Понятия и виды функций менеджмента. Распределение общих функций по уровням управления
Функции менеджмента определяют устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Они характеризуют общие задачи и направления управленческих работ, состав и содержание которых в наименьшей степени зависят от специфики конкретной организации. Дифференциация функций менеджмента позволяет выделить отдельные задачи и виды управленческой деятельности и регламентировать рациональные правила и процедуры их осуществления. Рассмотрение менеджмента как совокупности и процесса взаимосвязанных функций обеспечивает синтез различных школ научного управления и возможность реализации ситуационного подхода при принятии управленческих решений. Различные концепции менеджмента предусматривают большое разнообразие состава и содержания функций менеджмента. При системном рассмотрении можно выделить три группы функций менеджмента, наиболее общие для всех видов организаций и любых условий функционирования: · общие функции менеджмента; · социально-психологические функции менеджмента; · технологические функции менеджмента. Общие функции менеджмента отражают содержание основных стадий процесса управления деятельностью организации на всех иерархических уровнях. Успешный менеджмент любой организации должен предусматривать осуществление следующих общих функций: · формирование целей; · планирование; · организацию; · контроль. Социально-психологические функции менеджмента связаны в основном с характером производственных отношений в коллективе. Они содержат две разновидности функций: · делегирование; · мотивацию. Технологические функции менеджмента выделяют два основных вида деятельности, составляющих содержание технологии труда менеджера любого уровня иерархии: · решения; · коммуникации. Распределение общих функций по уровням менеджмента. Для реализации каждой из общих функций менеджмента в организации формируются определенные коммуникационные связи и подготавливаются управленческие решения. Они являются инструментальной (технологической) базой общих функций менеджмента. Поведенческие аспекты реализации общих функций менеджмента формируют на предприятии его социально-психологические функции: делегирование и мотивация.
33. Планирование как функция управления. Сущность и задачи планирования. Принципы планирования. Виды планирования. Классификация видов внутрифирменного планирования. Характеристика этапов планирования. Планирование является первой общей функцией менеджмента. Эта функция предусматривает прогнозирование, определение целей, стратегии, политики и задач организации и включает, прежде всего, принятие обоснованных решений, четкого формулирования направления действий, составления планов и графиков работы на различные периоды, т.е. создаёт и обеспечивает основы для принятия интегрированных решений и является жизненно необходимым в каждой социально - экономической системе. Под планированием понимают ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений о необходимом оптимальном способе действий организации для достижения поставленных целей. Планирование заключается в систематическом поиске возможностей действовать и в прогнозировании последствий этих действий в заданных условиях. Сущность планирования состоит в следующем: · в конкретизации целей развития всей организации и каждого подразделения в отдельности на установленный период; · в определении хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; · в выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач. Принципами планирования являются: · полнота - требуется учесть все факторы внутренней и внешней среды, которые способны повлиять на успешность реализации плана; · детализация - её глубина определяется целью планирования - необходимо детализировать все учтенные факторы и разложить их на составляющие; · точность - составленный план должен точно соответствовать целям организации, учитывать её ресурсы, возможности и ограничения; · простота и ясность - план должен быть понятен исполнителю и менеджеру; · непрерывность - недопустимо, чтобы между планами был разрыв во времени, каждый следующий план должен развивать успех предыдущего; · эластичность и гибкость - использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность; · выравнивание при планировании - учет "узких мест" - факторов, которые ограничивают возможности организации; · экономичность - затраты на планирование и реализацию должны быть меньше, чем достигаемый результат. При планировании следует четко определить: · объект планирования (что планируется - конечные и промежуточные цели, задачи, решение которых необходимо для достижения целей); · субъект планирования (кто планирует); · период планирования (на какой срок); · средства планирования (например, компьютерное обеспечение); · методику планирования (как планировать); · средства и способы решения поставленных задач и достижения поставленных целей; · ресурсы, их источники и способы распределения; · согласование планов (каких, с кем и на каких условиях). При планировании выделяют восемь этапов: · целеполагание (формулировка целей) - определение того, чего именно желает достичь организация (фирма, предприятие). Этот этап нельзя формализовать, следовательно, личность менеджера или владельца организации проявляется, прежде всего, на этом этапе; · подбор, анализ и оценка способов достижения поставленных целей - выбор наилучшего способа достижения цели; · составление перечня необходимых мероприятий - планирование конкретных действий для осуществления выбранного на предыдущем этапе варианта достижения поставленных целей; · составление программы работ - выявление оптимального порядка выполнения намеченных на предыдущем этапе действий с учетом их взаимосвязи; · анализ ресурсов - оценка необходимых материальных, финансовых, информационных, кадровых, временных ресурсов для реализации плана; · анализ разработанного варианта плана - позволяет оценить выполнимость выбранного варианта действий и, в случае его неоптимальности, вернуться к любому предыдущему этапу; · подготовка детального плана действий - позволяет детализировать разработанный план, выбрать согласованные между собой сроки выполнения отдельных работ, рассчитать необходимые ресурсы; · контроль выполнения плана - оценка достигнутых результатов и внесение необходимых изменений в случае необходимости. Наиболее важным из них является целеполагание, так как именно от него зависят все остальные этапы и результаты, которых достигнет организация.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (791)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |