Виды международных экономических отношений
Одной из отличительных особенностей мирового хозяйства второй половины XX века является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Междунар.отношения- многоуровневый комплекс экономич.отношений между хозяйствующими субъектами разных стран,кот.могут быть разделены на виды: -междун.торговля товарами и услугами; -междун.миграция раб.силы; -междун.движение капитала; -междун.обмен технологиями; -междун.экономическая интеграция -транснационализация. 1.Междунар.торговля-обмен товарами и услугами между людьми и фирмами разных стран. Междун.торговля–старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще за долго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. ^ 2.Междунар.миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. 3. ^ Международное движение капитала - это помещение и функционирование капитала за рубежом, прежде всего с целью его самовозрастания. Вкладывая капитал за рубежом, инвестор осуществляет зарубежные инвестиции. 4. ^ Междун.обмен технологиями –межгосударственное перемещение научно-технических достижений на коммерческой или безвозмездной основе. 5.Междун.экономическая интеграция –процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хоз-х механизмрв, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами. 6.Транснационализация – перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала. Транснационализация хозяйственной жизни– процесс усиления роли транснациональных корпораций (ТНК) в мировой экономике. Международные экономические отношения как наука изучает не экономику зарубежных стран, а особенности их экономических отношений. Причем, не любые экономические отношения, а только наиболее часто повторяющиеся, типические, характерные, определяющие отношения. По некоторым оценкам, существуетнесколько сотен видов скрытого протекционизма, с помощью которогостраны могут в одностороннем порядкеограничивать импорт или экспорт. В ихчисле:• Технические барьеры – скрытыеметоды торговой политики, возникающиев силу того, что национальные технические, административные и иныенормы и правила построены так, чтобыпрепятствовать ввозу товаров из-зарубежа. Наиболее распространенныебарьеры технического характера – требования о соблюдении национальных стандартов, о получении сертификатов качества импортной продукции, о специфической упаковке и маркировке товаров, о соблюдении определенных санитарно-гигиенических норм, включая проведение мероприятий по охране окружающей среды, о соблюдении усложненных таможенных формальностей и требований законов о защите потребителей и многие другие. Технические барьеры далеко не всегда являются только методом протекционизма. Во многих случаях их введение продиктовано не столько желанием оградить внутренний рынок, сколько заботой о защите населения. • ^ Внутренние налоги и сборы– скрытыеметоды торговой политики, направленныена повышение внутренней ценыимпортного товара и сокращение темсамым его конкурентоспособности навнутреннем рынке. Могут вводиться какцентральными, так и местными органамигосударственной власти. Налоги, накладываемые в основном на импортные товары, весьма разнообразны и могут быть прямыми (налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу) или косвенными (сборы за таможенное оформление, регистрацию и выполнение других формальностей, портовые сборы). Внутренние налоги и сборы играют дискриминационную роль только в том случае, если они накладываются только на импортные товары, при том что товары местных производителей налогообложению не подлежат. Если же правила внутреннего налогообложения одинаковы как для национальных товаров, так и для импортных, то такая политика может рассматриваться как политика создания равных стартовых условий для конкуренции в цене и качестве. Во многих случаях внутренние налоги превышают по стоимости размер импортной пошлины и, более того, их ставка может изменяться в зависимости от внутренней конъюнктуры местного рынка. • Политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, требующий от государственных органов и предприятий покупать определенные товары только у национальных фирм, даже несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных; Наиболее типичным объяснением такой политики являются требования национальной безопасности. • ^ Требование о содержании местных компонентов – скрытый метод торговой политики государства, законодательно устанавливающего долю конечного продукта, которая должна быть произведена национальными производителями, если такой продукт предназначается для продажи на внутреннем рынке. Обычно требование о содержании местных компонентов используется развивающимися странами в рамках политики им- портозамещения, которая предполагает создание и наращивание национальной базы производства импортируемых товаров, с тем чтобы в дальнейшем отказаться от их импорта. Правительства развитых стран используют требование о содержании местных компонентов, чтобы избежать перемещения производства в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой и сохранить тем самым уровень занятости.
Различают внутреннюю миграцию рабочей силы, происходящую между регионами одного государства, и внешнюю миграцию, затрагивающую несколько стран. Наука международной экономики занимается внешней миграцией рабочей силы и ее экономическими причинами. Основные понятия, используемые при изучении проблем международной миграции, следующие: ^ Миграция рабочей силы – переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера. Иммиграция – въезд трудоспособного населения в данную страну из-за ее пределов. Эмиграция – выезд трудоспособного населения из данной страны за ее пределы. ^ Миграционное сальдо– разность иммиграции из страны и эмиграции в страну. «Утечка мозгов» – международная миграция высококвалифицированных кадров. Реэмиграция – возвращение эмигрантов на родину на постоянное место жительства. Международная миграция рабочей силы возникла многие столетия назад и за прошедшее с тех пор время претерпела серьезные изменения. Наиболее активная теоретическая разработка проблем международной миграции началась с конца 60-х годов в рамках моделей экономического роста. Их основная идея заключается в том, что международное перемещение рабочей силы, как одного из факторов производства, оказывает влияние на темпы экономического роста, ее причиной являются межстрановые различия в уровне оплаты труда Сторонники неоклассического подхода, в соответствии с которым каждый человек получает и потребляет предельный продукт своего труда, считают, что эмиграция приводит к росту благосостояния принимающей страны, причем экономическое развитие государства, из которого происходит эмиграция, остается прежним или, во всяком случае, не ухудшается. Неокейнсианцы признавали возможность ухудшения в результате миграции экономического положения страны, экспортирующей рабочую силу, особенно если эмигрируют высококвалифицированные работники. В этой связи широко обсуждалась идея введения налога на «утечку мозгов», доходы от которого предлагалось передавать в распоряжение ООН и использовать на нужды развития. В последние годы акцент в анализе миграции сместился на исследование аккумуляции человеческого капитала как эндогенного фактора экономического роста стран. Исходя из того, что накопленный человеческий потенциал является важнейшей предпосылкой экономического развития, в рамках этой группы моделей международная миграция является одним из объяснений различий в темпах экономического роста между странами. ТНК - комп-ии с испол-ем однонац. акционер. кап-ла, управленч. контроля и интернац. сферы деят-ти. ТНК организуют головную компанию в стране базирования и дочерние филиалы по всему миру. Комиссия ООН по ТНК выделяет ряд критериев, по кот.комп-я может быть отнесена к ТНК:- годовой объем продаж свыше 1 млрд.$ - наличие филиалов более чем в 6 странах мира- доля заруб-х активов не менее 30% ст-ти всех активов комп-ий - не менее 1/5 всего оборота комп-ии должно приходится на внеш. операции Влияние ТНК на конкурентоспособность принимающих экономик очень многосторонне и далеко не всегда оно бывает положительным. Это связано с тем, что отношения между принимающими странами и ТНК сложны, что обусловлено частым несовпадением интересов, а также асимметрией власти. Такая асимметрия ощущается сразу же, как только обе стороны пытаются максимизировать свои выгоды. ТНК, как правило, экономически намного сильнее, чем большинство принимающих их стран. Они нередко стараются использовать свою мощь, чтобы оказывать давление на местные правительства, принуждая их минимизировать свои налоговые обязательства или добиваясь получения особых льгот в финансовой сфере, инфраструктуре, защите рынка и т.д. В качестве ответных акций многие страны применяют запреты и ограничения, а также национализацию и экспроприацию собственности (особенно активно эти меры использовались после второй мировой войны). Все же в большинстве случаев (в особенности при наличии целевой программы развития отношений с транснациональными корпорациями) принимающая страна выигрывает от присутствия ТНК. Трудящиеся и поставщики, обслуживающие новые предприятия, наряду с местными властями, получающими налоги, выигрывают больше, чем теряют конкурирующие местные инвесторы. Широкое привлечение иностранного капитала при помощи ТНК способствует снижению безработицы в стране. