Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности
Психология Безопасности личности
Рекомендовано Ученым советом Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Оренбургский государственный университет» в качестве учебного пособия для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»
УДК 159.923(075.8) ББК 88.4я73 К 59
Рецензент - заведующая кафедрой общей и педагогической психологии Томского государственного университета, доктор психологических наук, профессор О.М. Краснорядцева
Учебное пособие адресовано слушателям?????? с целью расширения представлений о личности, вовлеченной в экстремальную ситуацию: техногенную, природную, социальную. В учебном пособии представлен материал, свидетельствующий о достижениях отечественных и зарубежных направлений в области психологической безопасности. Учебный материал снабжен обстоятельным иллюстративным материалом (схемами и таблицами), рекомендованной литературой и контрольными вопросами по каждой главе, что делает его доступным для самостоятельного изучения и усвоения.
УДК 37.015.3(075.8) ББК 88.8я73
Содержание
Введение Сегодня человек подвержен различным психологическим воздействиям, отрицательно влияющим на его психическое состояние. Манипулирование людьми с использованием различных методов информационно-психологического воздействия стало достаточно обычным явлением в нашей жизни. Человек, вопреки своему желанию, вовлекается в сложные жизненные коллизии, в которых, чтобы выжить, он должен действовать более или менее эффективно. Из-за резкого роста числа угроз личности задачи безопасности приобрели качественно новую постановку. Незнание объективных закономерностей сознания, психики и нравственных основ, управляющих жизнью, или нежелание считаться ними, может привести к тупику, из которого бывает трудно найти достойный выход. Поэтому понимание механизмов угроз и возможностей психологической защиты личности становится не только теоретической проблемой, но и насущной потребностью в повседневной жизни. Чрезвычайные ситуации получают в современных социально-политических условиях все более широкое распространение. Все чаще дети и взрослые попадают в условия техногенных катастроф, стихийных бедствий, подвергаются насилию, становятся заложниками. Поэтому интерес к психологии экстремальных ситуаций в современном мире неуклонно растет, как среди политиков, социологов, философов, так и среди практических психологов. По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 2010 году на территории Российской Федерации произошло 2 154 чрезвычайных ситуаций (ЧС), в том числе федеральных – 0, межрегиональных – 2, региональных – 12, межмуниципальных – 47, муниципальных – 159, локальных – 1 935,. В результате ЧС погиб 4 491 чел., пострадало 3 756 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни более 3000 человек. Наибольшее количество ЧС произошло в Приволжском (475) и Сибирском (412) федеральных округах. Показатели по видам чрезвычайных ситуаций. В 2010 г. произошло 1 966 ЧС техногенного характера, в результате которых погибло 4 455 чел., пострадало 2 176 человек. Количество ЧС природного характера составило 152. В них погиб 21 чел., пострадало 1 249 человек. Всего в 2010 г. произошло 36 биолого-социальных ЧС, в результате которых пострадало 292 чел., погибло 5 человек. В 2009 году в Российской Федерации произошло 2693 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2248 техногенного, 402 природного и 43 биолого-социального характера. В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибло 5199 человека и пострадало 27335 человек. Усилиями спасателей МЧС России удалось спасти жизни 6613 человек. Психология экстремальных ситуаций составляет к настоящему времени один из важнейших разделов прикладной психологии, который включает в себя как диагностику психических состояний человека, переживающего или пережившего чрезвычайные обстоятельства, так и направления, методы, техники, приемы психологической помощи: психологической коррекции, консультирования и психотерапии. В психологической литературе значительное внимание уделяется выявлению, психологическому анализу и классификации разнообразных психических феноменов, возникающих у жертв экстремальных происшествий, исследуются разнообразные негативные психические состояния, возникающие вследствие воздействия экстремальных факторов: стресс, фрустрация, кризис, депривация, конфликт. Эти состояния характеризуются доминированием острых или хронических негативных эмоциональных переживаний: тревоги, страха, депрессии, агрессии, раздражительности, дисфории. Возникающие в этих состояниях аффекты могут достигать такой степени интенсивности, что они оказывают дезорганизующее воздействие на деятельность человека, затрудняя процесс адаптации к происходящим событиям. Интенсивные эмоциональные переживания, такие, как страх, паника, ужас, отчаяние, могут затруднять адекватное восприятие действительности, правильную оценку ситуации, мешая принятию решений и нахождению адекватного выхода из стрессовой ситуации. В значительной части случаев последствиями травматического стресса, связанного с переживанием экстремальных жизненных ситуаций, являются такие формы поведения, как алкоголизм, наркомания, токсикомания, злоупотребление лекарственными препаратами. Важно, чтобы специалист, встречающий человека, переживающего трагическую ситуацию, знал, что с ним происходит и как он может ему помочь. Не менее важно для специалиста в сложных условиях профессиональной деятельности умение сохранить собственное физическое и психическое здоровье.
Теоретические предпосылки изучения проблемы психологической безопасности личности
Популярное: Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (630)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |