Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Складывание новой российской государственности



2016-01-26 548 Обсуждений (0)
Складывание новой российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок




После распада СССР интенсивно шел процесс становления новой российской государственности. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Социалистическое реформаторство потерпело крах. У новой политической элиты к тому времени не было продуманной программы дальнейших действий.

К началу 1992 г. российское правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е. Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ, центральное место в которой занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (так называемая «шоковая терапия») [1, c. 557-559].

Основная роль в этом процессе отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. В результате, в руки частных предпринимателей перешло более 100 тыс. промышленных предприятий, государственный сектор потерял роль ведущего в индустриальной сфере. Однако изменение формы собственности не повысило эффективности производства. В 1990–1992 гг. ежегодное падение производства составляло 20 %. К середине 90-х годов тяжелая промышленность оказалась практически разрушенной.

В ходе приватизации широко распространились злоупотребления, коррупция, расхищение нацио­нального богатства. Основная часть национального достояния оказалась в руках 10 % населения. Экспортный капитал от продажи нефти, газа, цветных металлов не возвращался в отечественную экономику и не направлялся на погашение растущего внешнего долга страны. Ужесточение феде­ральной налоговой политики подрывало малый бизнес, подталкивало к криминализации экономики.

Проведенная либерализация цен (свободное ценообразование без вмешательства со стороны государства) вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз, снизилась покупательная способность населения. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50 % от уровня начала 90-х годов. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке. Либеральная экономическая политика особенно отрицательно повлияла в эти годы на бюджетные сферы: медицину, науку, образование, культуру.

Продолжавшийся экономический кризис и отсутствие социальных гарантий вызывали неудовлетворенность и раздражение у значительной части населения. Уже к концу 1992 г. под давлением Съезда народных депутатов и Верховного Совета правительство Гайдара ушло в отставку. Вместе с этим обострились противоречия между законодательной и исполнительной властью. Противостояние властей особенно усилилось осенью 1993 г., когда президент Б. Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы» и роспуске Верховного Совета и Съезда народных депутатов. Часть депутатов отказались признать законность действий президента и заявили об отстранении его от власти. Силами оппозиции в Москве были организованы демонстрации, в ряде мест возведены баррикады. В столице было объявлено чрезвычайное положение, президенту пришлось ввести в город войска. В результате силового захвата «Белого дома» (место заседания Верховного Совета) противники президента были арестованы. В ходе этих октябрьских событий участвовало несколько десятков тысяч человек, несколько сот из которых погибли либо получили ранения [1, c. 521, 523; 42].

12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый орган государственной власти, Федеральное собрание, и всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации. Россия объявлялась демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Законодательно закреплялись политические права и свободы. К ведению высших органов власти России были отнесены: принятие законов и контроль за их выполнением, управление федеральной государственной собственностью, основы ценовой политики, федеральный бюджет. Им принадлежит решение вопросов внешней политики и международных отношений, объявление войны и заключение мира, руководство внешнеэкономическими связями. Подчеркивалась самостоятельность органов трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Закреплялась двухпалатная структура Федерального собрания (Совет Федерации и Государственная Дума) как постоянно действующего законодательного органа РФ. Главой государства является избираемый всенародным голосованием Президент, выступающий гарантом Конституции РФ и обеспечивающий согласование и взаимодействие всех органов власти. Тем самым Президент как бы выводится за рамки трех ветвей власти, и в силу данных ему полномочий становится над ними. Президент по Конституции наделен широкими полномочиями. Он определяет основные направления внутренней и внешней политики, является Верховным Главнокомандующим, назначает федеральных министров.

По Конституции РФ 1993 г. суверенитет России распространяется на всю территорию государства, федеральные законы имеют верховенство, субъекты Федерации не имеют права выхода. Между тем, перед многонациональным Российским государством стояла задача укрепления его целостности. В начале 90-х гг. автономные республики России провозгласили себя суверенными государствами. Некоторые из них (Татарстан, Башкортостан, Якутия) пытались взять курс на постепенный выход из состава РФ. Местные правящие элиты стремились вырваться из подчинения центру. Это могло привести к распаду страны и междоусобицам [1, c. 527]. Один из очагов межнациональных конфликтов находился на Северном Кавказе. Развитие сепаратистского движения в Чечне привело к расколу в руководстве республики и вооруженным конфликтам сепаратистов с официальной властью. В декабре 1994 г. на территорию Чечни были введены Вооруженные силы России, что положило начало чеченской войне [1, c. 549-555].

Во внешней политике России после распада СССР выделилось два основных направления: «ближнее зарубежье» и «дальнее зарубежье».

В ближнем зарубежье оказалось не менее 25 млн русскоязычного населения, проблемы защиты прав которого решались в ходе межгосударственных контактов России с отдельно взятыми странами (особенно в государствах Прибалтики, где проводилась политика дискриминации проживающего там русскоязычного населения). Возникли сложности в отношениях с Украиной по вопросам о принадлежности Крыма, разделе Черноморского флота, статусе Севастополя. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. В рамках Содружества Независимых Государств Россия подписала свыше 500 документов по вопросам режима границ и торговли, расчетов за поставки сырья и товаров, совместного изучения космоса. Был подписан договор о коллективной безопасности с 6 из 11 стран-членов СНГ. Однако не удалось добиться роста удельного веса стран ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте России: товарооборот с государствами СНГ падал, в структуре их импорта преобладали товары народного потребления и продовольствие, в то время как Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками СССР в рамках СНГ. Вместе с тем Содружество не представляло собой единой оформленной организации и в значительной мере вело формальное существование [1, c. 571-574; 42].

В «большой» внешней политике для России было важно утвердиться в ООН, добиться признания в качестве правопреемницы Советского Союза, сохранить статус ядерной державы, добиться экономической поддержки Запада, наладить связи с крупными странами мира. Среди дипломатических достижений можно назвать следующие: заключение соглашения о партнерстве и сотрудничестве с государствами Европейского Союза, принятие России в члены Международного валютного фонда, заключение договора об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСНВ-2) между РФ и США. Россия присоединилась к программе «Партнерство во имя мира», предложенной НАТО. В 1996 г. Россия была принята в Совет Европы. В то же время Россия потеряла контроль над традиционными зонами своего влияния: Средняя Азия, страны Восточной Европы. США оставались единственной сверхдержавой, диктующей свою волю в большинстве регионов мира [1, c. 580-583; 42].

Нестабильность внутриполитической жизни, экономический спад, депрессивное состояние экономики, отсутствие социальной защиты населения вели к глубокому кризису в стране. В настоящее бедствие превратились незаконный вывоз капитала, достигший к середине 90-х гг. 50–60 млрд долл. в год, а также «утечка мозгов» – эмиграция наиболее квалифицированных специалистов и ученых. Внутренний валовой продукт промышленности в 1990–1999 гг. сократился на 40 %. В экспорте газ и сырая нефть составляли около 40 %. Происходила деиндустриализация страны, упало сельскохозяйственное производство. В результате экономической модернизации в России резко увеличились имущественная дифференциация, явная и скрытая безработица, значительно снизился жизненный уровень людей, занятых в бюджетной сфере, инвалидов, пенсионеров. Выросла зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций. В августе 1998 г. разразился тяжелейший финансово-экономический кризис, вызванный государственным долгом и низкими мировыми ценами на сырье. Кризис поразил все отрасли хозяйства и тяжело отразился на положении российского населения [1, c. 563-564]. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий, выросла армия безработных. Только к началу 2000-х негативные последствия кризиса были преодолены.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б. Н. Ельцина (повторно избранного на пост Президента в 1996 г.). Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. Так, за 1998–2000 гг. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек [1, c. 529-531]. Одной из важнейших причин кризиса власти был раскол внутри самой правящей элиты. Часть ее во главе с популярными и влиятельными политиками обнаружила намерение выступить с оппозицией Ельцину на выборах в Государственную Думу, а в последующем и на президентских выборах. Миссия нейтрализации этой опасности и обеспечения успеха президентским силам была возложена на нового главу правительства В. В. Путина, которого президент Ельцин назвал своим «преемником».

Дебют Путина в качестве премьер-министра принес ему ошеломительный успех. Первой его акцией было энергичное и жесткое подавление широкомасштабного вторжения чеченских боевиков на территорию Дагестана. Премьер-министр сумел заручиться широкой поддержкой своих действий со стороны общества и СМИ. Уже в сентябре 1999 г., через месяц после назначения Путина премьером, его рейтинг популярности перевалил за 70 %, а его массовая поддержка была сопоставима с массовой поддержкой Горбачева в 1985–1986 гг. и Ельцина в 1990–1991 гг. Стремительно наращивая успех в обществе, Путин менял свои манеры и поведение: из малоприметного и самого немногословного в верхней правительственной когорте чиновника он превратился в яркого публичного политика – лаконичного, но высказывающего неизменно четкие, содержательные и запоминающие формулировки, деятельного, но не суетливого, авторитарного, но при этом сугубо рационального, употребляющего власть для пользы дела, а не для удовлетворения личных прихотей [1, c. 534].

В конце 1999 г. Путин и его сторонники добились успеха на выборах в Государственную Думу с созданной ими партией «Единство». Это объединение стало новой «партией власти» и представляло собой либералов-государственников: рынок и приватизация объявлялись нерушимыми ценностями, но государству надлежало определять всеобъемлющие «правила игры» и стоять на страже их исполнения всеми членами общества. В 2001 г. на основе объединения с другими политическими движениями «Единство» превратилось в мощную проправительственную партию «Единая Россия». Другими крупными политическими организациями этих лет являлись: Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ, лидер Г. А. Зюганов); Либерально-демократическая партия России (ЛДПР, лидер В. В. Жириновский); Союз правых сил (СПС, лидер Б. Е. Немцов); «Яблоко» (лидер Г. А. Явлинский).

 



2016-01-26 548 Обсуждений (0)
Складывание новой российской государственности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Складывание новой российской государственности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (548)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)