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны и повышению ее конкурентоспособности в системе мирового хозяйства. Положительные эффекты от присутствия ТНК в экономике принимающей страны в первую очередь обусловлены притоком прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Расширение притока иностранного капитала в значительной мере способствует модернизации национальной промышленности, интенсификации экспорта (т.е. увеличение в нем доли высокотехнологичных продуктов обрабатывающей промышленности) и повышению конкурентоспособности целых отраслей национальной промышленности. В своих действиях ТНК руководствуются в основном желанием максимизировать прибыль и минимизировать издержки, далеко не всегда считаясь при этом с интересами принимающих их государств, поэтому для получения максимальной выгоды от притока ПИИ в страну правительство должно выработать четкую программу взаимодействия с иностранными инвесторами для расширения их связей с национальными производителями. Одной из стран, которая доказала эффективность разработки подобной программы является Венгрия. Положительное влияние ТНК на экономику принимающих стран не ограничивается только количественными показателями притока ПИИ в страну. Важной является и качественная составляющая. ТНК приносят в страну передовые решения в области менеджмента и маркетинга, способствуют внедрению новейших научно-технических разработок путем трансферта технологий, интенсификации инновационного процесса в принимающей стране. Помимо этого, интегрируя рабочую силу разных стран и предъявляя ей повсеместно одни и те же требования, ТНК играют важную роль в распространении международных стандартов подготовки квалифицированных кадров. Все это приводит к качественному росту промышленности принимающей страны и как следствие - росту производительности труда. А именно производительность труда является сегодня одним из ключевых факторов, определяющих конкурентоспособность национальных производителей на мировой арене и конкурентоспособность государства в системе мирового хозяйства. Хотя в целом деятельность ТНК положительно сказывается на экономическом развитии и конкурентоспособности принимающей страны, тем не менее, существует много проблем, связанных с той деятельностью ТНК, которая противоречит интересам принимающих стран. Квота или контингент является наиболее распространенной формой количественных ограничений. Квота – количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенным количеством или суммой на определенный промежуток времени. Выделяют следующие виды квот: По направленности их действия квоты разделяются на: - экспортные – вводятся либо в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, устанавливающими долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (экспорт нефти из стран ОПЕК), либо правительством страны для предотвращения вывоза товаров, дефицитных на внутреннем рынке (экспорт нефти из России и сахара с Украины в начале 90-х гг.); - импортные– вводятся национальным правительством для защиты местных производителей, достижения сбалансированности торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а также как ответ на дискриминационную торговую политику других государств. По охвату квоты делятся на: - глобальные– устанавливаются на импорт или экспорт определенного товара на определенный период времени вне зависимости от того, из какой страны он импортируется или в какую страну он экспортируется. Смысл таких квот обычно заключается в обеспечении необходимого уровня внутреннего потребления, и объем их вычисляется как разность внутреннего производства и потребления товара; - индивидуальные – установленная в рамках глобальной квоты квота каждой страны, экспортирующей или импортирующей товар. Такие квоты устанавливаются обычно на основе двусторонних соглашений, которые дают основные преимущества в экспорте или импорте товара тем странам, с которыми имеются тесные взаимные политические, экономические и иные интересы. современная международная экономика - это сложная система национальных хозяйств в их единстве и взаимодействии, основанном на мобильных факторах производства и формировании транснациональной системы и развитых форм координации международной экономической жизни. Из данного определения следует, что структура международной экономики весьма сложна. ^ Во-первых, это совокупность национальных экономических систем. Все страны весьма условно можно разделить на три основные группы. Развитые страны, как правило, это члены Организации экономического развития и сотрудничества, среди которых ведущую роль играют страны Большой семерки, и страны периферии мирового хозяйства (развивающиеся страны), куда входят как лидеры (Тайвань, Малайзия, Чили, Мексика и др. новые индустриальные страны), так и "аутсайдеры"- беднейшие государства (Никарагуа, Афганистан, Ангола, большинство стран Центральной Африки), а также страны среднего уровня развития (Иран, Марокко, Эквадор), страны с переходной экономикой (бывшие социалистические страны Восточной Европы и страны на пространстве СССР), формирующие рыночную экономику. ^ Экономика стран первой группы отличается, как правило, высоким уровнем развития производительных сил, рациональной структурой экономики, характерной для моделей постиндустриального развития, устойчивым, но невысоким экономическим ростом, отсутствием чрезмерных уровней инфляции и безработицы, высоким уровнем жизни, социальной стабильностью, сбалансированностью и эффективностью международных экономических связей. Эти характеристики в целом не применимы к развивающимся странам, испытывающим сложность вследствие многоукладного характера экономики, финансовой нестабильности, инфляции, безработицы, структурных диспропорций, политических и социальных конфликтов, низкого уровня жизни большей части населения, неэффективных форм участия в международных экономических отношениях. Значительная часть этих характеристик стран развивающихся применима и к странам с переходной экономикой, к тому же испытывающим сложности в связи со сменой моделей развития. В то же время постсоциалистические страны по ряду параметров близки к развитым государствам - по уровню развития промышленности, науки, культуры, образованию граждан и пр. ^ Во-вторых, международная экономика характеризуется многообразными формами экономических связей. Как правило, выделяются следующие основные виды отношений: международная торговля товарами и услугами; международное движение капиталов (экспорт-импорт капитала); международная миграция рабочей силы; международное научно-техническое сотрудничество; международные валютно-кредитные и финансовые отношения; интеграционные отношения государств. ^ В-третьих, международная экономика демонстрирует формирование такого специфического звена, как транснациональные корпорации (ТНК). ТНК - это крупные национальные или многонациональные корпорации, имеющие развитую сеть филиалов за рубежом. Это мощные производственные системы по масштабам деятельности часто сравнимые с размерами экономических систем небольших государств. Фактически это во многом наднациональные образования с собственной системой интересов, со своей политикой, часто идущей вразрез с интересами как стран своего происхождения, так и стран базирования. В-четвертых, это всевозможные формы межгосударственной координации деятельности, в частности, международные экономические организации (Международный валютный фонд, Мировой банк, Всемирная торговая организация), а также региональные интеграционные объединения стран (ЕС, НАФТА, АСЕАН и др.). Миграция раб.силы-переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более, чем на год, вызванное причинами экономического и др.хар-ра. ^ Регулирование миграционных процессов – особая, специфическая область социальной политики государства, реализуемая посредством комплекса административно-правовых, организационно-экономических, информационных и других методов. Государственное регулирование должно осуществляться с учетом складывающихся тенденций в отношении процессов как внутригосударственной, так и внешней миграции. Большое место в сфере миграционной политики отводится регулированию внешней трудовой миграции. Система государственных мер по регулированию иммиграции включает: 1) законодательство о юридическом, политическом и профессиональном статусе иммигрантов; 2) институционные службы по иммиграции рабочей силы; 3) межгосударственные соглашения по иммиграции рабочей силы. Элементом реализации политики внешней трудовой миграции являются способы организации данного процесса. По применяемому способу организации страны-экспортеры делятся на три группы: 1) страны, где организация внешней трудовой миграции базируется практически на стопроцентном государственном регулировании потоков посредством специальных национальных служб и министерств; 2) страны, где частные агентства играют основную роль в найме рабочей силы для работы за рубежом; 3) страны, где используется смешанная схема организации. В условиях интернационализации хозяйственной жизни, когда экономика отдельных стран все глубже втягивается в международную хозяйственную систему, изменяются роль и цели национального внешнеэкономического регулирования. Задача защиты внутреннего рынка и проведение политики протекционизма не выдвигается на передний план. Наоборот, обнаруживается тенденция к либерализации внешней торговли и движения капитала, снимаются ограничения, и вводится свободная обратимость национальной валюты. Важнейшей задачей национального механизма регулирования становится повышение международной конкурентоспособности отечественных предпринимателей. Конкурентоспособность товаров даже самых крупных компаний на мировом рынке зависит не только от технического уровня и организации производства на их предприятиях, но и от национального уровня заработной платы, системы налогообложения, состояния инфраструктуры, уровня образования трудящихся, наличия научно-технического потенциала и т.