Правовая основа оперативно-розыскной деятельности
Под правовой основой оперативно-розыскной деятельности понимается совокупность норм и предписаний закона, а также подзаконных нормативных актов, определяющих понятие, цели и задачи ОРД, ее субъектов их компетенцию, силы и средства, методы оперативно-розыскной деятельности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, порядок использования их результатов, контроль и надзор за соблюдением законности и т.д. В статье 5 Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности» говорится, что правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют Конституция Кыргызской Республики, Закон «Об оперативно-розыскной деятельности», а также другие законы и иные нормативные акты КР. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, издают в пределах своей компетенции на основании Закона об ОРД нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий, то есть ведомственные нормативные акты. Названные в Законе об ОРД цели оперативно-розыскной деятельности, заключающиеся в защите жизни, здоровья, прав, свобод и законных интересов граждан, собственности, обеспечении безопасности общества и государства, вытекают из провозглашенных Конституцией высших ценностей нашего государства. Перечисленные в Конституции права и свободы личности являются не только объектом защиты оперативно-розыскной деятельности, но и лежат в основе осуществления этой деятельности, формируя один из основополагающих принципов ОРД. Помимо Конституции, правовую основу оперативно-розыскной деятельности составляют законы, принимаемые Парламентом, и Указы Президента Республики, имеющие силу законов. Таковыми, например, являются Законы «Об оперативно-розыскной деятельности» 1998г., «О национальной безопасности» 1994г., «Об органах внутренних дел КР» 1994г., другие Законы и Указы, регламентирующие деятельность органов, уполномоченных законом осуществлять оперативно-розыскную деятельность. При этом следует подчеркнуть, что законодательные акты, касающиеся вопросов организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности, должны издаваться на основе институционального по отношению к ним Закона Кыргызской Республики «Об оперативно-розыскной деятельности». К законодательным актам, являющимся составной частью правовой основы оперативно-розыскной деятельности и регулирующим отдельные ее важные аспекты, относятся Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Кодекс об административных правонарушениях и другие законы в части, касающейся оперативно-розыскной деятельности. Так, диспозиции соответствующих статей Уголовного кодекса и Кодекса об административных правонарушениях содержат перечень признаков преступлений и правонарушений, выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие которых входит в компетенцию различных органов. Кыргызской Республики, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Уголовно-процессуальное законодательство закрепляет за соответствующими органами подследственность уголовно-наказуемых деяний, предусмотренных в нормах Уголовного кодекса, возлагает на органы дознания обязанность проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий. Сюда же относятся и нормы Уголовно-процессуального кодекса, обеспечивающие законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, регламентирующие вопросы использования результатов ОРД в уголовном процессе, обеспечения безопасности ее участников, раскрывающие порядок проведения ряда оперативно-розыскных мероприятий в случаях осуществления ОРД в рамках уголовного процесса. Уголовно-исправительных кодекс определяет задачи оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях и порядок осуществления в них некоторых специальных оперативно-розыскных мероприятий. Отдельную группу правовой базы оперативно-розыскной деятельности образуют подзаконные нормативные правовые акты высших органов власти и управления: Указы Президента КР, Постановления Правительства КР по отдельным вопросам организации и осуществления оперативно-розыскной деятельности. В систему правового обеспечения оперативно-розыскной деятельности входят также ведомственные нормативные акты, издаваемые субъектами ОРД по согласованию с Генеральным прокурором республики в пределах своей компетенции на основе Закона об ОРД, других соответствующих законодательных актов и конкретизирующие последние. Эти акты могут издаваться каждым из субъектов ОРД отдельно или совместно несколькими из них. Как правило, они регламентируют организацию и тактику проведения оперативно-розыскных мероприятий и в соответствии с Законом КР «О государственных секретах» являются секретными (приказы, указания, инструкции, положения и т.д.). Составную часть правовой основы оперативно-розыскной деятельности образуют международные, межгосударственные (двусторонние и многосторонние) соглашения и другие обязательства Кыргызской Республики. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Конституции, международные договоры, ратифицированные Республикой, имеют приоритет перед ее законами и применяются непосредственно, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание закона. Международные договоры в свою очередь можно подразделить на: 1. Договоры универсального характера (Международный пакт о гражданских и политических правах т 16 декабря 1966г.; Венская Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических и психотропных средств 1988г.; Палермская Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000г. и другие). 2. Региональные договоры (Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950г.; Минская Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993г.; Соглашение о взаимодействии Министерств внутренних дел стран СНГ в сфере борьбы с преступностью от 24 апреля 1992г. и др.). 3. Двусторонние соглашения. Перечисленные соглашения могут быть заключены правительствами государств и непосредственно органами, осуществляющими ОРД (правоохранительными органами и спецслужбами).
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (445)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |