализма», ускорить его развитие.

Главным рычагом преобразований должно было стать ускорение социально-экономического развития страны [1, c. 465; 42]. Успех ускорения связывался с более активным использованием достижений науки и техники, децентрализацией управления народным хозяйством, расширением прав предприятий, внедрением хозрасчета, укреплением порядка и дисциплины на производстве. Приоритетное внимание уделялось машиностроительным отраслям. С их подъемом предполагалось добиться технической реконструкции всего народнохозяйственного комплекса. На основе реформированной экономики намечалось решить важнейшие социальные вопросы, прежде всего жилищный и продовольственный.

Перемены в общественно-политической сфере начались с проведения политики гласности. Была снята цензура и разрешено издание новых газет. Это вызвало широкий всплеск социальной активности населения. Возникли многочисленные общественные объединения в поддержку «перестройки». Широкое обсуждение нового правительственного курса проходило на массовых митингах граждан. На страницах периодических изданий развернулась дискуссия о выборе пути общественного развития. Идея ускорения встречала как одобрение, так и протест в разных слоях населения.

Другие меры – антиалкогольная кампания, меры по укреплению трудовой дисциплины и т. д. – были наиболее близки к традиционным командно-административным мерам социалистической модернизации. Все реформы в течение короткого срока обнаружили свою несостоятельность и не только не ускорили развитие советского социализма, но нанесли ему серьезный ущерб (так, антиалкогольная политика уже в 1985 г. привела к бюджетному дефициту, выросшему в следующем году в 3 раза). Горбачев и его окружение пришли к выводу о необходимости радикального обновления реформаторской стратегии. Ее смена произошла уже в 1987 г., дав начало следующему этапу перестройки.

В 1987 г. была принята программа радикальной экономической реформы, суть которой заключалась в переводе централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма). Программа предусматривала: расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинанси­рования; отказ от государственной монополии во внешней торговле; переход от директивного плана на госзаказ; сокращение численности министерств и ведомств; поддержку кооперативного движения; развитие частного сектора в экономике. Важными шагами к рыночной экономике стали «Закон о государственном предприятии» (1987 г.), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, «Закон об индивидуальной трудовой деятельности» (1986 г.) и «Закон о кооперации» (1988 г.), открывшие простор для частного и коллективного предпринимательства.

Однако отсутствие в экономике рыночных механизмов создавало трудности на пути реализации этих положений. Справиться с кризисом не удалось [1, c. 468; 15]. В 1989–1990 гг. резко сократились темпы роста производства промышленной продукции. Увеличились размеры дефицита бюджета, чему отчасти способствовало и сокращение поступлений от экспорта нефти. Росла безработица: в начале 1990 г. численность безработных в стране составляла (по официальным данным) 6 млн человек. Углублялся продовольственный и товарный голод. Все преобразования лишь обострили социальные проблемы и ухудшили положение народа. Обострение проблем труда и быта вызывало различные формы социального протеста. На массовых митингах замелькали плакаты против перестройки. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Горбачев пытался погасить общественный кризис и сохранить политическое лидерство с помощью углубления своего главного нововведения – демократизации.

Горбачев не мог признать открыто несостоятельность традиционной модели социалистической модернизации. Он объяснил неудачи саботажем и сопротивлением консерваторов (партийной, государственной и хозяйственной бюрократии). Их нужно было отстранить от власти с помощью демократических политических реформ, составивших сердцевину нового этапа перестройки.

Начало политическим преобразованиям положила XIX Всесоюзная партийная конференция (июнь 1988 г.). На ней развернулась острая борьба мнений сторонников и противников перестройки по вопросу о задачах развития страны. Большинство делегатов поддержали точку зрения Горбачева о назревшей необходимости преобразования политической системы общества. Конференция утвердила курс на создание в стране правового государства. Главная роль в его формировании отводилась политической реформе, суть которой заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

В конце 1988 г. был принят закон об изменении системы выборов в Советы. Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе (до сего момента в Советском Союзе проводились только «безальтернативные» выборы – один кандидат на место). Нововведение по советским меркам было действительно радикальным. Съезд народных депутатов становился высшим законодательным органом власти, а избираемый на съезде Верховный Совет СССР превращался в постоянно действующий парламент. Таким образом в советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей.

В 1989 г. на I съезде народных депутатов СССР М. С. Горбачев был избран главой государства ­– Председателем Верховного Совета СССР. В 1990 г. он занял впервые вводимый пост Президента СССР [1, c. 459].

Аналогичные процессы происходили и в союзных республиках: так, в 1990 г. Верховный Совет РСФСР возглавил Б. Н. Ельцин, а в 1991 г. он был избран первым Президентом России.

К концу 80-х годов наметился раскол среди сторонников реформаторского курса Горбачева. Группа политических радикалов выступила с требованием углубления политической реформы, активного проведения в жизнь идей частной собственности и многопартийности. Осознав, что социалистические лозунги не могут принести политических дивидендов, что массы, разочаровавшиеся в возможностях социалистической модернизации, становятся все более восприимчивыми к несоциалистической альтернативе, радикалы взяли на вооружение либерально-демократическую идеологию и ценности западной цивилизации. Горбачев, вначале решительно отвергавший эти идеи, затем попытался перехватить их лозунги, сохранив таким образом влияние в массах. Но сохранить политическое лидерство в стране ему уже было не под силу. Углублявшийся экономический кризис не оставлял шансов на успех его маневрам, однако они имели большое значение для ускорения и углубления в стране политической демократии.

В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни из Конституции СССР была исключена 6-я статья о положении КПСС как направляющей и руководящей силе общества и ядре его политической системы, ликвидирована однопартийная система руководства страной, начался массовый выход из рядов КПСС. В стране стали создаваться различные партии и общественные движения.

На внешнеполитической арене руководство СССР заявило о «новом политическом мышлении» [1, c. 470-474; 15]. Суть его заключалась в признании единства и взаимосвязанности мира, отказе от идеи баланса сил в пользу баланса интересов двух систем, установке на приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Ведущими принципами внешней политики стали деидеологизация межгосударственных отно­шений, совместное со странами Запада решение глобальных проблем. Основным направлением внешней политики СССР стала нормализация отношений с западными державами через разоружение, тесные экономические и политические контакты.

Начались сокращения вооруженных сил и расходов на оборону. Советские войска стали выводиться из стран Восточной Европы, Афганистана, Монголии и др. В 1991 г. был подписан советско-американский договор о сокращении ядерных стратегических и наступательных вооружений (ОСНВ-1), началась ликвидация ядерного оружия.

Таким образом, конкретные мероприятия советского правительства подтверждали его готовность следовать избранному внешнеполитическому курсу, желание отказаться от идеи конфронтации в отношениях с западными странами и положить конец «холодной войне». Однако на практике это привело к ослаблению позиций СССР на международной арене, распаду лагеря социалистических государств, потери влияния в ряде регионов планеты. Окончание «холодной войны», по сути, сделало США единственной сверхдержавой в сложившемся однополярном мире.

Между тем, в самом СССР неспособность центральных властей справиться с экономическими трудностями вызывала растущее недовольство в союзных республиках. Руководство страны оказалось не готовым к решению проблем, вызываемых межнациональными и межэтническими конфликтами и ростом сепаратистского движения в республиках [1, c. 459-460].

Стали складываться новые центры реальной власти в лице республиканских съездов народных депутатов и Верховных Советов. Правящие элиты республик сознательно взяли курс на ликвидацию любых форм подчинения центру. В ряде мест СССР вспыхнули межнациональные конфликты (1988–1990 гг. в Нагорном Карабахе между армянами и азербайджанцами; 1989 г. – в Фергане, в Ошской области в Киргизии; в 1991 г. – в Южной Осетии и др.). Страна вступила в полосу дезинтеграции. Многие республики приняли «Декларации о государственном суверенитете», устанавливавших приоритет их законов над законами Союза. 12 июня 1990 г. I съезд народных депутатов РСФСР принял «Декларацию о государственном суверенитете России».

Принятие этих документов поставило вопрос о дальнейшем существовании Советского Союза. IV съезд народных депутатов СССР (1990 г.) высказался за сохранение Союза Советских Социалистических Республик и его преобразование в демократическое федеративное государство. Это же подтвердил и проведенный в начале 1991 г. общенародный референдум: 76,4 % граждан высказались за сохранение СССР как «обновленной федерации равноправных суверенных республик». Весной 1991 г. в Ново-Огарево (подмосковной резиденции Президента СССР) состоялись переговоры М. С. Горбачева с руководителями девяти союзных республик по вопросу о новом союзном договоре. Намечались перемены в структуре органов власти и управления, принятие новой Конституции, изменение избирательной системы. Все участники переговоров поддержали идею создания обновленного Союза. Подписание договора было назначено на 20 августа 1991 г.

Публикация и обсуждение проекта нового союзного договора углубили раскол в обществе. Противники этой меры справедливо опасались, что демонтаж СССР вызовет распад существующего народнохозяйственного комплекса и углубление экономического кризиса. За несколько дней до подписания нового союзного договора силами оппозиции была предпринята попытка положить конец политике реформ и остановить развал государства.

В ночь на 19 августа в стране было введено чрезвычайное положение. Президент СССР М. С. Горбачев был отстранен от власти. Руководство страной переходило в руки Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Запрещались митинги и забастовки, вводился контроль над средствами массовой информации, приостанавливалась деятельность оппозиционных партий. ГКЧП объявил своими задачами преодоление экономического и политического кризиса, межнациональной и гражданской конфронтации и анархии. За этими словами стояла главная задача: восстановление порядков, существовавших в СССР до 1985 г. [1, c. 461; 42].

Широкие слои населения, в том числе многие работники партийного аппарата, не оказали поддержки членам ГКЧП. Президент России Б. Н. Ельцин организовал своих сторонников на сопротивление ГКЧП, призвал граждан поддержать законно избранные власти. Действия ГКЧП были расценены им как антиконституционный переворот («путч»). 22 августа члены ГКЧП были арестованы. Ельцин приостановил деятельность КПСС на территории РСФСР, а в ноябре 1991 г. своим указом запретил ее вовсе, тем самым положив конец ее существованию как правящей государственной структуры.

Эти события приблизили распад Советского Союза. 8 декабря 1991 г. лидеры России, Украины и Белоруссии объявили в Беловежской Пуще о прекращении существования СССР и создании Содружества Независимых Государств (СНГ). Горбачев подал в отставку с поста Президента СССР.

«Перестройка» задумывалась и осуществлялась частью партийно-государственных лидеров с целью экономического и политического обновления, демократических перемен в жизни общества. Однако произведенные изменения вызвали процессы, вышедшие за намеченные пределы. Главными итогами стали распад некогда могучего многонационального государства и завершение советского периода в истории страны.

 



2016-01-26 514 Обсуждений (0)
Перестройка» и распад СССР 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Перестройка» и распад СССР

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (514)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)