д. Внешнюю торговлю определяет внешнеторговая политика, которая является составной частью внешнеэкономической политики. Под внешнеторговой политикой понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами посредством субсидий и прямых ограничений на экспорт и импорт. Основными целями внешнеторговой политики являются: - изменение степени и способа включения данной страны в международное разделение труда;- изменение объемов экспорта и импорта; - изменение структуры внешней торговли; - обеспечение страны необходимыми ресурсами;- изменение соотношения экспортных и импортных цен. При этом следует отметить, что внешнеторговая политика играет особую роль в модели экономического развития государства, выполняя функции следующего характера: преобразующую (политика развития отраслей, регионов в области ввоза и вывоза товаров, капитала, рабочей силы и т.д.), мобилизующую (выход, удержание позиций на тех или иных рынках и расширение внешних рынков), балансирующую (национальные интересы в сочетании с интересами блоков стран и т.д.). С этой точки зрения внешнеэкономическая политика позволяет фиксировать ход трансформации моделей развития отдельных стран и определять общие ценности (преодоление противоречий внутри страны, адаптация к новому экономическому механизму, к чужеродной неорганичной для данного общества культуре), а также характер методических приемов реализации политики. Инструменты торговой политики, используемые для ограничения торговли услугами, в большинстве своем те же, что и в торговле товарами. ^ Меры регулирования доступа на рынок– инструменты торговой политики, ограничивающие или запрещающие иностранным фирмам–производителям услуг оперировать на местном рынке. Меры регулирования доступа на рынок приобретают в большинстве случаев форму количественных ограничений и включают: - Ограничения на торговлю услугами. Например, законодательное требование о том, что все импортные грузы должны страховаться только местными страховыми компаниями. Оно автоматически устраняет иностранных конкурентов с внутреннего рынка страховых услуг для импортирующих компаний. Отсутствие конкуренции, в свою очередь, ведет к завышению цен, которое перекладывается на экспортеров и в конечном счете на потребителей импортных товаров. Перевозка экспортных грузов и в особенности каботажное плавание между портами одного и того же государства во многих странах законодательно закреплены за национальными транспортными компаниями. - Введение количественных квот, на импорт иностранных услуг.Примером может служить обязательное количество эфирного времени, которое отдается национальным радиостанциям, что является прямой дискриминацией против иностранных радиостанций. Или ограничение на количество иностранных фильмов, которые могут быть закуплены или показаны по национальным телевизионным каналам в течение определенного периода времени. - Ограничения на создание на внутреннем рынке филиалов иностранных компаний,предоставляющих услуги. Например, во многих странах законодательство запрещает создание филиалов банков, страховых, туристических и иных иностранных компаний. Иногда создавать иностранные филиалы не запрещено, но перечень услуг, которые они могут предоставлять местным покупателям, законодательно сильно ограничен. Такое законодательство используется, когда необходимо защитить неокрепших местных производителей соответствующих услуг. Хотя из общей теории международной торговли известно, что наиболее предпочтительными формами защиты в этом случае являются внутреннее субсидирование местных и обложение налогом иностранных производителей услуг. - Ограничения на передвижение производителей услуг.Обычно принимают форму государственного лицензирования импорта рабочей силы, которое сопряжено для местного импортера как с прохождением бюрократических процедур, так и с оплатой получения соответствующей лицензии. Примером могут служить обязательное лицензирование и даже тестирование во многих странах иностранных врачей до того, как они получают разрешение заняться лечебной практикой. И в этом случае какая-либо форма местной субсидии или, по крайней мере, тарифа на импорт является предпочтительной по сравнению с квотой на въезд. - Ограничения на передвижение потребителей услуг.Приобретают, например, форму лимитирования количества туристических виз, которые могут выдаваться нерезидентам в течение определенного периода времени.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1196)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |