Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности



2016-01-26 630 Обсуждений (0)
Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности 0.00 из 5.00 0 оценок




Психология

Безопасности личности

 

Рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

 

УДК 159.923(075.8)

ББК 88.4я73

К 59

 

Рецензент - заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор О.М. Краснорядцева

 

 

Учебное пособие адресовано слушателям?????? с целью расширения представлений о личности, вовлеченной в экстремальную ситуацию: техногенную, природную, социальную. В учебном пособии представлен материал, свидетельствующий о достижениях отечественных и зарубежных направлений в области психологической безопасности. Учебный материал снабжен обстоятельным иллюстративным материалом (схемами и таблицами), рекомендованной литературой и контрольными вопросами по каждой главе, что делает его доступным для самостоятельного изучения и усвоения.

 

УДК 37.015.3(075.8)

ББК 88.8я73

 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………….............
1 Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности …………………………………………………………..  
1.1 Безопасность личности как психологический феномен……………….…..
1.2 Факторы оказывающие влияние на психологическую безопасность…….
2 Чрезвычайные ситуации и их классификация………………………………..
3 Норма психологического здоровья, психология риска………………............
4 Психологические особенности реагирования в чрезвычайных ситуациях…
4.1 Слухи как фактор развития опасной социальной ситуации………………..
4.2 Паника как фактор развития опасной социальной ситуации………………
4.3 Психические реакции при стихийных бедствиях и катастрофах…………
5 Чрезвычайные ситуации и психическое здоровье ……………………………
6 Посттравматические расстройства…………………………………………….
6.1 Основные факторы формирования реакций и расстройств при жизненно опасных ситуациях……………………………………………...........................  
6.2 Виды (уровни) реакций человека на стресс…………………………………
6.2.1 Позитивное влияние стресса на человека…………………………………
6.2.2 Негативное влияние стресса……………………………………………….
7 Характеристика деятельности в особых и экстремальных условиях………..
7.1 Закономерности деятельности в экстремальных условиях………………..
7.2 Переносимость экстремальных условий…………………………………….
7.3 Нервно-психическая неустойчивость………………………………………..
7.4 Готовность к деятельности в экстремальных условиях…………………….
8 Терроризм как экстремальное явление. Психологические портреты террориста и его жертвы…………………………………………………...........  
8. 1 Психологические портреты личности террориста и его жертвы………….
8.2 Захват заложников. Психологические аспекты безопасности…………….
9 Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях……….
9.1 Главные принципы оказания помощи перенесшим психологическую травму ……………………………………………………………………………..  
9.2 Техники экстренной психологической помощи……………………...........
9.3 Потеря близкого человека. Психологическая помощь пострадавшим в катастрофах………………………………………………………………………..  
9.4 Психологический дебрифинг…………………………………………………
9.5 Психологическая защита от разрушительного влияния со стороны других людей ……………………………………………………………………..  
10 Глоссарий………………………………………………………………………
11 Ответы на тестовые задания………………………………………………….
Список использованных источников……………………………………...........

 

 

Введение

Сегодня человек подвержен различным психологическим воздействиям, отрицательно влияющим на его психическое состояние. Манипулирование людьми с использованием различных методов информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в нашей жизни. Человек, вопреки своему желанию, вовлекается в сложные жизненные коллизии, в которых, чтобы выжить, он должен действовать более или менее эффективно. Из-за резкого роста числа угроз личности задачи безопасности приобрели качественно новую постановку.

Незнание объективных закономерностей сознания, психики и нравственных основ, управляющих жизнью, или нежелание считаться ними, может привести к тупику, из которого бывает трудно найти достойный выход. Поэтому понимание механизмов угроз и возможностей психологической защиты личности становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью в повседневной жизни.

Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов.

По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2010 году на территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных – 0, межрегиональных – 2, региональных – 12, межмуниципальных – 47, муниципальных – 159, локальных – 1 935,. В результате ЧС погиб 4 491 чел., пострадало 3 756 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (475) и Сибирском (412) федеральных округах.

Показатели по видам чрезвычайных ситуаций. В 2010 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 чел., пострадало 1 249 человек. Всего в 2010 г. произошло 36 биолого-социальных ЧС, в результате которых пострадало 292 чел., погибло 5 человек.

В 2009 году в Российской Федерации произошло 2693 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2248 техногенного, 402 природного и 43 биолого-социального характера. В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 5199 человека и пострадало 27335 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни 6613 человек.

Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии.

В психологической литературе значительное внимание уделяется выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий, исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации.

В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами.

Важно, чтобы специалист, встречающий человека, переживающего трагическую ситуацию, знал, что с ним происходит и как он может ему помочь. Не менее важно для специалиста в сложных условиях профессиональной деятельности умение сохранить собственное физическое и психическое здоровье.

 

 

Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности



2016-01-26 630 Обсуждений (0)
Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)